|
|
(19 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Неадекватная_статья}} | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
| + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
| + | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |
| + | |УРОВЕНЬ=1 |
| + | |КАЧЕСТВО= |
| + | |АВТОР1= |
| + | |АВТОР2= |
| + | |АВТОР3= |
| + | |ВИКИПЕДИЯ= |
| + | |ПРОЕКТ= |
| + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
| + | |ПОДТЕМА= |
| + | |ДАТА СОЗДАНИЯ=12/11/2010 |
| + | }} |
| | | |
| '''Фарисеи''' ({{lang-he|פְּרוּשִׁים}}, ''перушим'', ''прушим'') — религиозно-общественное течение в [[Иудейское царство|Иудее]] в эпоху [[Второй Храм|Второго Храма]], одно из трёх направлений иудаизма, описывемых [[Иосиф Флавий|Иосифом Флавием]]. Учение фарисеев лежит в основе [[Галаха|Галахи]] и современного [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. | | '''Фарисеи''' ({{lang-he|פְּרוּשִׁים}}, ''перушим'', ''прушим'') — религиозно-общественное течение в [[Иудейское царство|Иудее]] в эпоху [[Второй Храм|Второго Храма]], одно из трёх направлений иудаизма, описывемых [[Иосиф Флавий|Иосифом Флавием]]. Учение фарисеев лежит в основе [[Галаха|Галахи]] и современного [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. |
| + | |
| + | После разрушения Храма и в средние века — секта аскетов; с начала 19 в. — принятое в Эрец-Исраэль обозначение последователей [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залмана]] (так называемого Виленского Гаона), противников [[Хасидизм|хасидизма]]. |
| | | |
| == Происхождение названия == | | == Происхождение названия == |
| | | |
- | Название «фарисеи» возникло в начале II века до н. э. | + | Название «фарисеи» возникло в начале II века до н. э. Слово «прушим» является производным от корня {{lang-he|פרש}}, имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся». |
- | Слово «Фарисеи» является производным от корня {{lang-he|פרש}}, имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся». | + | |
- | Изначально это было прозвище (в смысле "отступники", "еретики"), данное им их противниками [[саддукеи|саддукеями]], но впоследствии оно приобрело уважительный оттенок. [http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e5/1005286.htm?text=%D4%E0%F0%E8%F1%E5%E8]
| + | Некоторые учёные полагают, что изначально это было прозвище (в смысле "отступники", "еретики"), данное им их противниками [[саддукеи|саддукеями]], но впоследствии оно приобрело уважительный оттенок. |
| + | |
| + | Другие исследователи полагают, что понятие связано с повествованием [[ТаНаХ]]а о возвращении из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]]: «...сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все, отделившиеся к ним от нечистоты народов земли, чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву»<ref>{{Библия|Езд|6:21}}, {{Библия|Езд|9:1}}, {{Библия|Езд|10:11}}; {{Библия|Неем|10:28}}</ref>. Согласно этому объяснению, «отделение» началось размежеванием с иноплеменниками и продолжалось до «отделения» от [[Ам-hа-Арец|ам-hа-арец]] ("обычных людей"), причем особый упор делался на законы о [[Чистота И Нечистота Ритуальные|ритуальной чистоте и нечистоте]]. В этой трактовке название «фарисеи» не имело отрицательных коннотаций. |
| + | |
| + | == Источники сведений о фарисеях == |
| + | |
| + | Бо́льшая часть сведений о фарисеях, равно как и об их идейно-политических противниках [[саддукеи|саддукеях]], содержится в сочинениях [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], у законоучителей [[Талмуд]]а и в [[Новый Завет|Новом завете]]. Иосиф Флавий, сочинения которого предназначались для грекоязычного читателя, говорит о фарисеях как об одной из трех, наряду с [[саддукеи|саддукеями]] и [[ессеи|ессеями]], еврейских «сект» или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своем изложении Иосиф уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами». Законоучители Талмуда по большей части излагают [[галаха|галахические]] дискуссии фарисеев. |
| | | |
| == Истоки учения == | | == Истоки учения == |
| | | |
- | Возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени [[Ездра|Ездры]].
| + | Иосиф Флавий сообщает, что фарисеи и две другие «секты» сложились в правление [[Ионатан Хасмоней|Йонатана Хасмонея]], но сам Иосиф говорит об участии этих «сект» в общественной жизни начиная только со времени [[Иоанн Гиркан I|Йоханана Гиркана I]]. Вместе с тем, исследователи склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения '''хасидеев''', упоминаемых в [[Маккавеев Книги|книгах Маккавеев]]. Фарисеев называли «мудрыми и знающими в разъяснении законов»; в Новом завете они упоминаются вместе с "книжниками" ([[софрим]]). |
| | | |
- | До самого [[вавилонское пленение|вавилонского пленения]] шла непрерывная борьба между [[коэны|священниками]] и [[пророки|пророками]].
| + | Традиционная еврейская трактовка видит в прушим (фарисеях) прямых наследников традиции толкования Торы, восходящей к [[Моше]], и поэтому не ставит вопрос об истоках их учения. |
- | Священники, из убеждения или из личных выгод, стояли исключительно за обрядовую религию, включая культ [[жертвоприношения|жертвоприношений]], в то время как пророки проповедовали, что угодить Богу можно только безусловной правдой и любовью к ближнему.
| + | |
- | Из самой сущности этического [[монотеизм]]а вытекает также, что благодать нравственного усовершенствования не может быть уделом одного только израильского народа; богоизбранность его только в том и заключается, что он первый постиг истину и потому призван сделать её достоянием всего человеческого рода.
| + | |
- | Когда, по возвращении из [[вавилонское пленение|вавилонского пленения]], голос пророков замолк и живой источник этической религии иссяк, еврейский народ оказался недостаточно ещё подготовленным для высокой роли, которую предназначали ему пророки.
| + | |
- | Ввиду его малочисленности и рассеянности между другими народами, ему угрожала опасность раствориться в них и исчезнуть вместе со своими идеалами.
| + | |
- | Тогда-то в еврействе возникло новое направление, представителем которого был [[Ездра]], видевший спасение народа в строгом исполнении Моисеева закона, представляющего гармоническое сочетание обрядовой религии священников и этической религии пророков.
