Рошаль, Григорий Львович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Кино» с помощью HotCat) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
| Сайт = | | Сайт = | ||
}} | }} | ||
- | '''Григо́рий Льво́вич Роша́ль''' ( | + | |
+ | '''Григо́рий Льво́вич Роша́ль''' (1899, Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская область,—1983, Москва), советский [[режиссёр]] театра и кино, педагог и сценарист. [[Народный артист СССР]] (1967). Лауреат двух [[Сталинская премия|Сталинских премий]] первой степени [[(1950]], [[1951]]). | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | ||
+ | В детстве учился в [[Хедер|хедере]]; знал [[Иврит Язык|иврит]], [[Идиш Язык|идиш]] и интересовался еврейской историей. | ||
+ | В начале творческого пути был членом труппы театра [[«Хабима»]]. | ||
+ | |||
+ | В [[1918]]—[[1919]] годы — сотрудник [[Наркомпрос]]а [[Украина|Украины]] и [[Крым]]а. С [[1919 год]]а — инструктор [[Наркомпрос]]а [[Азербайджан]]а, заведующий художественно-воспитательной частью детского городка в [[Железноводск]]е, также занимался художественным воспитанием детей в Кисловодске. | ||
+ | |||
+ | В 1921 г. переехал в Москву, где стал председателем художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе; был директором и художественным руководителем мастерской Педагогического театра. | ||
+ | |||
+ | В [[1921]]—[[1923]] учился в [[Государственные Высшие Режиссёрские мастерские|Государственных Высших Режиссёрских мастерских]] [[Мейерхольд, Всеволод Эмильевич|Всеволода Мейерхольда]] ([[ГВЫРМ]]), созданных в [[1921 год]]у году Всеволодом Мейерхольдом и его учеником [[Державин, Константин Николаевич|Державиным]]; которые были преобразованы в [[1923 год]]у и работали по [[1931 год]] под названием [[ГЭКТЕМАС]] — [[Государственная экспериментальная театральная мастерская]]. | ||
+ | |||
+ | С 1925 г. Рошаль работал в кино. | ||
+ | С [[1925 год]]а — режиссёр 3-й фабрики [[Госкино]], киностудии «[[Белгоскино]]», «[[Межрабпомфильм]]», [[ВУФКУ]] — [[Всеукраинское фотокиноуправление|Всеукраинского фотокиноуправления]]. С [[1931 год]]а — режиссёр киностудии «[[Мосфильм]]». В [[1947]]—[[1954]] годы — на киностудии «[[Ленфильм]]». В [[1957 год]]у возглавил Всесоюзную комиссию по работе с [[Любительское кино|кинолюбителями]] при правлении [[Союз кинематографистов СССР|Союза кинематографистов СССР]]. | ||
Г. Л. Рошаль умер [[11 января]] [[1983 год]]а. Похоронен в Москве на [[Кунцевское кладбище|Кунцевском кладбище]] в Москве. | Г. Л. Рошаль умер [[11 января]] [[1983 год]]а. Похоронен в Москве на [[Кунцевское кладбище|Кунцевском кладбище]] в Москве. | ||
+ | |||
+ | == Творчество == | ||
+ | |||
+ | Первый фильм Рошаля «Господа Скотинины» (1927) — «марксистская» переработка комедии Фонвизина «Недоросль», осуществленная под редакцией А. Луначарского. В фильме «Его превосходительство» (1928) отражен эпизод еврейского революционного движения в России — убийство [[Леккерт, Хирш|Х. Леккертом]] виленского губернатора (две главные роли — губернатора фон Валя и Раввина — играл [[Леонидов, Леонид Миронович|Л. М. Леонидов]]). В фильме «Саламандра» (по сценарию Г. Гребнера и А. Луначарского, который играл самого себя) выражена симпатия партийных идеологов к ламаркизму в биологии, которая позднее сказалась в поддержке [[Сталин|И. Сталиным]] псевдонаучных идей Т. Лысенко. Фильм «Человек из местечка» (1930) рассказывает о еврее-подмастерье, который благодаря революции стал директором фабрики (роль Горелика исполнял [[Зускин, Биньямин|Б. Зускин]]). | ||
+ | |||
+ | В 1930-х гг. важное место в творчестве Рошаля занимают экранизации литературных произведений. Большой удачей режиссера был признан фильм «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]] «Белые ночи» и «Неточка Незванова». Разоблачению нацистского антисемитизма был посвящен фильм «Семья Оппенгейм» (1939) по роману [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]] (роль профессора Якоби исполнял [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлс]]). В 1941 г. Рошаль экранизировал роман [[Горький, Максим|М. Горького]] «Дело Артамоновых». | ||
+ | |||
+ | В фильме «Зори Парижа» (1937), посвященном истории Парижской коммуны, различимо влияние сталинской «конспиративной» исторической мифологии (разоблачение происков замаскированных врагов). | ||
+ | |||
+ | В послевоенные годы Рошаль стал одним из ведущих представителей поощряемого властями жанра историко-биографического фильма («Академик Иван Павлов», 1949; «Мусоргский», 1950; «Римский-Корсаков», 1953, и другие). | ||
+ | |||
+ | В 1950–1960-х гг. Рошаль вновь обратился к экранизации литературных произведений: «Вольница» (1956) — по роману Ф. Гладкова; «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) — по трилогии А. Толстого «Хождение по мукам». В 1962 г. Рошаль поставил остропублицистический фильм «Суд сумасшедших», а в 1966 г. — биографический фильм о [[Маркс, Карл Генрих|К. Марксе]] «Год как жизнь». | ||
+ | |||
+ | Рошаль был также автором ряда сценариев, в том числе новаторского кукольно-игрового фильма А. Птушко «Новый Гулливер» (1935). В течение многих лет Рошаль руководил режиссерской мастерской во Всесоюзном институте кинематографии. Рошаль — автор ряда статей по вопросам киноискусства. | ||
== Фильмография == | == Фильмография == | ||
+ | |||
== Творчество == | == Творчество == | ||
+ | |||
{{заготовка раздела}} | {{заготовка раздела}} | ||
=== Режиссёр === | === Режиссёр === | ||
+ | |||
{{заготовка раздела}} | {{заготовка раздела}} | ||
* [[1926 год в кино|1926]] — [[Господа Скотинины (фильм)|Господа Скотинины]] | * [[1926 год в кино|1926]] — [[Господа Скотинины (фильм)|Господа Скотинины]] | ||
Строка 65: | Строка 94: | ||
=== Сценарист === | === Сценарист === | ||
+ | |||
* [[Новый гулливер (фильм)|Новый гулливер]] | * [[Новый гулливер (фильм)|Новый гулливер]] | ||
* [[Букет фиалок (фильм)|Букет фиалок]] | * [[Букет фиалок (фильм)|Букет фиалок]] | ||
Строка 72: | Строка 102: | ||
== Награды и премии == | == Награды и премии == | ||
+ | |||
* [[Сталинская премия]] первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949) | * [[Сталинская премия]] первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949) | ||
* [[Сталинская премия]] первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950) | * [[Сталинская премия]] первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950) | ||
Строка 78: | Строка 109: | ||
== Семья == | == Семья == | ||
+ | |||
* [[Строева, Вера Павловна]] — жена, режиссёр и драматург. | * [[Строева, Вера Павловна]] — жена, режиссёр и драматург. | ||
* [[Рошаль-Строева, Марианна Григорьевна]] — дочь, режиссёр игрового кино. | * [[Рошаль-Строева, Марианна Григорьевна]] — дочь, режиссёр игрового кино. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Мосфильм]] | [[Категория:Мосфильм]] | ||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
[[Категория:Кино]] | [[Категория:Кино]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | {{ | + | {{WikiCopyRight}} |
+ | {{ElevenCopyRight|13603|РОШАЛЬ Григорий Львович}} |
Версия 15:55, 9 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Григорий Рошаль | |
Имя при рождении: |
Григорий Львович Рошаль |
---|---|
Дата рождения: |
9 (21) октября 1899 |
Место рождения: |
Новозыбков |
Дата смерти: |
11 января 1983 (83 года) |
Место смерти: |
Москва, СССР |
Гражданство: | |
Профессия: |
кинорежиссёр, |
Направление: |
социалистический реализм |
Награды: | |
IMDb: |
ID 0742914 |
Григо́рий Льво́вич Роша́ль (1899, Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская область,—1983, Москва), советский режиссёр театра и кино, педагог и сценарист. Народный артист СССР (1967). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950, 1951).
Содержание |
Биография
В детстве учился в хедере; знал иврит, идиш и интересовался еврейской историей. В начале творческого пути был членом труппы театра «Хабима».
В 1918—1919 годы — сотрудник Наркомпроса Украины и Крыма. С 1919 года — инструктор Наркомпроса Азербайджана, заведующий художественно-воспитательной частью детского городка в Железноводске, также занимался художественным воспитанием детей в Кисловодске.
В 1921 г. переехал в Москву, где стал председателем художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе; был директором и художественным руководителем мастерской Педагогического театра.
В 1921—1923 учился в Государственных Высших Режиссёрских мастерских Всеволода Мейерхольда (ГВЫРМ), созданных в 1921 году году Всеволодом Мейерхольдом и его учеником Державиным; которые были преобразованы в 1923 году и работали по 1931 год под названием ГЭКТЕМАС — Государственная экспериментальная театральная мастерская.
С 1925 г. Рошаль работал в кино. С 1925 года — режиссёр 3-й фабрики Госкино, киностудии «Белгоскино», «Межрабпомфильм», ВУФКУ — Всеукраинского фотокиноуправления. С 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». В 1947—1954 годы — на киностудии «Ленфильм». В 1957 году возглавил Всесоюзную комиссию по работе с кинолюбителями при правлении Союза кинематографистов СССР.
Г. Л. Рошаль умер 11 января 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище в Москве.
Творчество
Первый фильм Рошаля «Господа Скотинины» (1927) — «марксистская» переработка комедии Фонвизина «Недоросль», осуществленная под редакцией А. Луначарского. В фильме «Его превосходительство» (1928) отражен эпизод еврейского революционного движения в России — убийство Х. Леккертом виленского губернатора (две главные роли — губернатора фон Валя и Раввина — играл Л. М. Леонидов). В фильме «Саламандра» (по сценарию Г. Гребнера и А. Луначарского, который играл самого себя) выражена симпатия партийных идеологов к ламаркизму в биологии, которая позднее сказалась в поддержке И. Сталиным псевдонаучных идей Т. Лысенко. Фильм «Человек из местечка» (1930) рассказывает о еврее-подмастерье, который благодаря революции стал директором фабрики (роль Горелика исполнял Б. Зускин).
В 1930-х гг. важное место в творчестве Рошаля занимают экранизации литературных произведений. Большой удачей режиссера был признан фильм «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей Ф. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова». Разоблачению нацистского антисемитизма был посвящен фильм «Семья Оппенгейм» (1939) по роману Л. Фейхтвангера (роль профессора Якоби исполнял Ш. Михоэлс). В 1941 г. Рошаль экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых».
В фильме «Зори Парижа» (1937), посвященном истории Парижской коммуны, различимо влияние сталинской «конспиративной» исторической мифологии (разоблачение происков замаскированных врагов).
В послевоенные годы Рошаль стал одним из ведущих представителей поощряемого властями жанра историко-биографического фильма («Академик Иван Павлов», 1949; «Мусоргский», 1950; «Римский-Корсаков», 1953, и другие).
В 1950–1960-х гг. Рошаль вновь обратился к экранизации литературных произведений: «Вольница» (1956) — по роману Ф. Гладкова; «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) — по трилогии А. Толстого «Хождение по мукам». В 1962 г. Рошаль поставил остропублицистический фильм «Суд сумасшедших», а в 1966 г. — биографический фильм о К. Марксе «Год как жизнь».
Рошаль был также автором ряда сценариев, в том числе новаторского кукольно-игрового фильма А. Птушко «Новый Гулливер» (1935). В течение многих лет Рошаль руководил режиссерской мастерской во Всесоюзном институте кинематографии. Рошаль — автор ряда статей по вопросам киноискусства.
Фильмография
Творчество
Режиссёр
- 1926 — Господа Скотинины
- 1927 — Его превосходительство
- 1928 — Саламандра
- 1934 — Петербургская ночь
- 1936 — Зори Парижа
- 1938 — Семья Оппенгейм
- 1939 — В поисках радости
- 1941 — Дело Артамоновых
- 1946 — Песни Абая (совместно с Е. Е. Ароном)
- 1949 — Академик Иван Павлов
- 1950 — Мусоргский
- 1952 — Римский-Корсаков
- 1956 — Вольница
- 1957 — Сестры
- 1958 — Восемнадцатый год
- 1959 — Хмурое утро
- 1961 — Суд сумасшедших
- 1965 — Год, как жизнь
Сценарист
- Новый гулливер
- Букет фиалок
- Алеко
- Суд сумасшедших
- Зори Парижа (с Г. Шаховским)
Награды и премии
- Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Академик Иван Павлов» (1949)
- Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Мусоргский» (1950)
- народный артист СССР (1967)
- четыре ордена и медали
Семья
- Строева, Вера Павловна — жена, режиссёр и драматург.
- Рошаль-Строева, Марианна Григорьевна — дочь, режиссёр игрового кино.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОШАЛЬ Григорий Львович в ЭЕЭ