Мессерер, Асаф Михайлович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) (→Награды и премии) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ= 2 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|УРОВЕНЬ= | |УРОВЕНЬ= | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
}} | }} | ||
- | '''Аса́ф Миха́йлович Мессере́р''' ([[19 ноября|6 (19) ноября]] [[1903]], [[Вильнюс|Вильно]] — [[7 марта]] [[1992]], [[Москва]]) — российский советский артист балета, балетмейстер, педагог, лауреат двух [[Сталинская премия|Сталинских премий]] (1941, 1947), [[народный артист СССР]] ([[1976]]). Член ВКП(б) с 1944 года. | + | '''Аса́ф Миха́йлович Мессере́р''' ([[19 ноября|6 (19) ноября]] [[1903]], [[Вильнюс|Вильно]] — [[7 марта]] [[1992]], [[Москва]]) — российский советский артист балета, балетмейстер, педагог, лауреат двух [[Сталинская премия|Сталинских премий]] (1941, 1947), [[народный артист СССР]] ([[1976]]). Член ВКП(б) с 1944 года. |
+ | Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979). | ||
- | + | == Биография == | |
- | + | Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии [[Мордкин, Михаил Михайлович|М. М. Мордкина]], затем — в [[Московское хореографическое училище|Московском хореографическом училище]] (1919–21 гг.)<ref name="bse2-27">Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 27. Медузы — Многоножка. 1954. 664 стр., илл. и карты; 51 л. илл. и карт.</ref> у [[Горский, Александр Алексеевич|А. А. Горского]], по окончании которого в [[1921 год в театре|1921 году]] был принят в труппу [[Большой театр|Большого театра]]<ref name="bse2-27" />. Работая в нём до [[1954 год в театре|1954 года]], станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов. | |
- | + | За исполнение партии Филиппа в балете [[Асафьев, Борис Владимирович|Б. В. Асафьева]] «[[Пламя Парижа (балет)|Пламя Парижа]]» был удостоен [[Сталинская премия|Сталинской премии]] первой степени в [[1947 год]]у<ref name="bse2-27" />. С середины 1920-х начал выступать как [[балетмейстер]]. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал с [[Мейерхольд, Всеволод Эмильевич|В. Э. Мейерхольдом]], однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме [[драмбалет]]а. Мессерер ставил как целые балетные спектакли, так и танцы в операх, а также отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам. | |
- | + | Мессерер — выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923—1960 — в Московском хореографическом училище. С 1946 вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей. | |
Похоронен на [[Новодевичье кладбище (Москва)|Новодевичьем кладбище]] в Москве. | Похоронен на [[Новодевичье кладбище (Москва)|Новодевичьем кладбище]] в Москве. | ||
[[Файл:Moscow, Tverskaya, Messerer Memorial.jpg|thumb|right|Памятная доска на доме, где жил артист]] | [[Файл:Moscow, Tverskaya, Messerer Memorial.jpg|thumb|right|Памятная доска на доме, где жил артист]] | ||
+ | |||
+ | == Особенности творчества == | ||
+ | |||
+ | Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также – концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71). В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок — балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта — 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку [[Шостакович, Дмитрий Дмитриевич|Д. Шостаковича]]), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. — в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс». | ||
+ | |||
+ | == Семья == | ||
+ | |||
+ | Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима». | ||
+ | |||
+ | Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь». | ||
+ | |||
+ | Племянники Асафа Мессерера — артисты балета и балетмейстеры [[Плисецкая Майя Михайловна|Майя Плисецкая]] и ее брат [[Азарий Плисецкий]]. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
+ | |||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
Строка 57: | Строка 71: | ||
* [[Сталинская премия]] второй степени (1941); за большие достижения в области балетного искусства | * [[Сталинская премия]] второй степени (1941); за большие достижения в области балетного искусства | ||
* [[Сталинская премия]] первой степени (1947); за исполнение партии Филиппа в балетном спектакле «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева | * [[Сталинская премия]] первой степени (1947); за исполнение партии Филиппа в балетном спектакле «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева | ||
- | * [[ | + | * [[Народный артист СССР]] (1976) |
== Источник == | == Источник == | ||
Строка 68: | Строка 82: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | * [http://www.eleven.co.il/article/12734 Асаф Мессерер] в Электронной еврейской энциклопедии | + | * [http://www.eleven.co.il/article/12734 Асаф Мессерер] в Электронной еврейской энциклопедии] |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Актёры по алфавиту]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|12734|МЕССЕРЕР АСАФ Михайлович}} | |
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 20:33, 8 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Асаф Мессерер | |
Асаф Михайлович Мессерер | |
Дата рождения: |
6 (19) ноября 1903 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
7 марта 1992 (88 лет) |
Место смерти: | |
Профессия: |
артист балета, балетмейстер |
Гражданство: |
Литва |
Годы активности: |
с 1921 по 1992 |
Амплуа: |
артист классического и гротескового амплуа |
Театр: |
ГАБТ |
Награды: |
Сталинская премия |
IMDb: |
ID 0582068 |
Аса́ф Миха́йлович Мессере́р (6 (19) ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва) — российский советский артист балета, балетмейстер, педагог, лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976). Член ВКП(б) с 1944 года. Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).
Содержание |
Биография
Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии М. М. Мордкина, затем — в Московском хореографическом училище (1919–21 гг.)[1] у А. А. Горского, по окончании которого в 1921 году был принят в труппу Большого театра[1]. Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.
За исполнение партии Филиппа в балете Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» был удостоен Сталинской премии первой степени в 1947 году[1]. С середины 1920-х начал выступать как балетмейстер. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Мессерер ставил как целые балетные спектакли, так и танцы в операх, а также отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам.
Мессерер — выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923—1960 — в Московском хореографическом училище. С 1946 вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Особенности творчества
Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также – концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71). В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок — балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта — 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. — в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».
Семья
Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».
Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».
Племянники Асафа Мессерера — артисты балета и балетмейстеры Майя Плисецкая и ее брат Азарий Плисецкий.
Примечания
Награды и премии
- Сталинская премия второй степени (1941); за большие достижения в области балетного искусства
- Сталинская премия первой степени (1947); за исполнение партии Филиппа в балетном спектакле «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева
- Народный артист СССР (1976)
Источник
- Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц — М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998—208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1
Примечания
Ссылки
- Асаф Мессерер в Электронной еврейской энциклопедии]
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МЕССЕРЕР АСАФ Михайлович в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.