Kofman (Обсуждение | вклад) |
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | КА́ЛИШЕР Цви Хирш (Kalischer, Zvi Hirsch; 1795, Лисса, Пруссия, ныне Лешно, Польша, – 1874, Торн, Пруссия, ныне Торунь, Польша), раввин, поборник еврейского национального возрождения в Эрец-Исраэль. Ученик видных раввинов своего времени [[Рабби Яаков из Лиссы|рабби Я‘акова из Лиссы]] (Лорбербаума; около 1760–1832) и [[Р.Акива Игер|р.А. Игера]].
| + | #redirect [[:ej:Калишер, Цви Гирш]] |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | == Жизнь ==
| + | |
- | | + | |
- | Калишер родился в Лиссе (Лешно) в Прусской провинции Позен. Получил талмудическое образование от рабби [[ Яаков из Лиссы|Яакова из Лиссы]] и рабби [[ Акива Игер|Акивы Игера]] из Позена (Познань). После женитьбы уехал из Лиссы и обосновался в Торуне, где провел всю жизнь. Принимал активное участие в деятельности еврейской общины, бесплатно исполняя обязанности раввина. Источником существования семьи служил скромный доход от лавки, которую содержала жена Калишера.
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | == Труды ==
| + | |
- | | + | |
- | Калишер - втор двух трудов, посвященных галахическим вопросам: «Эвен бохан» («Пробный камень», 1843), «Мознаим ла-мишпат» («Весы правосудия», 1855)и религиозно-философского трактата «Эмуна иешара» («Праведная вера», часть 1, 1843, часть 2, 1862). Кроме того, он автор комментария на пятикнижие "Сефер а брит", комментария к пасхальной аггаде "Сефер йациат мицраим" и хидушим к нескольким трактатам Талмуда. Два собрания произведений Калишера, посвященных вопросам заселения Эрец-Исраэль, изданы в 1943 и 1947 гг. (последнее, наиболее полное, с предисловием И. Клаузнера).
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | == Взгляды на заселение Эрец Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | Главным делом жизни Калишера была проповедь идеи заселения Эрец-Исраэль. В полемике со сторонниками реформизма в иудаизме Калишер, отстаивая строгое следование религиозной традиции и отводя в ней особое место вере в пришествие Мессии и соблюдению мицвот, связанных с Эрец-Исраэль, уделял много внимания и проблемам современности. В противоположность господствовавшим в еврействе его времени взглядам, Калишер считал, что не только приход Мессии принесет избавление, но и целенаправленные человеческие усилия. Поэтому возвращение в Эрец-Исраэль и занятие там продуктивным трудом (особенно сельскохозяйственным) он рассматривал как естественный акт спасения, за которым наступит чудесное избавление в конце времен. Вначале Калишер видел главный путь к избавлению в соблюдении мицвот, связанных с Эрец-Исраэль, и в особенности в возрождении жертвоприношений еще до прихода Мессии и восстановления Храма, а впоследствии — в самом возвращении в Эрец-Исраэль. Интерпретируя в этом духе как талмудические (см. [[Талмуд]]), так и каббалистические (см. [[Каббала]]) источники, Калишер говорит о возможности приблизить избавление человеческими усилиями, так как, по его словам, не следует думать, что Господь внезапно сойдет с небес на землю, чтобы сказать своему народу: «Идите!», или вдруг пошлет своего Мессию с неба, чтобы трубить в большой рог для изгнанников Израиля, и соберет их в Иерусалиме, и обнесет его огненной стеной, и Храм Божий спустится с высот, как обещал Он через рабов Своих, пророков.
| + | |
- | | + | |
- | Опираясь на традиционные толкования, Калишер говорит, что вначале в Эрец-Исраэль прибудут отдельные благочестивые люди и соберутся на Святой горе в Иерусалиме. Когда поселятся там многие, Господь внемлет их молитве и приблизится срок избавления.
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | == Книга "Дришат Цион" ==
| + | |
- | | + | |
- | На взгляды Калишера оказал влияние рост национальных движений в Европе; Калишер упрекал евреев в отсутствии стремления к национальной независимости. Калишер поддержал попытку Х. Лурье (1821–78) создать во Франкфурте-на-Одере общество по заселению Эрец-Исраэль (1860). Изданная этим обществом книга Калишера «[[Дришат Цион]]» («Стремление к Сиону», 1862) в течение многих лет служила главным средством внедрения в среду ортодоксального еврейства идеи возвращения в Эрец-Исраэль. В этой книге Калишер подробно изложил свою теорию естественной и чудесной стадий избавления. Естественная стадия должна возродить ишув и поставить его на здоровую экономическую основу вместо пожертвований из-за границы (см. [[Халука]]). Практические предложения Калишера по подготовке политической и экономической почвы для заселения Эрец-Исраэль отличаются реализмом: он предлагает создать из пожертвований богатых евреев ([[Ротшильд,Э.Дж.|Э.Дж. Ротшильда]], [[М. Монтефиоре ]] и других) фонд для приобретения земель в стране и добиваться от турецкого султана фирмана (указа), способствующего расширению еврейского поселения. Предложения Калишера во многих пунктах предвосхищают действительный путь заселения страны впоследствии (например, сочетание общественного и частного хозяйства). Особое внимание Калишер уделил необходимости подготовки вооруженной охраны будущих поселений, а также предусматривал создание сельскохозяйственных училищ для обучения молодого поколения.
| + | |
- | | + | |
- | Книга Калишера оказала большое влияние на современников, в частности на М. Гесса, который включил отрывки из нее в дополнения к своей книге «Рим и Иерусалим».
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | == Проповедь по заселению Эрец Исраэль. Сельскохозяйственная школа в Микве Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | После выхода «Дришат Цион» Калишер долгое время путешествовал по Европе, старался заинтересовать руководителей европейского еврейства идеей возвращения в Эрец-Исраэль и вступал в полемику с ее противниками. Занимая критическую позицию в отношении филантропической деятельности ортодоксальных раввинов Германии в пользу Эрец-Исраэль, Калишер верил, что лишь переход к сельскому хозяйству в крупных масштабах может решить экономические проблемы ишува и помочь созданию прибежища преследуемым в Европе евреям. Шагом к осуществлению идеала Калишера было создание сельскохозяйственной школы в Микве Исраэль (1870); Калишер даже намеревался поселиться там по приглашению директора школы И. (Ш.) Неттера, однако его намерению не суждено было осуществиться.
| + | |
- | | + | |
- | Сын Калишера, Зеев Вольф, на деньги, собранные отцом, приобрел участок земли (вблизи так называемой гробницы Рахили, недалеко от Бет-Лехема), оставшийся, впрочем, незаселенным. Большинству религиозных современников Калишера мысль о приближении избавления силами самого еврейского народа казалась вызовом основам традиционного иудаизма, который ожидал возрождения Эрец-Исраэль лишь с приходом Мессии. Провидческие идеи Калишера, высказанные за несколько десятилетий до возникновения политического сионизма, предвосхищают мировоззрение А. И. Кука и деятельность представителей религиозного течения в сионизме, преодолевших разрыв между сионистским движением и еврейской религиозной традицией (см. [[Мизрахи]]).
| + | |
- | | + | |
- | <br>
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | Jewish Encyclopedia article on Tzebi Hirsch Kalischer http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=56&letter=K
| + | |
- | | + | |
- | Online version of Drishat Zion at HebrewBooks.org http://hebrewbooks.org/38529
| + | |
- | | + | |
- | PDF of Genesis with Sefer ha-Brit commentary http://hebrewbooks.org/39847
| + | |
- | | + | |
- | <br>статья заимствована из Электронной Еврейской Энциклопедии с незначительными изменениями
| + | |