Гур (хасидская династия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ссылки) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
|ДАТА СОЗДАНИЯ= | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
}} | }} | ||
- | ГУР (на идиш Гер) | + | ГУР (на идиш Гер) — династия хасидских цаддиков из города [[Гура-Кальвария]] (расположен в 30 км к юго-востоку от Варшавы; известен также под названием Новы Ерузалем), в котором около половины населения к концу 19 в. составляли евреи (после 1941 г. погибли в Варшавском гетто; приблизительно 3,5 тыс. человек). |
== РиМ == | == РиМ == | ||
- | Основатель династии рабби Ицхак Меир Ротенберг Алтер (акроним | + | Основатель династии рабби Ицхак Меир Ротенберг Алтер (акроним ריִ"מ, Рим; 1789–1866), сын гурского раввина, последователя [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева]]. Посвятив себя с детства изучению [[Тора|Торы]], Ицхак Меир рано стал выделяться проницательным умом и оригинальными толкованиями религиозных текстов. Его книга «Хиддушей hа-Рим» («Новшества Рима», Варшава, 1875), посвященная толкованию [[Талмуд|Талмуда]] и [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]], стала основным учебным пособием в хасидских [[Иешива|иешивах]]; она и доныне считается образцом применения [[Пилпул|пилпула]] в качестве метода толкования. |
- | Ицхак Меир проявлял живой интерес к общественным проблемам польского еврейства и вел активную борьбу за сохранение традиционного еврейского образа жизни. Был обвинен в подстрекательстве к бунту и вместе с | + | Ицхак Меир проявлял живой интерес к общественным проблемам польского еврейства и вел активную борьбу за сохранение традиционного еврейского образа жизни. Был обвинен в подстрекательстве к бунту и вместе с Яаковом Давидом из Амшинова (см. [[Варка]]) посажен в тюрьму за выступления против запрета носить бороду и традиционную еврейскую одежду, наложенного правительством при поддержке [[Маскилим|маскилим]] (еврейских просветителей). Несмотря на то, что период его руководства был кратким (1859–66), он оказал значительное влияние на развитие хасидизма в Польше. Гурский хасидизм стал сильнейшим элементом в ортодоксальном польском еврействе и сохранял ведущие позиции вплоть до [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. |
- | == | + | == «Сфат эмет» == |
- | Внук Ицхака Меира, Иехуда Арье Лейб Алтер ( | + | Внук Ицхака Меира, Иехуда Арье Лейб Алтер (1847—1905), автор книги «Сфат эмет», стал в 1870 г. главой гурских хасидов. Подобно деду, он играл активную роль в общественной жизни современного ему польского еврейства. Под его влиянием хасидизм в Польше отмежевался от сионизма. |
== Последующие руководители == | == Последующие руководители == | ||
- | Аврахам Мордехай Алтер (1866–1948), старший сын Иехуды Арье Лейба, был последним действовавшим в Польше представителем династии гурских цаддиков. Под его руководством хасидизм Гура достиг наибольшего влияния. Приверженец порядка и точности, он дал гурскому хасидизму определенные организационные рамки. В период, предшествующий Катастрофе, он был широко известен в кругах ортодоксального европейского еврейства и явился одним из основателей Агуддат Исраэль. С началом Второй мировой войны перебрался из Гура-Кальварьи в Варшаву, а с 1940 г. поселился в Эрец-Исраэль. | + | Аврахам Мордехай Алтер (1866–1948), старший сын Иехуды Арье Лейба, был последним действовавшим в Польше представителем династии гурских цаддиков. Под его руководством хасидизм Гура достиг наибольшего влияния. Приверженец порядка и точности, он дал гурскому хасидизму определенные организационные рамки. В период, предшествующий Катастрофе, он был широко известен в кругах ортодоксального европейского еврейства и явился одним из основателей [[Агуддат Исраэль]]. С началом Второй мировой войны перебрался из Гура-Кальварьи в Варшаву, а с 1940 г. поселился в Эрец-Исраэль. |
