м |
|
(23 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Аллегорический подход''' – один из способов понимания текста как системы образов для выражения отвлеченных идей. Аллегория в разных формах использовалась еврейскими комментаторами для понимания Танаха, как в дополнение к исследованию простого смысла, так и вместо него. Данная статья - о «чистых аллегористах Торы», то есть комментаторах, полностью отошедших от буквального понимания Торы хотя бы в некоторых местах<ref>[http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/01-2/491.htm Статья "Аллегоризм" в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Эфрона]</ref>.
| + | #redirect [[:ej:Аллегория у еврейских комментаторов Торы]] |
- | | + | |
- | == Античный период ==
| + | |
- | Первым систематическим аллегористом среди еврейских учёных считается [[Филон Александрийский]]. В греческой культуре к тому времени аллегория была уже широко развита как в толковании мифов, так и в художественных произведениях. Филон применяет аллегорические толкования Торы, которую он читал в греческом переводе, в своих сочинениях.
| + | |
- | | + | |
- | == Раннее средневековье ==
| + | |
- | | + | |
- | === Саадия Гаон ===
| + | |
- | | + | |
- | Одно из толкований [[Талмуд]]а на место из [[Иезекииль (пророк)|пророка Иехезкеля]] о воскрешении из мертвых<ref>Иез. гл. 37</ref> - аллегорическое<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_092b.htm Санг. 92Б]: Сказал Рабби Иеуда: "на самом деле, это была притча"</ref>. Поэтому [[Саадия Гаон]], готовя читателя к цитатам о воскрешении из мертвых, которые надо понимать буквально, дает критерий, когда может быть применена аллегория - в одном из четырех случаев, когда простое толкование текста противоречит: реальности, или здравому смыслу, или другому тексту, или традиции<ref>«Эмунот ве-Деот»'', гл. 7</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Шломо Ибн Габироль ===
| + | |
- | | + | |
- | В христианской литературе имела место полемика по-поводу книги «Источник жизни», которая была переведена с арабского на латинский. В переводе автор значился как Авицеброн и считался или христианином или мусульманином. На него ссылался, например, [[Фома Аквинский]]. Только в XIX веке выяснилось, что книга принадлежит еврейскому поэту XI века [[Ибн Гебироль, Шломо|Шломо Ибн Габиролю]]. Там, где автор толкует повествовательную часть пророчества [[Моисей|Моисея]], он прибегает к аллегорическому толкованию в духе Александрийской школы. Согласно его толкованию, [[Адам]], [[Ева]] и змей суть три вида душ, река из [[Эдем]]а есть первоматерия и т.п. Поскольку книга не считалась еврейской, она не оказала большого влияния на еврейскую мысль, хотя сам автор является в [[иудаизм]]е фигурой весьма значительной.<ref>[http://www.daat.ac.il/daat/vl/shveid/shveid04.pdf "Рабби Шломо Ибн Габироль" статья проф. Э. Швайда]</ref> Взгляды Ибн Габироля частично пересказывает в своем комментарии к Торе [[Ибн Эзра, Авраам|Ибн Эзра]]: "Я открою тебе намеком тайну сада, рек и одежд, и тайну эту я не нашел ни у кого из великих, кроме Шломо Ибн Габироля, блаженной памяти, который знал великую мудрость о тайнах души... Адам - это мудрость, так как он давал животным названия, Хава -дух жизни..." <ref>Альтернативный комментарий Ибн Эзры к Быт. 3:21 ({{lang-he|אין לנו לחפש כתנות העור אם היא ארנבת שהיא חמה רק על דרך הפשט שזה מעשה נס אם לא נהרהר איך עשם. והנה עתה אגלה לך ברמז סוד הגן והנהרות והכתנות. ולא מצאתי לאחד הגדולים זה הסוד רק לר' שלמה בן גבירול ז"ל בעבור שהיה חכם גדול בסוד הנפש. עדן הוא העליון. והגן המלא ההמון כמו נטעים. והנהר כאם לכל הגויות. וארבעה ראשים הם השרשים. והאדם החכמה שקראה שמות. וחוה כמשמעה הרוח החיה. והנחש המתאוה גם השם יוכיח שהוא מגזרת כי נחש ינחש (ברא' מד, טו). עץ הדעת המשגל ומן הגן כחו. והנה הצומח בעפר. וזרע האשה ישוף הראש העולה. וסוף החי ראש צומח. וכתנות עור מפורש שהוא הגוף. וגורש מגן עדן לעבוד את האדמה אשר לקח משם כי זה כל האדם. ועץ החיים דעת עליון. וכתוב: עץ חיים היא למחזיקים בה (משלי ג, יח). והכרובים הם המלאכים. ולהט החרב משל לשמש. והנה נראה בסוד הזה, כי נשמת יודע דעת עליון עומדת עם כסא הכבוד מתענגת על שם הנכבד והנורא:}}) </ref> .
| + | |
- | | + | |
- | == Маймонид ==
| + | |
- | В своем главном философском сочинении «[[Путеводитель растерянных]]» («''Морэ невухим''») [[Рамбам]] разрабатывает возможность сочетания науки и еврейской религии. Поскольку под наукой тогда понималась система Аристотеля, одной из проблем была необходимость совмещения вечности Вселенной по Аристотелю и описанием Сотворения мира в Торе. Так, в своих философских рассуждениях Рамбам избегает использовать Сотворение Мира как постулат или доказанный факт. Впрочем, Рамбам отмечает, что и вечность мира пока не доказана<ref>"Путеводитель растерянных" 2:15, 1:71</ref>, и возможно не будет доказана никогда. Поэтому он предлагает две возможности: вечность мира остается недоказанной и рассказ о Сотворении в Торе понимается более или менее буквально, или вечность будет доказана, и тогда рассказ о Сотворении мира надо понимать аллегорически<ref>"Путеводитель растерянных" 2:25</ref>. Впрочем, по Рамбаму буквалистское прочтение Торы в любом случае невозможно из-за использования антропоморфных выражений, поэтому перед разбором первых глав Торы, он заявляет, что их нельзя понять по простому смыслу<ref>"Путеводитель растерянных" 2:29</ref>. На случай, если мир окажется вечным, Рамбам систематически разрабатывает свой комментарий. Рассказ о Сотворении (''Маасе Берешит'') оказывается описанием физических законов нашего мира, рассказ об Адаме и Хаве понимается как устройство человека: [[Адам]] – разум, [[Хава]] – тело, Змей – сила фантазии, соблазняющая разум через тело<ref>"Путеводитель растерянных" 2:30</ref>, блеск меча [[херувим]]а – способность постигать истину лишь на мгновение<ref>Путеводитель. Предисловие. См. там же комм. [[Моше Нарбони]] и [[Абрабанель, Дон Ицхак|Абраванеля]]</ref> и т.п. Для подкрепления привлекается и традиционный [[мидраш]], где Змей овладел Хавой и наложил на нее нечистоту, которая отошла от них лишь на предстоянии у горы [[Синай]]. Это по Рамбаму, означает, что из-за Змея, которым управлял падший ангел Самаэль, у людей возникли ошибочные представления, который исчезли на Синае.<ref>"Путеводитель растерянных" 2:30</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Существенно, что Рамбам прибегает к аллегорическому толкованию Торы не произвольно, а там, где видит логическую необходимость, что говорил и Саадия Гаон.
| + | |
- | | + | |
- | == После Маймонида ==
| + | |
- | | + | |
- | === Полемика, РАШБА ===
| + | |
- |
| + | |
- | Аллегорические толкования после Рамбама стали весьма распространены и радикальны, что привело к раздражению в консервативных кругах, тем более, что книги РамБама и в других вопросах породили несколько волн острой полемики с взаимными экскоммуникациями, сожжением книг и т.п.
| + | |
- | | + | |
- | Особенно выделявшийся борьбой за чистоту основ веры Аба Мари «Ярхи» Астрюк<ref>Encyclopedia Britannica называет его "зелотом", "Еврейская Энциклопедия" - фанатиком</ref> убедил [[Шломо бен Адерет|р. Шломо бен Адрета]]<ref>Такое написание фамилии русская "Еврейская энциклопедия" считает правильнее, чем Адерет</ref> (РАШБА) ограничить изучение философии и использование аллегории. В известном письме 1305 года РАШБА возмущается распространением аллегории в Испании и южной Франции: дошло до того, что Авраама и Сарру толкуют как дух и материю, а некоторые даже объявляют аллегорией все повествование от Сотворения и до дарования Торы!<ref>Респонсы РАШБА 1:416, см. также 1:415, "Игерет Итнацлут" за 1:416, и "Минхат Кнаот" Астрюка.</ref> Меры РАШБА вызвали протесты, контрмеры и почти привела к расколу среди евреев. Интересно, что одновременно с осуждением аллегористов - последователей Рамбама, РАШБА выступил в защиту книг самого Рамбама.
| + | |
- | | + | |
- | === РаЛБаГ ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Бен Гершом|РаЛБаГ]] целиком переписывает аллегорию Рамбама на грехопадение, но аккуратно прикрывает радикальность толкования постоянным употреблением слова «намек», другого толкования он не приводит вовсе<ref>[http://www.hebrewbooks.org/19168 Рабби Леви Бен Гершом, "''Пируш ал АТора''"]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Шмуэль Ибн Тиббон ===
| + | |
- | | + | |
- | Представитель семьи переводчиков, [[Шмуэль Ибн Тиббон]] считается родоначальником аллегористов Прованса (книга «''Икавву амаим''»)<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1256&letter=A#3317 Allegorical interpretation in Jewsih Encyclopedia]</ref>, его родственник р. Яаков бен Абба Мари Антоли (Анатолио) написал книгу проповедей «''Малмад а-талмидим''» (Управляющий жезл учеников)<ref>[http://www.hebrewbooks.org/6272 Малмад аТалмидим]</ref>, где дал чисто аллегорическое толкование истории о [[Ной|Ноахе]] и [[Всемирный потоп|потоп]]е<ref>[http://basicjudaism.blogspot.com/2009/12/hebrew-bilbe-exegesis.html Hebrew Bilbe Exegesis]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Другие авторы ===
| + | |
- | | + | |
- | Менее известные авторы: р. Леви бен Авраам, аллегоризировавший войну пяти царей с четырьмя в Быт. 14 как борьбу пяти чувств с четырьмя стихиями в книге «Левиат Хен», р. Йом-Тов Ибн Билла, р. Ниссим Бен Моше из Марселя, Шмуэль Зарза из Валенсии.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1256&letter=A#3317 Allegorical interpretation in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Современность ==
| + | |
- | Время от времени еще вспыхивают споры, насколькo буквальным должен быть подход к Торе. Характерным примером может служить книга проф. Натана Авиезера «В Начале»<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/in_av.htm "В Начале",Натан Авиезер, "ВВЕДЕНИЕ" (автор ссылается на позднюю книгу Эли Мунка, которая сама практически не приводит источников)]</ref>. Автор, практически без ссылок на источники, объявляет шесть дней Творения длительными периодами, что не встретило особенных протестов. Книга переведена с английского на французской, иврит и русский. Р. М.М. Шнеерсон, с другой стороны, всегда настаивал, что Дни – это буквально периоды по 24 часа<ref>[http://chabadlibrary.org/books/default.aspx?furl=/admur/ig/13/4409 "Игрот Кодеш" т.13, стр.137-138 (письмо номер 4409)]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Аллегория в применении к другим книгам [[Танах]]а ==
| + | |
- | Наиболее известно чисто аллегорическое толкование [[Песнь песней Соломона|"Песни Песней"]] [[Таннаи|танаем]] [[Рабби Акива|рабби Акивой]] уже в [[Талмуд]]е <ref>[[Мишна]] Ядаим 3:5</ref><ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1256&letter=A#3310 Allegorical interpretation in Jewish Encyclopedia]</ref>. Аллегория широко применялась к [[Книга Притч Соломона|Притчам]], [[Книга Екклесиаста|Экклезиасту]], [[Книга Иова|Иову]], [[Эсфирь]]<ref>[[Рабби Моше Иссерлес|Рама]] в комментарии "Мехир Яйн" вводит знакомый мотив: ссора царя с женой есть аллегория борьбы формы и материи.</ref> и пророкам.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]
| + | |
- | * Encyclopedia Judaica
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * "''Энциклопедия шел гдолей Исраэль''" (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973)
| + | |
- | * оригиналы книг на иврите сгружаются с сайта [http://www.hebrewbooks.org/ Hebrew Books], (на сайте плохо работает поисковик)
| + | |
- | * Kниги [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%A8%D7%94_%D7%A7%D7%9C%D7%99%D7%99%D7%9F-%D7%91%D7%A8%D7%A1%D7%9C%D7%91%D7%99 Сары Клайн-Бреслави]: "Комментарий Рамбама к Расказу от Сотворении Мира", "Комментарий Рамбама к рассказу об Адаме в разделе Берешит".
| + | |
- | * "Путеводитель растерянных" в разных переводах и комментариях
| + | |
- | * [http://www.daat.ac.il/daat/vl/shveid/shveid04.pdf статья проф. Э. Швайда про Ибн Габироля]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | <references/>
| + | |