|
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Томашевский, Борис (актер)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Л.Гроервейдл
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=10/09/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | ТОМАШЕ́ВСКИЙ Борис (Thomashevsky, Boris; Барух Аарон; 1866, деревня Оситняжка Киевской губернии, – 1939, Нью-Йорк), еврейский актер, режиссер, драматург, историк еврейского театра.
| + | |
- | | + | |
- | В семье почитались традиции еврейской синагогальной, а также оперной музыки. Отец обладал красивым голосом, был скрипачом-любителем. Уже в четырехлетнем возрасте Томашевский пел в синагогальном хоре местечка Каменка у своего деда Авраама Я‘акова Томашевского, хаззана из Тального. Двумя годами позже, переехав к родителям в Киев, Томашевский стал посещать оперу вместе со своим отцом. Дядя Томашевского, бродячий торговец, рассказал ему о труппе [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадена]] и выучил с ним несколько песен из спектаклей. В одиннадцатилетнем возрасте Томашевский был принят в бердичевский синагогальный хор известного хаззана Нисона Бельзера, где пробыл два с половиной года.
| + | |
- | | + | |
- | В 1881 г. Томашевский с родителями уехал в США. Жил в [[Нью-Йорк]]е, где первое время пел в синагоге на Хенри-стрит и работал на папиросной фабрике. На фабрике он случайно увидел присланную из Лондона афишу спектакля «Колдунья» (по [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадену]]) и загорелся желанием пригласить труппу в [[Нью-Йорк]]. Воспользовавшись расположением богатого прихожанина, парнаса синагоги на Хенри-стрит, Томашевский убедил его выслать в Лондон восемь билетов для актеров из этой труппы.
| + | |
- | | + | |
- | Вопреки сопротивлению Комитета помощи иммигрантам, который составляли богатые немецкие евреи, далекие от культурных запросов евреев-иммигрантов из Восточной Европы, первое представление этой труппы на идиш состоялось в июле 1882 г. в Нью-Йорке в Турн-холл на 4-й авеню. В спектакле «Колдунья» выступил и Томашевский в ролях Миреле и продавца «бабкелех». Комитет помощи иммигрантам все же добился своего: первое выступление любительского театра оказалось и последним. Томашевский к тому же был уволен из синагогального хора.
| + | |
- | | + | |
- | В поисках заработка Томашевский играл в спектаклях в [[Нью-Йорк]]е и других городах США. К этому времени относятся и его первые драматургические опыты. В 1886 г. Томашевский создал труппу, выступал с ней в Чикаго и Балтиморе, где встретился с 16-летней Бесси Койфман (1873-?), ставшей вскоре его женой и соратником в деле создания еврейского театра.
| + | |
- | | + | |
- | В 1892 г. Томашевский поставил пьесу И. Латайнера «Александер, одер Дер кройнпринц фун Йерушолаим» («Александр, или Наследный принц Иерусалимский»), которая принесла ему успех, сопутствовавший «принцу еврейского театра», как Томашевского называли, в течение трех десятилетий. Он ставил драматические спектакли, мюзиклы, мелодрамы, комедии, написанные на идиш и в переводе с других языков (Л. Кобрина, Е. Чирикова, А. Шомера, А. Гольдфадена, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Э. Т. А. Гофмана, У. Шекспира).
| + | |
- | | + | |
- | Томашевский написал около 50 произведений для театра, воплотил большую их часть на сцене. Многоплановый актер, исполнявший с успехом драматические роли и сольные партии в спектаклях мировой классики и еврейских авторов, реформаторов еврейской сцены, Томашевский в то же время не чурался дешевых поделок и представлений, скроенных на скорую руку. Однако среди множества оперетт Томашевского к творческим удачам, несомненно, относятся построенные на логично связанном сюжете, искрящиеся народным юмором «Дос фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка», 1913), «Ди пойлише хасене» («Польская свадьба», 1914), «Дос цеброхене фиделе» («Разбитая скрипочка», 1916).
| + | |
- | | + | |
- | В своей драме «Дер голденер фодем» («Золотая нить», 1922) Томашевский сыграл обе главные роли: [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадена]] и Б. Томашевского. Из произведений для театра были напечатаны «Ди идише нешоме» («Еврейская душа»; музыкальная драма Я. Тера /1861–1935/ в обработке Томашевского; издательство «Мелодия», Варшава, 1909), «Дос пинтеле ид» («Еврейская искорка», Варшава, 1911), «Дос цеброхене фиделе» (музыка И. Румшинского; Н.-Й., 1917), «Ди пойлише хасене» (сцены из народной жизни в 3 актах с прологом и эпилогом, издательство Гольдфарба, Варшава, 1928).
| + | |
- | | + | |
- | Предполагается, что Томашевский был и автором оперетты «Ди нешоме фун майн фолк» («Душа моего народа»; издательство М. Гольдфарба, Варшава, 1926). Малым тиражом были опубликованы пьесы «Ди юдише кройн» («Еврейская корона») и «Фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка»), обе — в Нью-Йорке в 1914 г.
| + | |
- | | + | |
- | Томашевский написал ряд работ по вопросам истории и теории еврейского театра. В 1908 г. вышла его книга «Томашевскис театершрифтн» («Театральные сочинения Томашевского», издательство «Лифшиц-пресс», Н.-Й.). В 1909 г. им был основан журнал «Ди идише бине» («Еврейская сцена») — «еженедельник, посвященный всем направлениям еврейской драмы и еврейской музыки». В просуществовавшем около полугода еженедельнике Томашевский опубликовал свои статьи, главы неоконченного романа «Цвей швестер, оригинелер роман фун дем идишн театер-лебн» («Две сестры, оригинальный роман из еврейской театральной жизни») и материалы о проблемах еврейского театра.
| + | |
- | | + | |
- | С 1913 г. по 1936 г. Томашевский опубликовал сотни статей, театральных фельетонов, путевых заметок, биографических очерков, а главное — свои воспоминания из истории еврейского театра в США, большей частью в нью-йоркской «Форвертс», а также в «Вархайт», в сборнике «Ди гешихте фун хазанут» («История хаззанута», Н.-Й., 1924), в «Моргн-журнал» (Н.-Й., 1926; воспоминания о Я. Адлере), в «Калифорниер идише штиме», 1929 (о первых еврейских театральных представлениях в Америке), в «Паризер хайнт» (воспоминания об Адлере), в «Наер лоджер фолксблат» (1930; воспоминания о Р. Шильдкрауте (см. Шильдкраут, семья). Вторая из двух серий воспоминаний, печатавшихся в «Форвертс», вошла в книгу «Майн лебнсгешихте» («История моей жизни»), Н.-Й., 1937.
| + | |
- | | + | |
- | Общий кризис еврейского театра в 1920–30-х гг. сказался и на деятельности Томашевского. Созданный им театр на Бродвее, где ему удалось собрать лучших еврейских актеров, таких, как Р. Шилдкройт и Л. Зац (1895–?), привезти из Европы знаменитую «Вилнер трупе», просуществовал всего два месяца.
| + | |
- | | + | |
- | Предпринятые попытки ставить еврейские пьесы на английском языке успеха не имели. Томашевский вместе со своей второй женой Региной Цукерберг стал выступать в кабаре на Ист-Сайд. На похоронах Томашевского присутствовало более пятидесяти тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | Гарри Томашевский (1895–?), сын Томашевского, еврейский актер.
| + | |
- | | + | |
- | Теодор Томашевский, сын Томашевского, сценарист Голливуда.
| + | |
- | | + | |
- | Источник
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14128&query=%D2%CE%CC%C0%D8%C5%C2%D1%CA%C8%C9 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 993–994]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14128&query=%D2%CE%CC%C0%D8%C5%C2%D1%CA%C8%C9 Электронная еврейская энциклопедия по материалам КЕЭ, том 8, кол. 993–994]
| + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |