|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Гесс, Мозес]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Персона
| + | |
- | |имя = Мозес Гесс
| + | |
- | |оригинал имени = Moses Hess
| + | |
- | |портрет = Moses Hess.jpg
| + | |
- | |описание =
| + | |
- | |имя при рождении =
| + | |
- | |род деятельности =
| + | |
- | |дата рождения = 21.6.1812
| + | |
- | |место рождения = [[Бонн]]
| + | |
- | |дата смерти = 6.4.1875
| + | |
- | |место смерти = [[Париж]]
| + | |
- | |отец =
| + | |
- | |мать =
| + | |
- | |супруг =
| + | |
- | |супруга =
| + | |
- | |дети =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Мозес Гесс (Хесс)''' ({{lang-de|Hess, Moses}}, Моше, также Мориц; [[21 июня]] [[1812]], [[Бонн]] — [[6 апреля]] [[1875]], [[Париж]]) — один из первых [[Германия|немецких]] социалистов, оказавший влияние на [[Маркс, Карл|Карла Маркса]] и [[Энгельс, Фридрих|Фридриха Энгельса]], один из основателей вульгарного [[коммунизм]]а. Немецкий еврейский [[философ]], [[младогегельянец]], автор термина [[Отчуждение (философия)|отчуждение]]. Один из ранних провозвестников [[сионизм]]а (в частности, его [[Социалистический сионизм|социалистического направления]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Мозес Гесс родился в [[Бонн]]е. Его родители переехали в интересах бизнеса в [[Кёльн]], и до 14 лет Гесс жил у своего деда, коммерсанта, знатока Торы, который воспитал его в духе ортодоксальных еврейских традиций.
| + | |
- | | + | |
- | В 1837—1839 гг. он изучал философию в [[Боннский университет|Боннском университете]], но диплома не получил.
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов [[кёльн]]ской радикальной «Рейнской Газете» (Rheinische Zeitung) (запрещена правительством в марте 1843 г.), а с конца 1842 года — её [[париж]]ским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики [[Фейербах, Людвиг Андреас|Л. Фейербаха]]) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики. Он полагал, что свободный труд должен заменить капиталистическую систему, основанную на эксплуатации человека человеком.
| + | |
- | | + | |
- | После прихода в газету [[Маркс, Карл|Карла Маркса]], Гесс оказывал заметное влияние на его образ мысли; они совместно работали над несколькими проектами. Позднее, однако, Маркс отверг предлагаемую Гессом разновидность утопического социализма, подвергнув его резкой критике в «Манифесте Коммунистической партии» (1848). Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846-51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. Постепенно Гесс меняет свои идеалистические взгляды и становится более прагматичным в своих убеждения. С [[1863]] стал сторонником [[Лассаль, Фердинанд|Ф. Лассаля]].
| + | |
- | | + | |
- | После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей [[христианство]].
| + | |
- | | + | |
- | В качестве журналиста Гесс много путешествовал по [[Бельгия|Бельгии]] и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии, Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 в Париже, занимаясь главным образом публицистикой.
| + | |
- | | + | |
- | В 1861—1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма» (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage), представляющую из себя классическую теорию сионизма.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет [[США]] и Германии. Когда началась [[Франко-Прусская Война]], Мозес Гесс, как подданый Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её.
| + | |
- | | + | |
- | В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на [[еврейское кладбище|еврейском кладбище]] в Дейце близ [[Кёльн]]а. В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в [[Израиль]] и покоятся на кладбище у озера [[Кинерет]]. Именем Гесса назван мошав [[Кфар-Хес]].
| + | |
- | | + | |
- | == Деятельность ==
| + | |
- | В своей первой опубликованной работе «Священная история человечества, написанная юным последователем Спинозы» (1837; Heilige Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinoza) Гесс пытался сочетать [[Гегель|гегелевскую]] триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у [[Спиноза|Баруха Спинозы]]. В книге «Европейская триархия» (1841) он призывает создать прогрессивный союз трёх великих держав ([[Великобритания|Великобритании]], [[Франция|Франции]] и [[Германия|Германии]]) в единое европейское государство против реакционной [[Россия|России]].
| + | |
- | | + | |
- | Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью [[ассимиляция (социология)|ассимилироваться]] посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на [[иудаизм]]. Даже [[Дамасское дело]] (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время.
| + | |
- | | + | |
- | Позднее, реагируя на всплеск [[антисемитизм]]а в Европе, Гесс выражал сострадание своим собратьям. В своей знаменитой книге «Рим и Иерусалим», Гесс выдвигает идею, согласно которой, первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — [[арийцы]] и [[семиты]] — объединёнными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив её и внеся в неё моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития, по мнению Гесса, должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. После певого личного столкновения с антисемитизмом Мозес Гесс вернулся к еврейской национальной концепции, основанной на том, что еврейский народ, живя в изгнании, обязан сохранить свою национальную самобытность, в то время, как полная независимость достижима лишь в национальном государстве, возрождённом на землю предков, в [[Эрец-Исраэль]]. Единственное средство сохранения национальной самобытности Гесс видел в еврейской религии. При этом он считал, что до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества следует доверить выборному [[Синедрион]]у (Высшему совету мудрецов). Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «''в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами''» («Рим и Иерусалим», письмо 12).<ref name="KE_Hess">{{ЭЕЭ|11146|Гесс Мозес}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта.
| + | |
- | | + | |
- | Работы Мозеса Гесса и его личность были оценены по достоинству только с расцветом сионистского движения. Идеи Гесса оказали влияние на таких сионистских лидеров как [[Ахад-хаАм]] и [[Теодор Герцль]]. Статьи о Гессе и ранние переводы его трудов стали появляться в 80-е годы XIX века. Двухтомное собрание сочинений Гесса было издано на немецком, польском и иврите под редакцией [[Бубер, Мартин|Мартина Бубера]] (1954-56 гг). Интерес социалистов к Гессу в XX веке также возрос.
| + | |
- | | + | |
- | == Библиография ==
| + | |
- | | + | |
- | === На русском языке ===
| + | |
- | * «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11146|Гесс Мозес}}
| + | |
- | * [http://www.jafi.org.il/education/100/russian/people/Forerunners/MosesHess.html Биография М. Гесса] на сайте [[Сохнут|Еврейского Агентства]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Деятели сионизма}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория: Учёные по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория: Философы по алфавиту]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Еврейские философы]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Сионизм]]
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[ca:Moises Hess]]
| + | |
- | [[da:Moses Hess]]
| + | |
- | [[de:Moses Hess]]
| + | |
- | [[en:Moses Hess]]
| + | |
- | [[es:Moses Hess]]
| + | |
- | [[fr:Moses Hess]]
| + | |
- | [[gl:Moshé Hess]]
| + | |
- | [[he:משה הס]]
| + | |
- | [[it:Moses Hess]]
| + | |
- | [[ja:モーゼス・ヘス]]
| + | |
- | [[pl:Mojżesz Hess]]
| + | |
- | [[pt:Moses Hess]]
| + | |
- | [[sk:Moses Hess]]
| + | |
- | [[sv:Moses Hess]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |