м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Еврейская казнь]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | "'''Еврейская казнь'''", '''Poena cullei''' (досл. ''с {{lang-la|''«казнь в мешке»}}) — казнь, применявшаяся в средневековой Европе к преступникам-евреям. Является вариантом смертной казни, известной римскому уголовному праву.
| + | |
- | | + | |
- | == Poena cullei в Римском государстве ==
| + | |
- | | + | |
- | Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.
| + | |
- | | + | |
- | Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (''parricidium'').<ref>Цицерон. [http://www.fidel-kastro.ru/classika/cicero/ciceron1.htm Речь в защиту Секста Росция из Америи]. (XXV)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.
| + | |
- | | + | |
- | По свидетельству [[Цицерон]]а, такому же наказанию подвергались и святотатцы (''«Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»'').<ref>Цицерон. Диалоги: О законах. [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41790#z2_051 Книга 2]. (22)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | С принятием [[Христианство|христианства]] Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого], хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.<ref>Рудоквас А. Д. [http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud013.htm Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого] — Публикации Центра антиковедения [[СПбГУ]]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ''Poena cullei'' сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).<ref>Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. [[С. Д. Сказкин]] — Гл. 11 — [http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st019.shtml Законодательные реформы Юстиниана]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Средневековая рецепция ==
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием рецепции римского права в [[Средние века]] была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.
| + | |
- | | + | |
- | Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» ([[1260]] г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).
| + | |
- | | + | |
- | Несколько позже казнь, основанная на ''poena cullei'', появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника ([[вор]]а) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной [[Виселица|виселице]]) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-[[Евреи|евреям]] (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).
| + | |
- | [[Файл:Jewish-execution-1553.jpg|thumb|250px|«Еврейская казнь». Средневековая миниатюра.]]
| + | |
- | «Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв [[христианство]]. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.
| + | |
- | | + | |
- | Во время [[колиивщина|колиивщины]] "в Лысянке мы нашли на одной виселице трупы ксендза, шляхтича, еврея и собаки с надписью: "всё одна вера"<ref>[http://jhistory.nfurman.com/russ/kandel1_16.htm Ф.Кандель. Очерки времен и событий, 1:16]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм ''poena cullei'':
| + | |
- | * Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
| + | |
- | * Петух означает само преступление;
| + | |
- | * Змея означает горе родителей казнимого;
| + | |
- | * Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).
| + | |
- | | + | |
- | Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в [[Иудаизм|иудейской]], так и в [[Христианство|христианской]] традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее [[грех]] [[Зависть|зависти]].<ref>См.: Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.</ref> Кроме того, собака (наряду с [[Осёл|ослом]], [[Кошка|кошкой]], [[Свиньи|свиньёй]] и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский [[бестиарий]]», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками [[Дьявол]]а в земном мире.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * {{книга|автор=Тогоева О. И.|заглавие=«Истинная правда». Языки средневекового правосудия|издательство= Наука|место=М.|год=2006|isbn=5-02-010360-8}}
| + | |
- | * [http://civil.consultant.ru/elib/books/25/page_28.html Покровский И. А. История римского права]
| + | |
- | * [http://www.tarotforum.net/showthread.php?t=93371 The Hanged Man and the «Jewish Execution»]
| + | |
- | [[Категория:Антисемитизм]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |