Arbeli (Обсуждение | вклад)м |
|
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Иешива «Слободка»]] |
- | | АВТОР1 = Китросский, Леви
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Йешива «Слободка»''' - одна из самых известных современных [[Йешива|йешив]], относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном не-[[хасид]]ском [[иудаизм]]е. Создана в [[1882 году]] в Слободке, пригороде [[Каунас|Ковно]]. Ныне находится в [[Бней-Брак]]е, [[Израиль]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Knesses Yisrael Yeshiva Hebron.jpg|right|thumb|Сохранившееся здание йешивы в Хевроне]]
| + | |
- | Йешива была создана одним из лидеров движения «[[Мусар]]» [[Финкель, Натан Цви|рабби Натаном Цви Финкелем]] для поддержания идеала изучения [[Тора|Торы]] вместе с нравственным развитием учеников по системе «[[Мусар]]» («мораль»). Йешива была противопоставлена как [[хасидизм]]у, так и просветительскому движению [[Гаскала]].<ref name="encyclo">{{ЭЕЭ|13841|Слободская йешива}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Сам раввин Финкель занимал должность {{lang-he|mashgiah}}<ref>Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи) , но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.</ref>, придуманную в йешивах системы «мусар», а главами йешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина [[Вайнберг, Иехиэль Яаков|Иехиэля Яакова Вайнберга]].<ref name="early4-5" >{{Книга:Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy|часть=Early Life|pages=5-10}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В движении муссар были разные направления, более аскетическое в Новорадеке, где всё время проповедывали ничтожество человека, и более оптимистическое учение рабби Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Рабби Финкель стремился к тому, чтобы йешиботники пользовались уважением и имели самоуважение, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.<ref name="early4-5" />
| + | |
- | | + | |
- | Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В йешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.<ref name="early4-5" />
| + | |
- | | + | |
- | Йешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в [[1892 год]]у ведущей йешивы в [[Воложин]]е. Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в [[1897 год]]у к расколу в слободкинской йешиве. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за йешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнессет Исраэль», в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнессет бейт Ицхак» и более похожий на йешивы Воложина.<ref name="encyclo" /> Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в [[1901 год]]у йешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к [[Гаскала|Гаскале]] и [[сионизм]]у, с которыми боролся Финкель. В йешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.<ref name="early4-5" /><ref name="katz">Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | К 1899 году в Йешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих. В ходе [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] йешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место. Йешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет. Количество учеников дошло до 500.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1925 год]]у правительство независимой [[Литва|Литвы]] поставило йешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение йешивы в Палестине в городе [[Хеврон]], куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в [[1927 год]]у.
| + | |
- | | + | |
- | В ходе печально известного [[Погром в Хевроне (1929)|погрома 1929 года в Хевроне]] 25 учеников было убито, и йешива переехала в [[Иерусалим]].<ref name="encyclo" /> В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.
| + | |
- | | + | |
- | В Иерусалиме йешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная йешива в Слободке действовала до [[1941 год]]а, пока не была закрыта [[нацист]]ами. Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе [[Холокост]]а. В 1945 году йешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» йешив.<ref name="encyclo" />
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | *{{книга |автор = Marc B. Shapiro|часть = |заглавие = Между Йешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. |оригинал = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966|ссылка = |издание = |ответственный = |место = London. Portland, Oregon.|издательство = The Littman library of Jewish Civilization |год = 1999|том = |страницы = |страниц = 283|isbn = 1-874774-52-8}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|13841|Слободская йешива}}
| + | |
- | *{{книга |автор = Дов Кац|часть = |заглавие = Спор о движении «мусар». |оригинал = Mahloket al Tnuat Musar (Hebrew)|ссылка = |издание = |ответственный = |место = Иерусалим.|издательство = |год = 1972|том = |страницы = |страниц = |isbn = }}
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Slabodka yeshiva]]
| + | |
- | [[he:ישיבת חברון]]
| + | |
- | [[yi:סלאבאדקע]]
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Российской империи]]
| + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Российской империи]]
| + | |