- | Сын Аврахама Мордехая, Исраэль Алтер (1894–1977), жил в Иерусалиме, возглавлял различные учреждения и иешивы хасидов Гура, однако влияние его выходило далеко за пределы ближайшего окружения. После смерти рабби Исраэля Алтера главой гурских хасидов стал его брат рабби Симха Буним Алтер (1896-1992). | + | Сын Аврахама Мордехая, Исраэль Алтер (1894–1977), жил в [[Иерусалим|Иерусалиме]], возглавлял различные учреждения и иешивы хасидов Гура, однако влияние его выходило далеко за пределы ближайшего окружения. После смерти рабби Исраэля Алтера главой гурских хасидов стал его брат рабби Симха Буним Алтер (1896-1992). |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
[[Категория:Хасидизм]] | [[Категория:Хасидизм]] | ||
[[Категория:История евреев Польши]] | [[Категория:История евреев Польши]] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|11333|ГУР}} |
Версия 22:53, 1 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
ГУР (на идиш Гер) — династия хасидских цаддиков из города Гура-Кальвария (расположен в 30 км к юго-востоку от Варшавы; известен также под названием Новы Ерузалем), в котором около половины населения к концу 19 в. составляли евреи (после 1941 г. погибли в Варшавском гетто; приблизительно 3,5 тыс. человек).
Содержание |
РиМ
Основатель династии рабби Ицхак Меир Ротенберг Алтер (акроним ריִ"מ, Рим; 1789–1866), сын гурского раввина, последователя Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева. Посвятив себя с детства изучению Торы, Ицхак Меир рано стал выделяться проницательным умом и оригинальными толкованиями религиозных текстов. Его книга «Хиддушей hа-Рим» («Новшества Рима», Варшава, 1875), посвященная толкованию Талмуда и Шулхан аруха, стала основным учебным пособием в хасидских иешивах; она и доныне считается образцом применения пилпула в качестве метода толкования.
Ицхак Меир проявлял живой интерес к общественным проблемам польского еврейства и вел активную борьбу за сохранение традиционного еврейского образа жизни. Был обвинен в подстрекательстве к бунту и вместе с Яаковом Давидом из Амшинова (см. Варка) посажен в тюрьму за выступления против запрета носить бороду и традиционную еврейскую одежду, наложенного правительством при поддержке маскилим (еврейских просветителей). Несмотря на то, что период его руководства был кратким (1859–66), он оказал значительное влияние на развитие хасидизма в Польше. Гурский хасидизм стал сильнейшим элементом в ортодоксальном польском еврействе и сохранял ведущие позиции вплоть до Катастрофы.
«Сфат эмет»
Внук Ицхака Меира, Иехуда Арье Лейб Алтер (1847—1905), автор книги «Сфат эмет», стал в 1870 г. главой гурских хасидов. Подобно деду, он играл активную роль в общественной жизни современного ему польского еврейства. Под его влиянием хасидизм в Польше отмежевался от сионизма.
Последующие руководители
Аврахам Мордехай Алтер (1866–1948), старший сын Иехуды Арье Лейба, был последним действовавшим в Польше представителем династии гурских цаддиков. Под его руководством хасидизм Гура достиг наибольшего влияния. Приверженец порядка и точности, он дал гурскому хасидизму определенные организационные рамки. В период, предшествующий Катастрофе, он был широко известен в кругах ортодоксального европейского еврейства и явился одним из основателей Агуддат Исраэль. С началом Второй мировой войны перебрался из Гура-Кальварьи в Варшаву, а с 1940 г. поселился в Эрец-Исраэль.
Сын Аврахама Мордехая, Исраэль Алтер (1894–1977), жил в Иерусалиме, возглавлял различные учреждения и иешивы хасидов Гура, однако влияние его выходило далеко за пределы ближайшего окружения. После смерти рабби Исраэля Алтера главой гурских хасидов стал его брат рабби Симха Буним Алтер (1896-1992).
Ссылки
Статья «Гур, хасидская династия» в Электронной еврейской энциклопедии Статья «Хасидизм» в Электронной еврейской энциклопедии