«Свидетельство Флавия» - "Testimonium Flavianum"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
 +
 +
{{также|Иосиф Флавий}}
'''«Свидетельство Флавия»''' ({{lang-lat|Testimonium Flavianum}}) — один параграф из книги  известного еврейского историка [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] «[[Иудейские древности]]», на котором в течении многих веков христианская церковь обосновывала "доказательства историчности Иисуса на основании не-христианских источников. На настоящий момент наукой признано, что принятый христианской церковью текст книги Флавия в этом месте является подложным.
'''«Свидетельство Флавия»''' ({{lang-lat|Testimonium Flavianum}}) — один параграф из книги  известного еврейского историка [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] «[[Иудейские древности]]», на котором в течении многих веков христианская церковь обосновывала "доказательства историчности Иисуса на основании не-христианских источников. На настоящий момент наукой признано, что принятый христианской церковью текст книги Флавия в этом месте является подложным.

Текущая версия на 08:03, 26 июня 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Пинхас Полонский


Дата создания: 20/04/2010


См. также статью: Иосиф Флавий

«Свидетельство Флавия» (лат. Testimonium Flavianum) — один параграф из книги известного еврейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности», на котором в течении многих веков христианская церковь обосновывала "доказательства историчности Иисуса на основании не-христианских источников. На настоящий момент наукой признано, что принятый христианской церковью текст книги Флавия в этом месте является подложным.

Содержание

Стандартный текст Флавия

Текст книги И. Флавия «Иудейские древности» не сохранился в еврейской традиции, и дошел до нас только через христианских переписчиков. Отрывок «Свидетельства Флавия» в стандартном, передаваемом в христианстве тексте книги, выглядит следующим образом:

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.[1]


Критика текста

Это известие должно было быть написано в 90-х гг. н. э. Но, вероятно, этот текст греческой рукописи не является оригинальным, а отредактирован на рубеже III и IV веков каким-то переписчиком в соответствии с христианским учением. Это предположение основано на следующих соображениях:[2]

  • Иосиф Флавий, выдающийся историк и широко известный общественный деятель, едва ли решил бы в маленьком и кратком отрывке "просто мимоходом сообщить", что Иисус был Мессией и что, распятый, он воскрес на третий день. Если бы Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, то это переворачивало бы все его религиозные установки, и он не только написал бы отдельную книгу об Иисусе, но и говорил об этом факте всюду.
  • в III веке философ Ориген упрекал Иосифа Флавия в том, что последний не считает Иисуса мессией, то есть Ориген не был знаком со «Свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Однако в начале IV века христианский автор Евсевий уже цитирует текст «Свидетельства Флавия»[3]

Арабский источник

Споры о достоверности «Свидетельства Флавия» идут с XVI века. В 1912 году русский учёный А. Васильев опубликовал арабский текст сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов» («Китаб аль-унван»), а в 1971 году израильский ученый Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum:

В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса. [4]

Многие исследователи считают, что приведённый отрывок Агапия отражает подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой арабский текст «Свидетельства Флавия» — вариация все той же христианской вставки, приспособленной мусульманскими переписчиками труда Агапия к своим представлениям об Иисусе[5].

Аргументы в обоснование подложности «Свидетельства Флавия»

Серьезным аргументом в пользу версии более поздней вставки «Свидетельства Флавия» также является то, что такие раннехристианские авторы, как Климент, Минуций, Тертуллиан и Феофил Антиохийский, хорошо знали «Иудейские древности», однако ни единым словом не упоминают о «Свидетельстве Флавия». Из этого следует вывод, что в тексте «Иудейских древностей», которым они располагали, этого отрывка еще не было. Его впервые цитирует лишь более поздний писатель, Евсевий, автор первой «Истории христианской церкви», живший в 263—339 годах. Скорее всего, данная вставка была сфабрикована каким-нибудь переписчиком на рубеже третьего и четвертого веков. Любопытный материал для дискуссии о «Флавиевом свидетельстве» дает крупный раннехристианский богослов и писатель Ориген, живший в 185—254 годах, то есть раньше Евсевия и до включения в текст «Иудейских древностей» вставки об Иисусе. Из его полемического трактата «Contra Celsum» («Против Цельса») следует, что в имевшемся у него экземпляре «Иудейских древностей» рассказывалось об Иоанне Крестителе и святом Иакове; что же касается Иисуса, то Оригену был, очевидно, известен какой-то иной текст, на основании которого он упрекал Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса Мессией.

Примечания

  1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 18, глава 3:3
  2. Руслан Хазарзар. Историчность Иисуса
  3. См. Густав Гече. Библейские истории. М., Политиздат, 1990. — Часть II «ЕВАНГЕЛИЯ» → Светские источники
  4. (Перевод С. С. Аверинцева). См. также:
    • Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева. — Σημειωτική. Труды по знаковым системам, Тарту, 1975, вып. 7, стр. 299
    • Pines S. An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. London, 1971, p. 8-10
    • История древнего мира. Кн. 3: Упадок древних обществ. — М.: «Наука», 1989, стр. 156.
  5. Иисус Христос в документах истории. Сост. Б. Г. Деревенский. — СПб.: «Алетейя», 2007, стр. 54-57. — Иисус Христос в документах истории

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация