Ахароним
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 14: | Строка 14: | ||
{{История иудаизма|1492|530|имя=ахароним}} | {{История иудаизма|1492|530|имя=ахароним}} | ||
- | + | ||
- | ''' | + | '''Ахароним''' (אַחֲרוֹנִים; буквально `поздние` [авторитеты]), термин, используемый для определения поздних раввинских авторитетов, в противоположность [[Ришоним|ришоним]], то есть ранним авторитетам. Хотя ученые расходятся в установлении точной хронологической границы между теми и другими, принято считать, что период ришоним заканчивается со смертью [[Иссерлейн|Исраэля Иссерлейна]], а период ахароним начинается появлением кодекса [[Шулхан Арух|Шулхан арух]] [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]] с дополнениями [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]]. |
{{main|Еврейские классические тексты}} | {{main|Еврейские классические тексты}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ахароним XVII века == | ||
+ | Стремление найти новые толкования и разрешить новые талмудические проблемы посредством сложной логической системы ([[Пилпул|пилпул]]) становится особенно сильным в Польше; во второй половине XVI века в этой стране появляется несколько величайших ахароним и комментаторов [[Талмуд|Талмуда]]. Среди самых выдающихся ахароним этого времени следует считать [[Лурия, Шломо Бен Иехиэль|Шломо бен Иехиэля Лурии]] и Бецалеля Ашкенази (умер в 1592 г.). Наиболее известными ахароним XVII веке были: | ||
+ | * [[Яффе, Мордехай Бен Аврахам|Мордехай Яффе]], | ||
+ | * [[Люблин, Меир Бен Гдалия|Меир бен Гдалия Люблин]], | ||
+ | * [[Эдельс Шмуэль Элиэзер Бен Иехуда hа-Леви|Шмуэль Элиэзер бен Иехуда Эдельс]], | ||
+ | * [[Горовиц Иешаяху Бен Аврахам hа-Леви|Иешаяху бен Аврахам hа-Леви Горовиц]], | ||
+ | * [[Шифф Меир Бен Яаков hа-Кохен|Меир бен Яаков hа-Кохен Шифф]], | ||
+ | * [[Сыркес, Иоэль Бен Шмуэль|Иоэль бен Шмуэль Сыркес]], автор широко известного «Баит хадаш», | ||
+ | * [[Геллер|Иом-Тов Липман Геллер]], автор «Тосфот Иом-Тов», и | ||
+ | * [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш Ашкенази]]. | ||
+ | |||
+ | Труды этих ученых, которые характеризуются главным образом расхождением во мнениях с [[Шулхан арух]]ом [[Каро, Йосеф|Иосефа Каро]], пренебрегавшего выводами [[Ашкеназы|ашкеназских]]) [[Поским|поским]] Германии и Польши, творившими после появления «Арбаа турим» [[Яаков Бен Ашер|Яакова бен Ашера]], оставили неизгладимый след в развитии [[Галаха|Галахи]]. Два комментатора Шулхан аруха, [[Давид Бен Шмуэль hа-Леви|Давид бен Шмуэль hа-Леви]], автор «Турей захав», и [[Шабтай Бен Меир hа-Кохен|Шабтай бен Меир hа-Кохен]], автор «Сифтей коhен», развили этот свод правил и сделали его общепринятым. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ахароним XVIII века == | ||
+ | Среди выдающихся ахароним XVIII века следует отметить [[Эйбеншюц|Ионатана Эйбеншюца]] и [[Эмден Яаков|Яакова Эмдена]], сына Цви Хирша Ашкенази. Исключительную известность получил [[Ландау, Иехезкель Бен Иехуда|Иехезкель бен Иехуда hа-Леви Ландау]], автор «Нода би-Иехуда», который в своих дополнениях устанавливает новые галахические правила. Другой выдающейся личностью среди ахароним 18 в. был [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залман]], Виленский гаон. Особо следует отметить также [[Шнеур, Залман Из Ляд|Шнеура Залмана из Ляд]], основателя хасидского движения [[Хабад]] и автора «Тании». Он подготовил для своих последователей новый Шулхан арух, который вышел в 1864 г. в пяти частях. Наряду с [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Хаимом бен Ицхаком Воложинером]], выдающимся учеником Виленского гаона и основателем [[Иешива|иешивы]] в Воложине, он был виднейшей фигурой в последней четверти XVIII века и в первой четверти XIX века. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ахароним XIX века == | ||
+ | Среди наиболее примечательных раввинских авторитетов XIX века. следует упомянуть [[Эгер|Акиву бен Моше Эгера]], [[Софер, Моше|Моше бен Шмуэля Софера]]; Менахема Мендла Шнеерсона из Любавичей (см. [[Шнеерсон, хасидская династия]]), автора респонсов «Цемах цедек», и Шломо Ганцфрида (1804–1886), известного своим трудом Киццур Шулхан арух. [[Берлин, Нафтали Цви Иехуда|Нафтали Цви Иехуда Берлин]] из Воложина, [[Спектор, Ицхак Элханан|Ицхак Элханан бен Исраэль Спектор]] из Ковно, Иосеф Бер Соловейчик из Воложина (см. [[Соловейчик|Соловейчик, семья]]) и Иехиэль Михаэль Эпштейн (1829–1908), автор «Арох hа-шулхан», также считаются наиболее значительными ахароним 19 в. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ахароним ХХ века == | ||
+ | Самыми выдающимися ахароним ХХ века. были [[Соловейчик Хаим hа-Леви|Хаим hа-Леви Соловейчик]] (Хаим Брискер), Иосеф Розин (Рогачовер; 1858–1936), [[Исраэль Меир hа-Кохен|Исраэль Меир hа-Кохен]], [[Гродзенский, Хаим Озер|Хаим Озер Гродзенский]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|Аврахам Ицхак hа-Кохен Кук]] и [[Карелиц, Аврахам Иешаяху|Аврахам Иешаяху Карелиц]], опубликовавший 23 тома галахических постановлений, охватывающих Талмуд и четыре раздела Шулхан аруха с дополнениями к ним. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Деятельность ахроним == | ||
+ | Ахароним разработали многие галахические правила. Их основным принципом было приведение в соответствие решений признанных галахических авторитетов. Законодательные дополнения ахароним отражают стремление к пилпулу и углубленному изучению спорных вопросов с целью выведения новых правил. В респонсах ахароним обсуждается все разнообразие проблем их времени. Сдвиги, происшедшие в еврейском обществе и быту в результате событий ХХ века — Первая и Вторая мировые войны, [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]] европейского еврейства, создание Государства Израиль и технический прогресс поставили новые проблемы перед ахароним, которые стремятся найти им решения, соответствующее Галахе. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
+ | * [[Кодификация Закона|Кодификация закона]], | ||
+ | * [[Респонсы]] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|10339|АХАРОНИМ}} | ||
+ | |||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* {{ЭЕЭ|10339|Ахароним}} | * {{ЭЕЭ|10339|Ахароним}} |
Версия 11:04, 19 декабря 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Время деятельности ахароним в истории иудаизма |
---|
Ахароним (אַחֲרוֹנִים; буквально `поздние` [авторитеты]), термин, используемый для определения поздних раввинских авторитетов, в противоположность ришоним, то есть ранним авторитетам. Хотя ученые расходятся в установлении точной хронологической границы между теми и другими, принято считать, что период ришоним заканчивается со смертью Исраэля Иссерлейна, а период ахароним начинается появлением кодекса Шулхан арух Иосеф Каро с дополнениями Моше Иссерлеса.
Содержание |
Ахароним XVII века
Стремление найти новые толкования и разрешить новые талмудические проблемы посредством сложной логической системы (пилпул) становится особенно сильным в Польше; во второй половине XVI века в этой стране появляется несколько величайших ахароним и комментаторов Талмуда. Среди самых выдающихся ахароним этого времени следует считать Шломо бен Иехиэля Лурии и Бецалеля Ашкенази (умер в 1592 г.). Наиболее известными ахароним XVII веке были:
- Мордехай Яффе,
- Меир бен Гдалия Люблин,
- Шмуэль Элиэзер бен Иехуда Эдельс,
- Иешаяху бен Аврахам hа-Леви Горовиц,
- Меир бен Яаков hа-Кохен Шифф,
- Иоэль бен Шмуэль Сыркес, автор широко известного «Баит хадаш»,
- Иом-Тов Липман Геллер, автор «Тосфот Иом-Тов», и
- Цви Хирш Ашкенази.
Труды этих ученых, которые характеризуются главным образом расхождением во мнениях с Шулхан арухом Иосефа Каро, пренебрегавшего выводами ашкеназских) поским Германии и Польши, творившими после появления «Арбаа турим» Яакова бен Ашера, оставили неизгладимый след в развитии Галахи. Два комментатора Шулхан аруха, Давид бен Шмуэль hа-Леви, автор «Турей захав», и Шабтай бен Меир hа-Кохен, автор «Сифтей коhен», развили этот свод правил и сделали его общепринятым.
Ахароним XVIII века
Среди выдающихся ахароним XVIII века следует отметить Ионатана Эйбеншюца и Яакова Эмдена, сына Цви Хирша Ашкенази. Исключительную известность получил Иехезкель бен Иехуда hа-Леви Ландау, автор «Нода би-Иехуда», который в своих дополнениях устанавливает новые галахические правила. Другой выдающейся личностью среди ахароним 18 в. был Элияху бен Шломо Залман, Виленский гаон. Особо следует отметить также Шнеура Залмана из Ляд, основателя хасидского движения Хабад и автора «Тании». Он подготовил для своих последователей новый Шулхан арух, который вышел в 1864 г. в пяти частях. Наряду с Хаимом бен Ицхаком Воложинером, выдающимся учеником Виленского гаона и основателем иешивы в Воложине, он был виднейшей фигурой в последней четверти XVIII века и в первой четверти XIX века.
Ахароним XIX века
Среди наиболее примечательных раввинских авторитетов XIX века. следует упомянуть Акиву бен Моше Эгера, Моше бен Шмуэля Софера; Менахема Мендла Шнеерсона из Любавичей (см. Шнеерсон, хасидская династия), автора респонсов «Цемах цедек», и Шломо Ганцфрида (1804–1886), известного своим трудом Киццур Шулхан арух. Нафтали Цви Иехуда Берлин из Воложина, Ицхак Элханан бен Исраэль Спектор из Ковно, Иосеф Бер Соловейчик из Воложина (см. Соловейчик, семья) и Иехиэль Михаэль Эпштейн (1829–1908), автор «Арох hа-шулхан», также считаются наиболее значительными ахароним 19 в.
Ахароним ХХ века
Самыми выдающимися ахароним ХХ века. были Хаим hа-Леви Соловейчик (Хаим Брискер), Иосеф Розин (Рогачовер; 1858–1936), Исраэль Меир hа-Кохен, Хаим Озер Гродзенский, Аврахам Ицхак hа-Кохен Кук и Аврахам Иешаяху Карелиц, опубликовавший 23 тома галахических постановлений, охватывающих Талмуд и четыре раздела Шулхан аруха с дополнениями к ним.
Деятельность ахроним
Ахароним разработали многие галахические правила. Их основным принципом было приведение в соответствие решений признанных галахических авторитетов. Законодательные дополнения ахароним отражают стремление к пилпулу и углубленному изучению спорных вопросов с целью выведения новых правил. В респонсах ахароним обсуждается все разнообразие проблем их времени. Сдвиги, происшедшие в еврейском обществе и быту в результате событий ХХ века — Первая и Вторая мировые войны, Катастрофа европейского еврейства, создание Государства Израиль и технический прогресс поставили новые проблемы перед ахароним, которые стремятся найти им решения, соответствующее Галахе.
См. также
Ссылки
- Статья «Ахароним» в Электронной еврейской энциклопедии