Лилит
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Происхождение имени и образа: дополнение) |
|||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | |ТИП СТАТЬИ=1| ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 13: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
- | '''Лили́т''' ({{lang-he| | + | '''Лили́т''' ({{lang-he|לִילִית}}) — первая жена [[Адам]]а в еврейской мифологии. Именно в этом смысле некоторые исследователи рассматривают это слово в [[Книга пророка Исайи|Книге пророка Исайи]] ({{Библия|Ис|34:14}}). |
+ | Центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда — нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число ''лилийот, лилин''). | ||
+ | |||
+ | Упоминается в [[Кумранские рукописи|Свитках Мёртвого моря]], [[Алфавит Бен-Сира|Алфавите Бен-Сира]], [[Книга Зогар|Книге Зогар]]. | ||
+ | == Происхождение имени и образа == | ||
+ | Имя может быть производным от слова ליל, לילה - ночь. Кроме этого в иврите словом «''лилит''» обозначается птица неясыть, разновидность сов. | ||
+ | |||
+ | Существует также мнение, что это имя происходит от [[Шумерский язык|шумерского]] «''лиль''» (воздух, ветер; дух, призрак). | ||
+ | |||
+ | Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, [[Аккадский язык|по-аккадски]] лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)». | ||
+ | |||
+ | Образ и имя ''Лилит'' заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой ''лилу'' фигурирует как бес мужского пола, а ''лилиту'' и ''урдут лилита'' — как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным. | ||
+ | |||
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В [[Междуречье]] подобное имя носит ночная [[демон]]ица, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»). | Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В [[Междуречье]] подобное имя носит ночная [[демон]]ица, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»). | ||
+ | |||
+ | Возможно, имя Лилит содержится в дефектной ивритской или ханаанейской надписи-заклинании 8–7 вв. до н. э. из Арслан-Таша (Северная [[Сирия]]): «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]». | ||
== Лилит в еврейской традиции == | == Лилит в еврейской традиции == | ||
Еврейские источники говорят о двух Лилит: | Еврейские источники говорят о двух Лилит: | ||
- | * Старшая Лилит — жена [[Самаэль|Самаэля]], царица и мать демонов (ситра ахара). | + | * Старшая Лилит — жена [[Самаэль|Самаэля]] ([[Самаэль]] часто отождествляется с [[Сатана|Сатаной]].<ref name="menc">Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. [http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002980.shtml][http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s19/a001989.shtml]</ref>), царица и мать демонов (ситра ахара), которая в мире [[Клиппа|клиппот]] (буквально `скорлупы`) играет роль, подобную роли [[Шхина|Шхины]] в мире добра и святости. |
* Младшая Лилит — супруга [[Асмодей|Асмодея]]. | * Младшая Лилит — супруга [[Асмодей|Асмодея]]. | ||
- | При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы. | + | При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы. |
- | + | === Лилит в ТаНаХе === | |
- | [[ | + | Встречающееся однажды в [[Пророки (раздел ТаНаХа)|Пророках]] слово «Лилит» ([[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Исайа]]. 34:14) толкуется большинством исследователей и комментаторов как название беса, другими же — как название ночной птицы; ср. слово саир (буквально `мохнатый`) в том же стихе, имеющее в Библии два значения: животное (козел, например, Быт. 37:31; Лев. 4:24) или демон и идол (Лев. 17:7; II Хр. 11:15). В [[Септуагинта (собрание переводов ТаНаХа)|Септуагинте]] указанное слово Лилит в книге [[Исайя]] переводится как «бес», [[Вульгата]] переводит его как Lamia — род чудовища женского пола. |
- | + | === Лилит в других книгах === | |
- | === | + | |
Согласно [[Алфавит Бен-Сиры|Алфавиту Бен-Сиры]], первой женой [[Адам]]а была Лилит.<ref name="evrencycl" /> Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога <ref> | Согласно [[Алфавит Бен-Сиры|Алфавиту Бен-Сиры]], первой женой [[Адам]]а была Лилит.<ref name="evrencycl" /> Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога <ref> | ||
[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/342194 Большой Энциклопедический словарь, второе издание]</ref>, как и [[Адам]]. Собственно спор возник из-за позиции в сексе. [[Адам]] желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она. | [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/342194 Большой Энциклопедический словарь, второе издание]</ref>, как и [[Адам]]. Собственно спор возник из-за позиции в сексе. [[Адам]] желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она. | ||
- | Произнеся тайное имя Бога, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Бог послал вдогонку трёх | + | Произнеся тайное имя Бога, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Бог послал вдогонку трёх [[ангел]]ов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .<ref name="symbol">Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.</ref> |
Три ангела застигли Лилит у [[Красное море|Красного моря]], и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.<ref name="menc"/> | Три ангела застигли Лилит у [[Красное море|Красного моря]], и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.<ref name="menc"/> | ||
Строка 35: | Строка 49: | ||
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной. | После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной. | ||
- | + | В [[Талмуд]]е Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). [[Аггада]] связывает образ Лилит с легендой об [[Адам|Адаме]], повествуя, что после грехопадения он расстался с [[Ева|Евой]] на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир. | |
- | + | ||
- | + | ||
=== Лилит в каббалистической традиции === | === Лилит в каббалистической традиции === | ||
- | В [[Каббала|каббале]] Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их | + | В [[Каббала|каббале]] Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их и рождает от них бесчисленное число демонов и предводительствует ими |
- | Согласно Bacharach, | + | Согласно Bacharach, Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы. |
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами. | В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами. | ||
- | Согласно каббалистической книге | + | Согласно каббалистической книге [[Зоhар]], Лилит стала женой [[Самаэль|Самаэля]] и матерью демонов. В Зоhаре и более поздней каббалистической литературе Лилит как душительница детей иногда заменяется Наамой и именуется Блудницей, Нечестивой, Вероломной и Черной. |
- | + | Отождествление Лилит с [[Саба|царицей Савской]], впервые встречаемое в арамейском переводе (см. [[Таргум]]) книги [[Иов]] (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском [[фольклор]]е. Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного. Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки. Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод hа-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение. | |
- | + | [[Файл: 12457_L.jpg|thumb|250px|left|Амулет, защищающий от Лилит]] | |
- | + | Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных [[Амулет|амулетов]], содержащих не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: ''Батна'' (чрево), ''Одем'' (краснота) или ''Аморфо'' (не имеющая формы). или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!», прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед [[обрезание]]м младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «[[Зогар]]» и других книг [[Каббала|Каббалы]] (такая ночь у [[Ашкеназы|ашкеназских]] евреев называется «вахтнахт»). | ||
== Лилит в шумерской традиции == | == Лилит в шумерской традиции == | ||
Имя Лилит встречается в [[Эпос о Гильгамеше|Эпосе о Гильгамеше]] во втором тысячелетии до н. э. | Имя Лилит встречается в [[Эпос о Гильгамеше|Эпосе о Гильгамеше]] во втором тысячелетии до н. э. | ||
Строка 63: | Строка 73: | ||
Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером <ref>[http://elibrus.1gb.ru/ist2.shtml Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»]</ref> и Волкенстейном упоминают именно Лилит. | Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером <ref>[http://elibrus.1gb.ru/ist2.shtml Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»]</ref> и Волкенстейном упоминают именно Лилит. | ||
+ | == Лилит в нееврейском фольклоре == | ||
+ | Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами ''Карина'' или ''Табиа''. | ||
+ | В эпоху Возрождения, когда нееврейские мыслители увлеклись каббалой, легенды о Лилит вошли в европейскую литературу. К образу магически соблазнительной Лилит (в еврейском средневековом [[фольклор]]е она принимает облик красавицы лишь для введения в соблазн) обращались многие писатели вплоть до 20 в. (например, роман шотландского поэта и прозаика Дж. Макдональда «Лилит», рассказ А. Франса «Дочь Лилит»). Влекущая и прекрасная Лилит как антипод будничной Евы — мотив стихотворения М. Цветаевой «Попытка ревности», поэмы в прозе А. Исаакяна «Лилит» (между 1911 г. и 1914 г.), повести Л. Обуховой «Лилит» (1966). | ||
== Источники == | == Источники == | ||
* [[Руслан Хазарзар]] [http://khazarzar.skeptik.net/books/kh/lilith.htm Лилит и другие] | * [[Руслан Хазарзар]] [http://khazarzar.skeptik.net/books/kh/lilith.htm Лилит и другие] | ||
Строка 75: | Строка 88: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
{{Адам и Ева}} | {{Адам и Ева}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12457|ЛИЛИТ}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]] | ||
[[Категория:Демоны в иудаизме]] | [[Категория:Демоны в иудаизме]] | ||
{{checked}} | {{checked}} |
Текущая версия на 14:28, 19 июля 2012
Источник: | |||||||||||
|
Лили́т (ивр. לִילִית) — первая жена Адама в еврейской мифологии. Именно в этом смысле некоторые исследователи рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (Ис.34:14).
Центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда — нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число лилийот, лилин).
Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.
Содержание |
Происхождение имени и образа
Имя может быть производным от слова ליל, לילה - ночь. Кроме этого в иврите словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов.
Существует также мнение, что это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).
Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».
Образ и имя Лилит заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой лилу фигурирует как бес мужского пола, а лилиту и урдут лилита — как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным.
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).
Возможно, имя Лилит содержится в дефектной ивритской или ханаанейской надписи-заклинании 8–7 вв. до н. э. из Арслан-Таша (Северная Сирия): «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]».
Лилит в еврейской традиции
Еврейские источники говорят о двух Лилит:
- Старшая Лилит — жена Самаэля (Самаэль часто отождествляется с Сатаной.[1]), царица и мать демонов (ситра ахара), которая в мире клиппот (буквально `скорлупы`) играет роль, подобную роли Шхины в мире добра и святости.
- Младшая Лилит — супруга Асмодея.
При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.
Лилит в ТаНаХе
Встречающееся однажды в Пророках слово «Лилит» (Исайа. 34:14) толкуется большинством исследователей и комментаторов как название беса, другими же — как название ночной птицы; ср. слово саир (буквально `мохнатый`) в том же стихе, имеющее в Библии два значения: животное (козел, например, Быт. 37:31; Лев. 4:24) или демон и идол (Лев. 17:7; II Хр. 11:15). В Септуагинте указанное слово Лилит в книге Исайя переводится как «бес», Вульгата переводит его как Lamia — род чудовища женского пола.
Лилит в других книгах
Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит.[2] Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога [3], как и Адам. Собственно спор возник из-за позиции в сексе. Адам желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она.
Произнеся тайное имя Бога, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Бог послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .[4]
Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.[1]
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.
В Талмуде Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). Аггада связывает образ Лилит с легендой об Адаме, повествуя, что после грехопадения он расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир.
Лилит в каббалистической традиции
В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их и рождает от них бесчисленное число демонов и предводительствует ими
Согласно Bacharach, Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.
Согласно каббалистической книге Зоhар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов. В Зоhаре и более поздней каббалистической литературе Лилит как душительница детей иногда заменяется Наамой и именуется Блудницей, Нечестивой, Вероломной и Черной.
Отождествление Лилит с царицей Савской, впервые встречаемое в арамейском переводе (см. Таргум) книги Иов (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском фольклоре. Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного. Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки. Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод hа-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение.
Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных амулетов, содержащих не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!», прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели.
Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).
Лилит в шумерской традиции
Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat). В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.
Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.
Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером [5] и Волкенстейном упоминают именно Лилит.
Лилит в нееврейском фольклоре
Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами Карина или Табиа.
В эпоху Возрождения, когда нееврейские мыслители увлеклись каббалой, легенды о Лилит вошли в европейскую литературу. К образу магически соблазнительной Лилит (в еврейском средневековом фольклоре она принимает облик красавицы лишь для введения в соблазн) обращались многие писатели вплоть до 20 в. (например, роман шотландского поэта и прозаика Дж. Макдональда «Лилит», рассказ А. Франса «Дочь Лилит»). Влекущая и прекрасная Лилит как антипод будничной Евы — мотив стихотворения М. Цветаевой «Попытка ревности», поэмы в прозе А. Исаакяна «Лилит» (между 1911 г. и 1914 г.), повести Л. Обуховой «Лилит» (1966).
Источники
- Руслан Хазарзар Лилит и другие
- Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. [1][2]
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокevrencycl
не указан текст - ↑ Большой Энциклопедический словарь, второе издание
- ↑ Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
- ↑ Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»
Ссылки
|
|
---|---|
Персонажи | Адам | Ева | Змей | Лилит |
События | Сотворение человека | Грехопадение |
Основные понятия | Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни |
В разных источниках | Адам Ришон, Адам Кадмон |
Дети Адама и Евы | Каин | Авель | Сиф |