|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #REDIRECT [[Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=29/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Начало_работы}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Сефер hа-Баhир''' - одна изважнейших ранних каббалистических книг.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые «Багир» был выпущен в свет в конце 12 в. в Провансе. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся [[тана]]ю I века н. э. Рабби Нехуния бен hа-Кана. Согласно исследователям, Баhир был написан незадолго до своего опубликования.
| + | |
- | | + | |
- | Из всех каббалистических текстов книга «Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар».
| + | |
- | | + | |
- | Название «Баhир» происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте: «Теперь не видно яркого света (Баhир) в облаках…» (Иов, 37:21). Эту книгу называют также (в частности Рамбан) «Мидраш раби Нехуниа бен hа-Кана». Возможно, причина этого заключается в том, что имя раби Нехуниа приводится в самом начале этой книги, однако большинство каббалистов приписывают «Багир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Багир» был написан [[амораи]]м — последними мудрецами Талмуда. (А. Каплан, предисловие к «Багир»).
| + | |
- | Хотя «Багир» является совсем небольшой книгой (всего около 12 000 слов), его очень высоко ценили те, кто исследовал тайны каббалы. Выдающийся каббалист XV в. раби Иуда Хайит писал: «Сделай эту книгу короной на своей голове». Большая часть текста очень трудна для понимания, поэтому глава цфатской каббалистической школы раби Моше Кордоверо (1522—1570) говорил: «Слова этого текста — сияющие (Багир) и сверкающие, но их блеск может ослепить глаза».
| + | |
- | | + | |
- | Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Самым лучшим изданием из всех является опубликованное в Иерусалиме (1951) раби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Багир» («Свет Багира»).
| + | |
- | | + | |
- | В «Багире» утверждается, что углубление в тайны Маасе меркава так же приемлемо, как и молитва (§ 68), но предупреждается, что оно невозможно без впадения в заблуждение (§ 150). В «Багире» содержится учение о десяти Сфирот, чьи имена (за исключением трех из них) приводятся в тексте, особенно интересна их последовательность и отношение к вселенной, дням недели и человеку (например, к обрезанию). Рассматривается понятие гилгул (перевоплощение). Оно используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости и того, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы. Учение о гилгул получило дальнейшее развитие в «Зогаре» и ещё подробнее — в «Сефер Гилгулим» и других писаниях школы Ари.
| + | |
- | | + | |
- | Другие темы «Багира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются — обычно в контексте Сфирот такие понятия, как тефилин, цицит, лулав и этрог, а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например Тридцать два Пути Мудрости (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106). Вообще числа играют в книге «Багир» весьма знаменательную роль. Вводятся два необычных понятия, связанные с ангелами или ангельскими силами. Одно из них — Цура, которое буквально означает «форма», другое — Кома, которое можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8, 166). Другие термины, применяемые к ангелам, — Начала (Манхигим) и Служители (Пкидим).
| + | |
- | | + | |
- | Важнейшее откровение «Багира» — различные имена Всевышнего (§ 112). Говорится и об Имени, которое упоминается в Талмуде и состоит из двенадцати букв (§§ 107, 111), и о семидесяти двух комбинациях Имени, являющихся производными (§§ 94, 107, 110). Это Имя упоминается в ранних талмудических источниках. В «Багире» также содержится учение о Цимцум, то есть о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске. Раби Берахиа говорит, что Свет уже существовал, но у Царя не было для него места, в которое его можно было бы поместить. Только после того, как было подготовлено «место», этот Свет смог открыться. Подробное учение о Цимцум позднее разработал Ицхак Лурия (1534—1572). Цимцум — один из самых главных философских принципов каббалы, ставший для многих учёных источником путаницы (А. Каплан).
| + | |