|
|
(13 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Самария (Шомрон, Себастия) (город)]] |
- | Город Самария, столица [[Израильское царство|Израильского (Северного) царства]] в IX–VIII вв. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя история города ==
| + | |
- | Город был основан царем [[Омри]] около 800 г. до н. э. на холме, принадлежавшем некоему Шемеру, откуда, согласно библейской этимологии, произошло название Шомрон.<ref>Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного пперевода находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Сторожевая гора" (см. у Stade в его "Zeitschrift", параграф 165 и далее). В ранних клинописных надписей Самария обозначена под названием "Бейт Хумри" (= "доме Омри"), но это в табличках Тиглаффилласара III, а затем она называется Самирин, арамейским именем (ср. Rawlinson, "Historical Evidences", стр. 321). Из статьи [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=109&letter=S&search=Samaria Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | "Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24)
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | === Времена Израильского царства ===
| + | |
- | Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от [[Шхем]]а, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, [[Омри]] выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее).
| + | |
- | [[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.
| + | |
- | | + | |
- | Омри перенёс столицу [[Израильское царство|Израильского царства]] в Самарию из [[Тирца|Тирцы]], которая была слишком уязвима для нападений.<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.
| + | |
- | | + | |
- | Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни [[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности". VIII 14, § 1.).
| + | |
- | | + | |
- | [[Ахав]] построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).
| + | |
- | | + | |
- | Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец [[Омри]] и [[Ахав]]а, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (III Ц 22:39).
| + | |
- | | + | |
- | В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования [[Иеровоам II|Иоровоама (Яров‘ама) II]], то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.
| + | |
- | | + | |
- | Еще во время жизни [[Омри]] отец царя Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или [[Омри]], потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.
| + | |
- | | + | |
- | Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена [[Ахав]]а (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена [[Иорам (царь Израиля)|Иорама]], сын [[Ахав]]а (IV Ц 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну провизии в Самарии (ib. 7:16).
| + | |
- | | + | |
- | Другие заметные события имели место в Самарии: там [[Ахав]] встретил [[Иосафат]]а, оба они сидели в воротах, чтобы услышать пророчество Михея (III Ц. 22:10; II Пар 18:2, 9...).
| + | |
- | | + | |
- | Семьдесят сыновей [[Ахав]]а были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу [[Ииуй|Ииуя,]] который уничтожил "всё, что осталось от дома [[Ахав]]а", а также храм Ваала (IV Ц. 10:1-27). Согласно II Пар. 22:9, [[Охозия]], царь Иудейский, был убит в Самарии (ср. IV Ц. 9:27).
| + | |
- | | + | |
- | Иоас, после того, как захватил Иерусалим, привёз в Самарию все золото, серебро и сосуды [[Первый храм|Храма]] и дворца царя (ib. 14:14; II Пар 24:25). Факей вернулся в Самарию с добычей и большим количеством пленных иудеев, с которыми хорошо обращались в Самарии и потом отпустили (II Пар. 28:8-9, 15).
| + | |
- | | + | |
- | В седьмой год [[Осия|Осии]] Самария была осажден [[Салманассар]]ом. Три года спустя она была захвачена [[Ассирия|ассирийским]] царем, чье имя не упоминается (IV Ц. 17:5-6, 18:9-10...). И хотя Иосиф Флавий ("Иудейские древности". IX 14, § 1.) заявляет, что это был [[Салманассар]], ассирийские клинописные надписи показывают, что это был [[Саргон]], который взошел на престол в 722 г. до н.э. и [[Саргон II - завоевание Израильского царства|захватил Самарию в следующем году]].
| + | |
- | | + | |
- | Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).
| + | |
- | | + | |
- | Депортированных израильтян из Самарии заменили язычниками из разных стран, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]] (из [[Вавилон]]а, Кута, Хамата и Сфарваима), посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками [[Самаритяне|самаритян]].
| + | |
- | | + | |
- | '''С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем [[Амос]]ом (8:14), [[Исайя|Исайейи]] (7:1, далее везде), [[Миха (пророк)|Михой]] (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.'''
| + | |
- | | + | |
- | === После ассирийского завоевания ===
| + | |
- | Город служил резиденцией ассирийского наместника. В персидский период правители Самарии, наиболее известными из которых были представители семейства Санваллат, находились в постоянном конфликте с [[Нехемия|Нехемией]] и его преемниками.
| + | |
- | | + | |
- | Самария возникает снова в истории четырех столетий после ее захвата ассирийцами. Самаритяне, которые убили Андромаха, губернатора Южной Сирии (332 или 331 до н.э.), были сурово наказаны Александром Великим, которые превратил город в македонскую колонию (331 г. до н.э.).<ref>Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene, ii. 114</ref> Самария была заселена шестью тысячами македонских колонистов и превратилась в эллинистический город.
| + | |
- | | + | |
- | Также находим у Евсевия, <ref>(ib. ii. 118)</ref> что несколько лет спустя по приказу Александра Самарии была восстановлена. В 312 г. до н.э. город, который по-прежнему хорошо укреплен, был лишён укреплений Птолемеем, сыном Лагуса, и пятнадцать лет спустя (ок. 296 г. до н.э.) было вновь разрушен Димитрием Полиокретом.<ref>Eusebius, та же книга</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Во времена Хасмонейского царства и римского владычества ==
| + | |
- | Почти два века ничего не слышали о Самарии, но совершенно очевидно, что город был восстановлен и сильно укреплён, так как в конце II века до н.э. [[Иоанн Гиркан I]] осаждал его целый год, прежде чем захватил и разрушил, подведя водные потоки, которые затопили нижнюю часть города.<ref>Иосиф Флавий, "Иудейские древности" XIII 10, § § 2-3;. То же, "Bibliotheca Judaica" I. 2, § 7</ref> Год завоевания Самарии четко не указано. В Мегилат Таанит говорится, что город был взят 25 '''Mar ḥeshwan (= ноября)''', а другие обстоятельства, связанные с осадой, указывают, что она была предпринята незадолго до 107 г. до н.э.
| + | |
- | | + | |
- | Однако город был вновь заселен при [[Александр I Яннай|Александре Яннае]].<ref>[[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности", XIII. 15, § 4</ref>
| + | |
- | | + | |
- | [[Помпей]] восстановил Самарию как греческий город в 25 г. до н. э. и передал его в подчинение Сирии<ref>[[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности", XIV 4, § 4; "Bibliotheca Judaica" I. 7, § 7</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Город был в дальнейшего укреплён Габинием, из-за чего его жителей называли также Γαβινιεῖς (габиниеос).<ref> ("Ant." xiv. 5, § 3; "Bibliotheca Judaica" i. 8, § 4; Cedrenus, ed. Bekker, i. 323)</ref> Август отдал ее Ирода Великого, при котором она расцвела заново, ибо он перестроил его в 27 или 25 г. до н.э. на гораздо большем масштабе двадцать стадионов в окружности и украшен его с великолепным зданий, особенно в Храм Августа. Под Ирода (чья жена была Мариамна) город стал столицей весь район, который также был назван Самарии, сам город известной как Севастии, как показывает монеты с надписью Σεβαστηνῶν; это имя греческий эквивалент Латинская "Августа", город был назван в честь Августа-кесаря ("Муравей". XV 7, § 3;. 8, § 5; "BJ" I. 8, § 4, 21, § 2; Страбон, XVI . 760). Севастийских упоминается в Мишне ("Ar. III. 2), где его сады хвалят. Иосиф Флавий ("BJ" II 3, § 4;. 4, § § 2-3) говорит солдат Севастийских, который служил в армии Ирода и который позже перешел на сторону римлян против евреев. После смерти Ирода Севастийских со всей провинции Самарии выпал на долю Архелая, после которого изгнания он проходил под контролем прокуроров Римской империи. Тогда он подошел к Агриппа I, и снова попали под прокуроры Роман ("Муравей". XVII 11, § 4;. "BJ" II 6, § 3.). С началом еврейского войны он подвергся нападению со стороны евреев ("BJ" II. 18, § 1). Под Септимия Севера он стал римской колонией, но с ростом Наблусе или Sheehem он утратил свое значение.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Ирод I]] заново отстроил город и соорудил в нем '''храм императору Августу'''. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена периметром в 4 км. [[Ирод]] назвал город Себасте в честь Августа (по-гречески Себастос — эквивалент латинскому Аугустус). Во II в. н. э. город переживал упадок, однако превращение его императором Септимием Севером в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.) способствовало новому подъему.
| + | |
- | | + | |
- | Ранние христиане связывали Самарию с Иоанном Крестителем, который был, по преданию, похоронен там. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь.
| + | |
- | | + | |
- | == Средние века ==
| + | |
- | В 614 г. Самария была разрушена персами. При [[Крестовые походы|крестоносцах]] Самария вновь стала центром епархии. Была построена церковь, ныне — у восточной оконечности расположенной на холме арабской деревни Сабастия, в которой около двух тысяч жителей (2003 г., оценочно).
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13667&query=%D1%C0%CC%C0%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 7, кол. 621–622]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=109&letter=S&search=Samaria Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm Текст Танаха с набором комментариев на сайте "Маханаим"]
| + | |
- | | + | |
- | Библиография
| + | |
- | * [[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности"
| + | |
- | * Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |