Кабаков, Илья Иосифович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Евреи в СССР» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
[[Файл:Ilya Kabakov-Der gefallene Kronleuchter.jpg|thumb|]] | [[Файл:Ilya Kabakov-Der gefallene Kronleuchter.jpg|thumb|]] | ||
[[Файл:TextSkulpturIlya Kabakov.jpg|thumb|]] | [[Файл:TextSkulpturIlya Kabakov.jpg|thumb|]] | ||
- | '''Илья́ Ио́сифович Кабако́в''' ([[30 сентября]] [[1933]], [[Днепропетровск]], [[СССР]]) — известный | + | '''Илья́ Ио́сифович Кабако́в''' ([[30 сентября]] [[1933]], [[Днепропетровск]], [[СССР]]) — известный русский и американский [[художник]], одна из наиболее значительных фигур [[Московский концептуализм|московского концептуализма]]. В 2008 г. вместе с супругой удостоен художественной [[императорская Премия|премии императора Японии]]. |
== Биография == | == Биография == | ||
Родился [[30 сентября]] [[1933]] в [[Днепропетровск]]е в семье слесаря. С началом [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] — с матерью в эвакуации на Северном Кавказе, затем в [[Самарканд]]е, где в [[1943 год]]у поступил в школу при [[ленинград]]ском Институте живописи, скульптуры и архитектуры. | Родился [[30 сентября]] [[1933]] в [[Днепропетровск]]е в семье слесаря. С началом [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] — с матерью в эвакуации на Северном Кавказе, затем в [[Самарканд]]е, где в [[1943 год]]у поступил в школу при [[ленинград]]ском Институте живописи, скульптуры и архитектуры. | ||
- | В [[1951]]—[[1957]] гг. учился в [[Высший художественно-технический институт|Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова]]. Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «[[Инсталляция (в искусстве)|Тотальная инсталляция]]». | + | В [[1951]]—[[1957]] гг. учился в [[Высший художественно-технический институт|Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова]], в качестве дипломной работы сделал иллюстрации к роману [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]] «Блуждающие звезды». . Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «[[Инсталляция (в искусстве)|Тотальная инсталляция]]». |
- | В 1970ые годы - член объединения художников "Сретенский бульвар" (Москва). | + | С 1956 г. иллюстрировал книги для издательств «Детская литература» и «Малыш», занимался также журнальной графикой. В 1963 г. был принят в Союз художников СССР. В тот же период вошел в круг нонконформистских художников второго русского авангарда, участвовал в неофициальных выставках (например, в кафе «Синяя птица» в Москве, 1968, и др.). |
+ | |||
+ | В 1965 г. работы Кабакова впервые экспонировались (вместе с произведениями других московских авангардистов) за рубежом на выставке «Альтернативная действительность II» (Аквила, Италия). Затем Кабаков постоянно участвовал в выставках авангардного русского искусства за рубежом (Венеция, 1977; Тель-Авив, 1988; Бонн, 1994; Нью-Йорк, 1996, и др.). В 1970ые годы - член объединения художников "Сретенский бульвар" (Москва). | ||
Живет и работает в [[Нью-Йорк]]е ([[Лонг-Айленд]]) с [[1988 год]]а. С [[1989 год]]а работает в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд. ''Леках'', род. [[1945]], [[Днепропетровск]]).<ref>'''Эмилия Кабакова''' (урождённая ''Леках'') родилась в [[1945 год]]у в [[Днепропетровск]]е. Училась в музыкальной школе в Москве, затем в музыкальных училищах в [[Иркутск]]е и Днепропетровске, окончила факультет [[испанский язык|испанского языка]] и литературы [[МГУ|Московского государственного университета]]. С [[1973 год]]а жила в [[Израиль|Израиле]], в [[1975 год]]у переехала в [[США]], где работала куратором художественных выставок в [[Нью-Йорк]]е. Замужем за Ильёй Кабаковым с [[1989 год]]а.</ref> | Живет и работает в [[Нью-Йорк]]е ([[Лонг-Айленд]]) с [[1988 год]]а. С [[1989 год]]а работает в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд. ''Леках'', род. [[1945]], [[Днепропетровск]]).<ref>'''Эмилия Кабакова''' (урождённая ''Леках'') родилась в [[1945 год]]у в [[Днепропетровск]]е. Училась в музыкальной школе в Москве, затем в музыкальных училищах в [[Иркутск]]е и Днепропетровске, окончила факультет [[испанский язык|испанского языка]] и литературы [[МГУ|Московского государственного университета]]. С [[1973 год]]а жила в [[Израиль|Израиле]], в [[1975 год]]у переехала в [[США]], где работала куратором художественных выставок в [[Нью-Йорк]]е. Замужем за Ильёй Кабаковым с [[1989 год]]а.</ref> | ||
+ | |||
+ | В 1993–94 гг. в Кельне состоялась выставка под названием «От Малевича до Кабакова. Русский авангард в 20 веке». Персональные выставки Кабакова проходили в Берне (1985), Лондоне (1985; совместно с Э. Булатовым), Тель-Авиве (1989; совместно с [[Гробман, Михаил Яковлевич|М. Гробманом]]) Амстердаме (1993), Хельсинки (1994) и др. С конца 1980-х гг. Кабаков постоянно живет на Западе, в основном в Нью-Йорке и Париже. | ||
+ | |||
+ | == Московский концептуализм == | ||
+ | Кабаков был одним из создателей так называемого московского концептуализма, причем именно того направления, из которого впоследствии возник соц-арт. Его работы 1960-х гг. построены на использовании элементов абсурдного быта советского обывателя («В квартире 16», 1968, коллекция Дины Верни, Париж; «Проезд до станции Линьки», 1969, музей Людвига, Кельн). Органическая часть произведений Кабакова — слова, включенные в структуру изображения, и тексты — комментарии автора к произведениям. В середине 1980-х гг. Кабаков начал делать так называемые инсталляции («Мальчик», 1972, «Перед ужином», 1988; оба произведения — музей Людвига, Кельн). | ||
+ | |||
+ | В поздних инсталляциях Кабаков стремится перевести опыт абсурдной советской жизни на язык универсальных метафор. Он строит конструкции, в которых воссоздает типичную советскую среду — коммунальную квартиру или учреждение, заполняет их комбинациями разных вещей: рисунками, картинами, документами, мебелью («Коммунальная квартира», «Корабль», обе — 1989, Кунстхалле, Цюрих). Одна из главных идей Кабакова — человек погружен в быт, который представляет собой нечто иррациональное. | ||
+ | |||
+ | В последние годы концепции Кабакова становятся более сложными и более абстрагированными; существенную роль в них играет проблема взаимоотношения человека и общества с искусством («Неповешенная картина», 1982–92, музей Людвига, Кельн; «Нома, или Московский концептуальный круг», 1993, Кунстхалле, Гамбург). | ||
== Награды == | == Награды == | ||
Строка 138: | Строка 149: | ||
[[Категория:Художники России XX века]] | [[Категория:Художники России XX века]] | ||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
Строка 158: | Строка 170: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11898|КАБАКОВ Илья Иосифович}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 14:47, 5 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Илья Кабаков | |
Имя при рождении: |
Илья Иосифович Кабаков |
---|---|
Дата рождения: |
30 сентября 1933 |
Место рождения: |
Днепропетровск, СССР |
Национальность: | |
Гражданство: | |
Жанр: |
Концептуализм |
Награды: |
Илья́ Ио́сифович Кабако́в (30 сентября 1933, Днепропетровск, СССР) — известный русский и американский художник, одна из наиболее значительных фигур московского концептуализма. В 2008 г. вместе с супругой удостоен художественной премии императора Японии.
Содержание |
Биография
Родился 30 сентября 1933 в Днепропетровске в семье слесаря. С началом Великой Отечественной войны — с матерью в эвакуации на Северном Кавказе, затем в Самарканде, где в 1943 году поступил в школу при ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры.
В 1951—1957 гг. учился в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова, в качестве дипломной работы сделал иллюстрации к роману Шалом Алейхема «Блуждающие звезды». . Долгое время работал иллюстратором детских книг и журналов. Ввёл в художественный обиход понятие «Тотальная инсталляция».
С 1956 г. иллюстрировал книги для издательств «Детская литература» и «Малыш», занимался также журнальной графикой. В 1963 г. был принят в Союз художников СССР. В тот же период вошел в круг нонконформистских художников второго русского авангарда, участвовал в неофициальных выставках (например, в кафе «Синяя птица» в Москве, 1968, и др.).
В 1965 г. работы Кабакова впервые экспонировались (вместе с произведениями других московских авангардистов) за рубежом на выставке «Альтернативная действительность II» (Аквила, Италия). Затем Кабаков постоянно участвовал в выставках авангардного русского искусства за рубежом (Венеция, 1977; Тель-Авив, 1988; Бонн, 1994; Нью-Йорк, 1996, и др.). В 1970ые годы - член объединения художников "Сретенский бульвар" (Москва).
Живет и работает в Нью-Йорке (Лонг-Айленд) с 1988 года. С 1989 года работает в соавторстве со своей женой (и племянницей) Эмилией Кабаковой (урожд. Леках, род. 1945, Днепропетровск).[1]
В 1993–94 гг. в Кельне состоялась выставка под названием «От Малевича до Кабакова. Русский авангард в 20 веке». Персональные выставки Кабакова проходили в Берне (1985), Лондоне (1985; совместно с Э. Булатовым), Тель-Авиве (1989; совместно с М. Гробманом) Амстердаме (1993), Хельсинки (1994) и др. С конца 1980-х гг. Кабаков постоянно живет на Западе, в основном в Нью-Йорке и Париже.
Московский концептуализм
Кабаков был одним из создателей так называемого московского концептуализма, причем именно того направления, из которого впоследствии возник соц-арт. Его работы 1960-х гг. построены на использовании элементов абсурдного быта советского обывателя («В квартире 16», 1968, коллекция Дины Верни, Париж; «Проезд до станции Линьки», 1969, музей Людвига, Кельн). Органическая часть произведений Кабакова — слова, включенные в структуру изображения, и тексты — комментарии автора к произведениям. В середине 1980-х гг. Кабаков начал делать так называемые инсталляции («Мальчик», 1972, «Перед ужином», 1988; оба произведения — музей Людвига, Кельн).
В поздних инсталляциях Кабаков стремится перевести опыт абсурдной советской жизни на язык универсальных метафор. Он строит конструкции, в которых воссоздает типичную советскую среду — коммунальную квартиру или учреждение, заполняет их комбинациями разных вещей: рисунками, картинами, документами, мебелью («Коммунальная квартира», «Корабль», обе — 1989, Кунстхалле, Цюрих). Одна из главных идей Кабакова — человек погружен в быт, который представляет собой нечто иррациональное.
В последние годы концепции Кабакова становятся более сложными и более абстрагированными; существенную роль в них играет проблема взаимоотношения человека и общества с искусством («Неповешенная картина», 1982–92, музей Людвига, Кельн; «Нома, или Московский концептуальный круг», 1993, Кунстхалле, Гамбург).
Награды
- Орден Дружбы (2008) — за большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом.[2]
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
- Музей современного искусства, Нью Йорк
- Коллекция Колодзей русского и восточноевропейского искусства, Kolodzei Art Foundation, США
Персональные выставки
- 1995 — «Без воды», постоянная экспозиция, Австрийский музей прикладных искусств (Austrian Museum of Applied Art), Вена, Австрия
- 1995 — «Случай в музее или музыка воды», Центр современного искусства в Calouste Gulbenkian, Лиссабон, Португалия
- 1995 — «Кабаков: Море голосов», постоянная экспозиция, Kunstmuseum Basel, Швейцария
- 1995 — «Школьная библиотека», Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия
- 1995 — «Change of Scene VIII», Museum for Moderne Kunst, Франкфурт, Германия
- 1995 — «Crest Ici que Nous Vivons», Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
- 1995 — «The Man Who Flew into Space from His Apartment», Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
- 1995 — «Человек, который никогда ничего не выбрасывал», постоянная экспозиция, Национальный музей современного искусства, Осло, Норвегия
- 1994 — «Kabakov: Операционная (Мать и Сын)», Национальный музей современного искусства, Осло, Норвегия
- 1994 — «Река золотого андеграунда, Лодка моей жизни, Альбом моей матери», Centre National DrArt Contemporain, Гренобль, Франция
- 1994 — «Ilya Kabakov: Операционная (Мать и сын)», Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия
- 1993 — «Московский концептуальный цикл», Kunsthalle, Гамбург, Германия
- 1993 — «Случай в музее или музыка воды», муз. Владимира Тарасова, Музей современного искусства, Чикаго, США
- 1993 — «Красный павильон», музыка Владимира Тарасова, Венецианская биеннале, Италия
- 1993 — «Большой архив», Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия
- 1992 — «Нерукотворная живопись», Ludwig Museum, Кельн, Германия
- 1992 — «Иллюстрация как способ выживания», выставка памяти Юло Соостера, Koninklijke Academie voor Schone Kunsten, Бельгия
- 1992 — «Жизнь в полете», Kolnicher Kunstverein, Кельн, Германия
- 1991 — «Три выставки десяти харктеров», The Power Plant, Торонто, Канада
- 1991 — «Корабль», Neue Galerie музея Людвига, Аахен, Германия
- 1991 — «Семь выставок одной картины», Kasseler Kunstverein, Кассель, Германия
- 1991 — Избранные работы из «Десяти образов», Музей Хиршхорна и Сад скульптур, Вашингтон, США
- 1989 — «Белизна покрывает собой все», De Appel, Амстердам, Голландия
- 1989 — «Коммунальная квартира — Корабль», Kunsthalle, Цюрих, Швейцария
- 1989 — «Новостройка (Бесталанный художник и другие образы — инсталляция)», совместно с Е. Булатовым, Институт современного искусства, Лондон, Англия
- 1988 — «Перед ужином», Kunstverein, Грац, Австрия; совместно с Е. Булатовым, Kunstverein, Бонн, Германия
- 1987 — «60-е — 70-е» совместно с И. Чуйковым, Музей современного искусства, Базель, Швейцария
Групповые выставки (выборочно)
- 1994 — «Виртуальная реальность», Мельбурнская бьеннале, Австралия
- 1994 — «Лицо долой: портрет в сегодняшнем искусстве. Коллекционер», передвижная выставка в трех местах: Институт современного искусства, университет штата Пенсильвания, США; Художественный музей Джозайлин, Омаха, США; Картинная галерея Везерспун, Гринсборо, США
- 1994 — «Европа-Европа (Человек, который никогда ничего не выбрасывал — выставка)», Kunst- und Ausstellunghalle der Bundesrepublik Deutschland, Бонн, Германия; Топонимии Восемь идей пространства, Fundaciyn la Caixa, Мадрид, Испания
- 1993 — «Kunst im Verborgenen. Скрытое искусство: нонконформисты в России, 1957—1995», передвижная выставка в трех местах: Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен, Германия; Lindenau Museum, Альтенбург, Германия; Documenta-Halle, Кассель, Германия
- 1993 — «Российско-еврейские художники в столетие перемен, 1890—1990», передвижная выставка в двух местах: Еврейский музей, Нью-Йорк, США; Художественный музей Элвейем, Университет штата Висконсин, Мэдисон, США
- 1993 — «Конец музея», La Fundaciy Antoni Tapies, Барселона, Испания; Africus: Бьеннале в Йоханнесбурге, ЮАР
- 1992 — «Параллельные виды: современные художники и искусство аутсайдеров», Художественный музей округа Лос Анджелес, США;
- 1992 — «Туалет», Documenta n.9 de Kassel, Германия
- 1992 — «Синее блюдо», Expo '92, Севилья, Испания; Семь художников из России («На коммунальной кухне» — инсталляция), Groninger Museum, Гронинген, Голландия
- 1991 — «Widerstand — Denkbilder fur die Zukunft» («Альбом моей матери II Лабиринт» — выставка), Haus der Kunst, Мюнхен, Германия
- 1991 — «Выбор Сталина: советский социалистический реализм, 1932—1956», Институт искусства и городских ресурсов в P.S.l, Нью-Йорк, США
- 1991 — «От Малевича до Кабакова» («Перед ужином, Красный павильон» — инсталляции), Kunsthalle, Кельн, Германия
- 1991 — «Язык искусства», передвижная выставка в двух местах: Kunsthalle Wien, Вена, Австрия; Frankfurter Kunstverein, Германия; et tous ils changent le monde («Аварийный выход» — выставка), Biennale d’Art Contemporain, Лион, Франция;
- 1991 — Rendez Vous («Незаконченная выставка» — выставка), Музей современного искусства Луизиана, Химлебек, Дания.
- 1990 — «Wanderlieder» («Перед ужином» — выставка), Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
- 1990 — «Дислокации» («Мост» — выставка), Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
- 1990 — «Kunst, Europa: Sowjetunion» («Лети на крыльях» — выставка), Kunstverein, Ганновер, Германия.
- 1990 — «Слова без мыслей никогда не попадут на небеса», Центральный музей, Утрехт, Голландия.
- 1990 — «Советское искусство 1990-х гг.» («Красный фургон» — выставка с музыкальным сопровождением В. Тарасова), Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия.
- 1990 — «Почему красный фургон не приехал в Израиль» — выставка, Музей Израиля, Иерусалим, Израиль.
- 1990 — «Риторический образ» («Медицинская ширма» — выставка), Новый музей, Нью-Йорк, США.
- 1990 — «В СССР и за его пределами» («Канат жизни» — и другие выставки), Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
- 1990 — «Бумеранг, готовый к употреблению: некоторые взаимосвязи в искусстве XX века» 8-я сиднейская бьеннале, Австралия.
- 1990 — «Советское искусство» («Подземная золотая река» — выставка), Museu d’Arte Contemporanea, Прато, Италия.
- 1989 — Magiciens de La Terre («Человек, который улетел в космос» — высавка), Musee National d’Art Moderne, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
- 1988 — «Перед ужином» выставка, Biennale di Venezia, Италия.
- 1985 — «Русское искусство», Музей Бохума, Германия.
- 1981 — «Двадцать пять лет советского неофициального искусства», 1956—1981, Музей советского неофициального искусства CASE, Джерси Сити, США.
- 1979 — «Новое искусство из Советского Союза: выставка нонконформистского искусства 1960-х и 1970-х годов», Колледж Св. Мэри, Вашингтон, США.
- 1977 — «Новое советское искусство, неофициальная перспектива», Венецианское биеннале, Италия.
- 1977 — «Неофициальная русская живопись», Институт современного искусства, Лондон, Англия.
- 1970 — «Сегодняшний русский авангард из Москвы», Галерея Гмужирска, Кельн, Германия.
Ссылки
Кабаков, Илья Иосифович на Викискладе? |
- Официальный сайт Ильи и Эмилии Кабаковых
- Илья Кабаков на сайте www.gif.ru
- Илья Кабаков на сайте Art4.ru
Критика
- Деготь Е. Кабаков: «Сейчас экстраверты командуют парадом, но так будет не всегда»
- Раппапорт А. «Веревки» Ильи Кабакова. Опыт интерпретации концептуалистского ассамбляжа // Советское искусствознание, №26, 1990.
Примечания
- ↑ Эмилия Кабакова (урождённая Леках) родилась в 1945 году в Днепропетровске. Училась в музыкальной школе в Москве, затем в музыкальных училищах в Иркутске и Днепропетровске, окончила факультет испанского языка и литературы Московского государственного университета. С 1973 года жила в Израиле, в 1975 году переехала в США, где работала куратором художественных выставок в Нью-Йорке. Замужем за Ильёй Кабаковым с 1989 года.
- ↑ Взгляд
- lt:Ilja Kabakovas
- nl:Ilya Kabakov
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАБАКОВ Илья Иосифович в ЭЕЭ