Spivach (Обсуждение | вклад) |
|
(15 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Николаев (еврейская община)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Никола́ев''' ({{lang-uk|Миколаїв}}) — город на юге [[Украина|Украины]], в степной зоне страны, административный центр [[Николаевская область|Николаевской области]]. Располагается на слиянии рек [[Ингул]] и [[Южный Буг]] в 80 километрах от [[Чёрное море|Чёрного моря]].
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История Николаева}}
| + | |
- | [[Файл:XVIII век конец Николаева вид гравюра.jpg|thumb|left|Вид Николаева в конце [[XVIII век]]а]]
| + | |
- | По указу князя [[Потёмкин, Григорий Александрович|Григория Потёмкина]] в устье реки [[Ингул]] под руководством полковника [[Фалеев, Михаил Леонтьевич|Михаила Фалеева]] в [[1788 год]]у была заложена верфь, вокруг которой начал расти город<ref name="history">[http://www.gorsovet.mk.ua/center/history.ru История города]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Город получил своё название в память об одержанной в [[1788 год]]у русскими войсками победе — взятии турецкой крепости [[Очаков]] в день [[Николай Чудотворец|святого Николая]], покровителя моряков. Первый корабль, 46-пушечный фрегат, спущенный с верфи в [[1790 год]]у, был так же назван «[[Святой Николай (фрегат, 1790)|Святым Николаем]]». Им было положено начало постройки в Николаеве крупных парусных военных кораблей и определена основная отрасль города — [[Судостроение|кораблестроение]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == 17-18 века ==
| + | |
- | | + | |
- | Торговое значение города рано привлекло сюда евреев;
| + | |
- | 1830 г. еврейское общество состояло из 24 купеческих семейств, 691 мещанина и причисленных к городу 424 душ; некоторые из здешних евреев лишь за несколько лет перешли из австрийского подданства в русское.
| + | |
- | | + | |
- | === Выселение евреев ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1829 г. на имя николаевского и севастопольского военного губернатора адмирала Грейга последовал Высочайший указ о запрещении евреям, кроме находящихся на военной службе, оставаться на жительстве в Николаеве (и Севастополе). Для выселения были назначены различные сроки, не долее двух лет. Это распоряжение, мотивированное тем, что пребывание евреев "неудобно и вредно" "по видам административным", не встретило сочувствия со стороны местной власти. Воспользовавшись тем, что указ предписывал Грейгу наблюдать, чтобы евреям не были причиняемы стеснения при выселении, он всецело поддержал представление градской полиции, магистрата и думы, что осуществление меры выселения в назначенный короткий срок разорит евреев, имеющих дела с казной; при этом Грейг, со своей стороны, взял под свою защиту и прочих евреев-ремесленников и мелких торговцев, указывая, что они лишатся всяких средств к существованию; Грейг просил и о сострадании к вдовам и сиротам; он обратил также внимание правительства на то, что с удалением евреев город останется почти без ремесленников и что сборы и повинности упадут на христиан большим бременем.
| + | |
- | | + | |
- | В 1830 ходатайство Грейга привело к небольшой отсрочке. Затем в 1832 г. по ходатайству Грейга была сделана новая отсрочка; в следующем году также пришлось воздержаться от выселения, но наконец эта мера была осуществлена. В "Морском Сборнике", явившемся, благодаря покровительству великого князя Константина Николаевича, выразителем широкой общественной гласности, морской врач Закревский<ref>Морской сборник (LXIV, № 2, стр. 86—91; 1863 г.) </ref> выяснил экономическое значение евреев в Николаеве и причину их выселения. Когда в Николаеве была основана главная верфь для создания черноморского флота, евреи оказались весьма полезными для правительства; но позже обнаружились хищения в адмиралтействе, и тогда, несмотря на то что виновниками чаще всего являлись чиновники, было решено удалить евреев, так как будто бы при их отсутствии некому будет продавать краденые вещи; правда, немногие евреи, причастные к подрядам, все же остались на жительстве в Николаеве, но бедняки были выселены с помощью суровых полицейских мер; а вскоре вместо прежних жалких еврейских домишек выросли богатые чиновничьи дома.
| + | |
- | | + | |
- | === Возвращение евреев ===
| + | |
- |
| + | |
- | В 1837 г. министр внутренних дел, по соглашению с начальником главного морского штаба, выступил с предложением о разрешении жить в Николеаве родителям евреев, находящихся здесь на военно-морской службе, но государь согласился сделать исключение только для вдовых матерей. Предсказание Грейга о последствиях, к которым приведет изгнание евреев, вскоре оправдалось: отсутствие евреев стало сказываться на местной торгово-промышленной жизни. И вот, сославшись на то, что "с выселением евреев из Николаева и Севастополя... открылась необходимость усилить христианское народонаселение сих городов и в особенности привлечь туда торговые и ремесленные сословия", Высочайший указ 7 января 1831 г. даровал льготы христианам-купцам и ремесленникам на 10 лет, дабы таким путем оживить город.
| + | |
- | | + | |
- | Однако и по прошествии указанного срока пришлось сохранить в силе эти льготы. Когда же с восшествием на престол императора Александра II правительство занялось смягчением ограничительных законов, введенных в предшествующее царствование, министр финансов Брок предложил Еврейскому Комитету предоставить отдельным группам еврейского населения права проживания, торговли и промыслов в Николаеве.
| + | |
- | Морской министр не нашел никаких препятствий к удовлетворению ходатайства Брока; благоприятно отнесся к этому предложению и Еврейский Комитет; журналом Комитета, Высочайше утвержденным 17 мая 1858 г., Броку было предложено внести соответствующий законопроект в Государственный совет, и вскоре предложение Брока получило силу закона в 1859 году.
| + | |
- | Этим законом было постановлено:
| + | |
- | | + | |
- | * Евреям, почетным гражданам, потомственным и личным, производящим торговлю с запиской в гильдию, и купцам всех трех гильдий даруется право водворения, промыслов, торговли, подрядов, откупов и приобретения недвижимой собственности в Николаеве на общих основаниях, установленных в местах, для постоянного жительства евреев определенных, но без распространения на них льгот, существующих в обоих городах (право проживания и проч. не распространяется на состоящих под следствием, судом или под надзором полиции, на опороченных судебным приговором или оставленных по суду в подозрении); переселяющиеся в Николаев могут иметь при себе членов семейств, записанных в одном с ними капитале; разрешается иметь по собственному усмотрению приказчиков, конторщиков и сидельцев из евреев, а также слуг в известном числе.
| + | |
- | | + | |
- | * Иногородним евреям-фабрикантам, заводчикам и купцам всех трех гильдий дозволяется приезжать на ярмарки для производства торговли на общем основании, а также вступать в подряды, поставки и откупа (могут иметь приказчиков и слуг).
| + | |
- | | + | |
- | * Молодым евреям дозволяется приезжать как для усовершенствования в ремеслах, так и для обучения ремеслам, а равно фабричному и заводскому производству.
| + | |
- | | + | |
- | * Всем евреям, окрестным жителям, как Николаева, так и других городов, в черте оседлости находящихся, дозволяется приезжать в обыкновенные торговые и базарные дни для производства торговли, на общем основании, всякого рода припасами, также сельскими произведениями, рукоделиями и изделиями и всякими предметами торговли, свободной для всех состояний в государстве.
| + | |
- | | + | |
- | В 1860 г. проживание в Николаеве было предоставлено также отставным нижним чинам (с дозволения местного морского начальства). Вслед за тем доступ в Николаев получили и ремесленники: в 1861 г. последовало Высочайшее повеление "дозволить евреям-мещанам заниматься в городах Николаеве и Севастополе производством ремесел как на правах иногородних лиц, так и с правом водворения оных".
