|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Аксельрод, Любовь Исааковна]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Писатель
| + | |
- | | Имя = Любовь Исааковна Аксельрод
| + | |
- | | Оригинал имени =
| + | |
- | | Фото = L_Ortodox.JPG
| + | |
- | | Ширина =
| + | |
- | | Подпись =
| + | |
- | | Имя при рождении =
| + | |
- | | Псевдонимы = Ортодокс
| + | |
- | | Дата рождения = 1868
| + | |
- | | Место рождения = Виленковичи, [[Виленская губерния]]
| + | |
- | | Дата смерти = 5.2.1946
| + | |
- | | Место смерти =
| + | |
- | | Гражданство = {{Флаг России}} [[Российская империя]], {{Флаг СССР}} [[СССР]]
| + | |
- | | Род деятельности = публицист, философ, литературовед
| + | |
- | | Годы активности =
| + | |
- | | Направление =
| + | |
- | | Жанр =
| + | |
- | | Дебют =
| + | |
- | | Премии =
| + | |
- | | Сайт =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{значения|Аксельрод}}
| + | |
- | '''Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д''' ([[1868]] — [[5 февраля]] [[1946]]), литературный [[псевдоним]] ''Ортодокс'', — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» ([[1906]]) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] занимала оборонческую позицию. В начале революции [[1917]] была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».<ref>При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | В [[1887]] после неудачного покушения народовольцев на императора [[Александр III|Александра III]] и провала народовольческой организации в [[Вильна|Вильне]] спешно эмигрировала во [[Франция|Францию]], затем переехала в [[Швейцария|Швейцарию]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1892]], окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г.В Плеханова]] при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с [[Ленин, Владимир Ильич|В. Лениным]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1900]] окончила [[Берн]]ский университет со степенью доктора философии (её [[диссертация]] о мировоззрении [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]] в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».
| + | |
- | | + | |
- | В [[1906]] вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г. В. Плеханова]] эксперт по вопросам марксистской философии.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1906]] вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки [[Бердяев, Николай Александрович|Н. А. Бердяева]], [[Струве, Пётр Бернгардович|П. Б. Струве]] и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию [[Кант, Иммануил|И. Канта]] и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против [[Богданов, Александр Александрович|A. A. Богданова]] и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.
| + | |
- |
| + | |
- | Аксельрод обвиняли (в частности [[Деборин, Абрам Моисеевич|А. М. Деборин]]) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы [[Спиноза, Бенедикт|Б. Спинозы]].
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | = Ссылки =
| + | |
- | * В Библиотке [[АМК]]: [http://amkob113.narod.ru/axrd/ Аксельрод Л. (Ортодокс), сб. статей «Против идеализма»]
| + | |
- | * [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar]
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | :[[en:Lyubov Axelrod]]
| + | |
- | :[[sv:Ljubov Axelrod]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{checked}}
| + | |