|
|
(22 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{IsFromWiki}}
| + | #redirect [[:ej:Еврейское право («мишпат иври»)]] |
- | | + | |
- | '''Еврейское право''' ({{lang-he|מִשְׁפָּט עִבְרִי}}, ''мишпат иври'') — совокупность [[Религия|религиозных]] норм [[иудаизм]]а, имеющих [[Право|правовой]] характер; одна из [[Конфессия|конфессиональных]] форм [[Религиозное право|религиозного права]].
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, Еврейское право можно рассматривать как нормативную часть Устного Учения (Талмуда), которое включает в себя также [[Агада|Агаду]]: древние сказания и легенды, нравоучительные истории, притчи, мудрые изречения.
| + | |
- | | + | |
- | В классификации, предпринятой Рене Давидом, еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с мусульманским правом и индусским правом отдельное научное направление и область применения.
| + | |
- | | + | |
- | В юридической географии мира, на сегодняшний день, еврейское право действует в Израиле, и то, в очень ограниченном объёме, так как Израиль светское государство.
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение термина ==
| + | |
- | Термин появился в начале XX века в кругах еврейской интеллигенции, стремившейся к национальному возрождению и рассматривавшей [[Галаха|Галаху]] в качестве национально-самобытной правовой системы.
| + | |
- | | + | |
- | «Еврейское право» — один из возможных переводов с иврита выражения מִשְׁפָּט עִבְרִי, где первое слово имеет также значение «суд», «правосудие», «судопроизводство», «решение суда», «закон», «обычай», «суждение» и т. д. Используется главным образом для обозначения нормативной части Галахи, регламентирующей отношение человека к другим людям и обществу в целом, а также взаимоотношений государства и его граждан.
| + | |
- | | + | |
- | Многие исследователи считают этот термин недостаточно корректным, поскольку сама Галаха никак не отличает эти нормативные установления от остальных и придаёт всем им без исключения один и тот же, исходящий из повелений Бога и базирующийся на незыблемом фундаменте Письменного Закона, религиозно-ритуальный смысл. Невозможность выделить в Галахе религиозный и светский аспекты, а тем более ритуальную, правовую и моральные части подтверждается [[Десять Заповедей|Десятью заповедями]], где предписания религиозные («''Да не будет у тебя других богов помимо Меня''…»), моральные («''Чти отца и мать твою''…»), а также законы уголовного права («''Не убивай''», «''Не кради''») не только соседствуют, но и имеют одинаковое обоснование и силу.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам Древнего Востока — древнеаккадского города-государства [[Эшнунн]]а (1900 г. до н. э.), вавилонского царя [[Хаммурапи]] (1792—1750 гг. до н. э.), [[Ассирия|Ассирии]] (1400—1110 гг. до н. э.), [[хетты|Хеттского государства]] (1400—1300 гг. до н. э.) и [[Ноао-Вавилонское царство|Ново-Вавилонского царства]] (VI в. до н. э.)
| + | |
- | | + | |
- | Историю еврейского права можно разделить на два основных этапа:
| + | |
- | * Эпоха до составления Талмуда;
| + | |
- | * Эпоха после составления Талмуда;
| + | |
- | | + | |
- | # Первый Этап принято делить в научной литературе на следующие периоды:
| + | |
- | ## Библейский период — до [[Ездра|Эзры]] и [[Неемия|Нехемьи]] (приблизительно, середина V века до н. э.);
| + | |
- | ## Период от Эзры и Нехемьи и до периода так называемых пар (160 г. до н. э.). Значительную часть этого периода принято называть периодом книжников.<ref>Но в последнее время раздаются обоснованные возражения против термина «книжники» применительно к учёным данного периода, так как для этого названия нет серьёзных обоснований в талмудических источниках.</ref>
| + | |
- | ## Период Пар (от 160 г. до н. э. да начала новой эры). Этот период включает в себя Пар учёных, народных руководителей и знатоков Галахи (их имена упоминаются в первой главе трактата «Поучения отцов» и во второй главе трактата «Хагига»).
| + | |
- | ##: Среди знатоков Галахи, которых мы знаем по именам из талмудической литературы периода, предшествовавшего «Парам», — [[Симон Праведный]] из «последних мужей» Великого Собрания и [[Антигон из Сохо]]. После последнего «Парного» наси Гилеля это звание унаследовал его сын Шимеон, а затем — сын Шимеона [[Раббан Гамлиэль старший]].
| + | |
- | ## Период [[танаим]] (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г. н. э.). В этот период действовало пять поколений учёных, начиная с рабана Шимеона бен Гамлиэля и его современников и до рабби Иегуды Ганаси, редактора Мишны. Учёные последующего, шестого, поколения, к которым причисляют Хию Великого и его современников, были связующим звеном между периодом танаим и периодом амораим. От этого периода кодифицированной Мишны до нас дошли сборники Мидрашей и Барайты.
| + | |
- | ## Период [[амораим]] (от 220 г. до конца V века). В этот период в Эрец-Исраэль жили и действовали пять поколений амораим (до конца IV века), а в Вавилоне — семь поколений амораим. Этот период обогатил двумя Талмудами — Иерусалимским и Вавилонским.
| + | |
- | ## С конца седьмого поколения вавилонских амораим начинается переходный этап к периоду савораим (интерпретаторов). Он длится до конца VI века, а по мнению некоторых историков — до середины VII века. Эти учёные занимались, главным образом, завершением редактирования Вавилонского Талмуда, установлением правил окончательного решения (в пользу одного из вариантов) и законодательством.
| + | |
- | # Второй этап после завершения Талмуда принято делить на следующие периоды:
| + | |
- | ## Период [[гаоны|гаонов]] (геоним). Он длился от конца периода савораим, примерно, до 1040 года, то есть до середины X века. Этот период получил название от почётного звания «гаон» (выдающийся учёный) — официальный титул глав ешив в Суре и в Пумбадите (Вавилония) того времени. Большую часть этого периода вавилонские ешивы остаются духовным центром всего еврейства, и их решения, как и ответы гаонов на запросы с мест, имели силу непреложного закона в большинстве еврейских общин. Гаоны стремились сделать Вавилонский Талмуд главным источником Галахи для всего еврейства, и это им удалось.
| + | |
- | ##: К числу наиболее известных гаонов относятся: Иегудаи, рав Амрам, [[Саадия Гаон]], рав Шмуэль бен Хофни, рав Шрира и его сын рав Гай.
| + | |
- | ##: В середине XI века закончился большой исторический период, когда существовал единый духовный центр для всей еврейской диаспоры. Отныне у каждого из центров появились свои руководители и учителя. Правда, и в дальнейшем сохранялась связь между разными центрами, и время от времени появлялись на горизонте выдающиеся личности, авторитет которых был гораздо большим и непреложным в ряде еврейских центров. Но гегемонии одного центра пришёл конец, и это имело далеко идущие последствия для развития еврейского права.
| + | |
- | ##: В период гаонов появились в еврейском праве первые признаки разделения галахической литературы на три разновидности, сохранившиеся и поныне: «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (сборники решений мудрецов по конкретным случаям); «Галахот и Поским» (сборники галахических и судебных постановлений).
| + | |
- | ## Раввинский период. Он начинается сразу после периода гаонов. В раввинском периоде, с точки зрения еврейского права, отмечают три этапа.
| + | |
- | ### Этап [[ришоним]] (первых раввинов) — от XI и до XVI века, то есть до появления р. [[Каро, Йосеф|Иосефа Каро]] (Испания) и его знаменитого труда «[[Шулхан арух]]» («Накрытый стол») и рабби Моше Исерлеса из Кракова, автора капитального труда «Мапа» («Скатерть»), одного из величайших представителей польского семейства. Это классический этап раввинского периода, в котором гармонически сочетаются все три источника еврейского права — «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (еврейское прецедентное право), Галахот и Поским, связанные с кодификацией еврейского права. Начало этого этапа ознаменовалось расцветом испанского центра, в конце же наблюдается закат его и возвышение других центров — в Эрец-Исраэль, в странах Османской империи, в Польше и Литве.
| + | |
- | ### Этап [[ахароним]] (последних раввинов) — от Иосефа Каро и Исерлесе и до конца XVIII века и движения эмансипации. На этом этапе продолжается литературное творчество во всех упомянутых выше областях. Но особого расцвета достигает жанр «Вопросов и Ответов». От этого этапа к нам дошло много сборников Постановлений различных еврейских общин. Развитие и теоретическое обоснование этого источника права приходится на предыдущие этапы, но наибольшее количество дошедших до нас сборников падает именно на этот этап. Завершается он крутым поворотом в развитии еврейского права в связи с наступлением так называемой эмансипации и потерей судебной автономии.
| + | |
- | ### Этап потери еврейской судебной автономии начался в конце XVIII века. С точки зрения еврейского права его разделяют на три ступени:
| + | |
- | #### От конца XVIII века до начала XX века, то есть от потери судебной автономии до начала национального возрождения.
| + | |
- | #### От начала XX века и до образования Государства Израиль.
| + | |
- | #### От образования Государства Израиль и до наших дней.
| + | |
- | | + | |
- | : Исторический путь развития еврейского права от начала потери судебной автономии качественно резко отличается от предшествующего периода. Эти перемены вызвали к жизни новые проблемы, имеющие мало общего с теми, которые стояли перед нами до конца XVIII века.
| + | |
- | | + | |
- | == Статус в Израиле ==
| + | |
- | Существенная особенность правовой системы современного [[Израиль|Государства Израиль]] — включение в неё элементов еврейского религиозного права ([[Галаха|Галахи]]), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.<ref name="Baglai">''Конституционное право зарубежных стран.'' Под общей редакцией члена-корреспондента [[Российская академия наук|РАН]], профессора [[Баглай, Марат Викторович|М. В. Баглая]], Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1023.</ref> Область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус.<ref name="Baglai" /> Под юрисдикцией религиозных судов (еврейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния ([[брак]], [[развод]], [[погребение]]). В юрисдикцию раввинатских судов входит также утверждение [[гиюр]]а. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию [[БАГАЦ|Высшего суда справедливости Израиля]] ({{lang-he|בית משפט גבוה לצדק}}, [[БАГАЦ]]).
| + | |
- | | + | |
- | Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом [[статус-кво]], сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинатских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу ([[Шаббат]]) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать [[квасное]] ([[хамец]]) в [[Песах]]; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. [[Закон о возвращении]]).
| + | |
- | | + | |
- | Часть юристов полагает, что, пока существуют раввинатские суды, Государство Израиль нельзя идентифицировать как «еврейское и демократическое», поскольку понятие «правовое демократическое государство», по их мнению, несовместимо с концепцией галахическо-теократического государства.<ref name="Baglai" />
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов Государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников ([[Талмуд]], [[Галаха]] и т. д.)
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * Менахем Элон «Еврейское право» Санкт-Петербург, Юридический центр Пресс, 2002
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | * [http://www.chassidus.ru/library/halacha/business/index.htm Рабби С. Вогшал Тора и бизнес]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|13299|Право еврейское}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право| ]]
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Mishpat Ivri]]
| + | |
- | [[he:משפט עברי]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |