Идель, Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Каббала» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
=== Полемика с Шолемом === | === Полемика с Шолемом === | ||
Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов [[Гершом Шолем|Г. Шолема]]. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории<ref name="el-ev-en" />. | Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов [[Гершом Шолем|Г. Шолема]]. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории<ref name="el-ev-en" />. | ||
- | |||
=== Исследования иудаизма === | === Исследования иудаизма === | ||
Строка 60: | Строка 59: | ||
Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, ''что'' следует делать. Второе — преимущественно о том, ''как'' это следует делать. Для третьего характерен вопрос ''«почему?»''. При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления<ref>[Moshe Idel — Fellow — Tikvah Center for Law and Jewish Civilization http://www.nyutikvah.org/fellows/moshe_idel.html]</ref>. | Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, ''что'' следует делать. Второе — преимущественно о том, ''как'' это следует делать. Для третьего характерен вопрос ''«почему?»''. При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления<ref>[Moshe Idel — Fellow — Tikvah Center for Law and Jewish Civilization http://www.nyutikvah.org/fellows/moshe_idel.html]</ref>. | ||
- | |||
=== Исследования каббалы === | === Исследования каббалы === | ||
Строка 66: | Строка 64: | ||
Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея [[двекут]], «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать [[Авраам Абулафия|Авраама Абулафию]], его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и [[Хаим Виталь]]<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/192/4x4.htm Лехаим: Пути каббалы На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин]</ref>. | Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея [[двекут]], «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать [[Авраам Абулафия|Авраама Абулафию]], его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и [[Хаим Виталь]]<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/192/4x4.htm Лехаим: Пути каббалы На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин]</ref>. | ||
- | |||
== Библиография == | == Библиография == | ||
+ | Среди научных работ Иделя: «Каббала. Новая перспектива» (Лондон, 1988); «Мистический опыт у [[Абулафия, Аврахам Бен Шмуэль|Аврахама Абулафии]]» и «Исследования по экстатической каббале» (обе — Олбани, 1988), «Язык, Тора и герменевтика у Аврахама Абулафии» (Олбани, 1989), «Голем. Еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде» (Олбани, 1990), «Маймонид и еврейская мистика» (Париж, 1991), «Мессианизм и мистика» (Т.-А., 1992), «Хасидизм: Между экстазом и магией» (Олбани, 1994), «Достижение совершенства: Каббала и интепретация» (Нью-Хейвен, 2002) и др. | ||
+ | |||
Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей. | Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей. | ||
Строка 91: | Строка 90: | ||
'''О нем:''' | '''О нем:''' | ||
* Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997 | * Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997 | ||
- | |||
- | |||
== Награды == | == Награды == | ||
- | |||
Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе [[Список_лауреатов_Государственной_премии_Израиля|Государственной премией Израиля]] (1999)<ref name="el-ev-en" />. | Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе [[Список_лауреатов_Государственной_премии_Израиля|Государственной премией Израиля]] (1999)<ref name="el-ev-en" />. | ||
Строка 104: | Строка 100: | ||
[[ro:Moshe_Idel]] | [[ro:Moshe_Idel]] | ||
[[he: משה אידל]] | [[he: משה אידל]] | ||
- | + | ||
[[Категория:Иудаизм]] | [[Категория:Иудаизм]] | ||
Строка 117: | Строка 113: | ||
[[Категория:Историки Израиля]] | [[Категория:Историки Израиля]] | ||
[[Категория:Философы по алфавиту]] | [[Категория:Философы по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|11680|ИДЕЛЬ Моше}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Текущая версия на 17:16, 4 февраля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Моше Идель | |
משה אידל | |
Файл:Moshe Idel Lection.JPG | |
Дата рождения: |
1947 год |
---|---|
Место рождения: |
Тыргу-Нямц, Румыния |
Страна: | |
Научная сфера: |
иудаика, библеистика, философия |
Учёная степень: |
PhD |
Альма-матер: |
Университет Хайфы, Еврейский университет в Иерусалиме |
Научный руководитель: |
Шломо Пинес |
Известен как: |
исследователь еврейского мистицизма |
Моше Идель (ивр. משה אידל, 1947, Тыргу-Нямц, Румыния) — израильский ученый в области иудаики, специалист по каббале и еврейской мистике. Живет в Израиле с 1963 г.
Моше Иделю Умберто Эко посвятил свой знаменитый роман «Маятник Фуко».
Содержание |
Образование
Изучал в Хайфском университете еврейскую и английскую литературу, получил степень бакалавра (1969). Учился там же на отделении педагогики, получил степень магистра (1972). В 1971-76 гг. — докторант Еврейского университета в Иерусалиме по специальности «Еврейская философия и каббала» (научный руководитель — Шломо Пинес). В 1976 г. Иделю присуждена степень доктора философии[1].
Академическая биография
С 1972 г. преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме, а также в Хайфском университете и Университете имени Д. Бен-Гуриона в Негеве. С 1987 г. Идель — профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Работал приглашенным профессором в крупнейших центрах иудаики за границей: в Центре иудаики и Центре религиоведения Гарвардского университета (1981-82 гг.), в Йельском, Гарвардском и Принстонском университетах[2]. С 1986 г. — сотрудник Еврейской теологической семинарии. С 1992 г. — член-корреспондент Академии еврейских исследований Нью-Йорка[1].
Основные концепции
Полемика с Шолемом
Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов Г. Шолема. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории[1].
Исследования иудаизма
В философии иудаизма Моше Идель различает три основных направления: библейское, раввинистическое и спекулятивное. Каждое из них развивалось в разные тысячелетия: первое — в первом тысячелетии до н. э., второе — в первом тысячелетии н. э., третье — во втором.
Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, что следует делать. Второе — преимущественно о том, как это следует делать. Для третьего характерен вопрос «почему?». При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления[3].
Исследования каббалы
Моше Идель полагает, что главные понятия каббалы всегда оставались постоянными и неизменными[4].
Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея двекут, «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать Авраама Абулафию, его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и Хаим Виталь[5].
Библиография
Среди научных работ Иделя: «Каббала. Новая перспектива» (Лондон, 1988); «Мистический опыт у Аврахама Абулафии» и «Исследования по экстатической каббале» (обе — Олбани, 1988), «Язык, Тора и герменевтика у Аврахама Абулафии» (Олбани, 1989), «Голем. Еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде» (Олбани, 1990), «Маймонид и еврейская мистика» (Париж, 1991), «Мессианизм и мистика» (Т.-А., 1992), «Хасидизм: Между экстазом и магией» (Олбани, 1994), «Достижение совершенства: Каббала и интепретация» (Нью-Хейвен, 2002) и др.
Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей.
Некоторые работы:
- Kabbalah: New Perspectives, New Haven: Yale Univ. Pr., 1988. (Русс. пер. — Идель М. Каббала. Новые перспективы. — М.: Мосты культуры, Иерусалим: Гешарим, 2010. — 464 с. ISBN 978-5-93273-311-X.)
- The mystical experience in Abraham Abulafia, Albany, NY : State Univ. of New York Pr., 1988
- Golem : Jewish magical and mystical traditions on the artificial anthropoid, Albany, NY : State Univ. of New York Pr., 1990.
- Hasidism: Between Ecstasy and Magic, Albany : State University of New York Press 1995, ISBN 0791417344
- Absorbing Perfections: Kabbalah and Interpretation, New Haven: Yale UP 2002, Vorwort von Harold Bloom
- Kabbalah and eros, New Haven: Yale Univ. Press, 2005.
- Ascensions on high in Jewish mysticism : pillars, lines, ladders, Budapest: Central European Univ. Press, 2005
- Enchanted chains : techniques and rituals in Jewish mysticism, Los Angeles : Cherub Press, 2005
- Ben: Sonship and Jewish Mysticism, London: Continuum, 2007
В соавторстве:
- (mit Anthony Grafton): Der Magus : seine Ursprünge und seine Geschichte in verschiedenen Kulturen, Berlin : Akademie-Verl., 2001
Предисловия:
- Joshua Trachtenberg: Jewish magic and superstition : a study in folk religion, University of Pennsylvania Press 2004
- Andrei Oisteanu: Inventing the Jew : antisemitic stereotypes in Romanian and other Central East-European cultures, Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 2009
О нем:
- Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997
Награды
Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе Государственной премией Израиля (1999)[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Электронная еврейская энциклопедия: Моше Идель
- ↑ Академический колледж Кирьят-Оно: Высший академический совет
- ↑ [Moshe Idel — Fellow — Tikvah Center for Law and Jewish Civilization http://www.nyutikvah.org/fellows/moshe_idel.html]
- ↑ Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований
- ↑ Лехаим: Пути каббалы На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин
ro:Moshe_Idel
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИДЕЛЬ Моше в ЭЕЭ