Рабин, Оскар Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в СССР» с помощью HotCat) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился | + | |
+ | Родился в семье врачей. С тринадцати лет, оставшись сиротой, воспитывался художником и поэтом Е. Кропивницким (1893–1978), который был его первым учителем и познакомил его с произведениями художников русского и западного авангарда начала 20 в. В 1946–48 гг. Рабин учился в Академии художеств в Риге. В 1948 г. переехал в Москву и поступил в Московский художественный институт имени В. Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм». | ||
+ | |||
+ | === Конец 50-70-е гг. === | ||
+ | |||
+ | В конце 1950-х гг. вместе с Е. и Л. Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово» (по названию подмосковного поселка, где Рабин жил в 1956–64 гг.). Дом Рабина стал центром художественно-литературного движения, которое было известно на Западе уже в 1960-е гг. и впоследствии получило название второго русского авангарда. Весной 1974 г. Рабин был инициатором и одним из главных организаторов выставки работ художников-нонконформистов на пустыре в Беляево, московском районе новостроек. Выставка, получившая широкую известность под названием «бульдозерной», была одной из важных акций сопротивления творческой интеллигенции властям. Работы Рабина не брали на выставки, его не принимали в Союз художников. В июне 1978 г. Президиум Верховного Совета СССР специальным постановлением лишил Рабина советского гражданства. Он был выслан из страны и с этого времени живет и работает в Париже. | ||
+ | |||
+ | === Во Франции === | ||
+ | |||
+ | После переезда во Францию творчество Рабина в значительной степени утратило социальную направленность. Композиции художника стали более сложными и дробными, цвет — более напряженным; излюбленная коричнево-серая гамма сменилась преобладанием сине-зеленых тонов, с которыми контрастируют вспышки красного и желтого («Свобода», 1991, коллекция автора). Работы Рабин этого периода строятся как коллаж, состоящий из множества предметов; один из приемов — сочетание цитат из собственного раннего творчества (рушащиеся «лианозовские» домики, клубы метели и т. д.) с изображением реалий новой страны («Ура 2», 1991, коллекция автора). В последние годы в творчестве Рабина появился постоянный мотив — еврейский квартал Маре в Париже («Мясная лавка», 1992, коллекция автора). | ||
+ | |||
+ | == Творчество == | ||
+ | |||
+ | Персональные выставки Рабина проходили в Лондоне (1965), Джерси-сити, США (1984), Москве (1991), Петербурге (1993) и др. С 1957 г. Рабин участвовал также в групповых выставках: в выставке на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов (Москва, 1957), в выставках произведений художников второго русского авангарда в Лугано (1970), Бохуме (1974), Лондоне (1977), Париже (1989), Москве (1990–91), Токио (1991) и др. | ||
+ | |||
+ | Фигуративная живопись Рабина — пейзажи и натюрморты — отличается подчеркнутой обыденностью вещей, окружающих человека в повседневной жизни: изображение покосившихся домов в пригороде, подмосковной железнодорожной станции, стола с едой в сельском доме и т. д.; из них складывается особая знаковая система Рабина, создающая в его сериях беспросветную атмосферу советского быта. | ||
+ | |||
+ | Рабин имитирует на полотне реальные предметы массовой культуры — денежные знаки, водочные этикетки, обрывки газет, создавая иллюзию их полной достоверности. Рабин часто использует прямые ассоциации; в картине «Натюрморт с рыбой и газетой “Правда” 7» (1968, коллекция А. Глейзера, Москва) селедка и стакан на расстеленной газете отражают жизнь с ее неустроенностью, бедностью, пьянством, саркастически сопоставленную с заголовками на обрывках газеты. В картине «Без названия» (1963) обнаженная женщина — цитата из Тициана — изображена на фоне типичного для Рабина пейзажа с покосившимися деревянными домиками. Характерный для Рабин стиль определяется приглушенным, нарочито бедным колоритом в сочетании с грубой, подчеркнуто фактурной поверхностью холста и использованием обводящих предмет контуров. | ||
+ | |||
+ | В картине «Паспорт» (1964, коллекция Н. Кропивницкой, США) трактуется тема еврейской отверженности и обособленности чужака: на фоне пейзажа воспроизведена огромная страница из паспорта художника, где в графе «национальность» написано — «латыш (еврей)». | ||
== Работы находятся в собраниях == | == Работы находятся в собраниях == | ||
+ | |||
* [[Государственная Третьяковская галерея]], [[Москва]]. | * [[Государственная Третьяковская галерея]], [[Москва]]. | ||
* [[Государственный Русский музей]], [[Санкт-Петербург]]. | * [[Государственный Русский музей]], [[Санкт-Петербург]]. | ||
Строка 83: | Строка 103: | ||
[[Категория:Родившиеся в Москве]] | [[Категория:Родившиеся в Москве]] | ||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
- | {{ | + | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13386|РАБИН Оскар}} |
Версия 00:26, 23 апреля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Оскар Рабин | |
Имя при рождении: |
Оскар Яковлевич Рабин |
---|---|
Дата рождения: |
2 января 1928 |
Место рождения: | |
Жанр: |
живопись |
Оскар Яковлевич Рабин (2 января 1928, Москва) — российский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово».
Содержание |
Биография
Родился в семье врачей. С тринадцати лет, оставшись сиротой, воспитывался художником и поэтом Е. Кропивницким (1893–1978), который был его первым учителем и познакомил его с произведениями художников русского и западного авангарда начала 20 в. В 1946–48 гг. Рабин учился в Академии художеств в Риге. В 1948 г. переехал в Москву и поступил в Московский художественный институт имени В. Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм».
Конец 50-70-е гг.
В конце 1950-х гг. вместе с Е. и Л. Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово» (по названию подмосковного поселка, где Рабин жил в 1956–64 гг.). Дом Рабина стал центром художественно-литературного движения, которое было известно на Западе уже в 1960-е гг. и впоследствии получило название второго русского авангарда. Весной 1974 г. Рабин был инициатором и одним из главных организаторов выставки работ художников-нонконформистов на пустыре в Беляево, московском районе новостроек. Выставка, получившая широкую известность под названием «бульдозерной», была одной из важных акций сопротивления творческой интеллигенции властям. Работы Рабина не брали на выставки, его не принимали в Союз художников. В июне 1978 г. Президиум Верховного Совета СССР специальным постановлением лишил Рабина советского гражданства. Он был выслан из страны и с этого времени живет и работает в Париже.
Во Франции
После переезда во Францию творчество Рабина в значительной степени утратило социальную направленность. Композиции художника стали более сложными и дробными, цвет — более напряженным; излюбленная коричнево-серая гамма сменилась преобладанием сине-зеленых тонов, с которыми контрастируют вспышки красного и желтого («Свобода», 1991, коллекция автора). Работы Рабин этого периода строятся как коллаж, состоящий из множества предметов; один из приемов — сочетание цитат из собственного раннего творчества (рушащиеся «лианозовские» домики, клубы метели и т. д.) с изображением реалий новой страны («Ура 2», 1991, коллекция автора). В последние годы в творчестве Рабина появился постоянный мотив — еврейский квартал Маре в Париже («Мясная лавка», 1992, коллекция автора).
Творчество
Персональные выставки Рабина проходили в Лондоне (1965), Джерси-сити, США (1984), Москве (1991), Петербурге (1993) и др. С 1957 г. Рабин участвовал также в групповых выставках: в выставке на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов (Москва, 1957), в выставках произведений художников второго русского авангарда в Лугано (1970), Бохуме (1974), Лондоне (1977), Париже (1989), Москве (1990–91), Токио (1991) и др.
Фигуративная живопись Рабина — пейзажи и натюрморты — отличается подчеркнутой обыденностью вещей, окружающих человека в повседневной жизни: изображение покосившихся домов в пригороде, подмосковной железнодорожной станции, стола с едой в сельском доме и т. д.; из них складывается особая знаковая система Рабина, создающая в его сериях беспросветную атмосферу советского быта.
Рабин имитирует на полотне реальные предметы массовой культуры — денежные знаки, водочные этикетки, обрывки газет, создавая иллюзию их полной достоверности. Рабин часто использует прямые ассоциации; в картине «Натюрморт с рыбой и газетой “Правда” 7» (1968, коллекция А. Глейзера, Москва) селедка и стакан на расстеленной газете отражают жизнь с ее неустроенностью, бедностью, пьянством, саркастически сопоставленную с заголовками на обрывках газеты. В картине «Без названия» (1963) обнаженная женщина — цитата из Тициана — изображена на фоне типичного для Рабина пейзажа с покосившимися деревянными домиками. Характерный для Рабин стиль определяется приглушенным, нарочито бедным колоритом в сочетании с грубой, подчеркнуто фактурной поверхностью холста и использованием обводящих предмет контуров.
В картине «Паспорт» (1964, коллекция Н. Кропивницкой, США) трактуется тема еврейской отверженности и обособленности чужака: на фоне пейзажа воспроизведена огромная страница из паспорта художника, где в графе «национальность» написано — «латыш (еврей)».
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Московский музей современного искусства, Москва.
- Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
- Музей «Другое искусство», Москва.
- Колодзей Арт Фонд, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США.
- Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США.
- Музей Майоля, Фонд Дины Верни, Париж, Франция.
- Собрание Александра Глезера, Москва.
- Собрание Евгения Нутовича, Москва.
- Собрание Владимира и Екатерины Семенихиных, Москва.
- Собрание Бар-Гера, Кельн, Германия.
Персональные выставки
- 2008 — Москва.
- 2007 — Москва.
- 1993 — Санкт-Петербург.
- 1991 — Москва.
- 1984 — Джерси-сити, США.
- 1965 — Лондон.
Семья
- Валентина Кропивницкая (1924—2008) — художник, жена.
- Александр Рабин (1952—1994) — художник, сын.
- Кропивницкая, Екатерина (1949) — дочь.
Ссылки
- Оскар Рабин на сайте музея ART4.RU
- Оскар Рабин в Электронной еврейской энциклопедии
- Алексеев Н. «Лицо — икона. Упрям как мул»
- Пинчевский Л. Слово об Оскаре Рабине
Источники
- Маркина Т. Скрипичный куш // Коммерсантъ. — 2006. — 28 ноября.
Файл:Inkscape.svg | Это незавершённая статья о художнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАБИН Оскар в ЭЕЭ