Пророки (раздел ТаНаХа)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(консолидация) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 11: | Строка 12: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | + | '''Невиим''' (נְבִיאִים - '''Пророки''') - второй раздел [[Танах|Танах]]а, включающий книги, написанные после входа евреев в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] и до [[Вавилонское изгнание|вавилонского изгнания]], при этом содержащие [[Библейские пророки|пророческие]] откровения. | |
- | + | == Содержание == | |
+ | Включает повествовательные исторические книги (''Невиим ришоним'' - Ранние пророки) и собственно пророческие книги (''Невиим ахароним'' - Поздние пророки). | ||
- | + | Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители [[Талмуд]]а называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого [[Храм]]а<ref>Сота 9:12; Таан. 4:2 и др.</ref>, а поздними — пророков, живших после возвращения из [[Пленение Вавилонское|вавилонского пленения]]<ref>Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б</ref>. | |
- | + | Ранние Пророки включают книги [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]], [[Судей Израилевых Книга|Судей Израилевых книгу]], I и II [[Самуила Книга|книги Самуила]] и I и II [[Царей Книга|книги Царей]], где деятельность отдельных пророков лишь упоминается. | |
+ | Поздние Пророки включают [[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Йешаяѓу]], [[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяѓу]], [[Йехезкель (Иезекиил), библейская книга|Йеhезкель]], и двенадцать [[Пророки Малые|малых пророков]]: [[Хошеа Книга|Хошеа]], [[Иоэль]], [[Амос]], [[Овадия]], [[Иона]], [[Миха]], [[Нахум]], [[Хаваккук]], [[Цфания]], [[Хаггай]], [[Зхария]] и [[Мал’ахи]]. | ||
+ | По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Мал’ахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в [[Эсхатология|эсхатологическом]] [[Олам hа-Ба|будущем]]. | ||
+ | |||
+ | Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела ''Пророки'' завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга [[Даниэль|Даниэля]] была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем [[Тора]], так как только она читалось перед народом во времена [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]]; Священное Писание [[Самаритяне|самаритян]], отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки. | ||
+ | |||
+ | Наиболее ранний (не позднее конца 2 в. н. э.) список книг Пророки представлен в талмудическом трактате [[Бава Батра]] (14б): «Наши законоучители учат: порядок книг Пророки таков: Иехошуа, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иехезкель, Исайя и Двенадцать...». Указанный порядок отличается от известного нам канона лишь тем, что книга Исайи следует за Иехезкелем, а не открывает подраздел Поздние пророки. Что касается принципов, определяющих порядок книг Пророки, очевидно, что Ранние пророки расположены таким образом, чтобы образовывать непрерывное историческое повествование; порядок Поздних пророков отражает ряд критериев — хронологический, содержательный и количественный (от более пространных к менее пространным книгам). Порядок Малых пророков отражает представления законоучителей о хронологической последовательности их повествования. | ||
+ | == Сноски ==<references/> | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13331|ПРОРОКИ КНИГИ}} | ||
+ | {{Книги ТаНаХа}} | ||
[[Категория:ТаНаХ]] | [[Категория:ТаНаХ]] | ||
[[Категория:Книги ТаНаХа]] | [[Категория:Книги ТаНаХа]] |
Версия 20:18, 15 сентября 2012
Источник: | |||||||||||
|
Невиим (נְבִיאִים - Пророки) - второй раздел Танаха, включающий книги, написанные после входа евреев в Страну Израиля и до вавилонского изгнания, при этом содержащие пророческие откровения.
Содержание
Включает повествовательные исторические книги (Невиим ришоним - Ранние пророки) и собственно пророческие книги (Невиим ахароним - Поздние пророки).
Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители Талмуда называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого Храма[1], а поздними — пророков, живших после возвращения из вавилонского пленения[2].
Ранние Пророки включают книги Иехошуа бин Нуна, Судей Израилевых книгу, I и II книги Самуила и I и II книги Царей, где деятельность отдельных пророков лишь упоминается.
Поздние Пророки включают Йешаяѓу, Ирмеяѓу, Йеhезкель, и двенадцать малых пророков: Хошеа, Иоэль, Амос, Овадия, Иона, Миха, Нахум, Хаваккук, Цфания, Хаггай, Зхария и Мал’ахи.
По-видимому, заключительные стихи последней пророческой книги — Мал’ахи (3:22–24) — служат эпилогом всего этого раздела: здесь содержится намек на то, что пророчество прекратилось, и выражается надежда на его возобновление в эсхатологическом будущем.
Канонизация Торы (начало 5 в. до н. э.) стимулировала деятельность по отбору пророческой литературы. Согласно раввинистической традиции, канонизация библейского раздела Пророки завершилась в персидскую эпоху, то есть до 323 г. до н. э. Эта традиция находит подтверждение в ряде фактов. Так, если бы канонизация произошла позднее, в эллинистическую эпоху, книга Даниэля была бы включена в раздел Пророки, а не Писания, книги Пророки включали бы греческие языковые заимствования и упоминания об исторических событиях после падения Персидской империи, чего нет в каноническом тексте. Нет сведений ни об одной дискуссии, в которой законоучители обсуждали бы каноничность той или иной книги раздела. Вместе с тем очевидно, что книги Пророки были канонизированы позднее, чем Тора, так как только она читалось перед народом во времена Эзры и Нехемии; Священное Писание самаритян, отколовшихся от евреев в этот период, включает Пятикнижие, но не содержит книги Пророки.
Наиболее ранний (не позднее конца 2 в. н. э.) список книг Пророки представлен в талмудическом трактате Бава Батра (14б): «Наши законоучители учат: порядок книг Пророки таков: Иехошуа, Судьи, Самуил, Цари, Иеремия, Иехезкель, Исайя и Двенадцать...». Указанный порядок отличается от известного нам канона лишь тем, что книга Исайи следует за Иехезкелем, а не открывает подраздел Поздние пророки. Что касается принципов, определяющих порядок книг Пророки, очевидно, что Ранние пророки расположены таким образом, чтобы образовывать непрерывное историческое повествование; порядок Поздних пророков отражает ряд критериев — хронологический, содержательный и количественный (от более пространных к менее пространным книгам). Порядок Малых пророков отражает представления законоучителей о хронологической последовательности их повествования.
== Сноски ==
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПРОРОКИ КНИГИ в ЭЕЭ
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |