|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| | АВТОР1 = | | | АВТОР1 = |
| | АВТОР2 = | | | АВТОР2 = |
| | АВТОР3 = | | | АВТОР3 = |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| | ПРОЕКТ = | | | ПРОЕКТ = |
| | ПОДТЕМА = | | | ПОДТЕМА = |
| | КАЧЕСТВО = | | | КАЧЕСТВО = |
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| | ДАТА СОЗДАНИЯ = | | | ДАТА СОЗДАНИЯ = |
| | ВИКИПЕДИЯ = | | | ВИКИПЕДИЯ = |
Строка 13: |
Строка 13: |
| }} | | }} |
| | | |
- | {{Неадекватная}}
| + | '''Тетраморф''' ({{lang-el|τετραμορφος}} — четырёхвидный) — существо из видения пророка [[Иезекиил]]я, единого с четырьмя лицами: '''человека, льва, тельца и орла'''. |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Raffael 099.jpg||thumb|280px|<center>Видение пророка Иезекииля<br /> ([[Рафаэль]], [[1518 год]])</center>]]
| + | |
- | '''Тетраморф''' ({{lang-el|τετραμορφος}} — четырёхвидный) — в [[иудаизм|иудео]]-[[христианство|христианской]] [[мифология|мифологии]] и [[богословие|богословии]] — крылатое существо из видения пророка [[Иезекиил]]я, единого с четырьмя лицами: '''человека, льва, тельца и орла'''. В [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна Богослова]] тетраморф представлен в образе отдельных ''Четырёх апокалиптических существ'' ({{lang-la|quattuor animalia}}, они же ''Четыре живущих'', у [[протестантизм|протестантов]] — ''Четыре живых существа''), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов [[рай|рая]]. | + | |
- | | + | |
- | В христианстве эти животные были истолкованы как символы [[евангелисты|четырёх евангелистов]] и термин «тетраморф» стал применяться в описании их [[иконография|иконографии]]. Существа стали ''Символами евангелистов'' и формой их традиционного символического изображения: [[Левий Матфей|Матфей]] в образе ангела, [[Марк (евангелист)|Марк]] в образе льва, [[Лука (евангелист)|Лука]] в образе тельца, [[Иоанн Богослов|Иоанн]] в образе орла. Каждый из них крылат и держит [[Евангелие]].
| + | |
| | | |
| В [[Каббала|Каббале]] эти существа носят название «''хайот а-кодеш''» (букв. «святые животные»). | | В [[Каббала|Каббале]] эти существа носят название «''хайот а-кодеш''» (букв. «святые животные»). |
| | | |
- | == В Священных Писаниях == | + | == В Танахе == |
- | | + | |
- | [[Файл:Tetramorph meteora.jpg|thumb|200px|<center>Тетраморф <br />([[фреска]], [[монастыри Метеоры]], [[XVI век]])</center>]]
| + | |
- | | + | |
- | === В Ветхом Завете ===
| + | |
| Образ четырёх животных происходит из пророческого видения [[Иезекииль|Иезекииля]] ({{Библия|Иез|1:4|-28}}; также {{Библия2|Иез|10:14}} и {{Библия2|Иез|41:19}}). Иезекииль описывает этих существ следующим образом: {{ВЗ|облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.|Иез|1:5|-18}} | | Образ четырёх животных происходит из пророческого видения [[Иезекииль|Иезекииля]] ({{Библия|Иез|1:4|-28}}; также {{Библия2|Иез|10:14}} и {{Библия2|Иез|41:19}}). Иезекииль описывает этих существ следующим образом: {{ВЗ|облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.|Иез|1:5|-18}} |
| Ниже ({{Библия|Иез|10:1}}) эти существа названы [[херувим]]ами (ср. также {{Библия|1Пар|28:18}}), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ({{Библия|Иез|10:14}}). | | Ниже ({{Библия|Иез|10:1}}) эти существа названы [[херувим]]ами (ср. также {{Библия|1Пар|28:18}}), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима ({{Библия|Иез|10:14}}). |
| | | |
- | === В Новом Завете ===
| + | == В иудаизме == |
- | [[Файл:Tetramorph.jpg|thumb|180px|left|<center>Иисус на престоле, окружённый апокалиптическими животными — «Христос в тетраморфе»</center>]] | + | В [[Талмуд]]е<ref>Талмуд, Хагига 13б</ref> говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка [[херувим]]а для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи [[Золотой телец|поклонялись этому животному]]. |
- | [[Апостол Иоанн]] в [[Откровение Иоанна Богослова|«Откровении»]], глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:
| + | |
- | {{НЗ|…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.|Откр|4:6|-8}}
| + | |
- | В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «''иди и смотри''»<ref>Слово «смотри» отсутствует в лучших [[Список унциальных рукописей Нового Завета|греческих рукописях]] ([http://www.biblicalstudies.ru/Books/Podosinov10.html А.Подосинов. Символы четырёх евангелистов]), включая [[Александрийский кодекс|Александрийский]] и [[Ефремов кодекс|Ефремов]] кодексы; см. [http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=sep_gr&txt=re+6#re6_3 текст по NA].</ref>, после чего перед Иоанном появляются поочерёдно [[четыре всадника Апокалипсиса]] ({{Библия|Откр|6:1|-8}}).
| + | |
| | | |
- | ==== В апокрифах ====
| + | Известна еврейская рукопись второй половины [[XIII век]]а, на которой [[Древо жизни]] охраняют четыре херувима.<ref>Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227</ref> Это объясняется тем, что в соответствующем месте [[Быт.|Книги Бытия]] ({{Библия2|Быт|3:24}}) используется форма множественного числа «כרובים» (''керувим''). |
- | [[Апокриф]] «[[Откровение Авраама]]», написанный в конце [[I век]]а независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца [[Авраам]]а на небо где он увидел огненный престол Божий «''и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4''».<ref>[[Тихонравов, Николай Саввич|Тихонравов Н. С.]] Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43</ref> Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица. | + | |
- | | + | |
- | == В религиозной традиции ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Ezekiel's vision.jpg|thumb|300px|<center>Видение Иезекииля <br />[[Мериан, Маттеус Старший|Маттеус Мериан]] (1593-1650)</center>]] | + | |
- | | + | |
- | === В иудаизме ===
| + | |
- | В [[Талмуд]]е<ref>Талмуд, Хагига 13б</ref> говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка [[херувим]]а для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи [[Золотой телец|поклонялись этому животному]].
| + | |
| | | |
- | Известна еврейская рукопись второй половины [[XIII век]]а, на которой [[Древо жизни]] охраняют четыре херувима.<ref>Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227</ref> Это объясняется тем, что в соответствующем месте [[Быт.|Книги Бытия]] ({{Библия2|Быт|3:24}}) используется форма множественного числа «כרובים» (''керувим''), которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.
| + | == В апокрифах и христианстве == |
| + | [[Апокриф]] «[[Откровение Авраама]]», написанный в конце [[I век]]а независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца [[Авраам]]а на небо где он увидел огненный престол Божий «''и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4''».<ref>[[Тихонравов, Николай Саввич|Тихонравов Н. С.]] Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43</ref>. В [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна Богослова]] тетраморф представлен в образе отдельных ''Четырёх апокалиптических существ'' ({{lang-la|quattuor animalia}}, они же ''Четыре живущих'', у [[протестантизм|протестантов]] — ''Четыре живых существа''), которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов [[рай|рая]]. Эти животные воспевали хвалу Богу как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а как у пророка Иезекииля каждый из них имеет четыре лица. |
| | | |
- | ==== В Каббале ====
| + | == В Каббале == |
| {| align = "center" class="standard" | | {| align = "center" class="standard" |
| |- | | |- |
Строка 69: |
Строка 49: |
| | [[Малхут]] | | | [[Малхут]] |
| | [[Ход (сфира)|Ход]] | | | [[Ход (сфира)|Ход]] |
- | |-
| |
- | ! (по версии [[Андреев, Даниил Леонидович|Д. Л. Андреев]]а<ref>[http://ae.rozamira.org/j.htm#merka Андреевская энциклопедия]</ref>)
| |
- | | [[Хесед]]
| |
- | | [[Гвура]]
| |
- | | [[Малхут]]
| |
- | | [[Тиферет]]
| |
| |- | | |- |
| ! colspan = 2 | [[Стороны света]]<ref name="Бааль Сулам" /> | | ! colspan = 2 | [[Стороны света]]<ref name="Бааль Сулам" /> |
Строка 95: |
Строка 69: |
| |} | | |} |
| | | |
- | Согласно [[Борхес]]у, в [[Каббала|каббалистической]] [[Книга Зогар|Книге «Зогар»]] («Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.
| + | == Возможный источник образов == |
| | | |
- | === В христианстве ===
| + | Ученые предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в [[Шумеро-аккадская мифология|вавилонской мифологии]], где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов: |
- | Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:
| + | * Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер) |
- | [[Файл:Emmanuel Tzanes - St. Mark the Evangelist - 1657.jpg|thumb|200px|<center>«Святой Марк и лев» <br />(Эммануил Цанес, [[1657 год]])</center>]]
| + | * Лев — бога войны Нергала (Марс) |
- | {| align="up" class="standard table"
| + | * Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн) |
- | |-
| + | * Человек — бога мудрости Набу (Меркурий) |
- | ! |Иллюстрация
| + | |
- | ! |Существо
| + | |
- | ! |Евангелист
| + | |
- | ! |Значение<ref>Св. Ириней Лионский. Творения. — М, 1996. — Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — СПб, 1900. Пять книг против ересей. Книга 3. Обличение и опровержение лжеименного знания, Глава 11, раздел 8.</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:01 mattew's angel.jpg|center|70px]]
| + | |
- | | Человек (ангел) <br />({{lang-la|imago hominis}})
| + | |
- | | Матфей
| + | |
- | | Человеческая природа Христа, его [[Рождество Христово|воплощение]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:03 mark's lion.jpg|center|70px]]
| + | |
- | | Лев <br />({{lang-la|imago leonis}})
| + | |
- | | Марк
| + | |
- | | Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его [[Воскресение Иисуса Христа|Воскресение из мёртвых]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:04 like's bull.jpg|center|70px]]
| + | |
- | | Бык (Вол) <br />({{lang-la|imago vitulis}})
| + | |
- | | Лука
| + | |
- | | Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его [[Распятие Иисуса Христа|крестная жертва]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:02 john's eagle.jpg|center|70px]]
| + | |
- | | Орёл <br />({{lang-la|imago aquilae}})
| + | |
- | | Иоанн
| + | |
- | | Дар [[Святой Дух|Святого Духа]], носящегося над Церковью, а также [[Вознесение Господне]]
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца [[II век]]а, а с [[IV век]]а и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с [[Иероним Стридонский|Иеронима]], а начиная с [[VII век]]а его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.<ref name="под">
| + | |
- | {{книга
| + | |
- | |автор = Подосинов А. В.
| + | |
- | |заглавие = Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |ссылка = http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Podosinov
| + | |
- | |место = {{М}}
| + | |
- | |издательство = Языки русской культуры
| + | |
- | |год = 2000
| + | |
- | |страниц = 174
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |isbn =
| + | |
- | }}
| + | |
- | </ref>
| + | |
- | | + | |
- | ''Первая версия: ''Впервые во II веке [[Ириней Лионский]], толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Так же считали [[Анастасий Синаит]], [[Арефа Кесарийский]] и некоторые другие богословы. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях.<ref name="сим">[http://chernov-trezin.narod.ru/tetramorf.htm Андрей Чернов. Иоанн Богослов — орёл или лев? Евангельский тетраморф в начальной русской традиции]</ref> Ириней растолковывает, что именно символизирует каждое из существ, и подытоживает, что справедливо, что на них восседает Иисус.
| + | |
- | | + | |
- | ''Вторая версия: ''В конце II века появляется новое распределение: лев — Марк, телец — Лука, человек — Матфей, орёл — Иоанн. Эту версию поддержали [[Викторин Петавский|Викторин из Петтау]], [[Епифаний Кипрский]], Иероним, [[Григорий I (папа римский)|Григорий I]] и другие: «''символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Иисуса. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]]. Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого [[Захария (священник)|Захарией]]. А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы''».<ref>Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 4, М., 2000.</ref> Данная версия получила наибольшее распространение в христианском богословии и искусстве.
| + | |
- | | + | |
- | ''Третья версия:'' [[Ипполит Римский]] и [[Блаженный Августин]] придерживались третьей версии: лев — Матфей, телец — Лука, человек — Марк, орёл — Иоанн.
| + | |
- | | + | |
- | Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность [[Иисус Христос|Христа]]; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света<ref>«''propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur''» — Hieron. Comm. in Ez. 1,1 [PL, 25,15—22]</ref>, а также приводил их ассоциации с четырьмя элементами, [[Времена года|временами года]], добродетелями. [[Григорий Великий]] ([[VII век]]) считал что существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни: родился он как человек (incarnatio), смерть принял как жертвенный бык (passio), при воскресении был львом (resurrectio), а вознёсся как орёл (ascensio).<ref>Григорий Великий. In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1—2 (PL, 76, 806; 815—816)</ref> Также тетраморф получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами.<ref name="izobr"/>
| + | |
- | | + | |
- | О существах рассуждает [[Августин Блаженный|Августин]], [[Климент Александрийский]]. При этом Климент, комментируя описание [[Ковчег Завета|Ковчега Завета]] из [[Исход|книги Исход]], пишет что херувимы на его крышке символизируют «'' указание на чувственный мир, двенадцать знаков [[Зодиак]]а и определяемый ими ход времени''».<ref>[http://mystudies.narod.ru/library/c/clem_alex/5strom/5strom2.html Климент Александрийский. Строматы]</ref> В дальнейшем появилась отдельная астрономическая интерпретация животных (см. ниже).
| + | |
- | [[Файл:Vsederzhitel.jpeg|thumb|200px|<center>«Вседержитель» — Христос в тетраморфе ([[Новгород]], [[XV век]])</center>]]
| + | |
- | В толковании на книгу Откровения [[Андрей Кесарийский]] (VI—VII века) пишет:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых.<ref>[http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/kesar/012.htm Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис]</ref>
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | К тетраморфу евангелистов в [[Православие|Православной церкви]] относят заключительные слова тайной [[евхаристия|евхаристической]] молитвы священника на [[литургия|литургии]], их он произносит за богослужением как [[возглас]]: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».<ref>[http://www.ortho-rus.ru/book/glava4-5.htm Богослужение]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Православной церкви первая глава пророка [[Иезекииль|Иезекииля]], повествующая о таинственных четырёх животных, носящих престол славы, читается на [[часы (церковная служба)|шестом часе]] в [[Великий понедельник|Великие понедельник]] и [[Великий вторник|вторник]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Русской церкви ====
| + | |
- | [[Файл:Revers Poganovo Icon.JPG|thumb|200px|<center>Икона «''Видение Иезекии''», 14 век, Фессалоники]]
| + | |
- | Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на [[Большой Московский собор|Большом Московском соборе]] в [[1666 год]]у.<ref name="сим"/> В ходе [[Церковная реформа патриарха Никона|реформы патриарха Никона]] толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.
| + | |
- | | + | |
- | С [[1722 год]]а по указу [[Священный синод|Синода]] запрещено изображать евангелистов непосредственно в виде животных.<ref>[http://irisk.vvnb.ru/Znamen.htm Божия Матерь «Знамение»]</ref> Символы евангелистов могли лишь сопровождать изображения в человеческом облике. Символические изображения остались в только [[Старообрядчество|старообрядческой]] иконописи.
| + | |
- | | + | |
- | ===== Старообрядцы =====
| + | |
- | [[Старообрядчество|Старообрядцам]] свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к [[Ириней Лионский|Иринею Лионскому]]. В «[[Поморские ответы|Поморских ответах]]» апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое («римское») происхождение принятого сегодня толкования:
| + | |
- | | + | |
- | {{цитата|В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ… Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Марка лице лвово, а не орле…<ref>Поморские ответы. Глава 21 «О Евангелистах»</ref>}}
| + | |
- | | + | |
- | == Астрономическая интерпретация ==
| + | |
- | {| align="left" class="standard"
| + | |
- | |-
| + | |
- | ! |Изображение
| + | |
- | ! |Созвездие
| + | |
- | ! |Существо
| + | |
- | ! |Значение
| + | |
- | ! |Сторона света
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:Sagittarius.svg|50px|center]]
| + | |
- | | [[Стрелец (знак зодиака)|Стрелец]]
| + | |
- | | Человек
| + | |
- | | всё убивающая [[зима]]
| + | |
- | | юг
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:Leo.svg|50px|center]]
| + | |
- | | [[Лев (знак зодиака)|Лев]]
| + | |
- | | Лев
| + | |
- | | всепожирающая [[осень]]
| + | |
- | | запад
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:Taurus.svg|50px|center]]
| + | |
- | | [[Телец (знак зодиака)|Телец]]
| + | |
- | | Бык
| + | |
- | | питающее [[лето]]
| + | |
- | | север
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Файл:Meuble héraldique Pégase ruant.svg|50px|center]]
| + | |
- | | [[Пегас (созвездие)|Пегас]]
| + | |
- | | Орёл
| + | |
- | | [[весна]]
| + | |
- | | восток
| + | |
- | |}
| + | |
- | [[Морозов, Николай Александрович (революционер)|Николай Морозов]] в своей работе «''Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса''» представил связь библейских животных с четырьмя [[созвездие|созвездиями]].<ref>Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. С. 44-47</ref> Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии, рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.<ref>[http://www.biblicalstudies.ru/Books/Podosinov5.html «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света // Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов: Их происхождение и значение]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём странам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений [[Иероним Стридонский|Иеронима Стридонского]] ([[IV век]])
| + | |
- | | + | |
- | Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие [[Скорпион (созвездие)|Скорпиона]]<ref>Gunkel H. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Göttingen, 1903. P. 47</ref> или [[Водолей (созвездие)|Водолея]], орёл — созвездие Скорпиона.<ref>Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930. P. 700</ref>
| + | |
- | <br clear=all />
| + | |
- | | + | |
- | == Источник образов ==
| + | |
- | | + | |
- | Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в [[Шумеро-аккадская мифология|вавилонской мифологии]], где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
| + | |
- | * Бык — атрибут верховного бога [[Мардук]]а ([[Юпитер (мифология)|Юпитер]]) | + | |
- | * Лев — бога войны [[Нергал]]а ([[Марс (мифология)|Марс]]) | + | |
- | * Орёл — бога ветра [[Нинурта]] ([[Сатурн (мифология)|Сатурн]]) | + | |
- | * Человек — бога мудрости [[Набу]] ([[Меркурий (мифология)|Меркурий]]) | + | |
| | | |
- | Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг ищет отдалённый источник этих эмблем в четырёх знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орёл — со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла.
| |
| [[Файл:Louvre assyrian gate DSC00911.jpg|thumb|210px|left|<center>Бычий [[колосс]] (деталь ассирийских ворот; имеет тело льва, бычьи копыта, крылья орла и лицо человека)</center>]] | | [[Файл:Louvre assyrian gate DSC00911.jpg|thumb|210px|left|<center>Бычий [[колосс]] (деталь ассирийских ворот; имеет тело льва, бычьи копыта, крылья орла и лицо человека)</center>]] |
| При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены [[колосс]]ы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — {{Библия|Иез|1:9}}).<ref name="skab1"> | | При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены [[колосс]]ы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — {{Библия|Иез|1:9}}).<ref name="skab1"> |
- | {{книга|автор = Скабалланович М. Н.|заглавие = Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения|место = Мариуполь|год = 1904 |страницы = 41}}</ref> Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли [[кариатида|кариатид]], поддерживающих [[свод]]ы (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — {{Библия|Иез|1:22}}). Русский богослов, профессор [[Скабалланович, Михаил Николаевич|М. Н. Скабалланович]] сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.<ref>{{книга|автор = Скабалланович М. Н.|заглавие = Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения|место = Мариуполь|год = 1904 |страницы = 42}}</ref> | + | {{книга|автор = Скабалланович М. Н.|заглавие = Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения|место = Мариуполь|год = 1904 |страницы = 41}}</ref> Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли [[кариатида|кариатид]], поддерживающих [[свод]]ы (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — {{Библия|Иез|1:22}}). Известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.<ref>{{книга|автор = Скабалланович М. Н.|заглавие = Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения|место = Мариуполь|год = 1904 |страницы = 42}}</ref> |
- | | + | |
- | === Аналоги в других традициях ===
| + | |
- | [[Файл:Leontocephaline-Ostia.jpg|thumb|120px|<center>[[Митра]]</center>]]
| + | |
- | Как указывает энциклопедия символов: «''тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырем сторонам [[мировое Древо|мирового древа]]; это хозяева и стражи „четырех сторон света“, образы божественного покровительства, защиты от хаоса''».<ref name="энц">[http://sigils.ru/symbols/tetramo.html Энциклопедия символов и знаков]</ref> Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:
| + | |
- | * В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — [[дракон]], [[феникс]], [[тигр]], [[черепаха]]. Аналогичные фигуры имеются на печатях [[Мохенджо-Даро]].
| + | |
- | * Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются [[ваханы]] (ездовые животные богов) и [[локапалы]] — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
| + | |
- | * В [[Шумер]]е функции тетраморфов выполняли лев, орёл, [[павлин]] и бык.
| + | |
- | | + | |
- | В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:
| + | |
- | * чёрная черепаха, белый [[тигр]], малиновый феникс, зелёный дракон (Юго-Восточная Азия);
| + | |
- | * орёл, вол, лев, человек (Ассирия, Древний Израиль);
| + | |
- | * орел, [[слон]], дракон, [[рыба]] (Древняя Греция),
| + | |
- | * [[ястреб]], [[шакал]], [[обезьяна]], человек (Древний Египет).
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, сын древнеегипетского бога [[Гор]]а изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в [[индуизм]]е четыре головы имеет [[Брахма]]. В изображении бога [[Митра|Митры]] также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.
| + | |
- | | + | |
- | [[Коран]] в 71 [[Сура (Коран)|суре]] «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка [[Нух]]а ([[Ной|Ноя]]): «''сказали [своим единоверцам]: „Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува', ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!“''».<ref>Коран 71:23</ref> Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об [[идол]]ах имевших форму человека (женщины), льва, коня и орла.<ref name="skab1"/>
| + | |
- | | + | |
- | == Храмы ==
| + | |
- | * Церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа) находится в верхнем пролёте лестницы в [[Храм Гроба Господня|Храме Гроба Господня]] в [[Иерусалим]]е, принадлежит [[Эфиопская православная церковь|Эфиопской православной церкви]].<ref>[http://www.blagos.ru/newspaper/archives/85/ierusalim.htm Храм Гроба Господня В Иерусалиме]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Изображения в культуре ==
| + | |
- | [[Файл:Meister des Rabula-Evangeliums 001.jpg|thumb|250px|<center>Вознесение Христа <br />([[Евангелие Рабулы]], [[VI век]]). Христос возносится на тетраморфе с огненными колесами, Крылья тетраморфа покрыты глазами</center>]]
| + | |
- | Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колеснице в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырех животных. То есть Христос изображался в [[мандорла|мандорле]], по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским [[херувим]]ам и [[серафим]]ам, тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырех сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.<ref name="izobr">[http://www.nsad.ru/index.php?issue=48§ion=10019&article=1062 Как изобразить непостижимое?]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.
| + | |
- | | + | |
- | === В Западной Европе ===
| + | |
- | [[Файл:Bourges Cathedral exterior 006.JPG|thumb||left|<center>Тимпан собора в Бурже</center>]]
| + | |
- | Часто символы евангелистов изображали на [[тимпан]]ах и [[портал (архитектура)|порталах]] храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.
| + | |
- | | + | |
- | Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.<ref name="энц"/>
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина [[Рафаэль|Рафаэля]] «Видение пророка Иезекииля».
| + | |
- | | + | |
- | === В православии ===
| + | |
- | Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтири XI века на миниатюре с Христом, венчающим [[Ярополк Изяславич|Ярополка]] и его жену Ирину (Гертруду). Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря ([[1345 год]]), разрушенного во время Великой Отечественной.<ref name="сим"/>
| + | |
- | | + | |
- | В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними.<ref>[http://old-rus.narod.ru/prav.html Устройство православного храма]</ref> В иконе «[[Единородный Сыне]]» Спас держит в руке небольшой тетраморф.
| + | |
- | | + | |
- | В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов (например, на [[Царские Врата|Царских Вратах]] [[иконостас]]а), а также в составе сложных иконографических композиций, таких как [[Спас Вседержитель|Спас в силах]], [[Неопалимая Купина]] и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.<ref>Алексеев С. В. Зримая истина. М., 2003. ISBN 5765425178 С. 130</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Прочее отражение в культуре ===
| + | |
- | [[Файл:Jean Dodal Tarot trump 21.jpg|thumb|left|125px|Карта Таро «Мир»]]
| + | |
- | [[Файл:Bloemaert-four-evangelists.jpg|thumb|300px|<center>Четыре евангелиста ([[Блумарт, Абрахам|А. Блумарт]], [[1615 год]])</center>]]
| + | |
- | * Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми [[масонство|масонами]].
| + | |
- | * В [[колода Таро|колоде Таро]] символы евангелистов располагаются по углам Старших Арканов — «Повозка», «Колесо судьбы» и «Мир».
| + | |
- | * Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне [[Город золотой (песня)|Город золотой]], на стихи [[Волохонский, Анри|Анри Волохонского]]:
| + | |
- | {{цитата|<poem>
| + | |
- | Одно — как жёлтый огнегривый лев,
| + | |
- | Другое — вол, исполненный очей,
| + | |
- | С ними золотой орёл небесный,
| + | |
- | Чей так светел взор незабываемый.
| + | |
- | </poem>
| + | |
- | }}
| + | |
- | <br clear=all />
| + | |
| | | |
| == Примечания == | | == Примечания == |
Строка 287: |
Строка 85: |
| | | |
| ==См. также== | | ==См. также== |
- | * [[Символы святых]]
| + | |
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
| {{commonscat|Four Living Creatures}} | | {{commonscat|Four Living Creatures}} |
Строка 390: |
Строка 188: |
| | страницы = | | | страницы = |
| }} | | }} |
- | {{Апокалипсис}}
| |
- | [[Категория:Мифические существа]]
| |
- | [[Категория:Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса]]
| |
- | [[Категория:Каббала]]
| |
- | [[Категория:Еврейская мифология]]
| |
- | [[Категория:Иконография]]
| |
- | [[Категория:Евангелисты]]
| |
- | [[Категория:Персонажи Откровения]]
| |
| | | |
- | [[ca:Tetramorf]] | + | [[Категория:Еврейская мифология]] |
- | [[de:Evangelistensymbole]] | + | [[Категория:Библейские сюжеты]] |
- | [[en:Tetramorph]]
| + | |
- | [[es:Tetramorfos]]
| + | |
- | [[fr:Tétramorphe]]
| + | |
- | [[it:Tetramorfo]]
| + | |
- | [[pt:Tetramorfos]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
Ученые предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез.1:9).[6] Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез.1:22). Известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.[7]