Беркман, Александр

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kmysh (Обсуждение | вклад)
Kmysh (Обсуждение | вклад)
Строка 39: Строка 39:
Родился младшим из четверых детей  в благополучной состоятельной религиозной семье еврейских торговцев. Ходил в хедер, затем посещал гимназию в Ковно. Очень рано проявился его бунтарский характер: ещё учась в гимназии, в возрасте 12 лет, написал богоборческое эссе, за что получил наказание от дирекции. По собственному признанию, с этого времени - противник любой формы государственно-авторитарного принуждения. Участвовал в революционном литературном кружке, за что был исключён из гимназии. В России, скованной царской администрацией, преследованием инакомыслящих, полной [[Антисемитизм|антисемитских]] предрассудков, он не видел будущего, и в феврале 1888 г. уехал в США, вслед за потоком еврейских политэмигрантов и беженцев, спасавшихся от нищеты и погромов.  
Родился младшим из четверых детей  в благополучной состоятельной религиозной семье еврейских торговцев. Ходил в хедер, затем посещал гимназию в Ковно. Очень рано проявился его бунтарский характер: ещё учась в гимназии, в возрасте 12 лет, написал богоборческое эссе, за что получил наказание от дирекции. По собственному признанию, с этого времени - противник любой формы государственно-авторитарного принуждения. Участвовал в революционном литературном кружке, за что был исключён из гимназии. В России, скованной царской администрацией, преследованием инакомыслящих, полной [[Антисемитизм|антисемитских]] предрассудков, он не видел будущего, и в феврале 1888 г. уехал в США, вслед за потоком еврейских политэмигрантов и беженцев, спасавшихся от нищеты и погромов.  
-
Прибыл в Нью-Йорк - без профессии, не зная ни одного слова по-английски. Начал сотрудничать с первыми еврейскими профессиональными союзами, был печатником, разносчиком. Познакомился с [[Голдман, Эмма|Эммой Голдман]], вместе с ней сблизился с группой немецких эмигрантов-анархистов, возглавляемых политэмигрантом из Германии Йоганном Мостом, которого много лет считал своим учителем. Активный сторонник идеи "пропаганде дер тат" - "пропаганды действием". Впервые начал печататься в газете Моста "Freiheit", где на немецком языке обрушился на мир с критикой капиталистического общества и его институтов. Блестящий оратор, парадоксальный мыслитель, прекрасный публицист. Представитель ярко выраженного антиклерикального крыла анархистской идеологии конца 1890-х - 1930-х гг. Одинаково хорошо владел полудюжиной европейских языков. Один из организаторов еврейских анархистских кружков "Пионире дер фрайhайт" ("Пионеры свободы") в США. Современный анархизм считает его, наравне с [[Голдман, Эмма|Э.Голдман]], выразителем космополитических тенденций Движения. Американские, английские, германские анархистские издания 1970-х - 1990-х гг. не придают особого значения его роли в организации специфического еврейского анархистского движения (идиш-анархистише бавегунг).  
+
Прибыл в Нью-Йорк - без профессии, не зная ни одного слова по-английски. Начал сотрудничать с первыми еврейскими профессиональными союзами, был печатником, разносчиком. Познакомился с [[Голдман, Эмма|Эммой Голдман]], вместе с ней сблизился с группой немецких эмигрантов-анархистов, возглавляемых политэмигрантом из Германии Йоганном Мостом, которого много лет считал своим учителем. Активный сторонник идеи "пропаганде дер тат" - "пропаганды действием". Впервые начал печататься в газете Моста "Freiheit", где на немецком языке обрушился на мир с критикой капиталистического общества и его институтов. Блестящий оратор, парадоксальный мыслитель, прекрасный публицист. Представитель ярко выраженного антиклерикального крыла анархистской идеологии конца 1890-х - 1930-х гг. Одинаково хорошо владел полудюжиной европейских языков. Один из организаторов еврейских анархистских кружков "Пионире дер фрайhайт" ("Пионеры свободы") в США. Современный анархизм считает его, наравне с [[Голдман, Эмма|Э. Голдман]], выразителем космополитических тенденций Движения. Американские, английские, германские анархистские издания 1970-х - 1990-х гг. не придают особого значения его роли в организации специфического еврейского анархистского движения (идиш-анархистише бавегунг).  
-
В 1892 г. Беркман, во время рабочей забастовки, совершил покушение на К. Фрика, управляющего крупным промышленным концерном Карнеги в г. Питтсбург. Приговорён к 22 годам тюремного заключения. С момента покушения (совершённого по самым возвышенным мотивам, во имя помощи голодавшим семьям забастовщиков рабочих) - противник Й.Моста. Отсидел 14 лет. Вышел на свободу в 1906 г. Работал в школе, редактировал журнал на английском языке "Mother Earth"  (ежемесячник [[Голдман, Эмма|Э.Голдман]], 1907 г.) и газету для рабочих "The Blast" (1915 г.). В 1914 г. - руководитель стачечного комитета  г.Нью-Йорк.  
+
В 1892 г. Беркман, во время рабочей забастовки, совершил покушение на К. Фрика, управляющего крупным промышленным концерном Карнеги в г. Питтсбург. Приговорён к 22 годам тюремного заключения. С момента покушения (совершённого по самым возвышенным мотивам, во имя помощи голодавшим семьям забастовщиков рабочих) - противник Й. Моста. Отсидел 14 лет. Вышел на свободу в 1906 г. Работал в школе, редактировал журнал на английском языке "Mother Earth"  (ежемесячник [[Голдман, Эмма|Э.Голдман]], 1907 г.) и газету для рабочих "The Blast" (1915 г.). В 1914 г. - руководитель стачечного комитета  г.Нью-Йорк.  
В годы первой  мировой  войны занимался антимилитаристской пропагандой. За это был приговорён к двум годам заключения, но вместо тюрьмы получил высылку (вместе с ещё 247 "нежелательными элементами"). Отправился в Советскую Россию, где оставался вместе с [[Голдман, Эмма|Эммой Голдман]] до 1921 г. Иностранный  наблюдатель при Реввоенсовете и Культпросветотделе Украинской революционной повстанческой армии (махновцев). Имел непосредственное отношение к Кронштадтскому восстанию. После разгрома махновцев и анархистского движения в  Советской России бежал<ref>Цит. по: '''Надежда Улановская, Майя Улановская. История одной семьи.''' М., 1994, с. 53-54.{{Начало цитаты}}«Поехали в Москву… Там мы посетили двух американских анархистов, выходцев из России — Александра Беркмана и [[Голдман, Эмма|Эмму Гольдман]]. Сразу после революции они приехали в страну победившего пролетариата, но к 21-му году уже были разочарованы и собирались обратно в Америку. Отец беседовал с ними, а я в разговоре не участвовала — была ведь совсем девчонкой. Я с любопытством разглядывала легендарных революционеров и удивлялась, что выглядят они обыкновенно. Эмме Гольдман было за пятьдесят, по моим понятиям — старуха. Отца анархисты встретили как своего человека, и дали ему для передачи на Запад кое-какие материалы против большевиков, а также фотографию [[Махно, Нестор Иванович|Махно]] и рассказ о том, как с ним поступили: сначала использовали в борьбе против белых и петлюровцев, а потом предали».{{конец цитаты}}
В годы первой  мировой  войны занимался антимилитаристской пропагандой. За это был приговорён к двум годам заключения, но вместо тюрьмы получил высылку (вместе с ещё 247 "нежелательными элементами"). Отправился в Советскую Россию, где оставался вместе с [[Голдман, Эмма|Эммой Голдман]] до 1921 г. Иностранный  наблюдатель при Реввоенсовете и Культпросветотделе Украинской революционной повстанческой армии (махновцев). Имел непосредственное отношение к Кронштадтскому восстанию. После разгрома махновцев и анархистского движения в  Советской России бежал<ref>Цит. по: '''Надежда Улановская, Майя Улановская. История одной семьи.''' М., 1994, с. 53-54.{{Начало цитаты}}«Поехали в Москву… Там мы посетили двух американских анархистов, выходцев из России — Александра Беркмана и [[Голдман, Эмма|Эмму Гольдман]]. Сразу после революции они приехали в страну победившего пролетариата, но к 21-му году уже были разочарованы и собирались обратно в Америку. Отец беседовал с ними, а я в разговоре не участвовала — была ведь совсем девчонкой. Я с любопытством разглядывала легендарных революционеров и удивлялась, что выглядят они обыкновенно. Эмме Гольдман было за пятьдесят, по моим понятиям — старуха. Отца анархисты встретили как своего человека, и дали ему для передачи на Запад кое-какие материалы против большевиков, а также фотографию [[Махно, Нестор Иванович|Махно]] и рассказ о том, как с ним поступили: сначала использовали в борьбе против белых и петлюровцев, а потом предали».{{конец цитаты}}
Авторы мемуаров - вдова и дочь анархиста Александра Петровича  (Израиля) Улановского (1891, Кишинев - 1971, Москва). Все три члена семьи Улановских - отец, мать и дочь - многолетние узники сталинских лагерей. (Майя Улановская - писатель, переводчик; первая жена известного российского диссидента [[Якобсон, Анатолий Александрович|Анатолия Якобсона]]. С сентября 1973 г. - в [[Государство Израиль|Израиле]]. Многолетний сотрудник Национальной библиотеки при Еврейском университете в [[Иерусалим|Иерусалиме]].).</ref>, некоторое время жил в Германии, Дании, других странах.  
Авторы мемуаров - вдова и дочь анархиста Александра Петровича  (Израиля) Улановского (1891, Кишинев - 1971, Москва). Все три члена семьи Улановских - отец, мать и дочь - многолетние узники сталинских лагерей. (Майя Улановская - писатель, переводчик; первая жена известного российского диссидента [[Якобсон, Анатолий Александрович|Анатолия Якобсона]]. С сентября 1973 г. - в [[Государство Израиль|Израиле]]. Многолетний сотрудник Национальной библиотеки при Еврейском университете в [[Иерусалим|Иерусалиме]].).</ref>, некоторое время жил в Германии, Дании, других странах.  
-
[[Файл:Makhno Berkman.jpg|250px|thumb|left|[[Махно, Нестор Иванович|Нестор Махно]] и Александр Беркман, <br>Ницца, конец 20-х-начало 30-х гг]]
+
[[Файл:Makhno Berkman.jpg|250px|thumb|left|[[Махно, Нестор Иванович|Нестор Махно]] и Александр Беркман, <br>Ницца, конец 1920-х - начало 1930-х гг.]]
С 1925 г. жил писательским трудом в Париже. Секретарь международного анархистского [[Чёрный Крест|"Чёрного Креста"]] (аналог международного [[Красный Крест|"Красного Креста"]]), организации, занимавшейся в те годы, преимущественно, помощью политзаключённным-анархистам в тюрьмах Советской России. Выпускал бюллетень этой организации. Многолетний друг [[Махно, Нестор Иванович|Нестора Махно]] по парижской эмиграции. Автор книг: "Тюремные воспоминания анархиста" (Нью-Йорк,  1914 г., перевод на идиш А. Фрумкина, книга вышла также на немецком и норвежском языках); "Русская трагедия", "Кронштадтский мятеж". В 1925 г. вышла книга "Миф большевизма", в 1929 г. - "Что такое коммунистический анархизм?"  
С 1925 г. жил писательским трудом в Париже. Секретарь международного анархистского [[Чёрный Крест|"Чёрного Креста"]] (аналог международного [[Красный Крест|"Красного Креста"]]), организации, занимавшейся в те годы, преимущественно, помощью политзаключённным-анархистам в тюрьмах Советской России. Выпускал бюллетень этой организации. Многолетний друг [[Махно, Нестор Иванович|Нестора Махно]] по парижской эмиграции. Автор книг: "Тюремные воспоминания анархиста" (Нью-Йорк,  1914 г., перевод на идиш А. Фрумкина, книга вышла также на немецком и норвежском языках); "Русская трагедия", "Кронштадтский мятеж". В 1925 г. вышла книга "Миф большевизма", в 1929 г. - "Что такое коммунистический анархизм?"  
Строка 62: Строка 62:
* [http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=us_anarhisty&lang=ru И. Лапин. Ханко-Белоостров: история одного путешествия]
* [http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=us_anarhisty&lang=ru И. Лапин. Ханко-Белоостров: история одного путешествия]
-
== Произведения ==
+
== Произведения (англ.) ==
-
* "Тюремные воспоминания анархиста". Нью-Йорк, 1914 г., перевод на идиш А. Фрумкина
+
* (1912). Prison Memoirs of an Anarchist. New York: Mother Earth Press.
-
* "Русская трагедия"
+
* 1919). Deportation, its Meaning and Menace: Last Message to the People of America. Ellis Island, N.Y.: M.E. Fitzgerald.
-
* "Кронштадтский мятеж"
+
* (1922). "The Kronstadt Rebellion". The Russian Revolution Series, No. 3. Berlin: Der Syndikalist.
-
* "Миф большевизма", 1925 г.  
+
* 1922). The Russian Tragedy.
-
* "Что такое коммунистический анархизм?", 1929 г.
+
* (1925). The Bolshevik Myth. Berlin, Maurer & Dimmick, 1925
 +
* (1925). The "anti-climax"; the concluding chapter of my Russian diary "The bolshevik myth." Berlin: Maurer & Dimmick.
 +
* (1929). Now and After: The ABC of Communist Anarchism. New York: The Vanguard Press.
 +
* (1929). A.B.C. of anarchism, with a biographical note of the author. London: Freedom Press.
 +
* (1970/1999). Prison Memoirs of an Anarchist. New York: New York Review of Books.
 +
* (1972). What is Communist Anarchism?. New York: Dover Publications Inc. (reprint of Now and After, 1929).
 +
* (1977). What is Communist Anarchism?. London: Freedom Press.
 +
* (1992). Life of an Anarchist: The Alexander Berkman Reader. Fellner, G., ed. New York: Four Walls Eight Windows.  
== Литература ==
== Литература ==

Версия 10:36, 19 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Моше Гончарок
Дата создания: 19/02/2011
Александр Беркман
Овсей Осипович Беркман
Файл:Alexander Berkman 1.png
Род деятельности:

анархо-синдикалист

Дата рождения:

21 ноября 1870(1870-11-21)

Место рождения:

Вильна

Дата смерти:

28 июня 1936(1936-06-28) (65 лет)

Место смерти:

Ницца

Александр Беркман (21 ноября 1870, Вильна — 28 июня 1936, Ницца) — общественный деятель, публицист, одна из крупнейших фигур интернационального анархистского движения США, России, Германии, Франции.

Содержание

Биография

Родился младшим из четверых детей в благополучной состоятельной религиозной семье еврейских торговцев. Ходил в хедер, затем посещал гимназию в Ковно. Очень рано проявился его бунтарский характер: ещё учась в гимназии, в возрасте 12 лет, написал богоборческое эссе, за что получил наказание от дирекции. По собственному признанию, с этого времени - противник любой формы государственно-авторитарного принуждения. Участвовал в революционном литературном кружке, за что был исключён из гимназии. В России, скованной царской администрацией, преследованием инакомыслящих, полной антисемитских предрассудков, он не видел будущего, и в феврале 1888 г. уехал в США, вслед за потоком еврейских политэмигрантов и беженцев, спасавшихся от нищеты и погромов.

Прибыл в Нью-Йорк - без профессии, не зная ни одного слова по-английски. Начал сотрудничать с первыми еврейскими профессиональными союзами, был печатником, разносчиком. Познакомился с Эммой Голдман, вместе с ней сблизился с группой немецких эмигрантов-анархистов, возглавляемых политэмигрантом из Германии Йоганном Мостом, которого много лет считал своим учителем. Активный сторонник идеи "пропаганде дер тат" - "пропаганды действием". Впервые начал печататься в газете Моста "Freiheit", где на немецком языке обрушился на мир с критикой капиталистического общества и его институтов. Блестящий оратор, парадоксальный мыслитель, прекрасный публицист. Представитель ярко выраженного антиклерикального крыла анархистской идеологии конца 1890-х - 1930-х гг. Одинаково хорошо владел полудюжиной европейских языков. Один из организаторов еврейских анархистских кружков "Пионире дер фрайhайт" ("Пионеры свободы") в США. Современный анархизм считает его, наравне с Э. Голдман, выразителем космополитических тенденций Движения. Американские, английские, германские анархистские издания 1970-х - 1990-х гг. не придают особого значения его роли в организации специфического еврейского анархистского движения (идиш-анархистише бавегунг).

В 1892 г. Беркман, во время рабочей забастовки, совершил покушение на К. Фрика, управляющего крупным промышленным концерном Карнеги в г. Питтсбург. Приговорён к 22 годам тюремного заключения. С момента покушения (совершённого по самым возвышенным мотивам, во имя помощи голодавшим семьям забастовщиков рабочих) - противник Й. Моста. Отсидел 14 лет. Вышел на свободу в 1906 г. Работал в школе, редактировал журнал на английском языке "Mother Earth" (ежемесячник Э.Голдман, 1907 г.) и газету для рабочих "The Blast" (1915 г.). В 1914 г. - руководитель стачечного комитета г.Нью-Йорк.

В годы первой мировой войны занимался антимилитаристской пропагандой. За это был приговорён к двум годам заключения, но вместо тюрьмы получил высылку (вместе с ещё 247 "нежелательными элементами"). Отправился в Советскую Россию, где оставался вместе с Эммой Голдман до 1921 г. Иностранный наблюдатель при Реввоенсовете и Культпросветотделе Украинской революционной повстанческой армии (махновцев). Имел непосредственное отношение к Кронштадтскому восстанию. После разгрома махновцев и анархистского движения в Советской России бежал[1], некоторое время жил в Германии, Дании, других странах.

Нестор Махно и Александр Беркман,
Ницца, конец 1920-х - начало 1930-х гг.

С 1925 г. жил писательским трудом в Париже. Секретарь международного анархистского "Чёрного Креста" (аналог международного "Красного Креста"), организации, занимавшейся в те годы, преимущественно, помощью политзаключённным-анархистам в тюрьмах Советской России. Выпускал бюллетень этой организации. Многолетний друг Нестора Махно по парижской эмиграции. Автор книг: "Тюремные воспоминания анархиста" (Нью-Йорк, 1914 г., перевод на идиш А. Фрумкина, книга вышла также на немецком и норвежском языках); "Русская трагедия", "Кронштадтский мятеж". В 1925 г. вышла книга "Миф большевизма", в 1929 г. - "Что такое коммунистический анархизм?"

Заболев неизлечимой болезнью, покончил с собой в 1936 г., в возрасте 66 лет. По данным анархистской газеты на идиш "Фрайе арбетер штиме" (Нью-Йорк), незадолго до смерти выражал желание уехать из Франции и поселиться в Эрец Исраэль. Наряду с Э.Голдман считается одним из самых выдающихся фигур в истории международного анархистского движения.

Личный архив А.Беркмана хранится в Международном институте социальной истории в Амстердаме[2].


Примечания

  1. Цит. по: Надежда Улановская, Майя Улановская. История одной семьи. М., 1994, с. 53-54.
    «Поехали в Москву… Там мы посетили двух американских анархистов, выходцев из России — Александра Беркмана и Эмму Гольдман. Сразу после революции они приехали в страну победившего пролетариата, но к 21-му году уже были разочарованы и собирались обратно в Америку. Отец беседовал с ними, а я в разговоре не участвовала — была ведь совсем девчонкой. Я с любопытством разглядывала легендарных революционеров и удивлялась, что выглядят они обыкновенно. Эмме Гольдман было за пятьдесят, по моим понятиям — старуха. Отца анархисты встретили как своего человека, и дали ему для передачи на Запад кое-какие материалы против большевиков, а также фотографию Махно и рассказ о том, как с ним поступили: сначала использовали в борьбе против белых и петлюровцев, а потом предали».
    Авторы мемуаров - вдова и дочь анархиста Александра Петровича (Израиля) Улановского (1891, Кишинев - 1971, Москва). Все три члена семьи Улановских - отец, мать и дочь - многолетние узники сталинских лагерей. (Майя Улановская - писатель, переводчик; первая жена известного российского диссидента Анатолия Якобсона. С сентября 1973 г. - в Израиле. Многолетний сотрудник Национальной библиотеки при Еврейском университете в Иерусалиме.).
  2. Моше Гончарок, Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм), Иерусалим, 2002, стр. 183-185.

См. также

Произведения (англ.)

  • (1912). Prison Memoirs of an Anarchist. New York: Mother Earth Press.
  • 1919). Deportation, its Meaning and Menace: Last Message to the People of America. Ellis Island, N.Y.: M.E. Fitzgerald.
  • (1922). "The Kronstadt Rebellion". The Russian Revolution Series, No. 3. Berlin: Der Syndikalist.
  • 1922). The Russian Tragedy.
  • (1925). The Bolshevik Myth. Berlin, Maurer & Dimmick, 1925
  • (1925). The "anti-climax"; the concluding chapter of my Russian diary "The bolshevik myth." Berlin: Maurer & Dimmick.
  • (1929). Now and After: The ABC of Communist Anarchism. New York: The Vanguard Press.
  • (1929). A.B.C. of anarchism, with a biographical note of the author. London: Freedom Press.
  • (1970/1999). Prison Memoirs of an Anarchist. New York: New York Review of Books.
  • (1972). What is Communist Anarchism?. New York: Dover Publications Inc. (reprint of Now and After, 1929).
  • (1977). What is Communist Anarchism?. London: Freedom Press.
  • (1992). Life of an Anarchist: The Alexander Berkman Reader. Fellner, G., ed. New York: Four Walls Eight Windows.

Литература

Моше Гончарок, Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм), Иерусалим, 2002

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация