Самария

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История)
Михаил Магрилов (Обсуждение | вклад)
(См. также)
 
(53 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
-
| АВТОР1 =  
+
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
Строка 8: Строка 8:
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
| УРОВЕНЬ  =  
| УРОВЕНЬ  =  
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 2.02.2011
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Требует_дополнения}}
+
}}   
-
+
 
 +
{{main|Иудея и Самария|Округ Иудея и Самария}}
 +
 
 +
: ''Про '''город Самария (Шомрон)''', столицу Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э., см. [[Самария (Шомрон, Себастия) (город)]]''
{{Перевести|he|השומרון}}  
{{Перевести|he|השומרון}}  
[[File:Gaza WestBank panorama.jpg|thumb|250 px|Самария]]
[[File:Gaza WestBank panorama.jpg|thumb|250 px|Самария]]
-
'''Самария''' ({{lang-he|שומרון}} — ''Шомрон'') — географическая область в [[Израиль|Израиле]] и [[Палестинская автономия | Палестинской Автономии]]. Является частью региона «[[Иудея]] и Самария», или [[Западный берег реки Иордан]].
+
'''Самария''' ({{lang-he|שומרון}} — ''Шомрон'') — географическая область в Стране Израиля. Сегодня является частью региона [[Иудея и Самария]], называемого иначе "Западный берег реки Иордан".
-
Самария граничит на севере с [[Изреельская долина|Изреельской долиной]], на востоке — с [[Иорданская долина|Иорданской долиной]], на юге — с [[Иудейские горы|Иудейскими горами]] и на западе — с областью [[Шарон (долина)|Шарон]]. Большая часть Самарии расположена на занятых Израилем в 1967 году территориях Западного Берега, чей статус не определен.
+
==Этимология==
 +
Название «Самария» происходит от названия одноименного города [[Самария (Шомрон, Себастия) (город)|Самария (Шомрон)]], который был столицей Израильского царства в 9-8 вв до н.э.  
-
Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней [[Иудея|Иудее]].
+
В [[ТАНАХ]]е {{Библия|3Цар|16:23-24}} рассказывается о том, что царь [[Израильское царство|Израиля]] [[Омри]] (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у некоего Шемэра (или клана Шемэр) за два таланта серебра и построил на ней город, который назвал "Шомрон" по имени бывшего владельца горы. Впрочем, по поводу топографии Самарии в [[ТАНАХ]]е есть противоречивые сведения - горы Самарии упоминаются несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5 и др.) и "поле Самарии" один раз (Об. 19).  
-
Название «Самария» происходит от имени бывшего владельца горы Шомрон, которого звали Шемэр.
+
Данный регион назывался Самарией с древнейших времен и вплоть до 1948 года, когда Иордания захватила его территорию и переименовала ее в Западный берег реки Иордан<ref>[http://www.forward.com/articles/131482 This Side of the River Jordan]</ref>.
 +
 
 +
==География==
 +
Граничит на севере с [[Изреельская долина|Изреельской долиной]], на востоке — с [[Иорданская долина|Иорданской долиной]], на юге — с [[Иудейские горы|Иудейскими горами]] и на западе — с областью [[Шарон (долина)|Шарон]]. Большая часть Самарии расположена на [[Шестидневная война|занятых Израилем в 1967 году]] территориях Западного Берега, чей [[Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус|статус]]<ref>Израиль считает эти территории спорными, а ООН - оккупированными</ref> ещё не определен. <!--Южная часть Самарии в последнее время всё чаще считается отдельной частью страны - уделом Биньямина ([[Мате-Биньямин]]) и выделена в отдельный округ.-->
 +
 
 +
Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней [[Иудея|Иудее]].
Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название [[самаритяне]].
Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название [[самаритяне]].
-
Крупные города: [[Наблус]] ([[Шхем]]), [[Дженин]], [[Калькилия]], [[Туль-Карем]], [[Ариэль (город)|Ариэль]].
+
Крупные города: [[Рамалла]], [[Наблус]] ([[Шхем]]), [[Дженин]], [[Калькилия]], [[Туль-Карем]], [[Ариэль (город)|Ариэль]].
 +
[[File:Kingdoms of Israel and Judah map 830.svg|thumb|272px|Карта Северного (Израильского) и Южного (Иудейского) царств. Самария была столицей Израильского царства (синий цвет). 830 г. до н.э.]]
== История ==
== История ==
-
[[File:Conrad Buno00a.jpg|thumb|200 px|left|Карта 1655 года]]
+
[[Файл:719px-Conrad_Buno00a.jpg|thumb|200 px|left|Карта 1655 года]]
-
В {{Библия|3Цар|16:23-24}} говорится, что царь [[Израильское царство|Израиля]] [[Омри]] (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у Шемэра за два таланта серебра и построил на ней [[город Самария]] (Шомрон), по имени бывшего владельца горы.
+
{{main|Израильское царство}}
 +
===Период Израильского царства (IX-VIII до н. э.)===
 +
Первое упоминание региона под этим названием зафиксировано в эпоху правления царя [[Израильское царство|Израиля]] [[Омри]] (Амврия) (около 875 г до н. э.).
 +
 
 +
[[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии [[Израильское царство]] вело войны с [[Сирия|Сирией]].
 +
 
 +
===Период от ассирийского вторжения до Хасмонейского царства(VIII-I до н. э.)===
 +
В 722 г. до н.э. Самария, как и всё [[Израильское царство]], была захвачена [[Ассирия|Ассирией]]. Столица, [[Самария (город)|город Самария]], держалась ещё около года. Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).
 +
 
 +
Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]], посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Бога с язычеством (IV Ц 17:.24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками [[Самаритяне|самаритян]].
 +
 
 +
При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями [[Иудея|Иудеи]].
 +
 
 +
Самаритяне вызывали враждебное отношение евреев [[Иудея|Иудеи]] за смешанное происхождение, отступление от канонов [[иудаизм]]а и постройку храма-конкурента.
 +
 
 +
Во время [[Александр Македонский|Александра Македонского]] жители Самарии восстали. В наказание за это он поселил в Самарии греческих колонистов.
 +
 
 +
При хасмонейском царе [[Иоанн Гиркан I|Иоанне Гиркане]] Самария была присоединена к [[Иудейское царство|Иудейскому царству]].
 +
 
 +
===Под властью Римской империи и в Средневековье (I в до н. э. - XI в. н. э.)===
 +
В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.
 +
 
 +
В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи.
 +
 
 +
В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля.
 +
 
 +
===От Крестовых походов и до ХХ века===
 +
В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. [[Беньямин из Туделы]] проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея<ref>"Itinerary," ed. Asher</ref>. Учитывая, что во всех посещаемых им городах (например, [[Каир]]е) он считал и [[Самаритяне|самаритян]], можно предположить, что их там в это время не было. Впрочем, [[Беньямин из Туделы]] не посетил [[Шхем]].
 +
 
 +
На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия.
 +
 
 +
== Новейшая история ==
 +
В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были [[Хадера]] и [[Зихрон-Яаков]], первоначально называвшийся Шомрон).
 +
 
 +
В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По [[План ООН раздела Палестины|плану ООН]] Самария должна была стать одной из частей арабского государства.
 +
 
 +
В ходе [[Война за независимость|Войны за независимость]] Самария была оккупирована [[Иордания|Иорданией]] и вместе с Иудеей объявлена провинцией Западный Берег (основная территория королевства находится на восточном берегу Иордана). Попытка Иордании аннексировать эту территорию не встретила широкой поддержки в мире.
 +
 
 +
=== Шестидневная война и проблема контролируемых территорий ===
 +
В ходе [[Шестидневная война|Шестидневной войны]] Самария была занята [[ЦАХАЛ|израильской армией]].
 +
 
 +
Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. Местная полиция была включена в систему Министерства полиции Израиля.
-
В 722 г до н. э. Израиль был покорен [[Ассирия|ассирийцами]]. Они депортировали большинство жителей Самарии, место которых заняли нееврейские поселенцы, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]].
+
Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы [[Иудея|Иудеи]], Самарии и [[Сектор Газы|полосы Газы]] получили возможность пересекать [[Иордан]] и торговать в арабских странах. Жители [[Сектор Газы|полосы Газы]] впервые смогли посещать [[Иудея|Иудею]] и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран.  
-
Самаритяне вызывали враждебное отношение евреев Иудеи за смешанное происхождение, отступление от канонов [[иудаизм]]а и постройку храма-конкурента.
+
Из 120 тыс. арабов, бежавших во время военных действий, 14 тыс. вернулись. Израильская военная администрация удовлетворила просьбы многих арабов о возвращении на контролируемые территории в порядке воссоединения семей. Родственникам и друзьям жителей контролируемых территорий разрешалось посещать их каждое лето.  
-
В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.
+
Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку.
 +
Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией [[МАПАМ]] и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным.
-
Название.  
+
=== Создание еврейских поселений ===
 +
Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии.  
-
Город Палестине; столица Израильского царства. Он был построен Омри, в седьмой год его царствования, на горе Shomeron (Самария), он купил эту гору за два таланта серебра из Шемер, в честь которого он назвал город Shomeron (I королей XVI 23-24. ). Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного проход находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Смотреть гора" (см. Stade в его "Zeitschrift", против 165 и след.). В ранних клинописных надписей Самарии обозначен под названием "Ставка Хумри" (= "доме Омри"), но в тех Феглаффелласар III. , а затем она называется Samirin, после его арамейском имя (ср. Роулинсон, "исторические свидетельства", стр. 321).  
+
После прихода к власти партии [[Ликуд]] новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения [[Гуш эмуним]] началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего [[Самария (город)|города Самария]].  
-
(См. рисунок) Хай-стрит в Старой Самарканд, с гетто налево. (С фотографии Е. Н. Адлер.)  
+
[[Файл:KiriatNetafim.JPG‎|200px|thumb|left|Квартал посёлка [[Кирьят Нетафим]] (около [[Баркан]]а)]]
-
Топографии Самарии не указано в Библии; горах Самарии упоминается несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5;.. И др.) и "полем Самарии" один раз (об. 19). Благодаря недавним исследованиям стало известно, что горы Самарии является одним расположен в долине, окруженной холмами, в шести милях от Сихема, и почти на краю морской равнины. Благодаря ее плодородие, которое упоминается в Ис. XXVIII. 1, Омри выбрал ее в качестве места его жительства, и он продолжал быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не был разрушен ассирийским царем (I королей XVI 29 и везде. II королей I. 3, III. 1, и везде). Исаия называется Самарии "глава Ефрема" (Ис. VII. 9), и Иезекииль говорит о "Самария и дочери ее" (Иез. XVI. 53). Это город был сильно укреплен видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже;. Comp Иосиф, "Ант". VIII 14, § 1.). Ахав построил там храм Ваала с алтарем для культ божественности, что (I королей XVI 32.); И, возможно, из слоновой кости дворец (ib. XXII 39.) Был также в или около Самарии. Дворец царя был независимо укрепленные (II королей XV. 25), и она aroof-камеры (ib. I. 2). Городских ворот Самарии часто упоминается (I королей XXII 10;. II королей VII 1, 18, 20;.. II Пар XVIII 9.), И нет ни одной ссылки на "пул Самарии" (I королей XXII . 38). Еще во время жизни Омри, Самарии требует отец Бен-Хадад выложить улицы для сирийцев (XX Царств 34.), Но это не указано ли Самарии, было непосредственно осажден сирийских царя или Омри, Потерпев поражение в одном из своих боев, был вынужден пойти на уступки в Самарии (см. Омри). Самарии успешно выдержали две осады от сирийцев в Бен-Хадад, первый из которых был во времена Ахава (901 г. до н.э.;. Царств XX 1 и след.), А во-вторых, девять лет спустя, во времена Иорама , сын Ахава (II королей VI. 24-VII. 7). В первой осады Самарии, пострадавшим от голода, вызванные засухой (I королей XVIII. 2), но страшнее было голод, вызванный второй осады, когда женщины ели своих детей и голову осла был продан за восемьдесят серебряных монет ( II королей VI. 25 и след.). Чудесное разгром сирийской армии вызвано чрезвычайной дешевизны положения в Самарии (ib. VII. 16).
+
Правительство вскоре перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в [[Иудея|Иудее]], Самарии, [[Сектор Газы|полосе Газы]] и на красноморском побережье [[Синайский полуостров|Синайского полуострова]]. Среди крупнейших поселений Самарии - [[Ариэль (город)|город Ариэль]], [[Альфей-Менаше]], группа [[Карней-Шомрон]], [[Кдумим]], [[Оранит]], [[Бейт-Эль]], [[Бейт-Арье]], [[Офра]].
-
(См. рисунок) еврейка из Самарканда. (С фотографией).  
+
-
Под Ахава.  
+
Все поселения располагаются с учётом стратегического положения и служат опорой для военных баз. В поселениях и рядом с ними создана мощная экономическая инфраструктура. Промышленные и строительные предприятия дают значительную долю национального продукта Израиля.
-
Другие заметные события имели место в Самарии: он был там, что Ахав встретил Иосафат, оба из которых сидел в ворот, чтобы услышать пророчество Михея (I королей XXII 10; II Пар XVIII 2, 9...). Семьдесят сыновей Ахава были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу Ииуй, который уничтожил "все, что осталось от дома Ахава", а также храм Ваала (II Kings X. 1-27). Согласно II Пар. XXII. 9, Охозии, царя Иудейского, был убит в Самарии (ср. IX II королей. 27). Иоас, после того, как захватили Иерусалим, привел в Самарию все золото, серебро, и сосуды храма и дворца царя (ib. XIV 14;. II Пар XXIV 25..). Факей вернулся в Самарию с портит и большое количество пленных Иудеев, которые были хорошо обращались в Самарии и потом выпустили (II Пар. XXVIII. 8-9, 15).  
+
Развивается и система просвещения. Наряду со школами всех ступеней и [[йешива]]ми действуют два высших учебных заведения: [[Ариэльский Университетский Центр Самарии]] и педагогический [[колледж "Орот"]] в посёлке [[Элькана]].
-
В седьмой год Осии, Самарии был осажден Салманассар. Три года спустя он был захвачен ассирийским царем, чье имя не упоминается (II королей XVII 5-6, 9-10 XVIII..), И хотя Иосиф Флавий ("Муравей". IX 14, § 1.) Заявляет, что она была Салманассар, ассирийские клинописные надписи показывают, что это был Саргон который взошел на престол в 722 г. до н.э., и захватил Самарию в следующем году. Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. XLI. 5). Два года спустя он заключил союз с Емаф, Арпада, и Дамаск против ассирийцев, которые не через свержение короля Емаф (надписи Саргона). Депортированных израильтян из Самарии, а также его зависимости были заменены язычников из разных стран, послал туда на ассирийского царя. Новые поселенцы Установил там смешанные культ Jahvism и язычество (II королей xvii.24-41). Согласно еврейской теории они были основателями религии самарянин и предки самаритян. С момента своего основания, чтобы его падение город был местом идолопоклонства, ни один из ее царей будучи поклонником Yhwh. Он был жестоко осудили Амос (viii. 14), Исаии (VII. 1, везде), Мика (I. 6), и других пророков, которые предсказывали также наказание за город.  
+
=== Экономическое развитие Самарии под израильским контролем ===
 +
Строительство и экономическая активность в новых еврейских поселениях дали возможность скачкообразного развития близлежащих арабских населённых пунктов. Их жители работают в поселениях и промышленных зонах. Еврейские поселенцы и израильские фирмы покупают товары в арабских городах и деревнях Самарии.  
-
Демонтированы и уничтожены.  
+
До конца 1980-х годов  жители контролируемых территорий практически свободно ездили внутрь "[[Зелёная черта|зелёной черты]]" и массово работали там, а израильские граждане спокойно посещали арабские населённые пункты за "[[Зелёная черта|зелёной чертой]]" (в основном рынки).  
-
Самарии возникает снова в истории четырех столетий после ее захвата ассирийцами. Самаритяне, имеющих убит Андромах, губернатор Cœle-Сирия (332 или 331 до н.э.), были сурово наказаны Александра Великого, которые колонизировали город с македонцами (331; Евсевий, "Chronicon", изд Schoene, II 114..) . Похоже, также из Евсевий (ib. II. 118), что несколько лет спустя, по приказу Александра, Самарии был восстановлен Пердикка. В 312 город, который по-прежнему хорошо укреплен, был демонтирован Птолемей, сын Лагус, и пятнадцать лет спустя (ок. 296) было вновь разрушено, по Димитрий Poliorcetes (Евсевий, LC). Почти два века прошло в течение которых ничего не слышали о Самарии, но это совершенно очевидно, что город был восстановлен и сильно укрепленные, так как в конце второго века до н.э. Иоанн Гиркан осадил его целый год, прежде чем он захватил и разрушил его, отвлекая определенные потоки, которые затоплены нижней части города (Иосиф Флавий, LC XIII 10, § § 2-3;. То же, "BJ" I. 2, § 7). Год завоевания Самарии четко не указано. В Мегилат Таанит говорится, что город был взят в плен 25 Marḥeshwan (= ноября), и других обстоятельств, связанных с осадой указать, что оно было принято незадолго до 107 г. до н.э.  
+
====Ухудшение отношений между евреями и арабами-жителями территорий====
 +
После [[Первая интифада|Первой интифады]] и [[Интифада Аль-Акса|интифады 2000 года]] отношения резко ухудшились. Торговые и деловые контакты перенеслись в основном на контролируемые территории, большей частью в промышленные зоны. Вход арабов - жителей контролируемых территорий в еврейские населённые пункты ограничен по соображениям безопасности. Вход евреев в ряд арабских городов и деревень запрещён в связи с опасностью для их жизни. Там, где нет запрета, действуют соображения разумной осторожности.  
-
Восстановленный Ирода.  
+
Тем не менее, десятки тысяч арабских жителей Самарии постоянно работают на предприятиях, принадлежащих израильтянам, и на строительстве в еврейских поселениях. Ещё десятки тысяч работают внутри арабских населённых пунктов по заказам, поступающим из Израиля. В отдельных местах Самарии израильтяне продолжают посещать арабские магазины и прочие заведения. Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства.
-
Самарии, или его развалинах, была во владении Александра Jannæus ("Муравей". XIII. 15, § 4), и после принятых Помпея, который перестроил его и придает его правительство Сирии (ib. XIV 4. , § 4; "BJ" I. 7, § 7). Город был дальнейшего strengthenedby Габиний, из-за которой жители называют также Γαβινιεῖς ("Муравей". XIV 5, § 3;. "BJ" I. 8, § 4;. Cedrenus, изд Беккер, И. 323). Август отдал ее Ирода Великого, при котором она расцвела заново, ибо он перестроил его в 27 или 25 г. до н.э. на гораздо большем масштабе двадцать стадионов в окружности и украшен его с великолепным зданий, особенно в Храм Августа. Под Ирода (чья жена была Мариамна) город стал столицей весь район, который также был назван Самарии, сам город известной как Севастии, как показывает монеты с надписью Σεβαστηνῶν; это имя греческий эквивалент Латинская "Августа", город был назван в честь Августа-кесаря ("Муравей". XV 7, § 3;. 8, § 5; "BJ" I. 8, § 4, 21, § 2; Страбон, XVI . 760). Севастийских упоминается в Мишне ("Ar. III. 2), где его сады хвалят. Иосиф Флавий ("BJ" II 3, § 4;. 4, § § 2-3) говорит солдат Севастийских, который служил в армии Ирода и который позже перешел на сторону римлян против евреев. После смерти Ирода Севастийских со всей провинции Самарии выпал на долю Архелая, после которого изгнания он проходил под контролем прокуроров Римской империи. Тогда он подошел к Агриппа I, и снова попали под прокуроры Роман ("Муравей". XVII 11, § 4;. "BJ" II 6, § 3.). С началом еврейского войны он подвергся нападению со стороны евреев ("BJ" II. 18, § 1). Под Септимия Севера он стал римской колонией, но с ростом Наблусе или Sheehem он утратил свое значение.  
+
====Строительство====
 +
Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. До того строились дома из дикого камня с минимальным количеством раствора. После - стали строить здания с каркасами из монолитного бетона и стенами из шлакоблоков. Как правило, простой прямоугольной формы с плоскими крышами, по краям которых выведены пучки арматуры для будущей надстройки ещё одного этажа.
 +
[[Файл:Bidia1.jpg|200px|thumb|left|Один из кварталов арабской деревни Бидия в Самарии]]
 +
В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся. С тех пор и по сей день строятся небольшие виллы изысканного вида с крышей из красной черепицы и облицовкой стен декоративной плиткой. Также появились многоэтажные дома европейского типа, разделённые на квартиры.  
-
В четвертом веке Севастии был небольшой город (Евсевий, "Onomasticon," СВ). Иероним (Комментарий на Овадия) записи, традиции, Самарии, было место захоронения Елисея, Овадия, и Иоанн Креститель. Вениамин Тудела, однако, не относится, что эти могилы были показаны к нему; он утверждает, только ("Маршрут", изд Ашер, И. 32.), Что следы дворца Ахава были еще видны, и что он не обнаружил никаких евреев в место (ср. IB. отмечает, Ашера, II. 83). На месте древнего Севастийских в настоящее время составляет небольшой деревне Sabasṭiyah, где следы древних сооружений по-прежнему не было видно.  
+
Тем самым, по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах можно определить, что почти все они построены после 1980 года, причём подавляющее большинство - на грани веков. Следовательно, до появления еврейских поселений в арабских деревнях этого района почти никто не жил.
 +
Параллельно экономическому развитию произошло серьёзное социальное развитие арабского населения. Открыто много учреждений здравоохранения, просвещения и науки. При содействии Гражданской администрации созданы университеты в [[Рамалла|Рамалле]], [[Шхем]]е и [[Дженине]].
 +
== См. также ==
 +
{{main|Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус}}
 +
[http://www.ejwiki.org/wiki/JudeaSamariaGuidebookRus Путеводитель по Израилю: Иудея и Самария – историческая родина еврейского народа]
-
Источники
+
== Источники ==
-
* [http://www.eleven.co.il/article/11742 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 3, кол. 340–377]
+
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm Текст Танаха с набором комментариев на сайте "Маханаим"]
 +
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13667&query=%D1%C0%CC%C0%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "том 7, кол. 621–622" на основании КЕЭ, том 3, кол. 340–377]
 +
* [http://www.eleven.co.il/article/11742 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Государство Израиль. Исторический очерк" на основании КЕЭ, том 3, кол. 340–377]
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=109&letter=S&search=Samaria Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia]
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=109&letter=S&search=Samaria Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia]
 +
* [http://www.lookstein.org/russian/geizel/ Зеэв Гейзель. Политические структуры государства Израиль. Часть 3: Координаты политической дисперсии в Израиле]
-
Библиография:
+
==Библиография==
* Baedeker-Socin, Palestine, p.259;  
* Baedeker-Socin, Palestine, p.259;  
* Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.;  
* Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.;  
Строка 77: Строка 141:
* Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.;  
* Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.;  
* Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.;  
* Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.;  
-
* Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J.  
+
* Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J.
-
Примечания
+
==Примечания==
{{Примечания}}
{{Примечания}}
 +
{{Округ Иудея и Самария}}
{{commonscat|Samaria}}
{{commonscat|Samaria}}
Строка 89: Строка 154:
[[Категория:Города Древнего Израиля]]
[[Категория:Города Древнего Израиля]]
[[Категория:Библейские места]]
[[Категория:Библейские места]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категория:История Израиля]]
 +
{{checked_final}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 15:39, 13 февраля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 2.02.2011


Про город Самария (Шомрон), столицу Израильского (Северного) царства в IX–VIII вв. до н. э., см. Самария (Шомрон, Себастия) (город)



Самария (ивр. שומרון‎ — Шомрон) — географическая область в Стране Израиля. Сегодня является частью региона Иудея и Самария, называемого иначе "Западный берег реки Иордан".

Содержание

Этимология

Название «Самария» происходит от названия одноименного города Самария (Шомрон), который был столицей Израильского царства в 9-8 вв до н.э.

В ТАНАХе 3Цар.16:23-24 рассказывается о том, что царь Израиля Омри (Амврий) (около 875 г до н. э.) купил гору у некоего Шемэра (или клана Шемэр) за два таланта серебра и построил на ней город, который назвал "Шомрон" по имени бывшего владельца горы. Впрочем, по поводу топографии Самарии в ТАНАХе есть противоречивые сведения - горы Самарии упоминаются несколько раз (Амос III 9;. Иер XXXI 5 и др.) и "поле Самарии" один раз (Об. 19).

Данный регион назывался Самарией с древнейших времен и вплоть до 1948 года, когда Иордания захватила его территорию и переименовала ее в Западный берег реки Иордан[1].

География

Граничит на севере с Изреельской долиной, на востоке — с Иорданской долиной, на юге — с Иудейскими горами и на западе — с областью Шарон. Большая часть Самарии расположена на занятых Израилем в 1967 году территориях Западного Берега, чей статус[2] ещё не определен.

Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Климатические условия в этой местности более благоприятные, чем в соседней Иудее.

Проживавший (и проживающий до сих пор) здесь народ получил название самаритяне.

Крупные города: Рамалла, Наблус (Шхем), Дженин, Калькилия, Туль-Карем, Ариэль.

Файл:Kingdoms of Israel and Judah map 830.svg
Карта Северного (Израильского) и Южного (Иудейского) царств. Самария была столицей Израильского царства (синий цвет). 830 г. до н.э.

История

Карта 1655 года
Основная статья: Израильское царство

Период Израильского царства (IX-VIII до н. э.)

Первое упоминание региона под этим названием зафиксировано в эпоху правления царя Израиля Омри (Амврия) (около 875 г до н. э.).

Исайя называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и Иезекииль говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. XVI. 53). На территории Самарии Израильское царство вело войны с Сирией.

Период от ассирийского вторжения до Хасмонейского царства(VIII-I до н. э.)

В 722 г. до н.э. Самария, как и всё Израильское царство, была захвачена Ассирией. Столица, город Самария, держалась ещё около года. Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).

Депортированных израильтян из Самарии (области) заменили язычниками из разных стран, в основном из Сирии и Месопотамии, посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Бога с язычеством (IV Ц 17:.24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками самаритян.

При персидских царях Самария была самостоятельной провинцией, правители которой конфликтовали с правителями Иудеи.

Самаритяне вызывали враждебное отношение евреев Иудеи за смешанное происхождение, отступление от канонов иудаизма и постройку храма-конкурента.

Во время Александра Македонского жители Самарии восстали. В наказание за это он поселил в Самарии греческих колонистов.

При хасмонейском царе Иоанне Гиркане Самария была присоединена к Иудейскому царству.

Под властью Римской империи и в Средневековье (I в до н. э. - XI в. н. э.)

В Новом Завете Иисус рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.

В четвёртом веке Самария досталась Восточной римской империи, впоследствии превратившейся в Византию. Самаритяне подвергались таким же притеснениям, как евреи.

В начале VII века самаритяне (в союзе с Ираном) подняли восстание против византийской власти, поддержанное евреями. После короткого периода иранской власти, оказавшейся не лучше византийской, вновь пришли византийцы. Они устроили массовые убийства евреев и самаритян. Большинство выживших бежало из Страны Израиля.

От Крестовых походов и до ХХ века

В XII веке крестоносцы забазировались в Самарии, восстановив древний город Себасте. Беньямин из Туделы проехал через это место и не нашёл там ни одного еврея[3]. Учитывая, что во всех посещаемых им городах (например, Каире) он считал и самаритян, можно предположить, что их там в это время не было. Впрочем, Беньямин из Туделы не посетил Шхем.

На месте древнего Себасте к началу XX века была небольшая арабская деревня Себастия.

Новейшая история

В период между двумя мировыми войнами названием «Самария» обозначались еврейские поселения в северной части приморской полосы (наиболее значительными из которых были Хадера и Зихрон-Яаков, первоначально называвшийся Шомрон).

В исторической Самарии не создавались еврейские поселения. По плану ООН Самария должна была стать одной из частей арабского государства.

В ходе Войны за независимость Самария была оккупирована Иорданией и вместе с Иудеей объявлена провинцией Западный Берег (основная территория королевства находится на восточном берегу Иордана). Попытка Иордании аннексировать эту территорию не встретила широкой поддержки в мире.

Шестидневная война и проблема контролируемых территорий

В ходе Шестидневной войны Самария была занята израильской армией.

Территории, оказавшиеся после прекращения огня под контролем Израиля, управлялись военной администрацией. Существовавшая до войны местная администрация сохранила свои полномочия в области религии, гражданского права, здравоохранения и местного управления. Местная полиция была включена в систему Министерства полиции Израиля.

Израильские военные суды рассматривали лишь дела, связанные с безопасностью страны. Стала проводиться политика «открытых мостов»: арабы Иудеи, Самарии и полосы Газы получили возможность пересекать Иордан и торговать в арабских странах. Жители полосы Газы впервые смогли посещать Иудею и Самарию и выезжать за их пределы, а выпускники арабских средних школ — учиться в университетах Египта и других арабских стран.

Из 120 тыс. арабов, бежавших во время военных действий, 14 тыс. вернулись. Израильская военная администрация удовлетворила просьбы многих арабов о возвращении на контролируемые территории в порядке воссоединения семей. Родственникам и друзьям жителей контролируемых территорий разрешалось посещать их каждое лето.

Тысячи арабов нашли работу на территории Израиля (в пределах «зеленой черты»); значительное число их составляли обитатели лагерей беженцев. Все эти шаги были направлены на поддержание спокойствия на контролируемых территориях. Вместе с тем израильские силы безопасности сурово наказывали террористов, а также тех, кто оказывал им поддержку.

Политические разногласия в израильском обществе помешали принятию решения о том, что делать с новыми территориями. Правительство, контролируемое социалистичесской партией МАПАМ и её союзниками, рассчитывало на мирный договор с арабскими странами в обмен на возврат этих территорий или их части. Этот расчёт оказался неверным.

Создание еврейских поселений

Правительством строились отдельные поселения и военные базы с перспективой превращения в поселения - все не в Самарии.

После прихода к власти партии Ликуд новое правительство не решалось ни на какие шаги в отношении контролируемых территорий. По инициативе общественного движения Гуш эмуним началось создание поселений на контролируемых территориях силами групп граждан. Первое такое поселение было основано в 1978 году у деревни Себастия, почти точно на месте древнего города Самария.

Квартал посёлка Кирьят Нетафим (около Баркана)

Правительство вскоре перестало препятствовать созданию поселений. С конца 70-х по начало 90-х годов при участии правительства Израиля были построены десятки поселений в Иудее, Самарии, полосе Газы и на красноморском побережье Синайского полуострова. Среди крупнейших поселений Самарии - город Ариэль, Альфей-Менаше, группа Карней-Шомрон, Кдумим, Оранит, Бейт-Эль, Бейт-Арье, Офра.

Все поселения располагаются с учётом стратегического положения и служат опорой для военных баз. В поселениях и рядом с ними создана мощная экономическая инфраструктура. Промышленные и строительные предприятия дают значительную долю национального продукта Израиля.

Развивается и система просвещения. Наряду со школами всех ступеней и йешивами действуют два высших учебных заведения: Ариэльский Университетский Центр Самарии и педагогический колледж "Орот" в посёлке Элькана.

Экономическое развитие Самарии под израильским контролем

Строительство и экономическая активность в новых еврейских поселениях дали возможность скачкообразного развития близлежащих арабских населённых пунктов. Их жители работают в поселениях и промышленных зонах. Еврейские поселенцы и израильские фирмы покупают товары в арабских городах и деревнях Самарии.

До конца 1980-х годов жители контролируемых территорий практически свободно ездили внутрь "зелёной черты" и массово работали там, а израильские граждане спокойно посещали арабские населённые пункты за "зелёной чертой" (в основном рынки).

Ухудшение отношений между евреями и арабами-жителями территорий

После Первой интифады и интифады 2000 года отношения резко ухудшились. Торговые и деловые контакты перенеслись в основном на контролируемые территории, большей частью в промышленные зоны. Вход арабов - жителей контролируемых территорий в еврейские населённые пункты ограничен по соображениям безопасности. Вход евреев в ряд арабских городов и деревень запрещён в связи с опасностью для их жизни. Там, где нет запрета, действуют соображения разумной осторожности.

Тем не менее, десятки тысяч арабских жителей Самарии постоянно работают на предприятиях, принадлежащих израильтянам, и на строительстве в еврейских поселениях. Ещё десятки тысяч работают внутри арабских населённых пунктов по заказам, поступающим из Израиля. В отдельных местах Самарии израильтяне продолжают посещать арабские магазины и прочие заведения. Таким образом, в экономику арабской общины Самарии вливаются значительные средства.

Строительство

Конструкция зданий в арабских населённых пунктах радикально изменилась в начале 1980-х годов. До того строились дома из дикого камня с минимальным количеством раствора. После - стали строить здания с каркасами из монолитного бетона и стенами из шлакоблоков. Как правило, простой прямоугольной формы с плоскими крышами, по краям которых выведены пучки арматуры для будущей надстройки ещё одного этажа.

Один из кварталов арабской деревни Бидия в Самарии

В конце 1990-х годов архитектурный стиль ещё раз поменялся. С тех пор и по сей день строятся небольшие виллы изысканного вида с крышей из красной черепицы и облицовкой стен декоративной плиткой. Также появились многоэтажные дома европейского типа, разделённые на квартиры.

Тем самым, по архитектурному облику зданий в арабских населённых пунктах можно определить, что почти все они построены после 1980 года, причём подавляющее большинство - на грани веков. Следовательно, до появления еврейских поселений в арабских деревнях этого района почти никто не жил.

Параллельно экономическому развитию произошло серьёзное социальное развитие арабского населения. Открыто много учреждений здравоохранения, просвещения и науки. При содействии Гражданской администрации созданы университеты в Рамалле, Шхеме и Дженине.

См. также

Путеводитель по Израилю: Иудея и Самария – историческая родина еврейского народа

Источники

Библиография

  • Baedeker-Socin, Palestine, p.259;
  • Grätz, Gesch. 4th ed., iii. 74 et seq.;
  • Guérin, La Terre Sainte, i. 270;
  • Munk, Palestine, p. 79;
  • Robinson, Researches, iii. 138 et seq.;
  • Schürer, Gesch. 3d ed., ii. 149 et seq.;
  • Stanley, Sinai and Palestine, pp. 245 et seq.;
  • Wilson, in Hastings, Dict. Bible.J.

Примечания

  1. This Side of the River Jordan
  2. Израиль считает эти территории спорными, а ООН - оккупированными
  3. "Itinerary," ed. Asher



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация