Идель, Моше

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
 
{{О_статье
{{О_статье
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|УРОВЕНЬ=
|УРОВЕНЬ=
Строка 55: Строка 54:
=== Полемика с Шолемом ===
=== Полемика с Шолемом ===
Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов [[Гершом Шолем|Г. Шолема]]. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории<ref name="el-ev-en" />.
Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов [[Гершом Шолем|Г. Шолема]]. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории<ref name="el-ev-en" />.
-
{{заготовка раздела}}
 
=== Исследования иудаизма ===
=== Исследования иудаизма ===
Строка 61: Строка 59:
Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, ''что'' следует делать. Второе — преимущественно о том, ''как'' это следует делать. Для третьего характерен вопрос ''«почему?»''. При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления<ref>[Moshe Idel — Fellow — Tikvah Center for Law and Jewish Civilization http://www.nyutikvah.org/fellows/moshe_idel.html]</ref>.
Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, ''что'' следует делать. Второе — преимущественно о том, ''как'' это следует делать. Для третьего характерен вопрос ''«почему?»''. При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления<ref>[Moshe Idel — Fellow — Tikvah Center for Law and Jewish Civilization http://www.nyutikvah.org/fellows/moshe_idel.html]</ref>.
-
{{заготовка раздела}}
 
=== Исследования каббалы ===
=== Исследования каббалы ===
Строка 67: Строка 64:
Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея [[двекут]], «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать [[Авраам Абулафия|Авраама Абулафию]], его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и [[Хаим Виталь]]<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/192/4x4.htm Лехаим: Пути каббалы На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин]</ref>.
Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея [[двекут]], «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать [[Авраам Абулафия|Авраама Абулафию]], его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и [[Хаим Виталь]]<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/192/4x4.htm Лехаим: Пути каббалы На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин]</ref>.
-
{{заготовка раздела}}
 
== Библиография ==
== Библиография ==
 +
Среди научных работ Иделя: «Каббала. Новая перспектива» (Лондон, 1988); «Мистический опыт у [[Абулафия, Аврахам Бен Шмуэль|Аврахама Абулафии]]» и «Исследования по экстатической каббале» (обе — Олбани, 1988), «Язык, Тора и герменевтика у Аврахама Абулафии» (Олбани, 1989), «Голем. Еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде» (Олбани, 1990), «Маймонид и еврейская мистика» (Париж, 1991), «Мессианизм и мистика» (Т.-А., 1992), «Хасидизм: Между экстазом и магией» (Олбани, 1994), «Достижение совершенства: Каббала и интепретация» (Нью-Хейвен, 2002) и др.
 +
Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей.
Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей.
Строка 92: Строка 90:
'''О нем:'''
'''О нем:'''
* Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997
* Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997
-
 
-
{{заготовка раздела}}
 
== Награды ==
== Награды ==
-
 
Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе [[Список_лауреатов_Государственной_премии_Израиля|Государственной премией Израиля]] (1999)<ref name="el-ev-en" />.
Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе [[Список_лауреатов_Государственной_премии_Израиля|Государственной премией Израиля]] (1999)<ref name="el-ev-en" />.
Строка 105: Строка 100:
[[ro:Moshe_Idel]]
[[ro:Moshe_Idel]]
[[he: משה אידל]]
[[he: משה אידל]]
-
{{Scientist-stub}}
 
-
[[Категория:Каббала]]
+
 
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Родившиеся в 1947 году]]
[[Категория:Родившиеся в 1947 году]]
Строка 118: Строка 112:
[[Категория:Родившиеся в Румынии]]
[[Категория:Родившиеся в Румынии]]
[[Категория:Историки Израиля]]
[[Категория:Историки Израиля]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категория:Философы по алфавиту]]
 +
[[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|11680|ИДЕЛЬ Моше}}
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 17:16, 4 февраля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Моше Идель
משה אידל
Файл:Moshe Idel Lection.JPG
Дата рождения:

1947 год(1947)

Место рождения:

Тыргу-Нямц, Румыния

Страна:

Румыния Румыния
Израиль Израиль

Научная сфера:

иудаика, библеистика, философия

Учёная степень:

PhD

Альма-матер:

Университет Хайфы, Еврейский университет в Иерусалиме

Научный руководитель:

Шломо Пинес

Известен как:

исследователь еврейского мистицизма

Моше Идель (ивр. משה אידל‎, 1947, Тыргу-Нямц, Румыния) — израильский ученый в области иудаики, специалист по каббале и еврейской мистике. Живет в Израиле с 1963 г.

Моше Иделю Умберто Эко посвятил свой знаменитый роман «Маятник Фуко».

Содержание

Образование

Изучал в Хайфском университете еврейскую и английскую литературу, получил степень бакалавра (1969). Учился там же на отделении педагогики, получил степень магистра (1972). В 1971-76 гг. — докторант Еврейского университета в Иерусалиме по специальности «Еврейская философия и каббала» (научный руководитель — Шломо Пинес). В 1976 г. Иделю присуждена степень доктора философии[1].

Академическая биография

С 1972 г. преподавал в Еврейском университете в Иерусалиме, а также в Хайфском университете и Университете имени Д. Бен-Гуриона в Негеве. С 1987 г. Идель — профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Работал приглашенным профессором в крупнейших центрах иудаики за границей: в Центре иудаики и Центре религиоведения Гарвардского университета (1981-82 гг.), в Йельском, Гарвардском и Принстонском университетах[2]. С 1986 г. — сотрудник Еврейской теологической семинарии. С 1992 г. — член-корреспондент Академии еврейских исследований Нью-Йорка[1].

Основные концепции

Полемика с Шолемом

Работы Иделя посвящены каббале и еврейской мистике, являются наиболее значительными достижениями в этой области после основополагающих трудов Г. Шолема. В отличие от Шолема, Идель сосредоточил свое внимание не столько на истории различных течений, сколько на типах религиозного мышления в рамках еврейской традиции. Он характеризовал свой подход к научной теме как феноменологический, направленный на раскрытие определенных смысловых структур. Если Шолем считал каббалу формой еврейского гностицизма, отражающей нееврейское влияния (зороастризм, неоплатонизм), то Идель усматривает в ее происхождении весьма древнюю и исключительно еврейскую традицию. Он проводит различие между теософско-теургической и экстатической каббалой, отмечает преобладание одного или другого типа этого учения в разных странах и в разные периоды истории[1].

Исследования иудаизма

В философии иудаизма Моше Идель различает три основных направления: библейское, раввинистическое и спекулятивное. Каждое из них развивалось в разные тысячелетия: первое — в первом тысячелетии до н. э., второе — в первом тысячелетии н. э., третье — во втором.

Первое изучает две основных темы: сакральная историю и заповеди — то есть вопросов о том, что произошло, и том, что следует делать. Второе — преимущественно о том, как это следует делать. Для третьего характерен вопрос «почему?». При этом спекулятивные теории, развивавшиеся в Средневековье, учитывают два предыдущих направления[3].

Исследования каббалы

Моше Идель полагает, что главные понятия каббалы всегда оставались постоянными и неизменными[4].

Моше Идель выделяет в каббале два направления — «теософско-теургическое» и «экстатическое». Он особо выделяет экстатическую модель, в центре которой лежит идея двекут, «мистического прилепления» к Божеству. Среди адептов этой школы можно назвать Авраама Абулафию, его ученика Натана бен Саадью, Ицхака бен Шмуэля из Акко (конец ХIII — начало ХIV века), в ХVI веке ее идеи разделяли Йеуда Альботини, Моше Кордоверо и Хаим Виталь[5].

Библиография

Среди научных работ Иделя: «Каббала. Новая перспектива» (Лондон, 1988); «Мистический опыт у Аврахама Абулафии» и «Исследования по экстатической каббале» (обе — Олбани, 1988), «Язык, Тора и герменевтика у Аврахама Абулафии» (Олбани, 1989), «Голем. Еврейские магические и мистические традиции об искусственном антропоиде» (Олбани, 1990), «Маймонид и еврейская мистика» (Париж, 1991), «Мессианизм и мистика» (Т.-А., 1992), «Хасидизм: Между экстазом и магией» (Олбани, 1994), «Достижение совершенства: Каббала и интепретация» (Нью-Хейвен, 2002) и др.

Автор шестнадцати монографий и более трехсот статей.

Некоторые работы:

  • Kabbalah: New Perspectives, New Haven: Yale Univ. Pr., 1988. (Русс. пер. — Идель М. Каббала. Новые перспективы. — М.: Мосты культуры, Иерусалим: Гешарим, 2010. — 464 с. ISBN 978-5-93273-311-X.)
  • The mystical experience in Abraham Abulafia, Albany, NY : State Univ. of New York Pr., 1988
  • Golem : Jewish magical and mystical traditions on the artificial anthropoid, Albany, NY : State Univ. of New York Pr., 1990.
  • Hasidism: Between Ecstasy and Magic, Albany : State University of New York Press 1995, ISBN 0791417344
  • Absorbing Perfections: Kabbalah and Interpretation, New Haven: Yale UP 2002, Vorwort von Harold Bloom
  • Kabbalah and eros, New Haven: Yale Univ. Press, 2005.
  • Ascensions on high in Jewish mysticism : pillars, lines, ladders, Budapest: Central European Univ. Press, 2005
  • Enchanted chains : techniques and rituals in Jewish mysticism, Los Angeles : Cherub Press, 2005
  • Ben: Sonship and Jewish Mysticism, London: Continuum, 2007

В соавторстве:

  • (mit Anthony Grafton): Der Magus : seine Ursprünge und seine Geschichte in verschiedenen Kulturen, Berlin : Akademie-Verl., 2001

Предисловия:

  • Joshua Trachtenberg: Jewish magic and superstition : a study in folk religion, University of Pennsylvania Press 2004
  • Andrei Oisteanu: Inventing the Jew : antisemitic stereotypes in Romanian and other Central East-European cultures, Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 2009

О нем:

  • Bibliography of the writings of Professor Moshe Idel : a special volume issued on the occasion of his fiftieth birthday / [ed. and annot. by Daniel Abrams], Los Angeles : Cherub Press, 1997

Награды

Научные заслуги Иделя отмечены рядом престижных израильских и зарубежных премий, в том числе Государственной премией Израиля (1999)[1].

Примечания

ro:Moshe_Idel

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИДЕЛЬ Моше в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках