Броер, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 21: | Строка 21: | ||
В конце пятидесятых годов рав Бройер занялся уточнением текста распространенного издания Библии выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Моссад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра". | В конце пятидесятых годов рав Бройер занялся уточнением текста распространенного издания Библии выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Моссад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра". | ||
- | Рав Бройер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единого верного текста Танаха, утвержденного [[Масора | + | Рав Бройер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единого верного текста Танаха, утвержденного [[Масора|Масорой]]. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, сформировал текст Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия Танаха почти идентична версиям Танаха, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. [[Рама]], [[Ор Тора]] , [[Минхат Шай]] и другие. |
Больше того, когда ему удалось сравнить полученный им текст с текстом = "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, оказалось, что выверенный равом Бройером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Бройера, что существовал единая версия Масоры, а различия в версиях объясняются ошибками переписчиков. | Больше того, когда ему удалось сравнить полученный им текст с текстом = "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, оказалось, что выверенный равом Бройером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Бройера, что существовал единая версия Масоры, а различия в версиях объясняются ошибками переписчиков. |
Версия 19:24, 22 февраля 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
рав Мордехай Броер (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר) (1 ияра 5681 - 6 адара 5767, 14 мая 1921 - 24 февраля 2007) лауреат Премии Израиля, выдающийся исследователь ТаНаХа, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Подход категорий" (Шитат hа-бхинот), являющейся религиозным осознанием уроков библейской критики
Содержание |
Биография
Мордехай Бройер родился в Германии в городе Карлсруэ. Его отец Шимон Броер был математиком, мать - Лея, сестрой Авраама hа-Леви Френкеля. Мать умерла, когда ребенок еще был маленьким, и его отец женился вторично, на Агате (Гите) Идель. Его дядя, Ицхак Броер был крупным деятелем еврейской ортодоксальной общины в Германии. Со стороны деда, рав Броей правнук выдающегося раввина, комментатора Писания раввина Ш.Р.Гирша, основателя школы "Тора им Дерех Эрец" (сочетание изучение Торы с участием в светской жизни).
Был двоюродным братом Урсулы Меркин (1919-2006) – американки еврейско-немецкого происхождения, широко известной своей филантропической деятельностью. Брат Урсулы, имевший такое же имя (Мордехай Бройер), был также известным ученым.
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе Хорев, а после этого в иешиве Коль Тора и в иешиве Хеврон В 1947 году был преподавателем иешивы Иешива Бней Акива, кфар hа-РоэБней Акива в Кфар hа-Роэ и был послан от имени Бней Акива на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время Войны за Независимость был вожатым группы движения Бней Акива, которая защищала крепость Бирию.
С 1949 по 1965 преподавал в иешиве hа-Даром в Реховоте. Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что источником этого подхода была Библейская Критика. С 1966 по 1967 год работал инспектором минестерства просвящения в области преподавания Устной Торы. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в [[[Иерусалимский Женский Коледж|Иерусалимском Женском Коледже]]. Начиная с 1969 давал уроки Танаха в иешиве hар Эцион. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области Раввинистическая литература. Еврейский Университет пожаловал ему звание почетного доктора.
Жил в Иерусалимском районе Байт ве-Ган и проводил там уроки Танаха и Талмуда. Отец двоих детей. Его сын Йоханан Бройер являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.
Издание ТаНаХа
В конце пятидесятых годов рав Бройер занялся уточнением текста распространенного издания Библии выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Моссад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра". Рав Бройер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единого верного текста Танаха, утвержденного Масорой. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, сформировал текст Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия Танаха почти идентична версиям Танаха, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. Рама, Ор Тора , Минхат Шай и другие.
Больше того, когда ему удалось сравнить полученный им текст с текстом = "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, оказалось, что выверенный равом Бройером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Бройера, что существовал единая версия Масоры, а различия в версиях объясняются ошибками переписчиков.
Текст Танах под редакцией рава Бройера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием. Новое издание Танаха рава Бройера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Бройера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейского университета основываясь на этом издании выпустил издание Танаха: "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дало академическое признание этому исследованию рава Бройера. (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) [1], [2])
"Подход категорий"
Мордехай Бройер известен своим вкладом в развитие Шитат hа-Бехинот ("подход категорий"), который предполагает, что отличающиеся стили и внутренние напряженные отношения в библейском тексте представляют различные аспекты Бога или Торы, которые не могут быть слиты (объединены), не теряя своей идентичности. Согласно Бройеру, Бог написал Тору, имея ввиду "разнообразные перспективы развития ... каждая из которых реальна (истинна), так как только комбинация таких истин, открывает путь к действительной правде."
Такой подход, при его применении, может служить альтернативной основой по отношению к «теории источников» ( иначе «документальной гипотезе»), которая утверждает, что Тора была написана многими авторами (см. "Klal Yisroel's Loss". Jewish Press. 2007-02-28). http://www.jewishpress.com/page.do/20885/Klal_Yisroel's_Loss.html.
Рассмотрение Праздников в переспективе их развития
В двух книгах «Пиркей Моадот» (Pirkei Moadot, 1986) рабби Бройер обсуждает 28 тем, главным образом праздники, такие как Шабат, Песах, Шавуот и Ханука. Большинство эссе обращается к "пшату" или прямому пониманию библейского текста.
В одном из эссе, посвященном Песаху, он обсуждает, почему и как проведение пасхального седера изменялось начиная с разрушения Храма: первоначально пасхальную жертву съедали после произнесения кидуша и выпивания первого стакана вина; далее объясняется, как и почему проведение седера изменялось, и как это представлено в Агаде в настоящее время.
Во введении к «Пиркей Моадот» Мордехай Бройер ясно формулирует свою методологию с тем, чтобы установить прямой смысл библейского текста (психу, peshat) и демонстрирует этот метод в нескольких из своих эссе. [3]
Премии
- В 1984 Бройеру был присужден Приз Бялика за вклад в «еврейскую мысль». [4]
- В 1999 Бройеру был присужден Приз Израиля для раввинистической литературы за оригинальное исследование Торы. [5]
Сноски
- ↑ http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp
- ↑ http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp
- ↑ Breuer, Mordechai, Pirkei Moadot, Horev Publications, Jerusalem 1993.
- ↑ "List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.
- ↑ "Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)". http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat