Благословение

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Неадекватная}}
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=2
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=23/01/2011
 +
}}
 +
'''Благослове́ние''' (ивр. בְּרָכָה) — [[Полисемия|многозначный]] термин.
-
'''Благослове́ние''' (калька с {{lang-el|εὐλογία}}) — [[Полисемия|многозначный]] термин.
+
[[Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg|thumb|150px|left|Исаак благословляет Иакова]]
 +
# В [[Иудаизм|иудейской]] традиции (''Браха́'' — {{lang-he|ברכה}}) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое [[Бог]] дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1).  
-
В религиозном смысле — восхваление, прославление кого-либо или чего-либо, обычно [[Бог]]а.
+
Символом благословения в [[каббала|каббале]] является буква «бэт» ({{lang-he|ב}})<ref>[[Зоар]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2863 Буквы раби Амнона-Саба]</ref>.
-
== Употребление в разных традициях ==
+
# Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов:
-
[[Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg|thumb|150px|left|Исаак благословляет Иакова]]
+
* Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין)
-
* В [[Ветхий Завет|ветхозаветной]] ([[Иудаизм|иудейской]]) традиции (''Браха́'' — {{lang-he|ברכה}}) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое [[Бог]] дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1). Уже патриархи перед смертью торжественно благословляли своих детей и потомков. Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22). Такой же видимый знак употреблял и Иисус Христос, когда благословлял некоторых детей (от Map., X, 16) и всех учеников при Своем вознесении на небо (от Луки, XLIV, 50). Символом благословения в [[каббала|каббале]] является буква «бэт» ({{lang-he|ב}})<ref>[[Зоар]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2863 Буквы раби Амнона-Саба]</ref>.
+
* Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות)
 +
* Благословения благодарности (ברכות ההודיה)
 +
== Этимология слова ==
 +
Корень &#1489;&#1512;&#1498; (брх) этимологически связан со словом берех — `колено`, и в [[Библия|Библии]] глагол барах встречается как в значении `становиться на колени` (Пс. 95:6), так и в значении `благословлять` (ИбН. 24:10), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени).  
 +
== Определение благословения ==
 +
Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Благословение [[Моисей|Моисея]] обладает несомненной силой из-за его близости к Богу, и он уже одним поднятием рук обеспечивает Израилю победу над врагами. После смерти Моисея функция благословения переходит к [[Аарон|Аарону]], также благословляющему народ поднятием рук (Лев. 9:22), а затем и к его потомкам — [[Кохен|коhенам]] (Чис. 6:23; см. также [[Биркат-Коханим|Биркат-коханим]]). Бог может вложить благословение даже в уста того, кто намеревался изречь проклятие, как это произошло с [[Валаам|Валаамом]].
-
[[Файл:Troitskaya charch.jpg|thumb|150px|Благословение Крестом]]
+
В семье функция благословения принадлежит главе семьи. Так, [[Ной]] благословляет [[Сим|Сима]] и [[Яфет|Яфета]] (Быт. 9:26–27), [[Исаак]] [[Иаков|Иакова]], а затем и [[Исав|Исава]] (Быт. 27, 28:1–4). В свою очередь, Иаков благословляет своих сыновей (Быт. 49), а также внуков [[Эфраим|Эфраима]] и [[Менашше]] (Быт. 48:13–22).
-
* В [[Православие|православном]] [[Христианство|христианстве]]:
+
Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22).  
-
** Благословение (восхваление) Бога, совершаемое [[епископ]]ами, [[священник]]ами или мирянами и сопровождающееся внешним знаком правой (как правило) рукой, которая возлагается сперва на [[лоб]], потом на [[живот]], на правое и левое плечо человека, изображая через это [[крестное знамение]]. Действо необходимо для того, чтобы человеку, просящему посредством священника чего-либо у Бога Господь Сам дал благословение. Таким образом Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии. У греков священник при благословении говорит: «О Кириос», то есть «Господь». Это сокращенный вариант ответа: «Господь благословен».<ref>Газета [http://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/895/ «Киевская Русь»], Основы веры. Православный взгляд на церковное благословение. Дудченко Андрей, священник, 17.01.2005</ref>. В современной греческой традиции [[десница]] лишь простирается в сторону благословляемого.
+
-
** Возглас [[священник]]а или [[архиерей|архиерея]] которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно царство…»; им же начинаются чин [[Крещение (таинство)|крещения]] и чин [[венчание|венчания]]), [[Всенощное бдение|Всенощного бдения]] («Слава Святей…») и обычный («Благословен Бог Наш всегда ныне и присно…»; перед остальными богослужениями).<br />
+
-
** Осенение [[крестное знамение|крестным знамением]] верующих, совершаемое одной ([[Пресвитер|священником]]) или двумя ([[епископ]]ом) руками в [[Именословное перстосложение|именословном перстосложении]] в определённые моменты [[Богослужение|богослужения]] с возгласом «Мир всем» и иными.
+
-
** В речевом обиходе также обозначает дозволение священноначалия к совершению того или иного действия. Благословением патриарха, Синода, епархиального архиерея строятся и освящаются храмы, начинаются священнодействия и прочее.
+
-
[[Файл:Pope Benedict XVI Blessing.jpg|thumb|150px|left|Папа римский благословляет молящихся]]
+
Кодификация включения имени Божия в благословение происходит в талмудический период. Подчеркивается милосердие Божие к тому, кто своими благословениями призывает такое милосердие на других (Быт. Р. 59:5). Еврею вменяется в обязанность отвечать [[амен]] и на благословение, произнесенное неевреем (ТИ., Бр. 8:9). Большое значение уделяется благословению, высказанному старшим в семье или в роду и вообще стариком; получение их благословения рассматривалось как весьма желательное (Руфь Р. 6:2). Важность благословения отца особенно подчеркивается в книге [[Бен-Сиры Премудрость|Премудрость Бен-Сиры]] (3:9).
-
[[Файл:First communion blessing.jpg|thumb|150px|left|Латинская конфирмация (благословение епископа)]]
+
 
-
* В [[Латинский обряд|латинском обряде]] [[Римско-католическая церковь|Римско-католической церкви]] всегда имеет смысл призывания благодати Божией на людей, предметы или определённые действия, в частности:
+
Библейские рассказы о родительском благословении и соответствующие предписания талмудического периода легли в основу обычая благословлять детей в канун суббот, праздников и [[Иом-Киппур]]а, а также тогда, когда кто-нибудь из родителей или детей уезжает из дому на какой бы то ни было длительный срок. Детей — как маленьких, так и взрослых — обычно благословляет отец, а в особых случаях и мать. При этом, положив руку на голову ребенка, произносят сначала: «Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Менашше» (Быт. 48:20) — при благословении мальчиков, или «Бог да сотворит тебе как Сарре, Ревекке, Рахили и Лие» (ср. Руфь 4:11) — при благословении девочек, а затем произносят формулу биркит-коханим (Чис. 6:24–26). Дети получают родительское благословение также перед обрядом бракосочетания и у смертного одра родителей. Если живы дедушка и бабушка, принято, особенно накануне [[Иом-Киппур]]а и перед свадьбой, получать и их благословение.
-
** Осенение [[крестное знамение|крестным знамением]] верующих. Совершается священником или епископом в конце [[месса|мессы]] и иных богослужений со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
+
-
** Призывание священником Божией [[благодать|благодати]] на начало какого-либо дела, так священник может благословить перед путешествием, началом учёбы и т. д.
+
-
** Благословение предметов как культового, так и бытового назначения (на Западе термин «благословение» в этом значении соответствует восточному термину «освящение») — [[Святая вода|воды]], крестов, икон, жилища и т. д. Благословение некоторых предметов может входить в состав других богослужений, например, на [[Пасхальное богослужение|Пасхальной службе]] благословляются пасхальный огонь и зажигаемая от него [[Пасхал|пасхальная свеча]].
 
-
: Исторически тексты благословений римского обряда собирались в отдельной книге, называемой [[бенедикционал]]ом. Исключение составляли благословения, входившие в состав других богослужений; они публиковались в [[миссал]]е, вместе с остальным текстом службы. В [[1984 год]]у был издан последний по времени бенедикционал (De benedictionibus).
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 30: Строка 42:
== См. также ==
== См. также ==
 +
* [[Биркат hа-Мазон]];
 +
* [[Благословение луны]];
 +
* [[Бенедикция]];
* [[Проклятие]]
* [[Проклятие]]
-
== Ссылки ==
+
{{ElevenCopyRight|10645|БЛАГОСЛОВЕНИЕ}}
-
* [http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/012/12616.htm Благословение] [[ЭСБЕ]]
+
-
* [http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/99/1002380.htm Энциклопедия «Кругосвет»]
+
-
* [http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0313.htm Энциклопедия «Религия»]
+
-
* [http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/02/us115002.htm ст. ''благословить'' в Толковом словаре Ушакова]
+
-
 
+
-
[[Категория:Религия]]
+
-
[[en:Benediction]]
+
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
-
[[he:ברכה]]
+
[[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]
-
[[simple:Benediction]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 20:07, 9 июля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 23/01/2011

Благослове́ние (ивр. בְּרָכָה) — многозначный термин.

Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg
Исаак благословляет Иакова
  1. В иудейской традиции (Браха́ — ивр. ברכה‎) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое Бог дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1).

Символом благословения в каббале является буква «бэт» (ивр. ב‎)[1].

  1. Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов:
  • Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין)
  • Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות)
  • Благословения благодарности (ברכות ההודיה)

Содержание

Этимология слова

Корень ברך (брх) этимологически связан со словом берех — `колено`, и в Библии глагол барах встречается как в значении `становиться на колени` (Пс. 95:6), так и в значении `благословлять` (ИбН. 24:10), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени).

Определение благословения

Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Благословение Моисея обладает несомненной силой из-за его близости к Богу, и он уже одним поднятием рук обеспечивает Израилю победу над врагами. После смерти Моисея функция благословения переходит к Аарону, также благословляющему народ поднятием рук (Лев. 9:22), а затем и к его потомкам — коhенам (Чис. 6:23; см. также Биркат-коханим). Бог может вложить благословение даже в уста того, кто намеревался изречь проклятие, как это произошло с Валаамом.

В семье функция благословения принадлежит главе семьи. Так, Ной благословляет Сима и Яфета (Быт. 9:26–27), ИсаакИакова, а затем и Исава (Быт. 27, 28:1–4). В свою очередь, Иаков благословляет своих сыновей (Быт. 49), а также внуков Эфраима и Менашше (Быт. 48:13–22). Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22).

Кодификация включения имени Божия в благословение происходит в талмудический период. Подчеркивается милосердие Божие к тому, кто своими благословениями призывает такое милосердие на других (Быт. Р. 59:5). Еврею вменяется в обязанность отвечать амен и на благословение, произнесенное неевреем (ТИ., Бр. 8:9). Большое значение уделяется благословению, высказанному старшим в семье или в роду и вообще стариком; получение их благословения рассматривалось как весьма желательное (Руфь Р. 6:2). Важность благословения отца особенно подчеркивается в книге Премудрость Бен-Сиры (3:9).

Библейские рассказы о родительском благословении и соответствующие предписания талмудического периода легли в основу обычая благословлять детей в канун суббот, праздников и Иом-Киппура, а также тогда, когда кто-нибудь из родителей или детей уезжает из дому на какой бы то ни было длительный срок. Детей — как маленьких, так и взрослых — обычно благословляет отец, а в особых случаях и мать. При этом, положив руку на голову ребенка, произносят сначала: «Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Менашше» (Быт. 48:20) — при благословении мальчиков, или «Бог да сотворит тебе как Сарре, Ревекке, Рахили и Лие» (ср. Руфь 4:11) — при благословении девочек, а затем произносят формулу биркит-коханим (Чис. 6:24–26). Дети получают родительское благословение также перед обрядом бракосочетания и у смертного одра родителей. Если живы дедушка и бабушка, принято, особенно накануне Иом-Киппура и перед свадьбой, получать и их благословение.


Примечания

См. также

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЛАГОСЛОВЕНИЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация