Млотек, Лейб (Л. Финкельштейн)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Граф (Обсуждение | вклад)
Kmysh (Обсуждение | вклад)
Строка 20: Строка 20:
Родился в семье торговца. Рано остался сиротой, лишившись отца и к 13-и годам - матери, был вынужден зарабатывать на хлеб тяжёлым трудом. Был помощником мясника; также - учился пению при [[синагога]]льном [[кантор]]е, был портным. Исколесил много местечек и городов, к 18-и годам приехал в Варшаву, где познакомился с идишской литературой, учился писать на грамотном [[идиш]] (из-за тяжёлой нужды в доме после безвременной кончины отца он так рано перестал ходить в [[хедер]], что в детстве даже не выучил [[Еврейский алфавит|еврейского алфавита]]). В возрасте ок. 20 лет уехал в Лондон. Почти сразу же стал участвовать в анархистском движении (группа «Арбейтер фрайнд»); здесь стал использовать фамилию ''Финкельштейн'', под которой, в основном, и был знаком еврейским литераторам.<ref>חיים ביידער. ווער איז געווען לייב מלאָטעק? - "פאָרווערטס", 12.03.1999.  -  Хаим Бейдер. ''Вер из гевен Лейб Млотек?'' (Кто был Лейб Млотек?) - ''«Форвертс»'', 12.03.1999.</ref>
Родился в семье торговца. Рано остался сиротой, лишившись отца и к 13-и годам - матери, был вынужден зарабатывать на хлеб тяжёлым трудом. Был помощником мясника; также - учился пению при [[синагога]]льном [[кантор]]е, был портным. Исколесил много местечек и городов, к 18-и годам приехал в Варшаву, где познакомился с идишской литературой, учился писать на грамотном [[идиш]] (из-за тяжёлой нужды в доме после безвременной кончины отца он так рано перестал ходить в [[хедер]], что в детстве даже не выучил [[Еврейский алфавит|еврейского алфавита]]). В возрасте ок. 20 лет уехал в Лондон. Почти сразу же стал участвовать в анархистском движении (группа «Арбейтер фрайнд»); здесь стал использовать фамилию ''Финкельштейн'', под которой, в основном, и был знаком еврейским литераторам.<ref>חיים ביידער. ווער איז געווען לייב מלאָטעק? - "פאָרווערטס", 12.03.1999.  -  Хаим Бейдер. ''Вер из гевен Лейб Млотек?'' (Кто был Лейб Млотек?) - ''«Форвертс»'', 12.03.1999.</ref>
-
Через некоторое время  покинул Англию, как и большинство  российских эмигрантов, и перебрался в Нью-Йорк. Писал стихи, которые  печатались в лондонской газете [[Рокер, Рудольф|Р.Рокера]] ''«Арбейтер фрайнд»'' (АФ). [[Бовшовер, Йосеф|Й. Бовшовер]], которого позднее признали одним из классиков еврейской поэзии в Америке, однако, посоветовал ему обратиться к прозе. Некоторое время он писал статьи, корреспонденции и заметки  в АФ (под редакцией [[Фрумкин, Авраам|Авраама Фрумкина]]). Вошёл как активист группы ''«Дер найер дор»'' («Новое поколение») в редакцию центральной американской [[Анархизм|анархистской]] газеты на [[идиш]] ''«Фрайе арбетер штиме»'' (ФАШ, Нью-Йорк, 1899 г.). В 1903 г. выступил на страницах ФАШ с полемическими статьями, как пропагандист т.н. ''"пропаганде фун тат"'' ("пропаганда действием" Йоганна Моста, со статьями серии «Атеизм и религия в науке»), с материалами типа «Альтруизм и эгоизм» (против д-ра [[Кон, Михаэль|М.Кона]]), «Анархизм и национализм» (против д-ра [[Золотарёв, Гилель|Гилеля Золотарёва]]), «Анархизм и социал-демократия» (против Фрэнка Розенблата), а также с массой полемических статей  на другие, самые разнообразные темы.  В годы 1-й русской революции печатался в ФАШ, позднее - в крупных профсоюзных американских изданиях на [[идиш]], таких, как ''«Ди герехтикайт»'', под редакцией [[Яновский, Шаул|Шауля Яновского]]. В 1920-1922 гг. был сотрудником редколлегии ФАШ, время от времени участвовал также в других изданиях. Имел непосредственное отношение к всеамериканской газете на идиш ''«Дер Тог»'' (Нью-Йорк) с середины 1920-х годов. Родоначальник так называемой журналистской идишской династии Млотеков, существующей  до сих пор<ref>Млотеки-журналисты существуют на международной арене идишизма вот уже больше ста лет и являются редакторами и комментаторами еврейских газет и журналов. Традиционная общественно-политическая ориентация представителей этой династии - левый социализм еврейской модуляции (включая [[бунд]]овское направление). Последние десятилетия культуртрегерская и литературная деятельность членов клана Млотеков связана, в первую очередь, с нью-йоркским  еженедельником ''«Форвертс»''. </ref>.  
+
Через некоторое время  покинул Англию, как и большинство  российских эмигрантов, и перебрался в Нью-Йорк. Писал стихи, которые  печатались в лондонской газете [[Рокер, Рудольф|Р.Рокера]] ''«Арбейтер фрайнд»'' (АФ). [[Бовшовер, Йосеф|Й. Бовшовер]], которого позднее признали одним из классиков еврейской поэзии в Америке, однако, посоветовал ему обратиться к прозе. Некоторое время он писал статьи, корреспонденции и заметки  в АФ (под редакцией [[Фрумкин, Авраам|Авраама Фрумкина]]). Вошёл как активист группы ''«Дер найер дор»'' («Новое поколение») в редакцию центральной американской [[Анархизм|анархистской]] газеты на [[идиш]] ''«Фрайе арбетер штиме»'' (ФАШ, Нью-Йорк, 1899 г.). В 1903 г. выступил на страницах ФАШ с полемическими статьями, как пропагандист т.н. ''"пропаганде фун тат"'' ("пропаганда действием" Йоганна Моста, со статьями серии «Атеизм и религия в науке»), с материалами типа «Альтруизм и эгоизм» (против д-ра [[Кон, Йехиэль Михель|М.Кона]]), «Анархизм и национализм» (против д-ра [[Золотарёв, Гилель|Гилеля Золотарёва]]), «Анархизм и социал-демократия» (против Фрэнка Розенблата), а также с массой полемических статей  на другие, самые разнообразные темы.  В годы 1-й русской революции печатался в ФАШ, позднее - в крупных профсоюзных американских изданиях на [[идиш]], таких, как ''«Ди герехтикайт»'', под редакцией [[Яновский, Шаул|Шауля Яновского]]. В 1920-1922 гг. был сотрудником редколлегии ФАШ, время от времени участвовал также в других изданиях. Имел непосредственное отношение к всеамериканской газете на идиш ''«Дер Тог»'' (Нью-Йорк) с середины 1920-х годов. Родоначальник так называемой журналистской идишской династии Млотеков, существующей  до сих пор<ref>Млотеки-журналисты существуют на международной арене идишизма вот уже больше ста лет и являются редакторами и комментаторами еврейских газет и журналов. Традиционная общественно-политическая ориентация представителей этой династии - левый социализм еврейской модуляции (включая [[бунд]]овское направление). Последние десятилетия культуртрегерская и литературная деятельность членов клана Млотеков связана, в первую очередь, с нью-йоркским  еженедельником ''«Форвертс»''. </ref>.  
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 15:09, 25 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Моше Гончарок
Дата создания: 25/02/2011


Л. Финкельштейн (он же - Лейб Млотек, לייב מלאָטעק – идиш, ок. 1874 г., местечко Земброво, с.-в. Польша – 19…, США) – литератор, публицист, пропагандист еврейского анархистского движения в Англии и США.

Биография

Родился в семье торговца. Рано остался сиротой, лишившись отца и к 13-и годам - матери, был вынужден зарабатывать на хлеб тяжёлым трудом. Был помощником мясника; также - учился пению при синагогальном канторе, был портным. Исколесил много местечек и городов, к 18-и годам приехал в Варшаву, где познакомился с идишской литературой, учился писать на грамотном идиш (из-за тяжёлой нужды в доме после безвременной кончины отца он так рано перестал ходить в хедер, что в детстве даже не выучил еврейского алфавита). В возрасте ок. 20 лет уехал в Лондон. Почти сразу же стал участвовать в анархистском движении (группа «Арбейтер фрайнд»); здесь стал использовать фамилию Финкельштейн, под которой, в основном, и был знаком еврейским литераторам.[1]

Через некоторое время покинул Англию, как и большинство российских эмигрантов, и перебрался в Нью-Йорк. Писал стихи, которые печатались в лондонской газете Р.Рокера «Арбейтер фрайнд» (АФ). Й. Бовшовер, которого позднее признали одним из классиков еврейской поэзии в Америке, однако, посоветовал ему обратиться к прозе. Некоторое время он писал статьи, корреспонденции и заметки в АФ (под редакцией Авраама Фрумкина). Вошёл как активист группы «Дер найер дор» («Новое поколение») в редакцию центральной американской анархистской газеты на идиш «Фрайе арбетер штиме» (ФАШ, Нью-Йорк, 1899 г.). В 1903 г. выступил на страницах ФАШ с полемическими статьями, как пропагандист т.н. "пропаганде фун тат" ("пропаганда действием" Йоганна Моста, со статьями серии «Атеизм и религия в науке»), с материалами типа «Альтруизм и эгоизм» (против д-ра М.Кона), «Анархизм и национализм» (против д-ра Гилеля Золотарёва), «Анархизм и социал-демократия» (против Фрэнка Розенблата), а также с массой полемических статей на другие, самые разнообразные темы. В годы 1-й русской революции печатался в ФАШ, позднее - в крупных профсоюзных американских изданиях на идиш, таких, как «Ди герехтикайт», под редакцией Шауля Яновского. В 1920-1922 гг. был сотрудником редколлегии ФАШ, время от времени участвовал также в других изданиях. Имел непосредственное отношение к всеамериканской газете на идиш «Дер Тог» (Нью-Йорк) с середины 1920-х годов. Родоначальник так называемой журналистской идишской династии Млотеков, существующей до сих пор[2].

Примечания

  1. חיים ביידער. ווער איז געווען לייב מלאָטעק? - "פאָרווערטס", 12.03.1999. - Хаим Бейдер. Вер из гевен Лейб Млотек? (Кто был Лейб Млотек?) - «Форвертс», 12.03.1999.
  2. Млотеки-журналисты существуют на международной арене идишизма вот уже больше ста лет и являются редакторами и комментаторами еврейских газет и журналов. Традиционная общественно-политическая ориентация представителей этой династии - левый социализм еврейской модуляции (включая бундовское направление). Последние десятилетия культуртрегерская и литературная деятельность членов клана Млотеков связана, в первую очередь, с нью-йоркским еженедельником «Форвертс».

Литература

  • רייַזען זאַלמאַן. לעקסיקאָן פון דער ייִדישער ליטעראַטור, פּרעסע און פילאָלאָגיִע. ווילנאַ, 1926-1929. - Райзен, Залман. Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие (Лексикон еврейской литературы, прессы и филологии, в 4-х частях). Т. 2, Вильна, 1927.
  • Гончарок Моше. Пепел наших костров. Очерки еврейского анархистского движения (идиш-анархизм). Иерусалим, 2002.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация