|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{нейтральность}}
| + | #REDIRECT [[Лайтман, Михаэль Семенович]] |
- | {{Чистить}}
| + | |
- | :: ''Статья посвящена подходу [[Лайтман, Михаэль Семёнович|М.Лайтмана]] в каббале. О каббале как мистическом течении в иудаизме см. статью [[Каббала]]''
| + | |
- | | + | |
- | '''Мудрость получения''' ({{lang-he|חוכמת הקַבָּלָה}} — хохмат а-каббала, учение о получении, наука каббала) — течение в [[каббала|каббале]], последователи которого, считают каббалу «особой наукой» о мироздании, содержащей базовый механизм [[Познание (философия)|познания]] окружающего мира и смысла существования [[человек]]а. Основным представителем данного направления является [[Лайтман, Михаэль Семёнович|Михаэль Лайтман]].
| + | |
- | | + | |
- | Подход Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о [[мистика|мистическом]] направлении в [[иудаизм]]е. Лайтман считает каббалу «наукой о мироздании»,<ref>М. Лайтман, [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/35402 «Что такое Каббала?»]</ref> не имеющую отношения к мистике и [[религия|религиозными]] верованиями<ref name=mif> Михаэль Лайтман, [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/41525 «Мифы о каббале»]</ref> и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности.<ref name=laitman_dorenko>[http://www.kabbalahbooks.ru/doc/Laitman-Dorenko.doc «Беседа с Сергеем Доренко»]</ref> Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности.
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Наука Каббала — это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием [[Творец|Высшей силы]] каждому из находящихся в этом мире.
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=[[Лайтман, Михаэль Семёнович|М. Лайтман]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/3863 "Свобода Воли"]}}
| + | |
- | | + | |
- | Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале.
| + | |
- | | + | |
- | == История развития учения каббалы ==
| + | |
- | {{основная статья|Каббала}}
| + | |
- | «Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания о причинах всего происходящего в мире. Эта мистическая традиция иудаизма связана не столько с непосредственным получением конкретных знаний от кого-то, сколько с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. Материалом для осмысления служат священные книги.
| + | |
- | | + | |
- | История каббалы прослеживается с [[Вавилон|вавилонских времён]], однако законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения [[Сефер Йецира|Йецира]], [[Багир]], [[Зоар]] и [[писания Ари]] (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем [[Аризаль]]).
| + | |
- | | + | |
- | === Книга Зогар ===
| + | |
- | {{main|Книга Зогар}}
| + | |
- | Наиболее знаменитой каббалистической книгой является Книга Зогар ({{lang-he|זוהר}}, «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II—III веке н. э. р. [[Шимон бар Йохай|Шимоном бар Йохаем]] и опубликованная в XIII веке раби [[Моше де-Леон]]ом.
| + | |
- | Каббалисты считают Зогар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой.
| + | |
- | | + | |
- | === Лурианская каббала ===
| + | |
- | {{main|Лурианская Каббала}}
| + | |
- | Значительный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р. [[Ицхак Лурия|Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази]] (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572). Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы. Ари систематизировал учение и изложил его не в виде аллегорий, как было принято до него, а виде системы формулировок и определений. Один из учеников р. [[Хаим Виталь]] (при помощи своего сына [[Шмуэль Виталь|Шмуэля Виталя]]) изложил учение Ари в трактате [[Писания Ари]] ({{lang-he|כתבי ארי}}). Эта книга стала второй по важности после [[Книга Зогар|Книги Зогар]]. [[Книга Эц Хаим]] («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».
| + | |
- | | + | |
- | Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.
| + | |
- | | + | |
- | === Бааль Сулам ===
| + | |
- | {{main|Бааль Сулам}}
| + | |
- | Бааль Сулам (Йегуда Ашлаг) продолжил развивать Лурианскую каббалу. Он написал ряд важных каббалистических книг. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале «[[Талмуд эсэр сфирот]]», своего рода комментарий на [[Книга Эц Хаим|Книгу Эц Хаим]], которая, в свою очередь комментирует Зоар. Бааль Сулам являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления.
| + | |
- | | + | |
- | В статье «Суть науки Каббала» Бааль Сулам дал определение:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире».<ref>[http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31382 Бааль Сулам «Суть науки Каббала»]</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | == Краткое изложение взглядов Лайтмана ==
| + | |
- | | + | |
- | Лайтман считает себя учеником [[Бааль Сулам]]а, последователем и распространителем его идей. Последователи Лайтмана считают каббалу [[наука|наукой]], основанной на повторяемых [[эксперимент]]ах. Однако различные учёные по разному оценивают подобный подход в каббале (см. раздел [[#Мнения о месте каббалы среди наук, религий и культур|Мнения о месте каббалы среди наук, религий и культур]]).
| + | |
- | | + | |
- | В основу мировоззрения, которого придерживаются последователи Лайтмана, положено практическое изучение «Творца» и «Творения» как двух абсолютно противоположных свойств, которые они трактуют как свойства отдачи ([[альтруизм]]) и свойства получения ([[эгоизм]]). Свойство отдачи описывается как сила, в которой отсутствует какой-либо элемент эгоистического наслаждения. Свойство получения — это эгоизм, который даже действие отдачи использует ради наслаждения (получение почёта, чувство самоуважения, удовлетворения и т.д).
| + | |
- |
| + | |
- | Основной целью считается приведение эгоистической сущности («Творения») к подобию и слиянию с альтруистической («Творцом») через подобие по [[намерение|намерению]], так называемое «получение ради отдачи». При этом единая альтруистическая сила («Творец») воздействует на человека, как прямо (притягивая через стремление к смыслу жизни), так и обратно (подталкивая ударами, которые человек ощущает в силу отсутствия подобия своих свойств альтруистической силе).
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | …нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. А то, что человек видит, что есть в мире вещи и силы, отрицающие существование Высших сил, так причина в том, что таково желание Творца. И это метод исправления, называемый «левая рука отталкивает, а правая приближает», — и то, что левая отталкивает, входит в рамки исправления. Это значит, что в мире существуют вещи, которые с самого начала приходят с намерением сбить человека с прямого пути и отбросить его от святости.<br />
| + | |
- | А польза этих отталкиваний в том, что с их помощью человек получает потребность и полное желание, чтобы Творец помог ему, так как иначе он видит, что пропадет.<ref name=shamati>[http://kabbalah.info/rus/content/view/full/31686 «Нет никого кроме него»] — статья из книги «Шамати»</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | === Цель занятия каббалой ===
| + | |
- | В мере индивидуального ощущения [[Творец|Творца]], каждый человек обучается тому, как обходиться в мире без контроля с Его стороны, как обрести [[свобода воли|свободу воли]] и управлять миром вместо Него. По сути, именно к этому направлено давление на нас высшей управляющей силы — Творца.
| + | |
- | | + | |
- | Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и [[смысл жизни#Смысл жизни с точки зрения каббалы|смысла своей жизни]] приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих [[Страдание (каббала)|страданий]] и глобальных катастроф.
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | [[Парацельс|Т. Парацельс]], «Парагранум»
| + | |
- | | + | |
- | === Предмет изучения каббалы ===
| + | |
- | Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение в целом и каждой его детали в частности.
| + | |
- | Она изучает:
| + | |
- | * возникновение мироздания, включая неживую, растительную, животную природу и человека;
| + | |
- | * течение, функционирование и конечную цель всего процесса развития;
| + | |
- | * возможность вмешательства человека в этот процесс (то есть антропологический аспект);
| + | |
- | * смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем через него окружающий мир;
| + | |
- | * кругообороты жизни — существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;
| + | |
- | * возможность включения земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения и после смерти;
| + | |
- | * источники наук, искусства, культуры — всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.
| + | |
- | | + | |
- | === Каббалистическая методика ===
| + | |
- | Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира. Поскольку каббалисты предполагают, что из поколения в поколение человечество и человек меняются (хотя это и не доказано), то, соответственно, должна меняться и методика. Слово «каббала» (ивр. «получение») выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Эту технику, методику они назвали «наукой получения» — «Хохмат а-каббала».
| + | |
- | | + | |
- | Каббалисты описывают постижения и дают им названия. Всё воображаемое, то есть, то, что реально не постигнуто, нельзя называть по имени и определять словами.
| + | |
- | | + | |
- | Главное отличие методики каббалы от метода познания других наук состоит в том, что, изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает каббалу — должен уподобиться тому, что изучает.
| + | |
- | | + | |
- | Методика каббалы — это методика индивидуального совершенствования каждого. Она стремится к тому, чтобы любой человек относился ко всему обществу, как к единому целому, потому что в этом единстве он достигает слияния с [[Творец|Творцом]]. Таким образом, методика каббалы является индивидуальной, но приводит она к всеобъемлющему результату.
| + | |
- | | + | |
- | '''Основные элементы методики:'''
| + | |
- | * Изучение структуры духовных миров по основным каббалистическим источникам, с обязательным намерением постичь это самому, приведя свои свойства в соответствие с духовными. Каббалист читает книгу не ради получения и упорядочивания знаний, а ради совершенствования себя и всего мира.
| + | |
- | * Увеличение своего стремления к духовному за счёт объединения людей с соответствующим желанием в совместной учёбе. Именно в единении (совместном стремлении встроиться в духовную структуру) может быть испытана и проведена оценка соответствия человека свойству альтруизма. Этот принцип методики каббалы сформулирован ещё в Торе и звучит:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Возлюби ближнего, как самого себя!
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=Ваикра ([[Книга Левит|Левит]]), 19:18}}
| + | |
- | | + | |
- | === Составные части каббалы ===
| + | |
- | | + | |
- | Каббала состоит, в основном, из двух частей:
| + | |
- | * внутреннее созерцание
| + | |
- | * структура мироздания
| + | |
- | | + | |
- | Обе её составляющие изучаются одновременно.
| + | |
- |
| + | |
- | Внутреннее созерцание направлено на создание и развитие у человека так называемого экрана — инструмента духовного постижения. Экран — это способность не находиться под властью наслаждения, смотреть со стороны на свой эгоизм, осознавая его во все большем объёме, и использовать его ради отдачи. Не подавление эгоизма, а его использование ради отдачи, совершенно не ради себя — является отличительной особенностью каббалистической методики.
| + | |
- | | + | |
- | Изучение второго раздела призвано объяснить ученику структуру того, что он постигает.
| + | |
- | | + | |
- | Человек заранее, теоретически, изучает какой-либо объект: его свойства, силы, динамику и т. д. Разбирает, осваивает по книгам, написанным каббалистами. Одновременно с этим, при помощи внутреннего созерцания, он создаёт в себе экран, шестой орган чувств, и тогда теория становится для него практикой. Тогда человек приходит к тому, что изучает структуру мироздания уже своим постижением, своим ощущением.
| + | |
- | | + | |
- | Выясняя структуру мироздания, человек изучает то, как высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху вниз, то есть от альтруистических (верхних) свойств к эгоистическим (нижним). Этот путь называется в каббале «порядком нисхождения миров, парцуфим и сфирот». Путь внутреннего созерцания называется также «постижением Высшей силы».
| + | |
- | | + | |
- | Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз.
| + | |
- | Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определённого времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз.
| + | |
- | Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.
| + | |
- | | + | |
- | === Отличия каббалы от мистики, философии и науки ===
| + | |
- | | + | |
- | ==== Отличие каббалы от мистики и оккультизма ====
| + | |
- | Каббала не занимается проявлениями сверхъестественного в нашем мире, не имеет амулетов и не практикует никаких ритуалов, магий, медитаций, излечений и гимнастик. Каббала не занимается заклинаниями, благословениями и проклятиями.
| + | |
- | Единственное чудо, относящееся к каббале, единственное [[чудо#В каббале|подлинное чудо]] состоит в том, что маленькая искра духовного желания воспламеняет человека, поднимает его над повседневностью и выводит в духовный мир. Любые же иные события не являются чудесными, поскольку они возможны в рамках нашего мира, пусть даже их вероятность мизерная.
| + | |
- | Иногда за мистическую часть в каббале, по ошибке, принимают изображения сфирот и формулы [[гематрия|гематрии]].
| + | |
- | Любое изображение сфирот, миров, гематрий — не более чем прикладной материал. В них не больше мистики, чем в изображениях интегралов в математике.
| + | |
- | {{начало цитаты}}Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от истинной каббалы, а также различные фантазии под ложным названием «магии», и этим полнятся книги.
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=[[Лейбниц, Готфрид Вильгельм|Г. В. Лейбниц]], «Философские труды»}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Отличие каббалы от философии ====
| + | |
- | С точки зрения Лайтмана, каббала не является философией, так как, в отличие от философии, не опирается на абстрактные понятия, а занимается исключительно реальными желаниями и намерениями человека и теми формами, которые принимают эти желания. Однако независимые от Лайтмана авторы обычно характеритуют его каббалу именно как философское направление.
| + | |
- | | + | |
- | Взгляд на каббалу как на философию характерен для одного из направлений христианской каббалы<ref>[http://www.jcrelations.net/ru/?item=2715 Константин Бурмистров «Христианская каббала и проблема восприятия еврейской мистики (XV—XIX вв.)»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые современные исследователи определяют каббалу как философию или нетрадиционную науку. Так, например, философ, культуролог и методолог науки Вадим Розин не соглашается с [[Лайтман, Михаэль|Михаэлем Лайтманом]] и пишет:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Михаил Лайтман склонен идентифицировать каббалу с точными, естественными науками, мой анализ показывает, что более правильно относить её к нетрадиционным наукам, ведь одна из функций каббалы состоит как раз в обосновании и расширении каббалистического опыта жизни. Хотя я понимаю, что это вопрос спорный и на каббалу можно посмотреть иначе.<ref>[http://kabbalah.info/rus/content/view/full/27975 Михаэль Лайтман. Вадим Розин. «Каббала в контексте истории и современности»]</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Доктор философских наук, ст. науч. сотр. Института Философии РАН Яков Иосифович Свирский говорит:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Наблюдаемые аналогии в интенциях современного естествознания и науки Каббала позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается современное мышление, может быть конструктивно развёрнуто лишь в режиме интенсивного диалога разных, если можно так выразиться, культурных программ. Причём каббала в рамках такого диалога выступает в качестве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктивным образом сочетающего в себе достижения самой передовой научной и философской мысли.<ref>Из междисциплинарного научно-практического сборника «Глобальные проблемы человечества». — М: Изд-во [[МГУ]], 2006 , стр. 12</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Отличия каббалы от науки ====
| + | |
- | Наука базируется на утверждениях, которые можно подвергнуть проверке экспериментальным путём. Экспериментального подтверждения существования Высшей Силы нет; следовательно, называть каббалу наукой неверно.
| + | |
- | Согласно определению самих последователей каббалы, каббала — это индивидуальное ощущение [[Творец|Творца]] каждым человеком лично. Однако ''личное ощущение'' всегда субъективно и не может быть объективной наукой по определению.
| + | |
- |
| + | |
- | Против отношения к каббале, как к науке высказался академик [[Российская академия естественных наук|Российской академии естественных наук]], доктор физико-математических наук, профессор [[МГУ]] им. М. В. Ломоносова Вадим Сперанский:
| + | |
- | {{начало цитаты}}Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось её апологетам. Согласно [[критерий Поппера|принципу фальсификации]], разработанному историком науки и философом [[Карл Поппер|Карлом Поппером]], любую науку можно подвергнуть критической проверке экспериментальным путём. Если такого эксперимента нельзя поставить ни сейчас, ни в обозримом будущем, значит, мы имеем дело не с наукой… Каббала… может быть отнесена к серьёзным феноменам общечеловеческой культуры, достойным изучения, но никак не к научным дисциплинам. Используемые в каббале обозначения — это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно чёткий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию.
| + | |
- | {{конец цитаты|источник=«Каббала в Академии Наук»<ref>[http://www.pravaya.ru/faith/13/265 «Каббала в Академии Наук»]</ref>}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Отличия каббалы от других религий ====
| + | |
- | * В каббале отсутствуют понятия наказания и вознаграждения за какие-то действия перед Высшей силой.
| + | |
- | * Каббала не практикует религиозных обрядов
| + | |
- | * Каббала не делит желания и действия человека на хорошие и плохие.
| + | |
- | Путь большинства религий — давить в себе материальное и тем самым обнаруживать духовное. Путь каббалы — исследовать, развивать и возвеличивать духовное, не занимаясь подавлением материальных страстей — достаточно того, что тело ограничено законами общества.
| + | |
- | * Каббала не опирается на надежду, что Высшая сила смилостивится и как-то изменится по отношению к человеку. В этом отношении к [[Творец|Творцу]] состоит отличие каббалы от большинства религий. Это отличие человека, который понимает, что ему нужно работать над изменением себя, от человека, который ждет, когда Творец изменит своё отношение к нему.
| + | |
- | | + | |
- | Из статьи «Отличие каббалы от религии»:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Религия считает, что Творец меняет своё отношение к человеку в зависимости от действий человека. А каббала считает, что высшая сила неизменна и действия человека её не меняют, но действия человека меняют его самого, и поэтому он уже по-иному воспринимает высшее управление: если изменения в нём ведут к большему подобию Творцу, — ощущает Его как более благосклонно расположенного к нему, если же человек изменился в сторону больших отличий своих свойств (получения) от свойств Творца (отдачи), то ощущает, будто Творец стал относиться к нему более негативно.<ref>[http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/11547 Отличие Каббалы от религии]</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Такой подход не учитывает, что в [[буддизм]]е и [[даосизм]]е высшая сила точно так же неизменна, действия человека меняют не её, а самого человека. Не вопрос о характере поведения высшей силы делает религию религией. Принимаемое на веру положение о том, что высшая сила (Творец) существует, делает каббалу религией.
| + | |
- | | + | |
- | == Религиозные возражения против подхода Лайтмана ==
| + | |
- | Против лайтмановского подхода к каббале возражают представители ортодоксального иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | * Главное возражение вызывает отрыв от [[иудаизм]]а, поскольку последователи научного подхода к каббале полагают, что мировоззрение каббалы сочетается с любой религией. Это классическое возражение против каббалы опирается на опыт. Ортодоксальные круги утверждают, что все кто начинает заниматься каббалой, то есть внутренней работой над собой, ослабляется в выполнении внешних заповедей, что неприемлемо для традиционного иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению части религиозных кругов в традиционной каббале существует запрет на ее изучение мужчинами моложе сорока лет, а также лицами, не изучившими в совершенстве Талмуд и Танах. Этот запрет был отменён со времени Ари и все до одного выдающиеся каббалисты подтверждали необходимость изучения каббалы всеми. Так например Рав Ицхак Айзик Йехиэль из Комарно пишет в книге «Ноцар Хесед» (4,20):
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}Если бы прислушались ко мне мои современники, в которых устрашающе возгорается нечистота, начинали бы изучать книгу Зоар и книгу Тикуней Зоар с 9-летними, чтобы подражать ей, тогда бы страх прегрешения упредил знания и устояли бы{{конец цитаты}}
| + | |
- | | + | |
- | : Однако мнение всех каббалистов не было принято традиционными ортодоксальными еврейскими кругами и с этой поры существует два подхода к каббале.
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению ортодоксальных кругов традиционная каббала ни в коем случае не претендует на «научное познание» иных миров. [[Бааль Сулам]] и [[рав Кук]] начали использовать слово «мада» — «наука» в отношении к каббале и это вызвало сильное негативное отношение в ортодоксальных кругах. При этом и Бааль Сулам и рав Кук остаются авторитетными для этих кургов. Бааль Сулам чаще использует слово «хохма», которое можно перевести и как «мудрость», и как «наука», и как «учение», и лишь изредка пользуется словом «мада» (например, в статье «Мир»<ref>[http://www.kab.co.il/heb/content/view/full/31385 Бааль Сулам «Мир»] (на иврите)</ref>), которое имеет одно значение — «наука».
| + | |
- | | + | |
- | * Каббалисты воспринимают мир через призму желаний человека и его внутренней работы. Это приводит к непониманию и неприятию со стороны некоторых кругов. Так, например, если каббалист говорит о желаниях неживой природы, то он подразумевает собственные желания этого уровня — занимать определённый объём и недопускать посторонние предметы в него, быть в тепле и т. д. Если каббалист пишет, что каждый ребёнок времён храма с определённого возраста знал законы очищения, то он подразумевает очищение от эгоизма, а не внешние материальные заповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Так же приводятся следующие возражения против заявлений Лайтмана о научности своего подхода:
| + | |
- | | + | |
- | * У [[РАБАШ]]а под шестым чувством понимается экран (масах) подробно описанный в трудах [[АРИ]]. Но в традиционной каббалистической литературе нет упоминаний о «6-м чувстве», также как пока нет данных, кроме свидетельства самого Лайтмана, о том, что кто-либо из его учеников смог обрести экран в результате обучения.
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению критиков, система обучения в школе Лайтмана не является строго научной. Чертежи и графики духовных миров не содержат под собой чётко-научного нейтрального обоснования. Это отчасти подтверждается и самим Михаэлем Лайтманом, который утверждает, что в отличие от классического научного подхода, при котором учёный, изучающий, скажем, треугольник, не обязан сам уподобиться треугольнику, чтобы его изучить, в каббале, чтобы изучить определённый объект, необходимо прежде всего духовно уподобиться ему.
| + | |
- | | + | |
- | == Основные книги и учебники ==
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/27219 Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) «Введение в Каббалу (Птиха)»] — излагает причинно-следственный порядок нисхождения духовных корней и его закономерности. Это «введение» написано как одно из предисловий к книге «Зоар», совершенно необходимое как для её понимания так и для понимания каббалы в целом.
| + | |
- | * Книга «[[Зоар]]» с комментариями Бааль Сулама. Частичный перевод [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/2842 здесь]. Книга «Зоар» была основным учебником каббалы до публикации сочинений [[Ари]]. Комментарии и введения Бааль Сулама дают возможность использовать эту книгу и в наше время.
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31617 «Шамати»] — основное пособие для внутреннего созерцания. Книга «Шамати» — это ключ к глубокому постижению каббалы.
| + | |
- | * [[Талмуд эсэр сфирот|«Талмуд десяти сфирот»]] (здесь [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/3030 частичный перевод] с комментариями) — в наше время главное учебное пособие по каббале, написанное Бааль Суламом и основанное на сочинениях Ари
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/39179 «Шлавей Сулам»] — необходимое пособие для внутреннего созерцания
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/ Международная Академия Каббалы]
| + | |
- | * [http://www.kab.tv/rus Каббала ТВ]
| + | |
- | * [http://www.kabacademy.com/ Курсы дистанционного обучения]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/40846 Великие люди о Каббале]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/11556 Михаэль Лайтман «Суть науки каббала»]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/24868 Сравнительный анализ каббалы и философии]
| + | |
- | * [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/3327 Увидеть хорошее]
| + | |
- | * [http://www.kab.tv/rus?item=217 фильм «Сан-францисские горки»] — каббала встречает [[Квантовая физика|квантовую физику]]
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Бней Барух]]
| + | |
- | * [[Лурианская каббала]]
| + | |
- | * [[Каббала]]
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |