|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Аэндорская волшебница]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейский персонаж
| + | |
- | | Имя = Аэндорская волшебница
| + | |
- | | Оригинальное написание = אֵשֶׁת בַּעֲלַת אוֹב בְּעֵין דּוֹר
| + | |
- | | Толкование имени =
| + | |
- | | Тип = ВЗ
| + | |
- | | Пол = Женский
| + | |
- | | Период жизни = XI век до н. э.
| + | |
- | | Портрет =
| + | |
- | | Размер изображения = 300px
| + | |
- | | Подпись =
| + | |
- | | Описание =
| + | |
- | | Имя на других языках =
| + | |
- | | Греческое написание = Αενδωρ ἐγγαστρίμαθος
| + | |
- | | Латинское написание = Endor pythonem
| + | |
- | | В иных культурах =
| + | |
- | | Местность = [[Аэндор]] ([[Галилея]])
| + | |
- | | Занятие = [[некромант]], [[медиум]]
| + | |
- | | Происхождение =
| + | |
- | | Упоминания =
| + | |
- | | Отец =
| + | |
- | | Мать =
| + | |
- | | Супруг =
| + | |
- | | Дети =
| + | |
- | | Место погребения =
| + | |
- | | Связанные понятия =
| + | |
- | | Связанные персонажи = царь [[Саул]], пророк [[Самуил]]
| + | |
- | | Связанные события =
| + | |
- | | Атрибуты =
| + | |
- | | Характерные черты =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Аэндорская волшебница''' ({{lang-he|אֵשֶׁת בַּעֲלַת אוֹב בְּעֵין דּוֹר}}, {{lang-gr|Αενδωρ ἐγγαστρίμαθος}}, {{lang-la|Endor pythonem}}, имя в [[мидраш]]ах — ''Цфания или Седекла'') — персонаж [[ТаНаХ]]а, колдунья из [[Аэндор]]а (Эйн-Дор)<ref>Современная деревня Эйн-Дор в Галилее</ref>, вызвавшая по просьбе царя [[Саул]]а накануне решающей битвы дух покойного пророка [[Самуил]]а для предсказания судьбы.
| + | |
- | | + | |
- | История Аэндорской волшебницы в [[иудаизм|иудейском]] богословии получила многочисленные толкования в контексте вопроса существования [[душа|душ]] после смерти и спора о том, кто на самом деле явился по зову колдуньи — дух пророка, [[демон]] или же это было шарлатанством. Краткий библейский рассказ об Аэндорской волшебнице дополняется [[мидраш]]ами, содержащими дополнительные подробности о визите к ней царя Саула. У сторонников веры в реальность колдовства её история была библейским доказательством их мнения.
| + | |
- | | + | |
- | == Библейский рассказ ==
| + | |
- | Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в [[Первая книга Царств|Первой книге Царств]] ({{Библия2|1Цар|28|глава 28}}). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска [[филистимляне|филистимлян]] собрались на войну с Израилем «''и стали станом в Сонаме''». [[цари Израиля|Царь Израиля]] Саул собрал «''весь народ Израильский''» и стал своим станом на [[Гильбоа (горный хребет)|Гелвуе]] (Гильбоа). Испуганный филистимлянским войском, он попытался вопросить [[Бог]]а об исходе битвы, {{ВЗ2|но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез [[Урим и Туммим|урим]], ни чрез [[пророк]]ов|1Цар|28:6}}. Тогда он приказал слугам — «''сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её''». Поставленная царём задача была весьма сложной, так как Библия сообщает, что Саул после смерти Самуила изгнал из страны всех [[волшебник]]ов и [[гадание|гадателей]] ({{Библия|1Цар|28:3}}). Однако слуги нашли женщину-волшебницу в близком к лагерю селении Аэндор, и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
| + | |
- | | + | |
- | {{ВЗ|И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.|1Цар|28:8|-14}}
| + | |
- | | + | |
- | Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — {{ВЗ2|для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, [[Давид]]у.|1Цар|28:16|-17}}. Далее Самуил предрёк, что «''завтра ты и сыны твои [будете] со мною''». Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился поесть, и женщина заколола ему телёнка и испекла [[опресноки]]. Поев, Саул удалился.
| + | |
- | | + | |
- | На следующий день в битве сыновья Саула — [[Ионафан]], Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь [[Самоубийство в иудаизме|покончил с собой]] ({{Библия|1Цар|31:1|5}}). [[Первая книга Паралипоменон]] сообщает, что {{ВЗ2|умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом|1Пар|10:13}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Поздние легенды ==
| + | |
- | Античные и средневековые источники добавляют в историю Саула и волшебницы дополнительные детали. Так, у Саула было два военачальника — [[Авенир]] и Амасай<ref name="мидраш">{{книга|автор = Моше Вейсман |заглавие = Мидраш рассказывает |место = Иерусалим |издательство = SHVUT AMI |год = 1997|страницы = 241-246|isbn = }}</ref>. Библейский текст называет Авенира сыном Нира, дяди Саула по отцовской линии ({{Библия|1Цар|14:50}}), а по одной из легенд матерью Авенира ([[мидраш]] [[Пиркей де-рабби Эли‘эзер]] её называет именем Цфания<ref name="эеэ">{{ЭЕЭ|15012|Эйндорская волшебница}}</ref>) была именно та колдунья, к которой он привёл своего царя<ref name="жен"/>. Таким образом, легенды приписывают Саулу и Аэндорской волшебнице [[Родство#Родство через брак|родственные отношения]]. Эта связь и, следовательно, знатное происхождение женщины, объясняют причины, по которым она осталась в стране после изгнания Саулом всех магов:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | Шауль истребил всех колдунов, ворожей и прочих, а эта женщина была великая и мудрая, и изучила она это искусство только для того, чтобы знать, какими методами все эти колдуны работают, но не для того, чтобы заниматься практикой. Шауль же в трудную минуту нашёл довольно скользкий путь, что вот, я мол, как царь, знаю, каким образом можно чуть-чуть, ненадолго, отодвинуть этот запрет<ref name="зеев"/>.
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | [[Псевдо-Филон]] называет Аэндорскую волшебницу именем Седекла и сообщает, что своей магией она 40 лет вводила израильтян в заблуждение<ref name="эеэ"/>. | + | |
- | | + | |
- | Когда волшебница не узнала в Сауле царя, он сокрушенно сказал ей:'' «Теперь-то я точно знаю, что красота моя увяла, а славу владычества никто не помнит''». [[Мидраш]]и сообщают, что колдунья совершила свой обычный ритуал — воскурила фимиам и произнесла заклинание, после чего явился дух Самуила.
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | Обычно дух, вызываемый колдуньей с помощью ''тумы'' (сил нечистоты), появлялся вниз головой, ибо приходил в мир способом, противоречившим святому Божественному творению. Однако перед царем призрак предстал в нормальном положении<ref name="мидраш"/>.
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Такое необычное появление призрака помогло волшебнице понять, что к ней за помощью обратился сам помазанник Божий. В [[мидраш]]е [[Ваикра Рабба]] из библейского текста делает вывод, что «''все духи, за исключением тех, которых вызывают по приказу царя, появляются вниз головой''» и по этому признаку волшебница однозначно определила что к ней пришёл царь Саул<ref name="эеэ"/>.
| + | |
- | | + | |
- | Якобы, как и в других случаях общения с духами, колдунья могла видеть дух Самуила, но не слышала его, а Саул слышал, но не видел. Прочие присутствующие не видели и не слышали ничего. Также добавляют, что волшебница очень испугалась, увидев, что Самуил явился с сонмом прочих духов, но оказалось, что Самуил пришел не один, так как решил, что настал день [[страшный суд|Страшного суда]]. Поэтому он попросил дух [[Моисей|Моисея]] подняться вместе с ним и подтвердить, что Самуил выполнял строго все предписания Моисева закона ([[Тора|Торы]])<ref name="мидраш"/>. Вслед за Моисеем последовали и другие благочестивые, что и составило толпу [[призрак]]ов, фигурирующую в легенде.
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]] указывает, что в [[Библия|Библию]] вошла лишь небольшая часть разговора между призраком и царем. Самуил будто бы начал бранить Саула за то, что тот нарушил покой усопшего: «''Ты вызвал гнев Бога не только потому, что обратился за советом к духам — ты из меня сделал [[идол]]а''». На это Саул спросил: «''Спасусь ли я, если обращусь в бегство?''». Самуил ответил: «''Да, если убежишь с поля боя, то будешь в безопасности. Но если ты согласишься с приговором Господа, то завтра окажешься в раю рядом со мной''».
| + | |
- | | + | |
- | В других комментариях указывается, что Саул спросил у волшебницы, как выглядит дух (которого он мог только слышать). Она ответила: «''Видение не имеет человеческого обличья. Оно закутано в белые одежды, и ведут его два [[ангел]]а''». Предание добавляет, что она смогла вызвать призрак Самуила только потому, что он скончался лишь несколько месяцев назад — в первый год после смерти тело благочестивого усопшего лежит в [[могила|могиле]] не разлагаясь, и поэтому в этот год душа его может спускаться на землю и вновь подниматься на небо. Лишь когда тело истлело, душа с ним окончательно расстается и улетает на небеса<ref name="жен"/>.
| + | |
- | | + | |
- | [[Иосиф Флавий]], останавливаясь на этой истории, называет волшебницу «''прорицательницей и вызывательницей душ усопших''»<ref name="Флавий">Иудейские древности. Кн. 6 гл. 14</ref>. Он пишет, что Cамуил предсказал Саулу: «''царствовать придётся Давиду, которому и суждено удачно закончить эту войну. Ты же потеряешь власть и жизнь…''»<ref name="Флавий"/>. После этого Саул упал и потерял сознание. Иосиф Флавий хвалит волшебницу за то, что она не стала упрекать царя за то, что он запретил ей заниматься её профессией. Писатель подчеркивает добрый характер волшебницы — она поделилась с раздавленным предсказанием царем той немногой едой, которая у неё оставалась и привела его в чувство, хотя знала, что благодарности не дождётся, поскольку завтра ему суждено погибнуть.
| + | |
- | | + | |
- | == Род деятельности ==
| + | |
- | Имя волшебницы в библейском рассказе не упоминается, а по роду деятельности в тексте она называется {{lang-he|אֵשֶׁת בַּעֲלַת אוֹב}} («женщина, вызывающая мёртвых»). В различных переводах Книги Царств это выражение передаётся по разному:
| + | |
- | * [[Септуагинта]] — {{lang-el|ἐγγαστρίμαθος}} — «чревовещательница»;
| + | |
- | * [[Вульгата]] — {{lang-la|pythonem}} — «[[пифия]]» то есть предсказательница судеб, вдохновляемая духом [[Пифон]]а<ref>{{cite web | author = Рассел Хоуп Роббинс | url = http://dreamsilver-taro.narod.ru/libr/histor/book/robbin/part01/index.htm | title = Энциклопедия колдовства и демонологии | accessdate = 2009-09-05}}</ref>;
| + | |
- | * [[Библия короля Якова]] — {{lang-en|woman that hath a familiar spirit}} — «женщина, владеющая духом-хранителем». В связи с этим писатель [[Конан Дойл]], ставший в последние годы жизни активным проповедником [[Спиритуализм (религия)|спиритуализма]], дискутировал с епископом Бирмингемским Барнсом, который называл эту женщину [[ведьма|ведьмой]] из Аэндора. Конан Дойл в [[1929 год]]у в [[Морнинг пост]] писал: «''Такое лицо в Библии не упоминается. Она всегда была „женщиной“ из Аэндора… Она являлась, таким образом, средством получения прямого послания от Бога, вместе с пророчеством, полностью осуществившимся. Что может быть предосудительного в таком посредничестве?''»<ref>{{книга|автор = [[Конан Дойл]]| часть = Записки о спиритизме |заглавие = Собрание сочинений в десяти томах |место = {{М}} |издательство = Слог |год = 1995 | том = 10, книга четвёртая |страницы = 479—480|isbn = }}</ref>;
| + | |
- | * [[Елизаветинская Библия]] — {{chu-img|Wich of Endor (on cu-lang).png|200px|hip=жена` волше'бница во а=ендw'рjь}}, а в просьбе царя Саула к ней говорится: «''поволхвуй ми чревоволшебствомъ''»;
| + | |
- | * [[Синодальный перевод]] — «волшебница».
| + | |
- | | + | |
- | Из рассказа следует, что волшебница вызвала дух умершего, то есть была некромантом. Однако этот дух был виден только самой волшебнице, которая описала Саулу его внешний вид, и по этому описанию царь узнал в нём пророка Самуила.
| + | |
- | | + | |
- | О действиях, которые совершала колдунья, вызывая дух Самуила, Библия ничего не сообщает. Известно об использовании в Древнем Израиле предсказателями кости животного, называемой «''Шоэль идони''». Её помещали в рот прорицателя и принуждали её «говорить» (то есть издавали с помощью неё звуки)<ref name="мидраш"/>. [[Рамбам]] пишет, что вызыватели мёртвых использовали миртовый посох, воскуряли благовония, произносили заговоры и затем вопрошающий как бы слышал ответы на его вопросы, произносимые низким голосом из-под земли, который «''воспринимается скорее разумом, чем слухом''»<ref name="гл28">{{cite web
| + | |
- | | url = http://www.machanaim.org/tanach/h-shmuel/indh28.htm
| + | |
- | | title = Книга Шмуэля. Глава 28. Шауль обращается к духу Шмуэля
| + | |
- | | accessdate = 2009-11-11
| + | |
- | }}</ref>. При этом сообщают об обычной практике использования такими чревовещателями помощника, который из потайного места отвечает глухим голосом на вопросы посетителя, имитируя этим общение с духом<ref name="гл28"/><ref name="Ф"/>. Для большего эффекта на спиритических сеансах использовался череп из оникса или стекла, а также сам сеанс проводился над могильной плитой.
| + | |
- | | + | |
- | Библейский текст не сообщает, куда пришёл Саул к волшебнице — в дом или какое-то святилище. Роберт Грейвс отмечает, что греческие подземные [[толос]]ы, использовавшиеся для общения с духами, были занесены из [[Палестина|Палестины]], и Аэндорская волшебница повелевала как раз подобным святилищем<ref>{{книга|автор = [[Грейвс Р.]] |заглавие = Мифы Древней Греции |место = {{М}}|издательство = Прогресс |год = 1992| страницы = 140}}</ref>. В окрестностях Эйн-Дора находится скальная пещера, которую считают тем местом, где по зову волшебницы Саулу явился дух Самуила<ref>{{cite web
| + | |
- | | url = http://slovari.yandex.ru/dict/biblic/article/bib/bib-0138.htm
| + | |
- | | title = Аендор
| + | |
- | | work = [[Библейская энциклопедия архимандрита Никифора]]
| + | |
- | | publisher =
| + | |
- | | accessdate = 2009-09-12
| + | |
- | }}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Галаха ==
| + | |
- | Обращение за советом к духам является старинным религиозным обычаем, за который обычно отвечали женщины невысокого социального статуса<ref name="жен">{{книга|автор = |заглавие = Великие женщины Библии в живописи и литературе |место = {{М}}|издательство = |год = 2002|страницы = 176—182|isbn = }}</ref>. Религия Израиля во времена [[библейские пророки|пророков]] решительно запрещала этот обычай, также делало и законодательство, которое основывалось на толковании заповедей:
| + | |
- | * {{ВЗ2|Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изогоняет их от лица твоего|Втор|18:10|-12}};
| + | |
- | * {{ВЗ2|не обращайтесь к вызывающим мёртвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них|Лев|19:31}}.
| + | |
- | | + | |
- | За нарушение этих запретов [[Галаха|иудейское законодательство]] предусматривало смертную казнь через [[побиение камнями]]: {{ВЗ2|Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них|Лев|20:27}}. Саул сам после смерти Самуила изгнал из страны всех волшебников и гадателей ({{Библия|1Цар|28:3}}), но как отмечают, он преследовал волшебство «''не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя''»<ref>{{cite web | author = | url = http://lopbible.narod.ru/1sa/txt1sa28.htm | title = Толковая Библия Лопухина. Первая книга Царств| accessdate = 2009-11-10}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Однако библейский рассказ о Аэндорской волшебнице показывает, что некромантия (общение с умершими и обращение к ним за советами) в древнем Израиле практиковалась несмотря на все эти запреты. Она была также известна и другим семитским культурам (например, в «Эпосе о Гильгамеше» рассказывается о вызове Гильгамешем духа своего погибшего друга Энкиду).
| + | |
- | | + | |
- | == Комментаторы ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Давид Кимхи]] (РаДаК) пишет<ref name="радак">{{книга|заглавие =I книга Шемуэля с толкованием р. Давида Кимхи (РаДаК)|место = Иерусалим |год =1997 |страниц = 404}}</ref>, что если бы Самуил был жив, то Саул бы не обратился к вызывающей мёртвых женщине и не совершил бы деяние, которое затем было поставлено ему в великую вину ({{Библия|1Пар|10:13}}). Отмечают, что Саул повелел найти ему именно женщину, вызывающую мёртвых, а не мужчину, по причине того, что подобными делами чаще всего занимаются женщины (что комментаторы связывают с их легкомыслием). Хотя библейский текст сообщает, что визит Саула к волшебнице состоялся ночью, все же, рассуждая о том, что неприлично царю с приближёнными приходить ночью к женщине, толкователи пишут «''для этой женщины был ещё день, просто у них в глазах было темно''»<ref name="зеев">{{cite web | author = Зеев Дашевский | url = http://www.machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_38.htm | title = Лекции по Книге Шмуэль (Книга Пророка Самуила)| accessdate = 2009-11-11}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Использованное в тексте Библии слово «кесем» (колдование) понимается как общие наименование для широкого спектра магических действий, поэтому комментаторы отмечают, что царь специально позже уточнил, что колдовать необходимо, именно вызывая мёртвых<ref name="радак"/>. Сам приход царя к колдунье имеет разные оценки:
| + | |
- | * Саул, который именем Господа [[клятва|клянётся]] колдунье, подобен женщине, которая находясь у своего возлюбленного, клянётся ему жизнью своего мужа<ref>{{книга|заглавие =Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Часть I и часть II. |оригинал =Переиздано с публикации С.Д.Зальцмана, Берлин, 1922 |ответственный = Х. Н. Бялик, И.Х. Равницкий|издание =3 |место =Иерусалим |издательство =Библиотека-Алия |год =1993 |страницы = 141|страниц =416 }}</ref>;
| + | |
- | * Саул был [[праведник]]ом, так как клялся только [[Имена Бога|именем Бога]], а согрешил, придя к колдунье, только из страха перед грозящей опасностью<ref name="мидраш"/>.
| + | |
- | Отмечают, что сравнение поведения царя с женщиной, нарушающей супружескую верность, весьма точно передаёт его душевное состояние в тот момент:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | Он не просто ходит спрашивать в «разные инстанции», он на самом деле находится в страшном смятении. После того, как он не получил ответа Всевышнего и он пошёл спрашивать вызывательницу духов, то теперь он делает это вовсе не с отвращением, а он, как та женщина в объятиях любовника, попадает уже во власть этого и тянется к этому. Это не просто преступление с холодной головой от того, что нет другого выхода. Его очень пугает надвигающаяся мрачная неопределённость. Он ничего не знает о будущем. Это для него непривычно, потому что мы знаем, что даже про ослиц он идёт спрашивать у первого пророка поколения<ref name="зеев"/>.
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Волшебница опознала в пришедшем к ней мужчине [[цари Израиля|царя Израиля]], потому что дух явился на её зов ногами к земле (то есть восходил из земли), что было понято ею как знак уважения к пришедшему. Слова духа о том, что царь «потревожил меня», трактуются как указание на принуждение Самуила прийти на зов. При этом приводится фрагмент мидраша, где эти слова понимаются как страх и трепет пророка — «''Я испытал страх, решив, что наступил [[Страшный суд|День суда]] и меня призывают на суд''»<ref name="радак"/>. Особо отмечают, что Саул не стал говорить Самуилу, что он вопрошал Бога через [[Урим и Туммим|урим]] и не получил ответа, так как стыдился разрушения Номва — города пророков и священников. Один из мидрашей сообщает, что по причине стыда разрушение города и убийство священников было прощено Саулу<ref name="радак"/>.
| + | |
- | | + | |
- | В истинности явления духа и его пророчеств ряд толкователей не сомневаются: «''Его пророчество было истинным посланием [[Ашем]]а, а не результатом магии. Шмуэль превосходит всех других пророков тем, что только он получил пророчество после своей смерти''».<ref name="мидраш"/> Относительно пророчества, данного духом Самуила Саулу, [[Таргум Йонатана]] указывает — оно означало, что «''реченье Господне отошло от тебя и стало в помощь тому, с кем ты враждуешь''». У [[Раши]] это толкуется в более категоричной форме, что Бог ненавидит Саула.<ref name="зеев"/> Пророчество Самуила о том, что Саул с сыновьями завтра будут с ним, [[Иоханан бар Наппаха]] понимает как «''В одном со мной отделении''», то есть — в [[Ган Эдене]] ([[Рай|Раю]]). А поход Саула на битву и его смерть понимаются им как действия, направленные на то, чтобы получить свою долю с пророком Самуилом<ref name="зеев"/>.
| + | |
- | | + | |
- | Относительно самого характера спиритического сеанса [[Ральбаг]] (р.Леви бен Гершом) пишет, что волшебница видела вызванный ею дух, но не слышала его, а Саул напротив слышал, но не видел его<ref name="зеев"/> (этим объясняют что Саул просит волшебницу описать призрак, но разговор ведёт с ним сам)<ref name="радак"/>. В обоснование истинности явления духа Самуила [[гаоны]] рав [[Саадия Гаон|Саадия]] и рав [[Ай Гаон|Ай]] пишут:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | как могла та женщина знать грядущее или оживить мёртвого при посредстве колдовства? Это Творец оживил Ш’муэля, чтобы поведать Шаулю обо всём, что с ним случится. Женщина, ничего о том не зная, сама испугалась.
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Однако РаДаК, опираясь на мнение гаона рава Шмуэля, сына Хофни, считает, что никакого явления не было и волшебница лишь воспользовалась тяжёлым душевным состоянием Саула и известными ей обстоятельствами, чтобы обычным для неё шарлатанством (использование второго человека, который сидит в тайном месте и отвечает на вопросы глухим голосом) устроить желаемую царём беседу с умершим пророком<ref name="радак"/>.
| + | |
- | | + | |
- | Иудейские богословы указывают, что видя смятение и душевное угнетение царя, она проявила к нему милосердие, накормив его. При этом отмечают, что один из мидрашей сообщает, что она не просто заколола телёнка, а это было её приношение [[идол]]ам и Саул опустился до того, что ел идоложертвенную пищу<ref name="зеев"/>.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{commonscat|Witch of Endor|Аэндорская волшебница}}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор =
| + | |
- | |заглавие = The «Belly-Myther» of Endor. Interpretations of 1 Kingdoms 28 in the Early Church
| + | |
- | |место =
| + | |
- | |издательство = Brill
| + | |
- | |год = 2007
| + | |
- | |страниц = 190
| + | |
- | |isbn = 978 90 04 13062 3
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор = [[Фрэзер, Джеймс Джордж|Фрэзер Дж.Дж.]]
| + | |
- | |ссылка = http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st053.shtml
| + | |
- | |часть = Аэндорская волшебница
| + | |
- | |заглавие = Фольклор в Ветхом Завете
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство = Издательство политической литературы
| + | |
- | |год = 1985
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{статья
| + | |
- | | автор = Давыдов Б. И., Зайцев Д. В.
| + | |
- | | заглавие = Аэндор
| + | |
- | | ссылка = http://www.pravenc.ru/text/77262.html
| + | |
- | | издание = [[Православная энциклопедия]]
| + | |
- | | место = {{М}}
| + | |
- | | издательство =
| + | |
- | | год = 2002
| + | |
- | | том = 4
| + | |
- | | страницы = 231—232
| + | |
- | | isbn = 5-89572-009-9
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Женщины в ТаНаХе]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские сюжеты]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |