|
|
(41 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | #redirect [[:ej:Берлин (еврейская община)]] |
- | | + | |
- | '''Берли́н''' ({{lang-de|Berlin}}) — [[столица]] и самый большой [[город]] [[Германия|Германии]] (ок. 3,5 млн человек), второй по количеству населения (после Лондона) город Евросоюза.
| + | |
- | | + | |
- | == История города==
| + | |
- | | + | |
- | С VI века до н. э. территория заселялась преимущественно германцами.
| + | |
- | | + | |
- | В VI веке славянские племена заселили старые германские городища и обосновывались на ранее незаселённых территориях. Славянский период истории Берлина заканчивается в 1157 году, когда бранденбуржцы разбили славян.
| + | |
- | | + | |
- | Город Берлин возник из парного города Берлин — [[Кёльн (Берлин)|Кёльн]] в 1307 г.
| + | |
- | | + | |
- | [[Фридрих Вильгельм (курфюрст Бранденбурга)|Фридрих Вильгельм]] в 1640 г. принял правление от своего отца. Его политика характеризовалась стимулированием иммиграции и высокой степенью религиозной толерантности.
| + | |
- | | + | |
- | Берлин был столицей Пруссии и в стал столицей [[Германская империя|Германской империи]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1920 году - основаниe Большого Берлина с численностью более 4 миллионов человек.
| + | |
- | | + | |
- | После прихода к власти в 1933 году [[национал-социализм|национал-социалистов]] Берлин стал столицей [[Третий рейх|Третьего рейха]].
| + | |
- | Во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] большая часть Берлина была разрушена. После войны Берлин был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин.
| + | |
- | | + | |
- | В 1991 году бундестаг принял решение о переезде в Берлин. 1 сентября 1999 года правительство и парламент Германии приступили к работе уже в Берлине.
| + | |
- | | + | |
- | == Евреи в Берлине ==
| + | |
- | | + | |
- | === Средние века ===
| + | |
- | | + | |
- | '''1296г.''' - первое документальное упоминание о евреях в Берлине<ref>[http://www.jg-berlin.org/ru/o-nas/istorija.html/ Хроника Еврейской общины Берлина]</ref>.<br>
| + | |
- | До начала 14 в. евреи служили Асканским маркграфам источником доходов. <br>
| + | |
- | | + | |
- | '''1320 г.''' городскому совету удалось приобрести право собственности над евреями, которые стали, доходной статьей городского совета.
| + | |
- | В Городской книге отмечены особо евреи "богатые", т. е. имевшие собственные дома (Judenbuden), и "простые", жившие при богатых или вне города. <br>
| + | |
- | Евреям разрешалось на основании особого постановления заниматься ссудой денег под известный процент. Городской совет разрешил евреям (1343 г.), ввиду приносимой ими пользы, производить убой скота. <br>
| + | |
- | Маркграфы Баварского дома (с 1324 г.) относились к евреям благожелательно, так же как и городской совет. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | '''1348 г.''' - преследования по поводу Черной смерти; все евреи были либо убиты, либо изгнаны. Вероятно, что городской совет вместе с духовенством поддерживал народную вспышку против евреев с целью овладеть разграбленным еврейским имуществом. <br>
| + | |
- | Два года спустя евреям было разрешено вернуться (но не восстановить синагогу). <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>. <br>
| + | |
- | | + | |
- | В течение дальнейших 150 лет нет никаких сведений ο судьбе еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | '''1510 г.''' - были сожжены 42 еврея, из числа жителей маркграфства Бранденбург, присужденных к костру по делу об осквернении гостии (см. Бранденбург), а вслед за тем берлинские евреи вместе с единоверцами из маркграфства были изгнаны. <br>
| + | |
- | | + | |
- | '''40-е гг 16 в.''' - курфюрст Иоахим II разрешил в евреям вновь селиться в Б. и настолько покровительствовал им, что вызвал недовольство городского совета. Заведующего чеканкой монет Липпольда ненавидели за алчность и евреи и христиане. <br>
| + | |
- | | + | |
- | '''1573 г.''' - после внезапной смерти курфюрста распространился слух, будто Липпольд его отравил. Липпольд под пыткой сознался в преступлении и был казнен; бранденбургские евреи, в том числе и берлинские, были изгнаны "на вечные времена". <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Начало истории берлинской общины - XVII нач. XVIII вв. ===
| + | |
- | '''1671 г.''' - курфюрст Фридрих-Вильгельм допустил в Берлин известное число изгнанных из Вены еврейских семейств. <br>
| + | |
- | Иммигрантам предоставлялась полная свобода торговли, но их лишили права заниматься ростовщичеством; за протекторат каждая семья должна была ежегодно платить налог в восемь талеров. Строить синагогу им было запрещено. Указ ставил вопрос об иммигрантах в зависимость от их материального положения. <br>
| + | |
- | Привилегии даны были им на 20 лет.
| + | |
- | | + | |
- | 10 сент. 1671 г. была дана грамота 2-м еврейским семействам и этот день считается днем возникновения еврейской общины в Б. <br>
| + | |
- | В 1672 г. куплена была земля для кладбища общины, а в 1676 г. учреждено было погребальное братство под названием "Gemiluth Chassadim". <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''1700 г.''' учреждена была новая комиссия для разработки общего положения об евреях. Число еврейских семейств во всем курфюршестве не должно было превышать пятидесяти; личный налог в 8 талеров был заменен общим налогом на всю общину в 3000 талеров в год; был установлен новый общий налог (за протекторат) в 1000 дукатов; по просьбе лавочников, были ограничены торговые права евреев, напр., запрещено было содержать магазины и лари на базарах, торговать в разнос, проживать в деревнях и селах.
| + | |
- | | + | |
- | '''1703 г.''' - Франц Венцель выступил с обвинением евреев в том, что они при произнесении молитвы "Alenu" глумятся над государственной религией, было назначено расследование и последовало распоряжение иъзять из молитвы некоторые слова и произносить ее благопристойно. Это постановление часто возобновлялось и подтверждалось; молитву "Alenu" разрешалось произносить только в синагоге, громким голосом и в присутствии христианского представителя, обязанного следить за точным исполнением предписания (впоследствии, по ходатайству Мендельсона, это постановление было отменено). <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | '''1708 - 1750 гг.''' существовала особая комиссия, заведовавшая еврейскими делами; сами евреи принимали мало участия в управлении своими делами. <br>
| + | |
- | | + | |
- | '''1714 г.''' - принят новый указ, который обязал евреев платить более значительный налог, но расширил их торговые права и дозволил взимать более высокие проценты.
| + | |
- | В этом же году произошло торжественное освящение первой общественной синагоги Берлина в присутствии короля и его двора. <br>
| + | |
- | | + | |
- | '''1722 г.''' (а по другим сведениям — в 1723 г.) еврейская община приняла новый устав внутреннего управления. Правление ежегодно представляло отчет комиссии, избираемой общиной. Для исключения члена из общины требовалось единогласное постановление, а для отлучения или анафемы необходимо было согласие раввина и комиссии. Сборщики податей, отвечавшие за правильное поступление сборов собственным имуществом, имели право предавать суду уклонявшихся от уплаты сбора. Были установлены новые дополнительные налоги (за содержание ломбардов, вступление в брак и т. д.).<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | В 1737 г. король приказал выселить лишние 60 еврейских семей (сверх квоты 120 семей), заявив, что скорее готов лишиться остальных евреев (с ежегодным доходом в 20.000 талеров), чем допустить эксплуатацию своих прочих подданных.
| + | |
- | | + | |
- | В 1737 г евреев заставили отдать жилища солдатам и переселиться в солдатские бараки (бывшие в антисанитарном состоянии). Было выработано новое законоположение, чтобы постепенным уменьшением числа евреев в Б. окончательно уничтожить общину, но оно не получило силы закона ввиду смерти Фридриха-Вильгельма I в 1740 г.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | === Положение евреев в XVIII в. ===
| + | |
- | Положение евреев не улучшилось и при Фридрихе Великом (1740—86); в некоторых отношениях оно даже ухудшилось. В 1747 году установлено было, что право евреев проживать в Б. не переходит на их детей, за исключением одного лишь первенца. Обанкротившийся еврей лишался права проживания в Б. В 1750 г. эти ограничения должны были получить силу закона, но евреям удалось предотвратить обнародование закона; шесть лет спустя. впрочем, закон этот все-таки был опубликован. <br>
| + | |
- | | + | |
- | С целью развить промышленность страны Фридрих Великий заставлял евреев разными способами, не исключая даже насилия, заниматься фабрично-заводской деятельностью, хотя и противился их численному возрастанию. По декрету 1751 г., евреи получали новые привилегии лишь при условии открытия фабрики; в виде особого преимущества им разрешалось в таких случаях иметь при себе (кроме первенца) еще одного ребенка. Король смотрел на евреев, как на статью дохода, и устанавливал для них всевозможные налоги.<br>
| + | |
- |
| + | |
- | Весьма своеобразен был так называемый "фарфоровый налог": каждый еврей, добиваясь какой-либо милости, обязан был прежде всего купить на королевском фарфоровом заводе известное количество фарфора и продать последний за пределами страны. Делалось это потому, что перевозка фарфора была слишком дорога сравнительно с его стоимостью. — Король с особой строгостью проводил по отношению к евреям принцип круговой поруки; за кражу, напр., произведенную одним из членов общины, должна была отвечать вся община. В 1784 г. подобная ответственность всей общины установлена была также за банкротство отдельных ее членов. <br>
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на все притеснения в 70-х годах 18 в. в Б. было уже более 4 тыс. евреев. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | === Движение ассимиляции и реформа иудаизма ===
| + | |
- | 70-е гг XVIII в. известны как начало культурного движения, совершенно изменившего духовную жизнь евреев. <br>
| + | |
- | Первым выдвинувшимся евреем, всецело посвятившим себя науке и получившим докторский диплом, был местный уроженец Берлина, Аарон Соломон Гумпертц; виднейшим представителем науки среди евреев был тогда Моисей Мендельсон, который своим немецким переводом Библии оказал сильнейшее влияние на германское еврейство. Были основаны бесплатная школа, типография и книжный магазин. <br>
| + | |
- | | + | |
- | Одновременно с ростом увлечения немецкой культурой увеличивались равнодушие и пренебрежение евреев к вере их отцов. <br>
| + | |
- | | + | |
- | Сам Мендельсон и его сотрудники в самом даже разгаре нового движения по-прежнему придерживались учения иудаизма; но с молодежью было не то: утверждают, что в короткое время большая часть членов еврейской общины приняла христианство. Попытки противодействия со стороны старейшин общины не привели ни к чему, несмотря даже на то, что удалось провести закон, согласно которому детей и слуг можно было крестить лишь с согласия родителей и господ, а иностранцы могли быть крещены только на своей родине. <br>
| + | |
- | | + | |
- | В 1792 г. общество "Gesellschaft der Freunde" учреждено было с целью бороться против ортодоксии и безнравственности. В 1799 г. появлось известное письмо Давида Фридлендера к Теллеру — главе берлинской консистории — о coгласии многих евреев креститься, в случае если они не обязаны будут исповедовать главных догматов христианской религии. Молодое еврейское поколение относилось с особенной болезненной чуткостью к своему гражданскому бесправию; оно направило все силы на работу в пользу эмансипации, достижение которой, казалось, стало более возможным при вступлении на престол Фридриха-Вильгельма II (1786 г.). И действительно, эдиктом 11 марта 1812 г. прусские евреи получили наконец права гражданства и с этого времени, наравне с прочими гражданами, должны были выполнять воинскую повинность. <br>
| + | |
- | | + | |
- | К тому времени еврейское население Б. достигло более 10 тыс. <br>
| + | |
- | После 1812 г. в общине началось сильное движение в пользу религиозных реформ, разделившее ее на две враждебные партии. Вскоре реформы были введены: известный тогда богач Яков Герц Бер (отец Мейербера) открыл частную молельню, в которой богослужение совершалось по новому ритуалу, причем проповедником выступал Цунц. Примеру Бера последовал Израиль Якобсон (см.). В 1817 г. король, вспомнив ο "Generalprivilegium", приказал закрыть все частные молельни; но так как общественную синагогу необходимо было ремонтировать, молельня Бера была превращена во временную синагогу. <br>
| + | |
- | | + | |
- | Движение в пользу религиозных реформ вспыхнуло с новой силой в 40-х годах 19 в. благодаря культурным кружкам, возникшим при участии и руководстве Зигмунда Штерна (см.). 10 марта 1845 г. состоялся митинг под председательством Штерна и А. Бернштейна (см.); на нем вынесена была резолюция, что "учение ортодоксальных евреев в целом и в частностях вполне противоречит требованиям науки и современной жизни". <br>
| + | |
- | | + | |
- | В следующем году образовалось общество под названием "Die Genossenschaft für Reform des Judenthums", котоpoe, под руководством раввина Самуила Гольдгейма (см.), выработало формы богослужения. Последнее происходило по субботам и воскресеньям (впоследствии только по врскресеньям) и совершенно исключало еврейский язык. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Особенное внимание обращено было в то время на воспитание берлинского юношества. Кроме бесплатной школы, директором которой с 1806 г. состоял Бендавид, была еще частная школа, основанная Боком и перешедшая позже в ведение Иоста и Штерна. В 1823 г. Цунц от имени "Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden", представил директорам доклад о необходимости дальнейших реформ. С целью обсуждения проекта организации новой народной школы составлена была комиссия, в состав которой вошли Цунц, Мозер и Бендавид.
| + | |
- | | + | |
- | 1793 г. - впервые введен был новый устав не по почину правительства, а исключительно согласно решению совета 15 членов общин. Когда эдиктом 1812 г. были отменены снециальные еврейские налоги, обязанности старейшин, конечно, коренным образом изменились. Статут для еврейской общины в Б. окончательно был принят в 1860 г.; он продолжает действовать и по настоящее время (1909). Согласно статуту, в состав местной общины входят все евреи Берлина и его окрестностей. Во главе ее стоят старейшины (Aelteste) и коллегия представителей (Repräsentantenversammlung), состоящая из 21 члена и 15 кандидатов, которые избираются на три года большинством голосов.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | К числу известных раввинов общины конца 17 и 18 вв. принадлежали: Шемая, называвшийся также Симон Беренд (1687 г.), известный талмудист; Аарон Веньямин Вольф, племянник и зять Иоста Либмана (1709—21); Михаил Хасид (1714—1728), талмудист и специалист по каббале, прозванный "великим каббалистом"; Моисей Аарон из Львова, избранный против желания общины и вопреки протестам старейшин ее, по приказанию Фридриха-Вильгельма I (между ним и общиной происходили поэтому нередко крупные недоразумения; в конце концов в 1730 г. община, за сумму 4500 марок, купила себе право избрать нового раввина); Яков Иошуа из Кракова (1730—1735), автор талмудического комментария "Pene Jehoschua"; Давид Френкель, уроженец Берлина, известный своими комментариями к "Jeruschalmi" (см.); Аарон Гирш (избран в 1763 г.), автор "Minchat Aharon"; Гиршель Левин, называвшийся также Гиршель Лебелем (1772—1800), человек тихий, скромный и относившийся терпимо к новым веяниям. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.berlin.de Официальный сайт города {{ref-de}}]
| + | |
- | * [http://www.berlin-ru.net Официальный сайт города на русском языке]
| + | |
- | * [http://univertv.ru/video/geografiya/geograficheskaya_kartina_mira_i_geograficheskaya_kultura/berlin_velikoe_vozrozhdenie/?mark=all Берлин. Великое возрождение]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |