|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | | + | #redirect [[:ej:Спиноза, Бенедикт]] |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Философ
| + | |
- | |имя = Бенедикт Спиноза
| + | |
- | |оригинал имени ={{lang-he2|ברוך שפינוזה}}, {{lang-la2|Benedictus de Spinoza}}
| + | |
- | |имя при рождении =Барух Спиноза
| + | |
- | |дата рождения =[[24 ноября]], [[1632]]
| + | |
- | |место рождения =[[Амстердам]], [[Нидерланды]]
| + | |
- | |дата смерти =[[21 февраля]], [[1677]]
| + | |
- | |место смерти =[[Гаага]], [[Нидерланды]]
| + | |
- | |гражданство =
| + | |
- | |направление = Западная философия
| + | |
- | |период = [[Философия XVII века]]
| + | |
- | |изображение = Spinoza.jpg
| + | |
- | |подпись = Бенедикт Спиноза
| + | |
- | |школа = [[Рационализм]], основатель [[Спинозизм]]а
| + | |
- | |интересы = [[Этика]], [[Эпистемология]], [[Метафизика]]
| + | |
- | |предшественники = [[Гоббс]], [[Декарт]], [[Авиценна]], [[Маймонид]], [[Николай Кузанский]], [[Хасдай Крескас]]
| + | |
- | |последователи = [[Конвэй]], [[Кант, Иммануил|Кант]], [[Гегель]], [[Дэвидсон, Дональд|Дэвидсон]], [[Шопенгауэр]], [[Делёз, Жиль|Делёз]], [[Эйнштейн]], [[Рустик-Спиноза]]
| + | |
- | |идеи = [[Пантеизм]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Бенедикт Спиноза''' (рожд. ''Барух Спиноза'', {{lang-he|ברוך שפינוזה}}; впоследствии {{lang-la|Benedictus de Spinoza}}; [[24 ноября]] [[1632]], [[Амстердам]] — [[21 февраля]] [[1677]], [[Гаага]]) — [[Нидерланды|нидерландский]] [[философ]] [[еврей]]ского происхождения. Один из главных представителей философии [[Новое время|Нового времени]], [[Рационализм (философия)|рационалист]], [[атеист|атеист]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Барух де Спиноза родился в семье [[сефард]]ских [[Евреи|евреев]], чьи предки после изгнания евреев из [[Португалия|Португалии]] осели в [[Амстердам]]е. В семье Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака Михаэля), Мириам, Барух и Габриэль. Мать очень рано умерла от [[туберкулёз]]а — в [[1638 год]]у, когда Баруху было всего 6 лет. Отец (до его смерти в [[1654]]) ведёт преуспевающую семейную фирму по торговле южными фруктами. Спиноза посещает начальную религиозную школу «Эц Хаим», где изучает [[иврит]], [[Тора|Тору]] с комментариями [[Раши]], [[Талмуд]] и другую равиннистическую литературу, а также основы еврейского [[богословие|богословия]] и [[риторика|риторики]]. Уже здесь он знакомится с трудами [[Аверроэс]]а и [[Аристотель|Аристотеля]] в средневековой интерпретации [[Маймонид]]а ([[1135]]—[[1204]]). Позднее берёт уроки [[латынь|латыни]]. Спиноза говорил на [[Португальский язык|португальском]], [[Испанский язык|испанском]], [[Голландский язык|голландском]] и немного [[Французский язык|французском]] и [[Итальянский язык|итальянском]] языках, владел литературным [[иврит]]ом; разговорным языком в семье вероятно был [[Ладино_(язык)|ладино]].
| + | |
- | | + | |
- | Учителями Спинозы были раввины — философ-[[каббала|каббалист]] Исаак Абоаб-да-Фонсека, Менаше бен Исраэль и Саул Мортера. Они усовершенствовали его интеллект и особенно способность аналитического доказательного рассуждения. [[Гёте, Иоганн Вольфганг|Гёте]] считал, что Спиноза благодаря математической и древней раввинской культуре поднялся на вершину мышления, которая и доныне является целью всех [[Спекуляция#В политической, общенаучной, философской лексике|спекулятивных устремлений]].
| + | |
- | | + | |
- | Спиноза был знаком с трудами таких философов как [[Авраам ибн Эзра]] и [[Маймонид]], [[Герсонид]], а также с трактатом «Свет Господа» («''Ор Адонай''») [[Крескас, Хасдай|Хасдая Крескаса]]. Особое влияние оказала на него книга «Puerta del Cielo» («Врата небес») каббалиста [[Авраам Коген Эррера|Авраама Когена Эрреры]], который жил в [[Амстердам]]е и умер, когда Спиноза был совсем юным. К этим авторам необходимо добавить [[Леон Эбрео|Леона Эбрео]] (то есть [[Абрабанель, Иеhуда|Иеhуду Абарбанеля]] с его «Диалогами о любви» («Dialoghi d' Amore»), [[аль-Фараби]], [[Авиценна|Авиценну]] и [[Аверроэс]]а. [[Дунин-Барковский|С. Дунин-Барковский]] также указывал на имеющуюся связь между «странной», как он выразился, работой [[Ибн Туфайль|Ибн Туфайля]] «[[Хайй ибн Йакзан]]» и концепцией Спинозы.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти отца Барух и его брат Габриэль перенимают управление фирмой. Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов, его сближение с сектантами ([[коллегианты]], течение в [[протестантизм]]е) и фактический отход от [[иудаизм]]а вскоре приводят к обвинению в [[ересь|ереси]] и исключению из еврейской общины ([[херем]] [[1656]]).
| + | |
- | | + | |
- | Спиноза принимает имя Бенедикт (уменьшительное Бенто), продаёт свою долю в фирме брату и уезжает в пригород [[Амстердам]]а [[Оверкерк]]. Однако вскоре возвращается и (пока ему ещё разрешено пребывание в Амстердаме) поступает учеником в частный [[колледж]] экс-[[иезуит]]а «весёлого доктора» ван ден Эндена, где совершенствует [[латынь]], учит [[Греческий язык|греческий]], философию ([[древнегреческая философия|греческую]] и новую, в том числе [[Гоббс]]а, [[Гассенди]], [[Макиавелли]], возможно, [[Джордано Бруно]]), [[естественные науки]], обучается [[Рисование|рисованию]] и шлифовке [[Оптическое стекло|оптических стёкол]] (преподаёт [[иврит]]). Здесь же знакомится с трудами [[Декарт|Рене Декарта]] ([[1596]]—[[1650]]), что кардинально повлияет на его взгляды. Хотя Декарт и жил в Амстердаме длительное время, но, по-видимому, он и Спиноза никогда не встречались — Спиноза был тогда ещё слишком молод.
| + | |
- | | + | |
- | Вокруг Бенто группируется кружок преданных ему друзей и учеников — Симон де Фриис (''Simon Joosten de Vries''), Йарих Йеллес (''Jarig Jelles''), Пиитер Балинх (''Pieter Balling''), Лодевейк Майер (''Lodewijk Meyer''), Ян Рёйвертц (''Jan Rieuwertsz''), фон Шуллер (''von Schuller''), Адриаан Курбах (''Adriaan Koerbagh''), Йоханнес Курбах (''Johannes Koerbagh''), Йоханнес Боувмеестер (''Johannes Bouwmeester'') и др.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1660]] Амстердамская [[синагога]] официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге (в то время центре коллегиантов) — деревне близ [[Лейден]]а. Шлифовка линз даёт ему доход, достаточный для жизни. Здесь он пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бо́льшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики». Время от времени к нему наведываются студенты из близлежащего Лейдена. В [[1661]] Спинозу посещает один из председателей [[Лондонское королевское общество|Лондонского королевского научного общества]] Генрих Ольденбург, переписка с которым длится затем многие годы.
| + | |
- | | + | |
- | В июне [[1663]] Спиноза переезжает в Воорбург, близ [[Гаага|Гааги]], где знакомится с физиком и математиком Христианом [[Гюйгенс]]ом, филологом [[Фоссиус]]ом (''Vossius''). В [[1664]] публикует в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение, изданное под собственным именем Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями». Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» ([[1670]]) создаёт прочное мнение о Спинозе как [[атеист]]е. От серьёзных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу ([[Ян де Витт]] был картезианцем). Параллельно с трактатом (и во многом для него) он пишет «Еврейскую грамматику».
| + | |
- | | + | |
- | В мае 1670 Спиноза переезжает в Гаагу (с [[1671]] живёт в доме на канале Павильюнсграхт (''Paviljoensgrachts''); сейчас этот дом носит [[латинский язык|латинское]] название ''Domus Spinozana''), где остается вплоть до своей смерти. В [[1673]] Спиноза отказывается от приглашения пфальцского курфюрста занять кафедру философии в [[Гейдельбергский университет|Гейдельбергском университете]], аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В [[1675]] он заканчивает «Этику» — труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в результате государственного переворота), он не решается опубликовать его, хотя рукописные копии ходят в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза знакомится с немецким математиком Э. В. фон Чирнгаусом, а в [[1676]] остановившийся в Гааге [[Лейбниц|Г. В. Лейбниц]] часто посещал Спинозу.
| + | |
- | | + | |
- | В воскресенье 21 февраля [[1677]] Спиноза умирает от [[туберкулёз]]а (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием пыли при шлифовке оптических линз, курением — табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело предварительно хоронится 25 февраля и вскоре подвергается перезахоронению в общей могиле. Делается опись имущества (которое включает 161 книгу) и оно распродаётся, часть документов (в том числе, и часть переписки) уничтожается. Произведения Спинозы, в соответствии с его желанием, в том же году публикуются в Амстердаме Rieuwertsz с предисловием Иеллеса без обозначения места издания и имени автора под названием B. d. S. Opera Posthuma (на латинском языке), в [[1678]] — в голландском переводе (Nagelate Schriften). В том же 1678 году все произведения Спинозы запрещаются.
| + | |
- | | + | |
- | == Философия ==
| + | |
- | Свою [[Метафизика|метафизику]] Спиноза строит по аналогии с [[Логика|логикой]] в «Этике», его основном произведении. Что предполагает:
| + | |
- | * (1) задание алфавита (определение терминов),
| + | |
- | * (2) формулировку логических законов (аксиом),
| + | |
- | * (3) вывод всех остальных положений (теорем) путём логических следствий.
| + | |
- | | + | |
- | Такая форма гарантирует истинность выводов в случае истинности аксиом.
| + | |
- | | + | |
- | Применительно к «Этике» Спинозы следует, однако, упомянуть, что она, чётко ориентируясь на этот идеал, не всегда полностью удовлетворяет ему (это относится к доказательству отдельных теорем).
| + | |
- | | + | |
- | === Субстанция ===
| + | |
- | | + | |
- | '''''Субстанция''''' у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Э:I, опр.). Субстанция (она же «природа», она же «бог» — «Deus sive Natura») существует только одна, то есть она есть ''всё'' существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют место ни ум, ни воля» (Э:I, сх. к т.17). Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.
| + | |
- | | + | |
- | === Атрибут ===
| + | |
- | '''''Атрибут''''' — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «''протяжение''» и «''мышление''», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи описания через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Э: II, т.7).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Протяжение ====
| + | |
- | '''''Протяжение''''' является определяющим признаком тела, к нему через «бесконечный модус движения и покоя» сводятся все «физические» характеристики вещей.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Мышление ====
| + | |
- | Однако мир не только протяжён, ему присущ как минимум ещё один атрибут — мышление.
| + | |
- | | + | |
- | Термином «мышление» Спиноза обозначает все содержание сознания: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума». А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им (сознаёт не только человек, и даже не только «живое»!): все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены» (Э:II, сх. к т.13). При этом конкретную модификацию атрибута мышления Спиноза называет ''идеей''.
| + | |
- | | + | |
- | На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу. «Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, иными словами, известный модус протяжения, действующий в действительности (актуально) и ничего более» (Э:II, т.13), поэтому сложность человеческой души соответствует сложности человеческого тела. Естественно (это следует из независимости атрибутов), «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому» (Э:III, т.2).
| + | |
- | | + | |
- | Подобное «строение» позволяет объяснить и процесс познания: Тело меняется — либо в результате воздействия внешних агентов (других тел), либо в силу внутренних причин. Душа как идея тела меняется вместе с ним (или, что то же самое, тело изменяется вместе с душой), то есть она «знает» об изменениях тела. Теперь человек чувствует, например, боль, когда тело повреждено и т. п. Душа не имеет никакой проверки полученного знания за исключением механизмов ощущения и реакций тела.
| + | |
- | | + | |
- | === Причинность ===
| + | |
- | '''''Причинность'''''. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, «вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» (Э:I, т.33). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».
| + | |
- | | + | |
- | На уровне человека (как и на уровне любой другой вещи) это означает полное отсутствие такого явления как «свобода воли». Мнение о свободе воли возникает из мнимого кажущегося произвола действий людей, «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают» (Э:III т.2). Поэтому «ребёнок убеждён, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик — что он свободно желает мщения, трус — бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад» (Э:III, т.2). Свободу Спиноза противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. «Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо».
| + | |
- | | + | |
- | === Аффекты ===
| + | |
- | '''''Аффекты'''''. Учение об эмоциях, или аффектах, играет для самого Спинозы первостепенную роль в философии (доказать способность разума сопротивляться аффектам — основная задача «Этики»). Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всё новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и [[природа человека|природой самого человека]]. Власть аффектов над людьми увеличивается вследствие всеобщего предрассудка, будто люди свободно владеют своими страстями и могут в любой момент от них избавиться. Аффекты-страсти могут заполнять всё сознание человека, упорно преследовать его, вплоть до того, что находящийся под их воздействием человек, даже видя перед собой лучшее, будет вынужден следовать худшему. Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называет рабством (Э:IV предисл.).
| + | |
- | | + | |
- | Естественные желания являются формой насилия. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше желание не может быть свободно, если оно подчиненно силам вне себя. Таким образом, наши реальные интересы находятся не в удовлетворении этих желаний, но в их преобразовании через познание их причин. Рассудок и интуиция (ясное непосредственное постижение) призваны освободить человека от подчинения страстям. Как только мы узнаем, что являемся частью системы мира и подчинены рациональным необходимым законам, мы понимаем, насколько иррациональным было бы желать, чтобы вещи были отличны от того, что они есть — «все вещи необходимы … в природе нет ни добра, ни зла». Это означает, что иррационально завидовать, ненавидеть и чувствовать вину. Существование этих эмоций предполагает существование различных, независимых вещей, действующих в соответствии со свободной волей.
| + | |
- | Аффект это отображение чувства. Определение «Отсутствие аффекта» используется в психиатрии.
| + | |
- | | + | |
- | === Спиноза и [[каббала]] ===
| + | |
- | Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма: «Каббала — это только расширенный спинозизм» («erweiterter Spinozismus»). Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы.
| + | |
- | Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его «еретической» философии было почерпнуто из каббалы, в то время как её математическая форма унаследована от философии [[Декарт]]а. Спинозизм, таким образом, — это «каббала в геометрической одежде». В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, [[картезианцы]] считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением.
| + | |
- | | + | |
- | Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале XVIII века. Первая — «Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget» — появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы. Однако во второй книге — «Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio» (Romae, 1706) — Вахтер даёт краткий очерк еврейской оккультной философии и её связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала — это «спинозизм до Спинозы» («Spinozismo ante Spinozam»), и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений.
| + | |
- | | + | |
- | [[Лейбниц, Готфрид Вильгельм|Лейбница]] также заинтересовала эта проблема. В «Теодицее» он пишет: «Один немец, уроженец [[Швабия|Швабии]], несколько лет тому назад [[Гиюр|ставший иудеем]] и распространявший своё догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев; кажется также, что один учёный [Вахтер], опровергавший этого еврейского [[прозелитизм|прозелита]], разделял такое мнение о Спинозе».
| + | |
- | | + | |
- | Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним: «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место: «Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения». Уничижительное замечание Спинозы в «Богословско-политическом трактате» было адресовано каббалистической экзегезе [[Библия|Библии]]; оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.(См.: Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13-21).
| + | |
- | | + | |
- | == Философия Спинозы в России ==
| + | |
- | Философией Спинозы интересовались и упоминали в своих работах такие отечественные авторы как [[Феофан Прокопович]], [[Галич, Александр Иванович|Александр Галич]] и [[Надеждин, Николай Иванович|Николай Надеждин]].
| + | |
- | | + | |
- | Философии Спинозы посвящали свои исследования [[Страхов, Николай Николаевич|Н. Н. Страхов]], [[Соловьёв, Владимир Сергеевич|В. С. Соловьев]], [[Введенский, Александр Иванович (философ)|А. И. Введенский]], [[Лопатин, Лев Михайлович|Л. М. Лопатин]], [[Грот, Николай Яковлевич|Н. Я. Грот]], [[Чичерин, Борис Николаевич|Б. Н. Чичерин]], [[Шилкарский, Владимир Семёнович|В. С. Шилкарский]], [[Половцова, Варвара Николаевна|В. Н. Половцова]], [[Франк, Семён Людвигович|С. Л. Франк]], [[Трубецкой, Евгений Николаевич|Е. Н. Трубецкой]], [[Робинсон, Лев Максимович|Л. М. Робинсон]], [[Булгаков, Сергей Николаевич|С. Н. Булгаков]], [[Шестов, Лев Исаакович|Л. Шестов]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время изучением философии Спинозы в России занимаются такие российские учёные как [[Дмитриев, Тимофей Александрович|Т. А. Дмитриев]], [[Мотрошилова, Нелли Васильевна|Н. В. Мотрошилова]], [[Кайдаков, Станислав Васильевич|С. В. Кайдаков]], [[Сергеев, Константин Андреевич|К. А. Сергеев]], [[Кауфман, Игорь Самуилович|И. С. Кауфман]], [[Майданский, Андрей Дмитриевич|А. Д. Майданский]]. При этом следует отметить, что количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привел к количественному и качественному росту на всех основных европейских и мировых языках — английском, испанском, итальянском, немецком и французском).
| + | |
- | | + | |
- | == Переводчики Спинозы на русский язык ==
| + | |
- | * [[Боровский, Яков Маркович]]
| + | |
- | * [[Брушлинский, Владимир Константинович]]
| + | |
- | * [[Гуревич|Л. Я. Гуревич]]
| + | |
- | * [[Иванцов|Н. А. Иванцов]]
| + | |
- | * [[Модестов|В. И. Модестов]]
| + | |
- | * [[Лопаткин|М. Лопаткин]]
| + | |
- | * [[Полинковский|Г. Полинковский]]
| + | |
- | * [[Половцова, Варвара Николаевна]]
| + | |
- | * [[Роговин|С. М. Роговин]]
| + | |
- | * [[Спекторский|Е. В. Спекторский]]
| + | |
- | | + | |
- | == Сочинения ==
| + | |
- | * ок. [[1660]] «О Боге, человеке и его счастье»
| + | |
- | * [[1662]] «Трактат об усовершенствовании разума»
| + | |
- | * [[1663]] «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
| + | |
- | * [[1670]] «Богословско-политический трактат»
| + | |
- | * [[1677]] «Политический трактат»
| + | |
- | * [[1677]] «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
| + | |
- | * [[1677]] «Еврейская грамматика»
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * ''Ковнер С. Р''. Спиноза, его жизнь и сочинения. Варшава,1897.
| + | |
- | * ''Диттес Ф''. Критические этюды о нравственной философии Спинозы. СПб.,1900.
| + | |
- | * ''Диттес Ф.'' Этика Спинозы,Лейбница и Канта. СПб.,1902.
| + | |
- | * ''Робинсон Л.'' Метафизика Спинозы. СПб.,1913.
| + | |
- | * ''Кечекьян С. Ф''. Этическое миросоерцание Спинозы. М.,1914.
| + | |
- | * ''Луппол И. К.'' Бенедикт Спиноза. М., 1924
| + | |
- | * ''Маньковский Л. А''. Спиноза и материализм. М., 1930
| + | |
- | * ''Беленький М. С.'' Спиноза. М.,1964.
| + | |
- | * ''Коников И. А''. Материализм Спинозы. М.:"Наука", 1971.- 268 с.
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | | автор = [[Соколов Василий Васильевич|Соколов В.В.]]
| + | |
- | | заглавие = Спиноза
| + | |
- | | место = М.
| + | |
- | | издательство = Мысль
| + | |
- | | год = 1973
| + | |
- | | серия = Мыслители прошлого
| + | |
- | | isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * ''Майданский А. Д.'' Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999.№ 11. С.172-180.
| + | |
- | * ''Кауфман И. С.'' Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774—1884.// Историко-философский ежегодник 2004. М.,2005. С.312-344.
| + | |
- | * [[Луначарский А. В.]] [http://www.situation.ru/app/j_art_1114.htm Спиноза и буржуазия] [[1933]]
| + | |
- | * [[Ильенков Э.]] [http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/tricent.html Три века бессмертия]
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Половцова, Варвара Николаевна]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{Навигация
| + | |
- | |Тема = {{PAGENAME}}
| + | |
- | |Портал =
| + | |
- | |Викисловарь =
| + | |
- | |Викиучебник =
| + | |
- | |Викицитатник = {{PAGENAME}}
| + | |
- | |Викитека =
| + | |
- | |Викивиды =
| + | |
- | |Викиновости =
| + | |
- | |Викисклад = Baruch de Spinoza
| + | |
- | |Метавики =
| + | |
- | |Проект =
| + | |
- | |Родовод =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Портал|Философия}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|13923|Спиноза Барух}}
| + | |
- | * [http://bdsweb.tripod.com/ru/ Спиноза и спинозизм] — BDSвеб
| + | |
- | * [http://caute.net.ru/spinoza/ Читая Спинозу]
| + | |
- | * [http://books.atheism.ru/gallery/Spinoza/ Страница Бенедикта Спинозы в библиотеке «Философия и атеизм»]
| + | |
- | * [http://zzl.lib.ru/catalog/17_s.shtml ЖЗЛ]
| + | |
- | * [http://intencia.ru/Filosof-view-4.html Спиноза, Бенедикт — Биография. Библиография. Высказывания]
| + | |
- | {{Просвещение}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:История еврейского народа]]
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Link GA|no}}
| + | |
- | {{Link FA|ml}}
| + | |
- | | + | |
- | [[als:Spinoza]]
| + | |
- | [[ar:باروخ سبينوزا]]
| + | |
- | [[az:Benedikt Spinoza]]
| + | |
- | [[bg:Барух Спиноза]]
| + | |
- | [[bn:বারুখ স্পিনোজা]]
| + | |
- | [[br:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[bs:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[ca:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[cs:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[cy:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[da:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[de:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[el:Μπαρούχ Σπινόζα]]
| + | |
- | [[en:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[eo:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[es:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[et:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[eu:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[fa:باروخ اسپینوزا]]
| + | |
- | [[fi:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[fr:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[fy:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[gl:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[he:ברוך שפינוזה]]
| + | |
- | [[hr:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[hu:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[id:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[io:Benedictus de Spinoza]]
| + | |
- | [[is:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[it:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[ja:バールーフ・デ・スピノザ]]
| + | |
- | [[ka:ბარუხ სპინოზა]]
| + | |
- | [[ko:바뤼흐 스피노자]]
| + | |
- | [[ku:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[la:Benedictus de Spinoza]]
| + | |
- | [[lad:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[li:Spinoza]]
| + | |
- | [[lt:Benediktas Spinoza]]
| + | |
- | [[lv:Benedikts Spinoza]]
| + | |
- | [[mk:Барух Спиноза]]
| + | |
- | [[ml:ബറൂക്ക് സ്പിനോസ]]
| + | |
- | [[nds:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[nl:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[nn:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[no:Baruch de Spinoza]]
| + | |
- | [[pl:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[pms:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[pnb:سپینوزا]]
| + | |
- | [[ps:له انساني ټولنې د سپینوزا شړنه]]
| + | |
- | [[pt:Bento de Espinoza]]
| + | |
- | [[ro:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[scn:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[simple:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[sk:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[sl:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[sq:Baruk Spinoza]]
| + | |
- | [[sr:Барух Спиноза]]
| + | |
- | [[sv:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[th:บารุค สปิโนซา]]
| + | |
- | [[tr:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[uk:Спіноза Бенедикт]]
| + | |
- | [[ur:سپینوزا]]
| + | |
- | [[vi:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[wa:Baruch Spinoza]]
| + | |
- | [[yi:ברוך שפינאזא]]
| + | |
- | [[zh:巴魯赫·斯賓諾莎]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |