|
|
(18 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | [[Файл:Old Vilnius2.jpg|thumb|right|Улица в Старом Городе Вильнюса]] | + | #redirect [[:ej:Вильнюс (еврейская община)]] |
- | [[Файл:Vilniaus_sinagoga.jpg|thumb|right|Хоральная Синагога Вильнюса]]
| + | |
- | '''Ви́льнюс''' (Vilnius, Wilno, Ви́льна) — [[столица]] и крупнейший город [[Литва|Литвы]]. Расположен на востоке Литвы, на реке [[Вилия (река)|Вилии (Нерис)]], население — 555 тыс. человек ([[2008]]).
| + | |
- | | + | |
- | Впервые упоминается как Вильна (Vilna) в [[1323 год]]у в письме великого князя литовского [[Гедимин]]а, в котором тот называет Вильнюс своим «стольным градом». Известен хорошо сохранившимся [[Старый город (Вильнюс)|Старым городом]], внесённым в [[Всемирное наследие|Список всемирного культурного наследия]] [[ЮНЕСКО]].
| + | |
- | | + | |
- | Вильно было знаменито в еврейском мире 17-19 в.в. не только из-за своего большого еврейского населения, но прежде всего как центр еврейской учености и раввинистических знаний, из-за чего город получил прозвище «Литовского Иерусалима».
| + | |
- | | + | |
- | == Динамика населения города ==
| + | |
- | | + | |
- | В 16 веке население [[Вильнюс|Вильны]] оценивалось в 25—30 тысяч человек и город считался одним из самых крупных городов Восточной Европы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1811 году Вильно с населением в 56 тысяч жителей занимал 3-е место в [[Российская империя|Российской империи]] после [[Санкт-Петербург]]а и [[Москва|Москвы]].
| + | |
- | | + | |
- | По [[Перепись населения Российской империи 1897 года|Всеобщей переписи населения 1897 года]] город с численностью в 154, 5 тысяч человек замыкал десятку крупнейших городов России. При этом среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других.
| + | |
- | | + | |
- | По приблизительным данным на начало 1940 года в городе насчитывалось 39,3 % поляков, 34,2 % евреев, 19,2 % литовцев, 4,5 % белорусов и русских, 1,7 % представителей других национальностей.
| + | |
- | | + | |
- | Динамика национального состава населения Вильнюса такова:
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {| class="standard"
| + | |
- | |-
| + | |
- | !годы || 1897 || 1916 || 1941 || 1959 || 1970 || 1979
| + | |
- | |-
| + | |
- | |''литовцы''|| 2,1 || 2,1 || 28,1 || 33,6 || 42,8 || 47,3
| + | |
- | |-
| + | |
- | |''русские''|| 20,1 || 1,6 || 3,6 || 29,4 || 24,5 || 22,2
| + | |
- | |-
| + | |
- | |''поляки''||30,9||50,1||50,7||20,0||18,3||18,0
| + | |
- | |-
| + | |
- | |'''''евреи'''''||'''40,0'''||'''43,5'''||'''16,2'''||'''7,0'''||'''4,4'''||'''2,3'''
| + | |
- | |-
| + | |
- | |''белорусы''||4,2||1,4||0,9||6,||6,5||6,4
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 2001 г., из 542,287 жителей 57,8 % составляли [[литовцы]], 18,7 % — [[поляки]], 14 % — [[русские]], 4 % — [[белорусы]], 0,5 % — [[евреи]] (2,785 чел.), остальные 5 % — представители других национальностей.
| + | |
- | | + | |
- | == История еврейской общины ==
| + | |
- | | + | |
- | '''Ниже приведены основные моменты истории еврейской общины Вильнюса.'''
| + | |
- | | + | |
- | '''Более детально историю еврейской общины в Вильно в 16-19 вв. см. Брокгауз-Ефрон [http://jewage.org/wiki/ru/Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0], в 20 в. см. КЕЭ
| + | |
- | [http://eleven.co.il/?mode=article&id=10920&query=%C2%C8%CB%DC%CD%DE%D1+]'''
| + | |
- | | + | |
- | === Начало еврейской общины Вильно — 15-16 вв. ===
| + | |
- | | + | |
- | * Точные данные о начальном времени еврейской общины в Вильно отсутствуют. Евреи, приезжавшие на Виленские ярмарки с начала 15 в, образовали во время ярмарок небольшие неофициальные молитвенные общины. Официально община была основана, по-видимому, в последней четверти 15 в. В 1487 г. было положено начало виленскому еврейскому кладбищу за рекой Вилией, напротив Замковой горы (Пинкос Виленского погребального братства). В 1490-х годах есть сведения о евреях-купцах, имевших дома в городе.
| + | |
- | * С 1527 года виленским мещанам-христианам удалось получить от Сигизмунда I привилегию, в силу которой евреям запрещалось торговать и проживать в Вильно, возможно, что все виленское еврейское население подверглось тогда поголовно изгнанию. Однако от времени до времени, вопреки запрещению, появлялись евреи.
| + | |
- | * С 1545 г. отдельные евреи начинают возвращаться в Вильно. Однако до Люблинской унии (1569) жить в Вильно евреям было очень трудно: они не имели права открыто торговать от своего имени, не могли иметь синагоги.
| + | |
- | * В 1573 году постановлением конфедерации было признано за каждым шляхтичем право воздвигать на своей земле церкви, костелы и даже синагоги. Виленские евреи не замедлили воспользоваться этим, и в том же году было заложено основание Большой синагоги, которая стала центром еврейского населения, настолько увеличившегося, что улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в конце 16 века название «Жидовской».
| + | |
- | * В мае 1592 г., в день Вознесения, чернь под предводительством нескольких лиц, среди которых были члены городского совета, разгромила синагогу, еврейские лавки и дома, где жили евреи.
| + | |
- | * В 1593 г. евреи получили от Сигизмунда III привилегию на жительство в Вильно, и нормальное функционирование общины началось лишь с этого времени. К этому периоду относится перестройка Большой синагоги в обширное каменное здание по образцу средневековых синагог Западной Европы.
| + | |
- | | + | |
- | === 17 век ===
| + | |
- | | + | |
- | * Община Вильно увеличивалась за счет выходцев из [[Прага|Праги]], [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурта-на-Майне]] и польских городов.
| + | |
- | * В царствование Владислава IV грамотой от 1633 г. евреям были даны льготы и вольности (право на вечные времена владеть синагогою, кладбищем, иметь лавки и баню, право заниматься ремеслами, и т. д.), при этом для жительства евреям выделялся особый квартал, составлявший Виленское «гетто». Эти права вызвали противодействие магистрата и инспирированные им погромы. Дело поступило на рассмотрение назначенной королем комиссии (начало 1636 г.), принявшей компромиссное решение, но возложившей на магистрат обязанность принять меры к ограждению спокойствия евреев. (Действительно, когда в 1641 г. чернь напала на некоторые еврейские дома, администрация и суд подвергли виновных наказаниям.) В еврейском квартале были построены каменные ворота.
| + | |
- | * По ревизии магистрата 1645 года всего квартирохозяев евреев было 251, что составляло около 3,000 чел.
| + | |
- | * В 1655 г., во время Хмельниччины, когда казаки, подкрепленные войсками царя Алексея Михайловича, подошли к Вильне, почти вся еврейская община бежала из города. Не успевшие бежать погибли. После захвата города царь Алексей Михайлович в своей грамоте виленскому воеводе (в 1658 г.) предписал «жидов из Вильны выслать на житье за город». Неизвестно, было ли выполнено это предписание. Со взятием города польским военачальником Михаилом Пацом в 1661 г. евреи были восстановлены в своих правах.
| + | |
- | * В последующиегоды борьба цеховых учреждений с евреями продолжалась, что привело к ограничениям на ремесла и торговлю, к обнищанию общины и столкновениям еврейской массы с христианами-кредиторами.
| + | |
- | * Постепенно к Вильно перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильно насчитывалось 227 семейств; еще большее число проживало за границами еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства.
| + | |
- | | + | |
- | === 18 век ===
| + | |
- | | + | |
- | * Начиная с конца 17 в. община Вильно стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана ([[Виленский Гаон|Виленского Гаона]]), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.
| + | |
- | * Движение просвещения (Хаскала) в Вильно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным.
| + | |
- | * В конце 18 в. Вильно (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.
| + | |
- | | + | |
- | === 19 — начало 20 в. ===
| + | |
- | | + | |
- | * Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение.
| + | |
- | * Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г.
| + | |
- | * Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иеhуда Лейб Гордон и другие.
| + | |
- | * Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63,831, что составляло 41,5 % всего населения города.
| + | |
- | * Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к [[первая алия|первой]] и [[вторая алия|второй алие]].
| + | |
- | * В 1890-х гг. Вильнюс стал местом встреч евреев-социалистов. Съезд еврейских социал-демократов состоялся в 1895 г., а в 1897 г. еврейская рабочая партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильнюсе, который стал затем центром деятельности этой партии.
| + | |
- | * В начале 20 в. Вильнюс стал центром сионистского движения в России. В городе наблюдался расцвет литературы на иврите и идиш.
| + | |
- | | + | |
- | === 1918—1941 гг. ===
| + | |
- | | + | |
- | * Период между двумя мировыми войнами характеризуется плодотворной общественной и культурной деятельностью евреев Вильнюса, хотя включение Вильнюса в состав Польши (1920) неблагоприятно отразилось на экономике города.
| + | |
- | * В это время была учреждена сеть начальных, средних и ремесленных школ, а также педагогических институтов с преподаванием на иврите и идиш. В этот период Вильнюс был международным центром еврейской культурной и литературной жизни на языке идиш. Здесь выходили утренние и вечерние газеты на идиш и многочисленные общественно-политические, литературные, педагогические, научные и другие журналы.
| + | |
- | * Еврейское историко-этнографическое общество, основанное С. Ан-ским, создало в 1919 г. музей и архив. Научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (ИВО) был основан в Вильнюсе в 1925 г. В деятельности ИВО приняли участие известные ученые З. Рейзен, М. Вайнрайх, З. Калманович, М. Эрик и другие.
| + | |
- | * В октябре 1939 г. Вильнюс перешел к Литве. Многочисленные беженцы из Польши, находившиеся в городе, ставшем литовской столицей, хотели спастись от надвигающейся войны. Среды них были раввины и ученики иешив из Мира, Барановичей и других населенных пунктов, члены сионистских организаций, писатели, журналисты, общественные деятели. Многим из них удалось получить визы на въезд в колонию Нидерландов Кюрасао от консула этого государства в Вильнюсе. Для проезда в Кюрасао консул Японии в Каунасе С. Сухигара (единственный японец, которому в Израиле было присуждено звание «Праведника народов мира») выдал большое количество японских транзитных виз (не имея на это разрешения министерства иностранных дел Японии), благодаря чему с октября 1940 г. по август 1941 г. в Японию въехали 3489 еврейских беженцев. В начале 1941 г. японское министерство иностранных дел разрешило беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая.
| + | |
- | * В июне 1940 г. Литва была присоединена к СССР. Советские власти закрыли еврейские культурные учреждения и наложили запрет на деятельность сионистских организаций. Все некоммунистические издания на идиш были запрещены. Сионисты, бундовцы и «буржуазные элементы» были высланы в 1941 г. в глубь СССР; многие из них были заключены в тюрьмы и концлагеря, где лишь немногим удалось выжить.
| + | |
- | | + | |
- | === Период Катастрофы ===
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Вильнюсское гетто]]
| + | |
- | | + | |
- | '''
| + | |
- | * 24 июня 1941 г. в Вильнюс вошли германские войска. В оккупированном городе оказалось около 60 000 евреев. В первые дни оккупации литовские националисты сами (еще до немецких распоряжений) убили тысячи евреев.
| + | |
- | * 30 июля в город прибыла эйнзацкоманда 9, подразделение эйнзацгруппен «В», которая при помощи литовской вспомогательной полиции и частей вермахта уничтожила в июле-августе 1941 г. в Панеряе (Понары) 30,000 евреев Вильнюса.
| + | |
- | * 4 июля в Вильнюсе был создан юденрат из десяти человек. Наряду с массовыми расстрелами происходил централизованный грабеж еврейского населения. Так, 6 августа юденрат Вильнюса получил приказ собрать около двух миллионов рублей. Было собрано и сдано германским оккупационным властям полтора миллиона рублей, 16,5 кг золота и 189 часов. В отчете об уничтожении евреев Вильнюса говорилось, что у 500 жертв было изъято 460 тыс. рублей и много ценностей. 2 сентября 1941 г. несколько членов юденрата Вильнюса были расстреляны за то, что вовремя не организовали доставку десяти тысяч человек.
| + | |
- | * 6 сентября 1941 г. в Вильнюсе были созданы два гетто. В первом было сконцентрировано около 20,000 человек, включая так называемых специалистов, и трудоспособное население с семьями. Во втором гетто были заключены нетрудоспособные. В середине октября оно было ликвидировано, и все его узники расстреляны в Понарах. В конце 1941 г. в Вильнюсе оставалось одно гетто, в котором было заключено около 20,000 человек.
| + | |
- | * В конце января 1942 г. в гетто была создана подпольная Объединенная боевая организация ФПО (Фарейникте партизанер организацие), руководимая И. Виттенбергом, И. Глазманом (1908-43), А. Ковнером. В составе организации насчитывалось несколько сот человек.
| + | |
- | * В 1942-43 гг. вооруженные боевые группы из вильнюсского гетто отправлялись в леса, где создавали партизанские отряды.
| + | |
- | * После приказа рейхсфюрера СС Г. Гиммлера от 21 июля 1943 г. о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР началась ликвидация гетто Вильнюса. В июле-октябре 1943 г. подавляющее большинство узников были вывезены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. Еврейские боевые группы оказывали вооруженное сопротивление депортации. Глава юденрата Я. Генс был обвинен гестапо в пособничестве подпольщикам и расстрелян 15 сентября 1943 г. Тяжелые условия содержания в концлагерях Эстонии способствовали массовой смерти узников. Концлагеря были ликвидированы в сентябре 1944 г. накануне вступления в Эстонию советских войск. Часть узников была уничтожена, а часть перевезена на территорию Германии.
| + | |
- | * Группа членов ФПО из Вильнюса, попавшая в концлагеря в Эстонию, смогла установить контакты с партизанами. Руководителями группы были Л. Опескин и Я. Бергольский. Подпольщики достали оружие и когда 10 июля 1944 г. части СС окружили лагерь, смогли оказать вооруженное сопротивление. Около 100 заключенным удалось вырваться из лагеря.
| + | |
- | | + | |
- | === Послевоенное время ===
| + | |
- | | + | |
- | * 13 июля 1944 г. Вильнюс был освобожден советской армией. К началу 1945 г. еврейское население города составляло около 600 человек, в 1959 г. — 16,354 человека. Многие из бойцов еврейских партизанских отрядов и заключенных концентрационных лагерей уехали в Израиль или выехали в другие страны мира. Часть евреев Вильнюса смогла выехать в Польшу в качестве бывших польских граждан по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 6 июня 1945 г.
| + | |
- | * После войны власти не допустили возрождения даже тех ограниченных форм еврейской жизни, которые существовали в советской Литве в 1940-41 гг. В городе действовала только одна синагога; в 1944-49 гг. функционировала школа с преподаванием на идиш, Государственный еврейский музей, детский сад.
| + | |
- | * В конце 1940-х гг. было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище, находившееся в районе Шнипишкес; останки Элияху бен Шломо Залмана, его родственников и учеников, а также В. Потоцкого были перенесены с него на новое кладбище Судярвес.
| + | |
- | * В 1951 г. были переименованы улицы с еврейскими названиями — Жиду (Еврейская), Гаоно, Страшуно (названия восстановлены в 1992 г.). Не существовало еврейской печати и театра. В середине 1960-х гг. было ликвидировано Зареченское еврейское кладбище, существовавшее с 1828 г.
| + | |
- | * Начиная с 1971 г. значительное число евреев Вильнюса репатриировалось в Израиль.
| + | |
- | * Иногда республиканские и городские власти решались на послабления для евреев (они совпадали с периодами «оттепелей», инспирировавшимися из Москвы, но были более радикальны). В 1956 г. здесь начали выступать с концертами еврейской песни Б. Хайтовский и выпускница Вильнюсской консерватории Нехама Лифшиц. В 1971 г. был создан самодеятельный еврейский ансамбль «Файерлах» с вокальной, инструментальной и танцевальной группами; в 1977 г. была организована театральная группа на идиш.
| + | |
- | * В 1970 г. в Вильнюсе проживало 16,486 евреев (4,4 % от всего населения), в 1979 г. — 10,723 еврея (2,3 %), в 1989 г. — 9109 евреев (1,5 %). Сокращению численности еврейского населения Вильнюса способствовало соглашение о репатриации между Польшей и Советским Союзом, заключенное в 1956 г., и выезд значительной части евреев Вильнюса в 1970-80-х гг. в Израиль и другие страны мира.
| + | |
- | | + | |
- | === В независимой Литве ===
| + | |
- | | + | |
- | * Радикальные изменения политики властей по отношению к еврейскому меньшинству произошли на последнем этапе «перестройки» в Советском Союзе. В сентябре 1988 г. было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания «Ткума», были открыты официальные курсы иврита, еврейская библиотека.
| + | |
- | * Вильнюс становится центром различных еврейских общественных организаций Литвы. В январе 1989 г. возобновил деятельность спортивный клуб «Маккаби», существовавший в Вильнюсе с 1916 г. по 1939 г. В марте 1989 г. был организован Союз студентов-евреев Литвы. Начала восстанавливаться еврейская пресса. С октября 1989 г. выходит газета «Литовский Иерусалим»
| + | |
- | * В 1989 г. открылась Вильнюсская государственная еврейская школа для детей и взрослых.
| + | |
- | * В 1991 г. открылась иешива.
| + | |
- | * Вместе с тем, в 1990-х — начале 2000-х гг. в Вильнюсе происходило определенное количество антиеврейских инцидентов: так, были осквернены могилы евреев, на стенах еврейских общественных зданий появились антисемитские лозунги и изображения свастики, появляются антисемитские статьи в газетах.
| + | |
- | * Литовские суды крайне снисходительно относятся к литовским военным преступникам, участвовавшим в массовом уничтожении евреев. Так, К. Гимзаускас был в 1993 г. выдан США Литве и предан суду по обвинению в убийстве евреев. Суд счел его слишком больным, чтобы отбывать наказание в тюрьме. Был признан больным и не был отдан под суд бывший начальник полиции безопасности Вильнюсского района А. Лилейкис, обвиненный в уничтожении евреев в годы Катастрофы
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейские достопримечательности Вильнюса ==
| + | |
- | | + | |
- | * хоральная [[синагога]] ([[1903]]);
| + | |
- | * [[Кенасса в Вильнюсе|караимская кенасса]] ([[1913]]);
| + | |
- | * Государственный еврейский музей [[Гаон Виленский|Виленского Гаона]] с экспозициями, размещёнными в четырёх различных зданиях;
| + | |
- | | + | |
- | == Известные еареи, связанные с Вильнюсом ==
| + | |
- | | + | |
- | В Вильнюсе родились, жили и работали известные деятели еврейской истории и культуры:
| + | |
- | * музыкант [[Хейфец, Яша|Яша Хейфец]]
| + | |
- | * писатели [[Ромен Гари]], [[Канович, Григорий|Григорий Канович]], [[Нигер, Шмуэль|Шмуэль Нигер]], [[Вайтер, А.|А.Вайтер]]
| + | |
- | * религиозный деятель [[Виленский гаон]],
| + | |
- | * скульптор [[Антокольский, Марк Матвеевич|Марк Антокольский]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |