Литература Чертогов ("hейхалот")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
О.Э. (Обсуждение | вклад)
(Характеристика)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Сноски)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
'''Литература Чертогов ("hейхалот")''' - раннемистическая литература в иудаизме
-
 
+
 
== Характеристика ==
== Характеристика ==
-
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (''ма‘асе брешит'')и первой главы книги пророка Иехезкеля (''ма‘асе меркава''), которая известна под названием ''сифрут һа-меркава'' ("литература колесницы"), или ''сифрут һа-һейхалот'' ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой ''сифрут һа-һейхалот'' являются видения мистиков (''йордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики ''сфирот''.  
+
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (''ма‘асе брешит'') и первой главы книги пророка Иехезкеля (''ма‘асе меркава''), которая известна под названием ''сифрут һа-меркава'' ("литература колесницы"), или ''сифрут һа-һейхалот'' ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой ''сифрут һа-һейхалот'' являются видения мистиков (''йордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики ''сфирот''.  
-
Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в ''Пардес'' — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01
 
-
</ref>
 
-
Мистический опыт ''йордей меркава'' описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (''һейхалот''), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва ''Кдуша'' и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref>
+
Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в ''Пардес'' — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref>.
 +
Мистический опыт ''йордей меркава'' описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (''һейхалот''), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва ''Кдуша'' и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref>
-
 
+
=== Трактат "Шиур кома" ===
-
=== Книга ''"Шиур кома"'' ===
+
-
 
+
В трактате  ''"Шиур Кома"'' приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, ''парасанг'', равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. ''«Шиур кома»'' стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.
В трактате  ''"Шиур Кома"'' приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, ''парасанг'', равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. ''«Шиур кома»'' стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.

Текущая версия на 19:36, 31 января 2011

Литература Чертогов ("hейхалот") - раннемистическая литература в иудаизме


Характеристика

Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (ма‘асе брешит) и первой главы книги пророка Иехезкеля (ма‘асе меркава), которая известна под названием сифрут һа-меркава ("литература колесницы"), или сифрут һа-һейхалот ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут һа-һейхалот являются видения мистиков (йордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики сфирот.


Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в Пардес — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона [1].


Мистический опыт йордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (һейхалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдуша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). [2]

Трактат "Шиур кома"

В трактате "Шиур Кома" приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, парасанг, равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.

Сноски

  1. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
  2. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация