Шмуэль hа-Нагид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Научная деятельность в грамматике) |
(→Источники) |
||
Строка 68: | Строка 68: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
- | * [http://www.eleven.co.il/article/14865 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 10, кол. 245–247] | + | * [http://www.eleven.co.il/article/14865 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Шмуэль ха-Нагид" на основании КЕЭ, том 10, кол. 245–247] |
+ | * [http://www.eleven.co.il/article/11093 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гебраистика" на основании КЕЭ, том 2, кол. 46–57] | ||
Примечания | Примечания | ||
Строка 76: | Строка 77: | ||
[[Категория:Евреи в Европе]] | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
[[Категория:История евреев Испании]] | [[Категория:История евреев Испании]] | ||
- | [[Категория:Евреи-воины]] | + | [[Категория:Евреи - воины]] |
Версия 11:07, 18 февраля 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Шмуэль hа-Нагид (שְׁמוּאֵל הַנָּגִיד; `Шмуэль-предводитель`; полное имя Sh'muel HaLevi ben Yosef ibn Naghrela; Шмуэль hа-Леви бен Иосеф Ибн Нагрел‘а; 993, Кордова, – 1055 /или 1056/, Гранада) - поэт, государственный деятель, военачальник, лидер испанского еврейства, галахист и грамматик.
Содержание |
Ранние годы
Шмуэль hа-Нагид родился в знатной семье, которая вела свою родословную от царя Давида. Получил отличное образование, как религиозное, так и светское. В совершенстве знал Галаху (которую изучал у рабби Ханоха бен Моше /умер в 1014 г.), Агаду, иврит, Коран, арабский язык и литературу.
По сообщению историка XII в. Аврахама Ибн Дауда, в 1013 г., когда Кордову захватили берберы, Шмуэль hа-Нагид был вынужден бежать из города, поселился в Малаге и занялся торговлей пряностями.
Служба при дворе берберских правителей
Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря Гранады, нанял Шмуэля hа-Нагида в качестве составителя деловых писем. Его ученость, безупречный стиль и почерк произвели на визиря столь сильное впечатление, что он рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю Гранады, принять Шмуэля hа-Нагида на государственную службу.
Карьерный рост
Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником. В 1027 г. стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а гаон Хай бен Шрира, глава пумбедитской иешивы, присвоил ему титул нагида.
После смерти халифа Хабуса (1038) два его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Поддержав первого (вопреки мнению ряда еврейских нотаблей Гранады), Шмуэль hа-Нагид помог ему одержать победу. Он стал ближайшим другом и помощником халифа. А халиф не только сохранил за ним пост визиря, но и назначил его главнокомандующим.
Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль hа-Нагид был фактическим правителем Гранады (уникальный случай в истории еврейской диаспоры). Под его предводительством гранадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского полуострова.
Военная деятельность
Уже в 1038 г. он разгромил армию Альмерии, а в 1039 г. одержал трудную победу над Севильей, одним из главных соперников Гранады. Важным фактором, побудившим Шмуэля hа-Нагида начать войну против Севильи, явилась антиеврейская политика ее правителей. В одном из его стихотворений говорится, что на эту войну он был вдохновлен свыше.
Гранадские евреи, о благополучии которых Шмуэль hа-Нагид постоянно заботился, воспринимали каждый успех своего лидера как национальный триумф. В честь спасения Шмуэля hа-Нагида от заговорщиков в 1039 г. в городе был установлен местный Пурим, праздновавшийся 1 элула.
В 1045 г. Шмуэль hа-Нагид предпринял кампанию против Ронды, в 1049 г. — против Малаги, в первой половине 1050-х гг. вновь неоднократно воевал с Севильей. Из более чем 17 лет пребывания Шмуэля hа-Нагида в должности главнокомандующего лишь два года были мирными.
Непрерывные походы подорвали его здоровье, он умер после очередной военной кампании.
Галахические труды
Шмуэль hа-Нагид сыграл важную роль в превращении евреев Пиренейского полуострова в обособленную субэтническую группу со своими обычаями и традициями. Этому способствовал, в частности, его труд «Сефер хилхета гаврат‘а» («Большая книга халахот») — один из первых крупных галахических кодексов, составленных за пределами Страны Израиля и Вавилонии.
Этот кодекс был написан на арамейском языке, иврите и, возможно, по-арабски, и основан на Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, Мидраше, галахических постановлениях гаонов (с которыми Шмуэль hа-Нагид время от времени полемизирует) и респонсах Ахи (Ахая) из Шабхи[1] Он оказал значительное влияние на галахистов, живших в Испании и Северной Африке, в том числе на Ицхака Ибн Гиата (1038–89), Ицхака Алфаси и Иехуду ал-Барджелони (конец XI в. – начало XII в.).
Многие современники, в частности, Шломо Ибн Габирол (которому Шмуэль hа-Нагид покровительствовал) и Хай Гаон бен Шрира расценили «Сефер хилхета гаврат‘а» как вызов галахической монополии гаоната. Шмуэлю hа-Нагиду пришлось даже написать стихотворную апологию, в которой он декларировал, что его труд ни в коей мере не направлен на подрыв верховного авторитета вавилонских законоучителей.
Известны также составленное Шмуэлем hа-Нагидом введение в Талмуд. Оно впервые опубликовано в Стамбуле в 1510 г. С 1754 г. печатается в стандартных изданиях Талмуда после трактата Брахот.
Сохранились два его респонса и несколько грамматических сочинений.
Некоторые арабские ученые упоминают сочинение Шмуэля hа-Нагида, направленное против Корана. Историк и философ Ибн Хазм, которому оно было известно в изложении другого мусульманского автора, резко полемизировал с ним.
Межобщинные связи
В качестве руководителя евреев Гранады Шмуэль hа-Нагид поддерживал контакты с лидерами еврейских общин других стран. Известна, например, его переписка с эксилархом Хизкияху II бен Давидом и с тунисскими законоучителями рабби Хушиэлем, рабби Ханан’элем и рабби Ниссимом бен Я‘аковом (последний выдал свою дочь за сына Шмуэля hа-Нагида Иехосефа). Шмуэль hа-Нагид оказывал материальную помощь евреям Страны Израиля, в частности, закупал оливковое масло для синагог Иерусалима.
Поэзия
Поэтическое наследие Шмуэля hа-Нагида включает десятки стихотворений и поэм на иврите, объединенных в три книги: «Бен Тхиллим», «Бен Мишлей» и «Бен Кохелет». Он писал также по-арабски и много переводил с этого языка на иврит.
Первыми переписчиками произведений Шмуэля hа-Нагида стали его сыновья Иехосеф и Элиасаф (последний также стал поэтом). Такая практика была характерна для средневековой арабской культуры. Им же принадлежат заглавия, под которыми эти произведения в дальнейшем переходили из рукописи в рукопись и многократно цитировались разными авторами (начиная с Аврахама Ибн Эзры).
Первый печатный сборник стихотворений Шмуэля hа-Нагида был выпущен А. Я. Гаркави (СПб., 1879). В 1934 г. в Оксфорде вышло в свет трехтомное издание, подготовленное Давидом Шломо Сассуном.
Для поэзии Шмуэля hа-Нагида характерны изощренность формы, точность языка и тематическое разнообразие. Он ввел в литературу на иврите жанр героического эпоса. Его эпические поэмы, в которых он подробно описывает свои воинские свершения, не только представляют собой непревзойденные образцы этого жанра, но и служат ценным источником сведений по военной и политической истории мусульманских государств Пиренейского полуострова в середине XI в.
В русле традиций арабской поэзии Шмуэль hа-Нагид воспевал вино, любовь, дружбу. Он писал также оды, элегии, нравоучительные, полемические, философские, литургические стихи.
Во многих его произведениях звучат сугубо еврейские мотивы. Он расценивает зависть и интриги царедворцев-мусульман как проявления извечной неприязни народов мира к народу Израиля, в непрочности и двусмысленности своего положения в качестве правителя мусульманского государства видит свидетельство эфемерности еврейского бытия в диаспоре и связывает все свои надежды с грядущим избавлением и возвращением в Сион.
Научная деятельность в грамматике
Шмуэль hа-Нагид написал «Китаб ал-истигна» («Книга довольствования») — словарь библейского иврита, являющийся во многих отношениях вершиной его лексикографии. Этот труд был утерян, за исключением нескольких небольших фрагментов.
Современник Шмуэля hа-Нагида Ибн Джанах предпринял попытку полного описания библейского иврита в труде «Китаб ат-танки» («Книга тонких исследований»; в переводе на иврит «Сефер ха-дикдук» — «Книга грамматики»). Многие из толкований Ибн Джанаха вызвали возражения Шмуэля hа-Нагида, образующие вместе с контраргументами Ибн Джанаха богатую полемическую литературу. Она немало способствовала углубленному изучению грамматического строя языка иврит.
О Шмуэле hа-Нагиде как грамматике см. Гебраистика, Языкознание.
После смерти Шмуэля hа-Нагида
Сын Шмуэля hа-Нагида, Иосеф (Иехосеф) hа-Нагид (1035–66), унаследовал все его должности и титулы. Однако через десять лет был убит восставшими против его власти мусульманами. Мятеж сопровождался массовой резней евреев, в результате которой погибла почти вся гранадская община.
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Шмуэль ха-Нагид" на основании КЕЭ, том 10, кол. 245–247
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гебраистика" на основании КЕЭ, том 2, кол. 46–57
Примечания
- ↑ дошедшие до нашего времени отрывки из него были опубликованы М. Маргалиотом под заглавием «Хилхот hа-Нагид», Иер., 1962