Kofman (Обсуждение | вклад) |
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''ИССЕРЛЕС Моше бен Исраэль''' (Isserles, Isserlis; акроним רמ״א, Рема или Рама; родился в период между 1525 г. и 1530 г., Краков, – умер в 1572 г., там же), посек, глава ешивы, один из величайших законоучителей ашкеназских евреев ([[Ашкеназы|Ашкеназы]]) шестнадцатого века.
| + | #redirect [[:ej:Иссерлес, Моше (РаМА)]] |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье богатого талмудиста, одного из старшин краковской общины. До 1549 г. учился в иешиве рабби [[Шахна, Шалом|Шалома Шахны ]]в Люблине. Уже в молодости считался выдающимся раввинистическим авторитетом и в 1550 г. был назначен членом бет-дина в Кракове. С 1552 г. возглавлял основанную им в Кракове иешиву, учащихся которой содержал на собственные средства. Иссерлес состоял в переписке со многими крупными законоучителями, в том числе и с [[Каро, Йосеф|Йосефом Каро ]]и [[Лурия, Шломо|Шломо Лурия]], и приобрел известность как выдающийся посек (см. [[Поским, Моше|Поским]]), отличающийся глубоким знанием Закона и самостоятельностью суждений.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Основные труды ==
| + | |
- | | + | |
- | Основной галахический труд Иссерлеса «Дархей Моше» («Пути Моше», издан в 1692, 1760 гг.) был задуман им как комментарий к [[Арба Турим , Моше|Арба Турим ]] [[Ашер, Яаков бен|Яакова бен Ашера]]. Однако после выхода в свет книги Йосефа Каро «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1550–59) — обширных комментариев к тому же кодексу, Иссерлес придал своему сочинению форму примеров и дополнений к труду Каро. Он включил в них как постановления авторитетов, отвергнутые или не упомянутые Каро, так и обычаи, укоренившиеся в ашкеназских общинах.
| + | |
- |
| + | |
- | Материал, собранный в «Дархей Моше», Иссерлес использовал для глосс, известных под названием «Хаггахот» («Примечания»), или «Маппа» («Скатерть»), к Шулхан аруху (буквально `Накрытый стол`, сокращенная версия того же сочинения Иосефа Каро). Глоссы Иссерлеса, которые с 1569 г. печатались заодно с текстом Шулхан аруха, сделали этот свод законов приемлемым и для ашкеназского еврейства.
| + | |
- | В книге «Торат ха-хаттат» («Учение об искупительной жертве», 1569) Иссерлес излагает ритуальные предписания, согласно сочинению «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1534) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.). В сборнике «Шеелот у-тшувот Рема», написанном в 1550–71 гг., 91 из 132 респонсов принадлежат Иссерлесу, а остальные — его ученикам и коллегам. Известны глоссы Иссерлеса к трактатам Талмуда Бава Меци‘а и Нидда, а также к монументальному сборнику разъяснений галахических проблем «Сефер Мордехай» Мордехая бен Хиллела Хакохена, текст которого Иссерлес уточнил.
| + | |
- | Для галахических решений Иссерлеса характерны тенденции придавать силу закона обычаям, которые не имеют оснований в раввинистической литературе и порой прямо противоречат ей, а также склоняться к облегчительному толкованию Галахи в случаях крайней нужды и во избежание больших убытков. Хотя такая относительная либеральность взглядов Иссерлеса вызывала резкую критику ряда его видных современников, выдвинутые им решения галахических вопросов были признаны со временем ашкеназским еврейством.
| + | |
- | Иссерлес составил сочинения по философии и каббале: «Мхир яин» («Цена вина», 1559) — гомилетическое и философское толкование книги Эсфирь, и «Торат ха-‘ола» («Учение о жертве всесожжения», 1570) — философские комментарии к «Море невухим» («Наставник колеблющихся») Маймонида. Не сохранились его «Иесодей сифрей ха-каббала» («Основы книг каббалы»), упоминаемые им в «Дархей Моше», а также его комментарии к книге Зохар и к аггадическим преданиям Талмуда.
| + | |
- | Перу Иссерлеса принадлежит также комментарий к переводу Э. Мизрахи на иврит «Новой теории планет» австрийского астронома 15 в. Г. Пурбаха. В философии Иссерлес был последователем Аристотеля, с учением которого он познакомился по работам Маймонида. Считая сущность философии и каббалы идентичной, Иссерлес отдавал предпочтение логическому методу философии. Там, где каббала противоречила Галахе, он отрицал каббалу.
| + | |
- | Скромность и миролюбие, отличавшие Иссерлеса, проступают особенно наглядно в его полемике, даже с наиболее ярыми оппонентами. Отстаивая свои мнения, Иссерлес всегда отдает должное учености и авторитету оппонента и, стараясь убедить его, формулирует доказательства в осмотрительно подобранных выражениях.
| + | |
- | До Второй мировой войны к могиле Иссерлеса близ синагоги, названной его именем, совершали паломничество тысячи евреев со всех концов Польши (в день его смерти, приходящийся на Лаг ба-‘омер).
| + | |