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1865 г. главный командир николаевского порта и военный губернатор Николаева генерал-адъютант Глазенап вошел в морское министерство с представлением об исходатайствовании Высочайшего повеления о дозволении всем без исключения евреям-мещанам иметь жительство и постоянную оседлость в Николаеве.
| + | |
- | Военный губернатор указывал на то, что свободное проживание евреев в Николаеве привело бы к ослаблению постоянно возрастающей дороговизны на предметы первой необходимости; дороговизна объясняется, главным образом, отсутствием конкуренции в торговле и в мещанских промыслах; вообще с открытием доступа в Николаев евреям-мещанам, сословию самому бедному и трудолюбивому, прекратились бы злоупотребления, существующие при запрете; дело в том, что поселившись в соседних частновладельческих имениях, преимущественно в селении Варваровка в 1½ вер. от Николаева, многие евреи посещают почти ежедневно город, где производят торговлю, причем не платят городских сборов, так как не причислены к местному обществу.
| + | |
- | Представление военного губернатора не встретило возражения в военном министерстве, а новороссийский генерал-губернатор заявил, что разрешение всем без исключения евреям-мещанам постоянного жительства и оседлости в Николаеве "будет мерой вполне справедливой".
| + | |
- | Министр внутренних дел Валуев также не встретил препятствий к удовлетворению ходатайства военного губернатора, и в результате Высочайше утвержденным мнением Государственного совета 24 марта 1866 г. евреям-мещанам было предоставлено иметь жительство и постоянную оседлость в городе Николаеве.
| + | |
- | | + | |
- | В силу этого закона евреи стали свободно водворяться в Николаеве; местное еврейское население быстро возросло; в 1880 г., по официальным данным, в Николаеве проживало: 2084 человека, являвшихся главами семейств, и при них членов семейств и прислуги — 6241 душа.
| + | |
- | Перепись 1897 года зарегистрировала 20109 душ. Николаев стал рассматриваться как город, входящий в черту еврейской оседлости.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == 19-20 века ==
| + | |
- | | + | |
- | Благодаря еврейским торговцам Николаев превратился в крупный центр по экспорту хлеба. В городе проживало много участников сионистского движения. В 1904 г. под руководством сионистов в Николаеве была создана организация еврейской самообороны, защищавшая евреев во время погромов в октябре 1905 г.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=12975&query=%CD%C8%CA%CE%CB%C0%C5%C2 Электронная Еврейская Энциклопедия]</ref>.
| + | |
- | В 1910 г. в Николаеве действовали 15 еврейских учебных заведений. В 1919–20 гг. погромы прокатились в городах и местечках вблизи Николаева. В 1926 г. в Николаеве проживали 21 786 евреев (около 21% общего населения).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Всесоюзной переписи населения 1939 г., в Николаеве проживали 25 280 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | === Вторая мировая война ===
| + | |
- | | + | |
- | Город был занят немецкими войсками 15 августа 1941 г. Большинство еврейского населения Николаева не успело эвакуироваться. Евреи были обязаны носить отличительный знак, подвергались многочисленным поборам и издевательствам.
| + | |
- | | + | |
- | Николаев вошел в рейхскомиссариат «Украина», став центра округа «Николаев». В конце августа евреям города Николаева было приказано явится с документами и предметами первой необходимости на пункты сбора в районе городского кладбища. Около пяти тысяч человек были расстреляны прямо на городском кладбище, остальных на машинах в течение трех дней вывозили за пределы города. В оврагах между селами Воскресенская и Калиновка у них сначала отобрали ценности, затем приказали раздеться и расстреляли.
| + | |
- | | + | |
- | В документах созданной во время войны Всероссийской чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов содержится свидетельство, что немцы «брали у каждой женщины из рук ребенка и на глазах расстреливали, некоторых детей бросали живыми в овраг, где находились трупы расстрелянных». На месте расстрелов были произведены взрывы, позже трупы были сожжены.
| + | |
- | | + | |
- | В 1942 г. в Николаеве был создан рабочий лагерь, в который привозили евреев из других городов Украины. Заключенные лагеря были уничтожены в конце 1942 г. – в начале 1943 г.
| + | |
- | | + | |
- | === После войны ===
| + | |
- | | + | |
- | После освобождения Николаева евреи начали возвращаться в город, в 1959 г. там проживали 15 800 евреев (7% общего населения).
| + | |
- | В 1962 г. власти закрыли последнюю синагогу в Николаеве.
| + | |
- | | + | |
- | В 1970 г. еврейское население Николаевской области составляло 17 978 человек. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., в Николаеве проживали 13 тысяч евреев. Выезд в Израиль и США, а также ассимиляция привели к сокращению численности евреев: в 1989 г. численность еврейского населения Николаева составляла 10 400.
| + | |
- | | + | |
- | Тяжелое экономическое положение, неопределенная политическая ситуация на Украине, рост антисемитизма в конце 1990-х – начале 2000-х гг. привели к массовой отъезду евреев Николаева в Израиль, США, Германию и другие страны.
| + | |
- | Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г, в Николаевской области проживали 3263 еврея, 2853 из них назвали родным русский язык, 329 — украинский, 78 — один из еврейских языков.
| + | |
- | | + | |
- | === Востановление еврейской жизни в городе ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1990-х – начале 2000-х гг. происходило восстановление различных форм еврейской жизни. В Николаеве была создана еврейская община. В 1991–93 гг. в ее собственность были переданы здания трех синагог, закрытых в годы советской власти.
| + | |
- | | + | |
- | В 1991 г. в Николаеве было выпущено два номера газеты «Утро» — органа Николаевского общества еврейской культуры.
| + | |
- | | + | |
- | В 1993 г. был выпущен один номер газеты «Игерет» на русском языке под редакцией Д. Лесмана — орган движения Бетар.
| + | |
- | | + | |
- | С 2000 г. раввин НИКОЛАЕВской религиозной общины — представитель Хабада Ш. Готлиб. В Николаеве работает еврейский религиозный детский сад «Хая Мушка», еврейская религиозная средняя школа «Ор Менахем», Общество еврейской культуры, молодежный клуб «Шалом».
| + | |
- | | + | |
- | В 2001 г. при Обществе еврейской культуры создан Народный университет.
| + | |
- | | + | |
- | В 2004 г. Общество еврейской культуры выпустило сборник документов и материалов «Еврейское население на Николаевщине» (в двух томах).
| + | |
- | | + | |
- | Благотворительную помощь евреям Николаева оказывает местная организация Хесед, созданная при поддержке Джойнта.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=12975&query=%CD%C8%CA%CE%CB%C0%C5%C2 Электронная Еврейская Энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Население ==
| + | |
- | | + | |
- | Национальный состав населения распределён таким образом:<ref>[http://www.gorsovet.mk.ua/foreing_affairs/invest.ru Инвестиционный паспорт города (gorsovet.mk.ua)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | * [[украинцы]] — 72,7 %;
| + | |
- | * [[русские]] — 23,1 %;
| + | |
- | * [[белорусы]] — 0,8 %;
| + | |
- | * [[болгары]] — 0,8 %;
| + | |
- | * [[евреи]] — 0,5 %.
| + | |
- | | + | |
- | == Иудаизм ==
| + | |
- | | + | |
- | В базе данных еврейской общины около 6000 [[Иудаизм|евреев]]. Существенную помощь николаевским евреям оказывают американский распределительный комитет «Джойнт», [[израиль]]ские меценаты.
| + | |
- | | + | |
- | В разное время раввинами [[Николаев (Николаевская область)|Николаева]] были разные люди: Меир Шломо Яновский, Марк Багров, Лев Виленский, доктор Анчилович (выпускник Лазаревского института восточных языков в [[Москва|Москве]]) и др. Сейчас главным раввином [[Николаев (Николаевская область)|Николаев]] и [[Николаевская область|Николаевской области]] является Шолом Готлиб. Его сын Исроэл Готлиб учится в школе «Ор Менахем». Заместитель председателя еврейской общины — Григорий Амбиндер.
| + | |
- | | + | |
- | * В городе действует еврейская национальная школа «Ор Менахем». Директор школы учитель I категории Виктор Александрович Матьяшек, замдиректора — ребецн Дина. В школе учится около ста детей. Школа держится во многом благодаря вниманию и поддержке [[Леваев, Лев Авнерович|Леви Леваева]], президента благотворительного фонда «Ор Авнер».
| + | |
- | | + | |
- | === История ===
| + | |
- | [[Изображение:Nikolaev's_jewish_temple_dscn0092.jpg|thumb|right|Николаевская синагога]]
| + | |
- | В [[1863 год]]у на улице Карла Либкнехта (центр города) была открыта Иудейская [[синагога]].
| + | |
- | | + | |
- | Примечателен факт рождения в [[1902 год]]у в [[Николаев (Николаевская область)|Николаев]] [[Шнеерсон, Менахем Мендель|Менахема Менделя Шнеерсона]] — одного из виднейших еврейских деятелей [[XX век]]а, седьмого и последнего любавичского ребе. В марте-апреле [[2002 год]]а в [[Николаев (Николаевская область)|Николаеве]] прошли многочисленные мероприятия, связанные с его 100-летним юбилеем.
| + | |
- | | + | |
- | [[4 июня]] [[1928 год]]а постановлением VII Пленума Николаевского окружкома была закрыта хоральная синагога, переданная под рабочий еврейский клуб.
| + | |
- | | + | |
- | К [[1941 год]]у в Николаеве оставался один молитвенный дом «Хабад» (по адресу Шевченко, 56) — большое одноэтажное здание, в котором после войны находился молитвенный дом [[Евангельские христиане-баптисты|христиан-баптистов]]. В настоящее время это сооружение не существует.
| + | |
- | | + | |
- | [[9 декабря]] [[1946 год]]а зарегистрирована еврейская религиозная община города. Верующих в то время было всего 549 человек. Поскольку молитвенный дом «Хабад» был отдан [[Евангельские христиане-баптисты|баптистам]], то решили вернуть небольшой молитвенный дом «Ашкенази» на улице Черниговской, 19. Раввином избран Моисей Фукс, которому в то время было уже 72 года. Прихожанами в основном являлись пожилые люди. На большие праздники приглашали из [[Одесса|Одессы]] или [[Львов]]а [[кантор (певчий)|кантор]]ов, так как своего не было. Содержалась синагога за счет пожертвований прихожан.
| + | |
- | | + | |
- | [[1940-е|1940]]-[[1950-е]] годы — время постоянной борьбы за существование синагоги. Со смертью очередного раввина [[21 апреля]] [[1962 год]]а по решению Николаевского облисполкома единственная синагога в области была закрыта. В [[1970 год]]у последние 7 экземпляров [[Тора|Торы]] были переданы Одесской религиозной общине. Несмотря на большое количество верующих, не разрешали даже зарегистрировать еврейскую религиозную общину.
| + | |
- | | + | |
- | С концом [[Союз Советских Социалистических Республик|советского периода]] ситуация изменилась. [[4 августа]] [[1992 год]]а в [[Николаев (Николаевская область)|Николаеве]] вновь была открыта [[синагога]] в старом здании молитвенной школы по ул. Черниговской, 15. Первым раввином стал гражданин [[США]] Бэролл Антипис, а председателем еврейского религиозного общества избран Борух Китниц.
| + | |
- | | + | |
- | В начале сентября [[1999 год]]а, накануне [[Новый год#Современный Новый год|еврейского нового год]]а, николаевских евреев посетил министр [[Израиль|Израиля]] по делам религии Ицхак Коэн. Среди сопровождавших гостя в [[Николаев (Николаевская область)|Николаеве]] были председатель Израильского культурного центра в [[Киев]]е Шмуэл Ливне и раввин [[Херсон]]а Иосиф Вольф.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.judaica.kiev.ua/Conference/Conf2002/Conf05-02.htm История еврейский религиозных общин Николаевщины (начало ХIХ – 50-е годы XX века)]
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм в России]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]
| + | |
- | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]{{checked_final}}
| + | |