| + | |
- | Созданное Ездрой [[Великое собрание|всенародное собрание]] письменным договором подтвердило обязательность Моисеева закона во всех его подробностях на вечные времена.
| + | |
- | Народ действительно стал подчиняться закону с щепетильной добросовестностью, считая одинаково важными как высокие нравственные принципы, в нём изложенные, так и те многочисленные, чисто внешние обряды, которые рассчитаны были лишь на изолирование еврейского народа от всех окружающих.
| + | |
- | Универсальные идеи пророков сохранились лишь в виде народных идеалов, осуществление которых отодвинуто было на неопределённый срок, до так называемого [[Мессия|Мессианского времени]].
| + | |
| | | |
- | Но [[закон Моисея]], рассчитанный на изолирование еврейского народа от древних языческих народов, вскоре оказался недостаточным для изолирования его от новых народов, — сначала [[персы|персов]], потом [[Древняя Греция|эллинов]], — с которыми ему приходилось сталкиваться.
| + | == Учение фарисеев == |
- | По отношению к персам это казалось необходимым ввиду того, что дуализм [[Зороастр]]а по духовной сущности своей гораздо ближе подходит к [[монотеизм]]у евреев, чем семитические культы [[Ваал]]а и [[Астарта|Астарты]], и следовательно опасность слияния была больше.
| + | |
- | Ещё большая опасность стала угрожать еврейской религии со времени появления греков на Востоке, не вследствие сходства мировоззрений, а ввиду необычайной привлекательности жизнерадостного [[эллинизм]]а.
| + | |
- | В защиту еврейского религиозного строя духовным руководителям народа приходилось устанавливать дополнения к закону, в виде целой системы охранительных запретов, соответственно новым обстоятельствам жизни.
| + | |
- | Однако, с воцарением [[Маккавеи|Маккавеев]] и вступлением еврейского народа на путь политической жизни обнаружилось несогласие между жизнью и древним законом.
| + | |
| | | |
- | Еврей не мог не только обедать вместе с язычником или с [[самаритяне|самаритянином]], но даже выпить у них немного воды.
| + | === Устный Закон === |
- | С указанными законами связано было ещё одно зло, прямо угрожавшее целости и единству еврейского народа: они могли быть соблюдаемы лишь высшим, более обеспеченным классом народа.
| + | {{main|Устная Тора}} |
- | У низших, трудовых классов не хватало ни досуга, ни специальных знаний для их соблюдения; высшие классы стали чуждаться народной массы, в особенности [[мытарь|мытарей]], не ели с ними вместе, не входили в дом их, как это видно из многих мест [[Талмуд]]а и [[Новый Завет|Нового Завета]] (например {{Библия|Мф|9:9|—21}} и параллельные места).
| + | В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял [[Устная Тора|Устный Закон]]. Как пишет Иосиф Флавий, «Фарисеи обнародовали несколько [[Галаха|hалахот]], основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти hалахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе». |
| | | |
- | Таким образом, законы, имевшие целью изолирование евреев от язычников, стали изолировать одних евреев от других.
| + | Однако из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, однако настаивали, чтобы эти толкования были записаны (примером таких кодифицированных толкований служит саддукейская «Книга наказаний»). Фарисеи категорически отвергли это требование («hалахот не записывают в книгу») и потому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний»<ref>Мегилат Таанит и Схолион к ней, 4 тамуза</ref>. |
- | Подобные же противоречия между законами и жизнью обнаружились по поводу строгого соблюдения субботнего покоя и ещё резче — в сфере уголовного права.
| + | |
- | Моисеев закон наказывает чисто религиозные преступления смертной казнью или так называемым «истреблением из среды народа», которое, по-видимому, означало изгнание (aquae et ignis interdictio).
| + | |
- | Это не соответствовало более высокому представлению о религии, по которому задача последней — увещевать и наставлять, а не карать.
| + | |
- | Такое представление о религии вошло в понятие народа ещё со времени [[Иезекииль (пророк)|Иезекииля]], который говорит от имени Бога: {{ВЗ2|Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?|Иез|18:23}}
| + | |
| | | |
- | == Разделение на ессеев, саддукеев и фарисеев ==
| + | Согласно фарисейской доктрине, [[Тора]], которую Бог дал [[Моше]] (Моисею), включала как Письменный, так и [[Устная Тора|Устный Закон]]: Божественные откровения, зафиксированные в [[Тора|Пятикнижии]], дополненные и разъясненные [[Пророки И Пророчество|пророками]] и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы. |
| | | |
- | Все эти и многие другие ещё противоречия между буквой древнего закона и жизнью служили главной исходной точкой для образования трёх древнееврейских сект.
| + | В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы |
- | [[Саддукеи]], к которым принадлежала почти вся родовая и денежная аристократия, считали Божественный закон неизменяемым и настаивали на исполнении его во всей его строгости; для облегчения его тягости они требовали лишь отмены всех тех дополнений и наслоений, которые он получил в народной практике.
| + | |
- | [[Ессеи]] также считали закон неизменяемым, но так как условия жизни в стране перестали отвечать древнему закону, то они предпочитали удаляться от этой жизни и уходили в пустыню и в деревню, где ничто не мешало им доводить соблюдение Моисеева закона до крайней щепетильности.
| + | |
| | | |
- | Третью секту образовали фарисеи.
| + | === Свобода выбора === |
- | Это были люди, вышедшие из глубины народной массы и поднявшиеся на её поверхность благодаря своему умственному развитию.
| + | |
- | Фарисейское движение сформировалось в борьбе против контролировавших храмовый ритуал саддукеев.
| + | Теологические разногласия между «школами» были связаны с проблемой свободы выбора. В отличие от ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, и саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, фарисеи считали, что все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека<ref>[[Пиркей Авот]] 3:15</ref>. Бог любит свои создания и требует от человека исполнять данный ему закон. Бог вложил в человека два противоположных импульса — благой и дурной — и, заповедав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. |
- | Возникновение в этот период синагогальной литургии было, по-видимому, выражением стремления фарисеев подорвать религиозную монополию саддукеев: религиозный ритуал и молитва, которые исконно были частью храмового культа, стали отправлять в домах, а ученые, не принадлежавшие к священническому сословию, начали играть важную роль в религиозной жизни народа.
| + | |
- | В вопросах внутренней политики они всегда стояли на стороне народа против посягательств господствующего класса; поэтому народ доверял им и следовал во всем их учению.
| + | «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем» <ref>[[Вавилонский Талмуд]], Шабат 10а.</ref>. Отсюда вытекали разногласия в сфере эсхатологии: в противоположность саддукеям, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в [[Воскресение Из Мёртвых|воскресение из мертвых]] перед наступлением царства Божия ([[Олам hа-Ба|"грядущего мира"]]). В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы. |
- | Из любви к народу и из уважения к древним традициям они признали обязательность всех постановлений законоучителей и всех народных обычаев, совокупность которых получило название «устного закона», в противоположность писанному — Моисееву.
| + | |
- | Признавая, подобно саддукеям, неизменяемость Божественного закона, они, в противоположность им, считали, что закон существует для того, чтобы его добросовестно исполняли, однако основная цель законодательства — служить благу людей.
| + | |
- | Лозунгом фарисеев было: «закон для народа, а не народ для закона». Эта цель ясно указана самим Моисеем: {{ВЗ2|Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив|Лев|18:5}}.
| + | |
- | При этом фарисеи прибавляли: «''… будет жив ими, а не умрёт из-за них''».
| + | |
| | | |
| == Общественно-политическая деятельность фарисеев == | | == Общественно-политическая деятельность фарисеев == |
| | | |
- | Заслугой фарисеев в истории еврейского религиозного сознания было охранение иудаизма от поглощения парсизмом или эллинизмом.
| + | Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и [[первосвященник]]а, им сразу же поверят»). Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами». |
- | В лице лучших представителей своих ([[Гиллель]] и др.) фарисеи вновь подняли еврейское религиозноэтическое учение на ту высоту, на которую оно было поставлено великими пророками.
| + | |
- | Достойно, однако, внимания, что суровые порицания Иисуса были чаще направлены против фарисеев, чем против саддукеев: богатые и надменные саддукеи были так далеки от царства Божия, что напрасно было их призывать к нему.
| + | |
- | В особенности порицал Иисус лицемеров, которые, впрочем, обличаются и в Талмуде самими фарисеями.
| + | |
| | | |
- | Как партия с определившимся направлением, фарисеи впервые выступают на историческую арену при царе и [[первосвященник]]е [[Иоанн Гиркан|Иоанне Гиркане]].
| + | Относительно образа жизни фарисеев Флавий отмечает, что «''они ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям''». |
- | В начале секта имела резкую политическую окраску.
| + | |
- | О первом столкновении фарисеев с домом [[Маккавеи|Маккавеев]] [[Иосиф Флавий]] и Талмуд единогласно рассказывают следующее. | + | == Отношения фарисеев и династии Хасмонеев == |
| + | |
| + | О первом столкновении фарисеев с домом [[Хасмонеи|Хасмонеев]] [[Иосиф Флавий]] и Талмуд единогласно рассказывают следующее. |
| Вернувшись после победоносных войн в [[Иерусалим]], Иоанн пригласил к себе на пир выдающихся фарисеев, о которых один из саддукеев говорил ему, что они настроены против него, и, оказав им большие почести, старался вызвать их на откровенность. | | Вернувшись после победоносных войн в [[Иерусалим]], Иоанн пригласил к себе на пир выдающихся фарисеев, о которых один из саддукеев говорил ему, что они настроены против него, и, оказав им большие почести, старался вызвать их на откровенность. |
- | Все рассыпались в восторженных похвалах ему, но один из них сказал Гиркану: если ты действительно хочешь быть праведным, откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся царской короной. | + | Все рассыпались в восторженных похвалах ему, но один из них сказал Гиркану: если ты действительно хочешь быть праведным, откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся царской короной<ref>Вавилонский Талмуд, Кидушин 66а</ref>. |
- | Причиной к этому послужили слухи, которые набрасывали тень на легальность рождения Гиркана. | + | Причиной к этому послужили слухи, которые набрасывали тень на легальность рождения Гиркана. Возмущённый первосвященник тут же предал оскорбителя суду его товарищей. Те присудили его к ударам плетью и к заточению. «''За простое оскорбление'', говорит Флавий, ''они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более, что фарисеи были вообще мягкосердечны при назначении наказания''». Саддукеи воспользовались снисходительным приговором, как доказательством, что оскорбление нанесено было с ведома и согласия всех фарисеев и довели дело до полного разрыва между Гирканом и его прежними советниками. |
- | Возмущённый первосвященник тут же предал оскорбителя суду его товарищей. | + | |
- | Те присудили его к ударам плетью и к заточению. | + | |
- | «''За простое оскорбление'', говорит Флавий, ''они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более, что фарисеи были вообще мягкосердечны при назначении наказания''». | + | |
- | Саддукеи воспользовались снисходительным приговором, как доказательством, что оскорбление нанесено было с ведома и согласия всех фарисеев и довели дело до полного разрыва между Гирканом и его прежними советниками. | + | |
| | | |
| По воззрению фарисеев сан первосвященника и царская власть действительно не могли и не должны были соединяться в одном лице. | | По воззрению фарисеев сан первосвященника и царская власть действительно не могли и не должны были соединяться в одном лице. |
| Соединение духовной и светской власти в одном лице противоречило и Моисееву закону, и историческим традициям. | | Соединение духовной и светской власти в одном лице противоречило и Моисееву закону, и историческим традициям. |
- | В древности царская корона была неразрывно связана с обязанностями полководца — а человек, руки которого были обагрены человеческой кровью, не мог молитвенно возносить эти руки к Богу.
| |
| | | |
| Оппозиция фарисеев Маккавеям перешла в открытое народное восстание при [[Александр Яннай|Александре Яннае]]. | | Оппозиция фарисеев Маккавеям перешла в открытое народное восстание при [[Александр Яннай|Александре Яннае]]. |
Строка 86: |
Строка 79: |
| Это объясняется тем, что фарисеи мирную и спокойную жизнь по закону Моисея всегда ставили выше политической самостоятельности. | | Это объясняется тем, что фарисеи мирную и спокойную жизнь по закону Моисея всегда ставили выше политической самостоятельности. |
| | | |
| + | === Фарисеи при Ироде и римлянах === |
| При [[Ирод I Великий|Ироде]] (37-4 до н. э.) политическая роль фарисеев совершенно прекратилась и они сосредоточили всю свою деятельность на исследовании Торы. | | При [[Ирод I Великий|Ироде]] (37-4 до н. э.) политическая роль фарисеев совершенно прекратилась и они сосредоточили всю свою деятельность на исследовании Торы. |
- | Незадолго до нашей эры фарисеи разделились на два лагеря, хотя не враждебных, но значительно отличавшихся друг от друга по своим воззрениям: школу [[Гиллель|Гиллеля]] и школу [[Шамай|Шамая]]. | + | Незадолго до н.э. фарисеи разделились на два лагеря, хотя не враждебных, но значительно отличавшихся друг от друга по своим воззрениям: школу [[Гиллель|Гиллеля]] и школу [[Шамай|Шамая]]. |
| Строгие шамаиты крепче держались буквы закона и не допускали такой свободы толкования, какую допускали гиллелиты. | | Строгие шамаиты крепче держались буквы закона и не допускали такой свободы толкования, какую допускали гиллелиты. |
| Последние — может быть, благодаря высоким нравственным качествам своего учителя, — восторжествовали и их мнения были приняты народом как религиозные нормы. | | Последние — может быть, благодаря высоким нравственным качествам своего учителя, — восторжествовали и их мнения были приняты народом как религиозные нормы. |
Строка 94: |
Строка 88: |
| Его воззрения на религию характеризуются следующим фактом. | | Его воззрения на религию характеризуются следующим фактом. |
| К основателю другой фарисейской школы, [[Шаммай|Шамаю]], обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». | | К основателю другой фарисейской школы, [[Шаммай|Шамаю]], обратился однажды язычник с просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот сообщил ему все содержание еврейской религии, «пока он будет стоять на одной ноге». |
- | Шамай, отличавшийся особенным [[ригоризм]]ом по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. | + | Шамай, отличавшийся особенной строгостью по отношению к религиозным обрядностям, прогнал его. |
- | Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «''что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — в этом весь Закон; все остальное же — комментарии к нему''». | + | Когда язычник обратился с той же просьбой к Гиллелю, тот ответил ему: «''что тебе неприятно, того не делай твоему ближнему — в этом весь Закон; все остальное же — комментарии к нему''»<ref>Вавилонский Талмуд, Шабат 31а</ref>. |
| | | |
| За несколько лет до окончательного падения [[Иерусалим]]а из среды фарисеев выделились две политических партии: миролюбивые последователи Гиллеля проповедовали мир с [[Рим]]ом во что бы то ни стало, в то время как последователи Шамая образовали партию [[Зелоты|зелотов]] (ревнителей), которые были душою восстания народа против римлян и довели Иудею до полного разгрома (70 г. н. э.). | | За несколько лет до окончательного падения [[Иерусалим]]а из среды фарисеев выделились две политических партии: миролюбивые последователи Гиллеля проповедовали мир с [[Рим]]ом во что бы то ни стало, в то время как последователи Шамая образовали партию [[Зелоты|зелотов]] (ревнителей), которые были душою восстания народа против римлян и довели Иудею до полного разгрома (70 г. н. э.). |
| В то самое время, когда еврейский народ лишался своего политического центра, раби [[Йоханан бен Закай|Йоханану бен Закаю]] удалось создать для него духовный центр в виде академии в Явне, где было положено основание талмудическому еврейству. | | В то самое время, когда еврейский народ лишался своего политического центра, раби [[Йоханан бен Закай|Йоханану бен Закаю]] удалось создать для него духовный центр в виде академии в Явне, где было положено основание талмудическому еврейству. |
| | | |
- | == Учение фарисеев ==
| |
- | === Суть учения ===
| |
- |
| |
- | Бо́льшая часть сведений о фарисеях, также как и об их идейно-политических противниках [[саддукеи|саддукеях]], содержится в сочинениях [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], который происходил из дома [[коэны|священник]]ов.
| |
- | Почти все его родственники были саддукеями, но, после тщательного изучения всех трёх сект, он примкнул к фарисейской, которую описывает как философскую школу, сравнивая её с греческой школой [[стоицизм|стоиков]].
| |
- | В догматическом отношении фарисеи, по его словам, «''всё совершающееся ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы''».
| |
- | В этом отношении они занимали середину между [[ессеи|ессеями]], которые всё приписывали [[предопределение|предопределению]], и [[Саддукеи|саддукеями]], которые признавали абсолютную [[Свобода воли|свободу воли]] и утверждали, что судьба человека находится всецело в его собственных руках.
| |
- |
| |
- | В своём изложении Иосиф Флавий уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между тремя «философскими школами».
| |
- | Он говорит об участии этих «сект» в общественной жизни начиная только со времени Гиркана I Иоханана.
| |
- | Вместе с тем, исследователи склонны рассматривать фарисеев в качестве идейных наследников более раннего движения [[хасидеи|хасидеев]], упоминаемых в книгах Маккавеев.
| |
- |
| |
- | Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят»).
| |
- | Флавий отмечает человеколюбие фарисеев, которые «''желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами''».
| |
- | Фарисеев называли «''мудрыми и знающими в разъяснении законов''», и на основании этого некоторые исследователи склонны считать фарисеев наследниками ''софрим'' (писцов).
| |
- |
| |
- | В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял Устный Закон.
| |
- | Как пишет Иосиф Флавий, «''Фарисеи обнародовали несколько предписаний, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти предписания, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе''».
| |
- | Теологические разногласия между «школами» были связаны с проблемой свободы выбора.
| |
- | В отличие от ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, и саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, фарисеи считали, что все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека, ибо «и предначертание помогает ему во всяком деле».
| |
- | Бог любит свои создания и требует от человека исполнять данный ему закон.
| |
- | Бог вложил в человека два противоположных импульса — благой и дурной — и, заповедав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни.
| |
- | «''Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем''»<ref>[[Талмуд]], Шаббат 10а</ref>.
| |
- | Относительно образа жизни фарисеев Флавий отмечает, что «''они ведут строгую жизнь и отказываются от всяких удовольствий. Они следуют лишь тому, что разум признает за благо. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям''».
| |
- |
| |
- | Согласно фарисейской доктрине, Тора, которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъяснённые пророками и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения.
| |
- | Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.
| |
- | В противоположность саддукеям, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия.
| |
- | В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.
| |
- |
| |
- | Особую ценность фарисеи придавали духовно-религиозному сплочению народа, они старались приводить религиозное законодательство в соответствие с условиями существования еврейского народа, основываясь на толковании Священного Писания.
| |
- | Так, поскольку предписываемые Торой наказания за преступления не соответствовали моральному и общественному сознанию фарисеев, они путем истолкования Торы обусловили эти законы такими оговорками, которые практически делали их применение невозможным.
| |
- | Конечной целью фарисеев в сфере уголовного законодательства была отмена смертной казни, поскольку преступника, по их мнению, следовало предоставить воле Бога.
| |
- |
| |
- | Из [[талмуд]]ической литературы мы узнаем, что фарисеям удалось почти совершенно отменить [[смертная казнь|смертную казнь]].
| |
- | Может быть именно потому фарисеи в качестве судей были, в отличие от саддукеев, «вообще ''весьма снисходительными при назначении наказаний''».
| |
- | «''Фарисеи верят в бессмертие души; за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заточению, а добродетельные имеют возможность вновь воскреснуть''».
| |
- | Флавий характеризует фарисеев как «''искуснейших толкователей закона''», прибавляя, что «''фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество положений, которые не входят в состав Моисеева законодательства, между тем как секта саддукеев совершенно отвергает все эти наслоения, признавая обязательность одного Писанного Закона''».
| |
- |
| |
- | [[Саддукеи]] как секта, политическая по преимуществу, прекратили своё существование вместе с прекращением государственной жизни Иудеи; [[ессеи]] как секта, чисто религиозная и всегда державшаяся вдали от всяких политических треволнений, в значительной части своей примкнули к учению Иисуса и образовали первые иудеохристианские общины в [[Иудея (римская провинция)|Иудее]]; фарисеи же, слившись с народом, положили основание [[Талмуд]]ическому еврейству.
| |
| Идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, и фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма. | | Идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, и фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма. |
| | | |
- | === Методы толкования === | + | == Иисус христианства и фарисеи == |
- | | + | Отношение Нового завета к фарисеям неоднозначно: [[Иисус]] обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии<ref>Матф. 23:4–7, 14, 25–29</ref>, однако его критика направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению<ref>Матф. 23:3</ref>. Текст Нового завета свидетельствует о связи раннего [[Христианство|христианства]] с учением фарисеев, в особенности тех из них, которые признавали примат этических норм в религии. Подобно фарисеям, Иисус утверждал веру в [[Воскресение Из Мёртвых|воскресение из мертвых]] (см. ниже). В Новом завете наряду с критикой фарисеев содержатся и положительные высказывания о некоторых из них<ref>например, Лука 13:31; Деян. 5:34–40</ref>. [[Павел Из Тарса|Павел из Тарса]] с гордостью называл себя фарисеем, сыном фарисея<ref>Деян, 23:6</ref>. |
- | Методы толкования, бывшие в употреблении у фарисеев, весьма разнообразны, но они все могут быть сведены к двум категориям:
| + | |
- | # диалектический метод и
| + | |
- | # метод введения символических фикций.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Диалектический метод ====
| + | |
- | Вот пример первой категории.
| + | |
- | В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] есть закон о «строптивом сыне».
| + | |
- | В силу этого закона, отец может в судебном порядке подвергнуть своего сына смертной казни за непослушание даже в том случае, когда отсутствует другое преступление, наказуемое смертью.
| + | |
- | Именно этим законом, вероятно, и воспользовался свирепый царь [[Ирод]], заставив саддукейский [[синедрион]] приговорить к смерти двух его сыновей от Мариамны, раньше присуждённой им к смерти за мнимую неверность.
| + | |
- | И вот, начинается толкование закона.
| + | |
- | В нём говорится о сыне — значит он неприменим ни к дочери, ни к малолетним, ни к двум сыновьям; речь идёт об отце и матери — значит они оба должны быть в живых и оба должны быть согласны на наказание сына.
| + | |
- | В этом духе текст толкуется дальше и из него выводится, что для применения данного закона необходимо, чтобы отец и мать оба были здоровы, не страдали каким-нибудь уродством, оба достойны были друг друга и, наконец, чтобы оба обладали одним и тем же тембром голоса.
| + | |
- | Это, конечно, абсурд — но речь идёт о спасении молодых людей от произвола родителей, которые в минуту запальчивости могут совершить поступок, о котором сами потом будут сожалеть, как это действительно случилось с Иродом.
| + | |
- | Закон не отменён, но превращён в мёртвую букву.
| + | |
- | | + | |
- | Подобным образом разбирают фарисеи и известный закон: «''око за око, зуб за зуб''».
| + | |
- | Око за око, говорили фарисеи, но не жизнь за око.
| + | |
- | Потерпевший лишился глаза, но он остался жив; если же вырезать глаз у обидчика, то может случиться, что рана осложнится опасным воспалением, которое повлечет за собою смерть обидчика — и выйдет «жизнь за око».
| + | |
- | Следовательно, «око за око» невозможно понимать буквально, а лишь в смысле «стоимости ока за око».
| + | |
- | | + | |
- | ==== Метод введения символических фикций ====
| + | |
- | А вот пример толкования посредством введении фикции.
| + | |
- | По Моисееву закону каждый 7-й год называется [[Шмита|субботним годом]]: поля и виноградники не обрабатываются, а то, что земля приносит самопроизвольно, считается общим достоянием, которым бедные и пришельцы могут пользоваться наравне с хозяином ({{Библия|Лев|25:1|-7}}).
| + | |
- | Кроме того, с наступлением субботнего года уничтожаются все долговые обязательства, что установлено было с целью предупредить порабощение неимущих за долги ({{Библия|Втор|15:1|-3}}; {{Библия2|Втор|1:7|7-11}}).
| + | |
- | Этот последний закон, благодетельный в своё время, стал впоследствии вреден, парализуя [[кредит]], необходимый для развития торговли и промышленности.
| + | |
- | Известный фарисей [[Гиллель]] установил институт «''просбул''», заключающийся в том, что кредитор в конце 6-го года подаёт в суд письменное заявление, в котором он фиктивно передаёт полагающуюся ему сумму суду; а так как по закону субботним годом уничтожаются только долги частным лицам, но не долги общественным учреждениям, то кредитор получает возможность взыскать свои деньги после субботнего года.
| + | |
- | | + | |
- | Такие же фикции были введены фарисеями в сфере религиозных обрядов для смягчения чрезмерной строгости в соблюдении законов субботнего покоя и в особенности законов ритуальной чистоты.
| + | |
- | | + | |
- | Фарисеизм был, таким образом, настоящей реформой Моисеева закона, но реформой постепенной, замаскированной, постоянно считавшейся с старыми традициями и консервативными элементами общества.
| + | |
- | | + | |
- | == В Новом Завете ==
| + | |
- | По признанию большинства исследователей, [[Новый Завет]] является одним из ценных источников сведений о фарисейском иудаизме первой половины [[I в.]]<ref>См., в частности, [[:en:David Flusser|David Flusser]], ''Jewish Sources in Early Christianity'', New York: Adama Publisher, 1987.</ref> С одной стороны, авторы Евангелий уделяют много внимания полемике Иисуса христианства с фарисеями.
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, само фарисейское учение оказало существенное влияние на развитие новозаветного богословия, в частности, богословия [[Апостол Павел|апостола Павла]]<ref name="sand">См., в частности, книги Э. П. Сандерса ([[:en:E. P. Sanders|E. P. Sanders]]) ''Paul and Palestinian Judaism'' 1977 SCM Press; Павел, закон и еврейский народ, М.: РОССПЭН, 2006; ''Jesus and Judaism'' 1985 SCM Press, и др.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Сравнение различных новозаветных книг между собой и с другими имеющимися источниками, в том числе талмудическими текстами и трудами Иосифа Флавия и еврейских историков, является одним из важных инструментов исследования истории и учения фарисейского иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время, свидетельства новозаветных книг требуют критического подхода, поскольку во многом написаны в рамках полемики возникающего христианства с «ортодоксальным» иудаизмом и не могут рассматриваться как беспристрастные исторические сочинения.
| + | |
- | В частности, с точки зрения т. н. теории «[[История традиций|истории традиций]]» ({{lang-de|Traditionsgeschichte}}), приводимые в Новом Завете факты и высказывания должны быть подвергнуты критическому анализу на основе разработанных историками критериев аутентичности<ref>{{книга
| + | |
- | |автор=
| + | |
- | |заглавие = Толкование Нового Завета: сборник эссе о принципах и методах
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 2004
| + | |
- | |издательство = Библия для всех
| + | |
- | |isbn = 5-7454-0835-9
| + | |
- | |страницы = 196—216
| + | |
- | }}
| + | |
- | </ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Анализ учения фарисеев в Новом Завете и Талмуде ===
| + | |
- | Часто в Новом Завете фарисеям приписываются взгляды, совершенно не соответствующие учению фарисеев, изложенному в [[Талмуд]]е.
| + | |
- | | + | |
- | === В Евангелиях ===
| + | |
- | Отношения Иисуса с фарисеями изображены в Евангелиях неоднозначным образом.
| + | |
- | С одной стороны, Иисус говорит о необходимости соблюдать всё, чему учат фарисеи, критикуя их за то, что они сами не целиком соблюдают то, чему учат: {{НЗ2|на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают|Мф|23:2}}.
| + | |
- | Иисус, как и фарисеи (и в отличие от саддукеев — {{Библия|Деян|23:8}}), проповедует воскресение из мёртвых и признаёт существование ангелов и духов.
| + | |
- | | + | |
- | При этом Иисус предупреждает своих учеников: {{НЗ2|берегитесь закваски фарисейской|Мф|16:6}}<ref>См. также {{Библия|Мр|8:15}}</ref>.
| + | |
- | В [[Евангелие от Матфея|Евангелии от Матфея]] эти слова понимаются апостолами как критика учения фарисеев ({{Библия|Мф|16:12}}), в то время как в [[Евангелие от Луки|Евангелии от Луки]] сам Иисус истолковывает «''закваску фарисейскую''» как лицемерие ({{Библия|Лк|12:1}}).
| + | |
- | В притче о молитве фарисея и мытаря ({{Библия|Лк|12:1|-14}}) он осуждает уверенность в своей праведности и презрение к грешникам, которую выражала молитва фарисея.
| + | |
- | | + | |
- | С самого начала проповеди [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] и Иисуса фарисеи изображены в Евангелиях в качестве одних из основных их критиков.
| + | |
- | Фарисеи отправляют делегацию к Иоанну Крестителю с вопросом, на каком основании тот крестит, не будучи ни Мессией, ни [[пророк Илия|Илией]], ни Пророком.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее полно отношения Иисуса с фарисеями изображены в синоптических Евангелиях.
| + | |
- | Всего исследователи насчитывают в них около 19 [[перикопа|перикоп]], говорящих о полемике между Иисусом и фарисеями<ref>Mар. 2:15—17 и параллельные места, 2:23—26 и пар., 3:1—6 и пар., 7:1—8 и пар., 8:11—13 и пар., 10:2—9 и пар., 12:13—17 и пар.; Матф. 9:32—34/12:22—24, 21:33—46, 22:31—40, 22:41—46, 23:1—36 и пар.; Лук. 5:17—26, 7:36—50, 14:1—6, 15:1—7, 16:14—15, 17:20—21, 19:37—40 (Robert A. Wild 'The Encounter between Pharisaic and Christian Judaism: Some Early Gospel Evidence', ''Novum Testamentum'', 27, 1985, pp. 105—124)</ref>.
| + | |
- | В Евангелии от Иоанна, наиболее позднем из Евангелий, написанном, в соответствии с преобладающей в настоящее время датировкой, через два десятилетия после разрушения Храма, оппоненты Иисуса чаще обозначаются как вообще «Иудеи», хотя в ряде мест используется и слово «фарисеи».
| + | |
- | | + | |
- | Другим разногласием Иисуса с некоторыми из фарисеев было отношение к богатству.
| + | |
- | Среди фарисеев, как и среди других иудеев, было распространено представление, что богатство является свидетельством благосклонности Бога к человеку<ref>Епископ Мефодий (В. Н. Кульман) [http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/evangelie_matfeia_ep_mefody_2.htm Святоотческое толкование на Евангелие от Матфея.]</ref>, в то время как Иисус учил: «Не можете служить Богу и маммоне<ref>Богатству</ref>».
| + | |
- | {{НЗ2|Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
| + | |
- | Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом|Лк|16:13|-15}}.
| + | |
- | В своей последующей притче он изобразил богатого в аду, а нищего Лазаря, который «''желал напитаться крошками, падающими со стола богача''» — на лоне Авраама.
| + | |
- | Материальное богатство в учении Иисуса не имеет большой ценности, а желание к умножению богатства представляет собой опасность для человека — {{НЗ2|смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения|Лк|12:15}}.
| + | |
- | Богатство может быть препятствием в служении ближним (история с богатым юношей в Мф.19:16-24).
| + | |
- | По словам Иисуса, {{НЗ2|удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие|Мф|19:24}}.
| + | |
- | Поэтому он призывал не к накоплению богатства, а к благотворительности: {{НЗ2|продавайте имения ваши и давайте милостыню|Лк|12:33}}.
| + | |
- | При этом он говорил {{НЗ2|когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди|Мф|6:2}}.
| + | |
- | Его слова о лицемерах в синагогах могли рассматриваться также как прямой намек на фарисеев, поскольку книжники-фарисеи пользовались значительным влиянием в синагогах.
| + | |
- | В то же время многие комментаторы считают, что обвинение в сребролюбии больше касалось саддукеев, чем собственно фарисеев.
| + | |
- | | + | |
- | По причине частого обличения Иисусом показного и демонстративного благочестия фарисеев, понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе часто употребляется как синоним лицемерия.
| + | |
- | Критикуя демонстративное благочестие, Иисус призывал фарисеев к внутреннему очищению: {{НЗ2|Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их|Мф|23:25|,26}}.
| + | |
- | Когда его тайно посетил влиятельный фарисей Никодим, один из начальников Иудейских, Иисус адресовал именно ему эти слова: {{НЗ2|истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия|Иоан|3:3}}.
| + | |
- | Впоследствии многие и из начальников уверовали в Иисуса {{НЗ2|но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги|Иоан|12:42}}.
| + | |
- | А сам Никодим позже на собрании фарисеев высказывался в защиту Иисуса: {{НЗ2|Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?|Иоан|7:51}} и пожертвовал на похороны Иисуса состав из смирны и алоя ({{Библия|Иоан|19:39}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Конфликты Иисуса и фарисеев согласно Евангелиям ====
| + | |
- | | + | |
- | * Фарисеи возмущаются тем, что Иисус исцеляет во все дни, не исключая субботы.
| + | |
- | * Обвиняют Иисуса в богохульстве после того, как он сказал расслабленному больному: «Прощаются тебе грехи твои».
| + | |
- | * Когда Иисус стал знаменитым [[экзорцист]]ом, некоторые из фарисеев утверждают, что он изгоняет бесов силою [[Веельзевул]]а.
| + | |
- | * Спрашивают учеников Иисуса, почему их учитель ест и пьёт с мытарями и грешниками.
| + | |
- | * Вместе с учениками Иоанна Крестителя спрашивают Иисуса, почему его ученики не постятся в то время, как они постятся много.
| + | |
- | * Когда ученики Иисуса срывали колосья в субботний день, спрашивали Иисуса, почему они не соблюдают субботу.
| + | |
- | * Спрашивают Иисуса, почему его ученики не соблюдают предание старцев и едят хлеб неумытыми руками.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Иисус и фарисеи: интерпретации исследователей ====
| + | |
- | | + | |
- | Описываемая в Евангелиях полемика между Иисусом и фарисеями по-разному интерпретируется исследователями Нового Завета.
| + | |
- | Среди широко распространённых точек зрения на эту проблему можно отметить следующие:
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению ряда исследователей, Иисус и сам был фарисеем <!-- запятая не нужна: есть обобщение -->и его споры с ними носят характер исключительно «внутренней полемики»<ref>Традиция рассмотрения Иисуса как фарисейского проповедника восходит, во многом, к трудам еврейского исследователя XIX века, раввина Авраама Гейгера ([[:en:Abraham Geiger|Abraham Geiger]]) и находит сторонников и в настоящее время. Например, известный историк Хаим Маккоби ([[:en:Hyam Maccoby|Hyam Maccoby]]) в книге «Фарисей Иисус» (2003) делает вывод, что в условиях возрастающей эллинизации, романизации и паганизации христианства первоначальный образ Иисуса — типичного фарисейского харизматического проповедника — оказался во многом забыт.<!--Обзор разных точек зрения по этому опросу см. http://community.livejournal.com/christ_v_judai/48543.html-->
| + | |
- | </ref>, причём полемика эта относится не к учению, а к поведению фарисеев как не соответствующему их собственному учению (что и составляет бичуемое Иисусом «лицемерие»). Более того, по мнению этих исследователей, Иисус потому и обличает поведение фарисеев, что с их учением он согласен, но многие из них, включая часть их руководителей, это учение лишь провозглашали, но не реализовывали. Таким образом, критика Иисусом фарисеев представляет собой хорошо известную в истории религии ситуацию, когда молодой харизматичный лидер выступает против «окостеневшего и деградировавшего истеблишмента» его собственной религии. Он в этом случае уделяет внимание не столько совпадению по религиозным принципам с этим истеблишментом (то есть своему нахождению в рамках той же самой религиозно-философской доктрины), но сосредотачивается на полемическом заострении критики — что столетиями позже, при переносе его слов из контекста этого «внутреннего спора» в контекст чужой культуры, создает обманчивое впечатление религиозного разрыва. При этом надо отметить, что почти точно такую же критику религиозного истеблишмента периода конца Второго Храма, в том числе критику фарисейского религиозного истеблишмента, можно найти и в самом Талмуде<ref>См., в частности, талмудический список семи типов фарисеев (Сота, 22б), где лишь в конце появляется положительный тип фарисея, большую же часть списка составляют примеры лицемерия.</ref>. Талмуд отмечает, что поведение мудрецов-фарисеев той эпохи во многом не соответствовало их собственному учению, и более того — что это было одной из причин разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]].
| + | |
- | | + | |
- | * По мнению многих исследователей, евангельские рассказы о полемике с фарисеями не отражают реальную ситуацию при жизни Иисуса и, шире, положение христианской общины до разрушения Иерусалимского Храма. Описываемая в Евангелиях полемика представляется проекцией в прошлое споров времён написания Евангелий<ref>Эта позиция отражена, в частности, в книге W. D. Davies and Dale C. Allison, [http://books.google.com/books?hl=ru&id=VQzZc7KYUKgC&dq=william+davies+a+critical+and+exegetical+commentary+on+the+gospel+according+to+saint+matthew&printsec=frontcover&source=web&ots=rdf9RLiQDA&sig=zSUIL6TbKD1_gyJiD8YI1802V4Q#PPP1,M1 ''A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to Saint Matthew''], Continuum International Publishing Group, 2004. Следует отметить, что утверждение о том, что Евангелия не отражают ситуации до разрушения Иерусалимского Храма, плохо сочетается с принятой значительной частью исследователей датировкой Евангелия от Марка временем до разрушения Храма.</ref>. Противники этой точки зрения приводят в качестве одного из основных аргументов тот факт, что полемика и даже открытая вражда между фарисейским иудаизмом и первохристианством может быть прослежена уже в самых ранних новозаветных книгах — посланиях [[апостол Павел|апостола Павла]]<ref name="wright">{{книга
| + | |
- | |автор= Н. Т. Райт ([[:en:N. T. Wright|N. T. Wright]])
| + | |
- | |заглавие = Иисус и победа Бога
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 1996
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-078-9
| + | |
- | |страницы = 339—342
| + | |
- | }}
| + | |
- | </ref>.
| + | |
- | | + | |
- | * Приведённое [[Фарисеи#В Евангелиях|выше]] наставление Иисуса ученикам о необходимости следовать словам книжников и фарисеев ({{Библия|Мф|23:2}}) рассматривается как признание за книжниками и фарисеями знания буквы Закона, но не права на его интерпретацию. Чтобы узнать Моисеев Закон, ученики Иисуса дожны слушать воссевших на «''Моисеевом седалище''» книжников и фарисеев, поскольку в той социальной и религиозной среде, в которой живут последователи Иисуса, такое знание может быть получено только от них. Иисус признаёт фарисеев как проводников, но не учителей (то есть, интерпретаторов) Закона, отказывая в истинности фарисейскому толкованию Закона, проявляющемуся в их делах<ref>Mark Allan Powell, 'Do and Keep What Moses Says (Matthew 23:2-7)', ''Journal of Biblical Literature'', 114, 1995, pp. 419—435</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | * Полемика Иисуса направлена против «предания старцев» — устной Торы, соблюдения которой фарисеи времён Иисуса требовали с особой строгостью<ref>{{ЭЕЭ|14230|Устный Закон}}</ref>. По мнению многих авторов, Иисус отвергал большую часть [[Галаха|Галахи]], хотя и не всё предание в целом. В евангельских текстах, полемика с устным законом проявляется особенно отчётливо в трёх пунктах: соблюдение субботы, ритуальная чистота и обет [[корван]]а. По словам одного из исследователей: «''Если бы Иисус застал более раннюю стадию развития предания, когда оно ещё не успело так разрастись, когда в нём не была ещё так отчётливо выражена тенденция к законничеству и казуистике, — тогда, возможно, Его отношение к преданию в целом было бы более положительным''»<ref name="dunn">{{книга
| + | |
- | |автор = Джеймс Д. Данн.
| + | |
- | |заглавие = Единство и многообразие в Новом Завете
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 1999
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-014-2
| + | |
- | |страницы = [http://www.biblicalstudies.ru/Books/Dann3.html 101—105]
| + | |
- | }}</ref>. В то же время, некоторые исследователи указывают, что в [[синоптические Евангелия|синоптических Евангелиях]] сам Иисус никогда не нарушает предписаний письменного или устного Закона, а ученики его делают это лишь в единичных случаях (как, например, в {{Библия|Лук|6:1|—5}}); предписания же, о которых шёл спор, и которые в {{Библия|Мк|7:2|—9}} фарисеи и книжники называют «преданием старцев», а сам Иисус «преданием человеческим», относились к числу необязательных и не входили в устный Закон. Таким, в частности, было предписание омовения рук перед едой, о котором Иисус спорит с фарисеями в упомянутом выше эпизоде<ref>{{книга
| + | |
- | |автор = Давид Флуссер
| + | |
- | |заглавие = Иисус
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = Челябинск
| + | |
- | |год = 1999
| + | |
- | |издательство = Урал LTD
| + | |
- | |isbn = 5-8029-0049-0
| + | |
- | |страницы = 58—59
| + | |
- | }}. По мнению автора, в {{Библия|Лук|6:1|—5}} и параллельных эпизодах у Марка и Матфея могло произойти искажение первоначальной традиции, в которой речь шла не о срывании колосьев в субботу, безусловно являвшемся нарушением Закона, а о растирании упавших колосьев пальцами или рукой.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | * В полемике Иисуса с фарисеями уже проявляется несовместимость новой вести ([[Проповедь#провозглашение (керигма)|керигмы]]) Иисуса и иудаизма. Этого общего положения придерживается как подавляющая часть традиционной христианской экзегезы, восходящая ещё к первым векам христианства, и во многом представляющая фарисейское учение как косный законнический ритуализм<ref>{{книга
| + | |
- | |автор= Епископ Кассиан (Безобразов)
| + | |
- | |заглавие = [http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/rannee_hristianstvo_ep_kassian.htm Христос и первое христианское поколение]
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 2003
| + | |
- | |издательство = ПСТБИ
| + | |
- | |isbn = 5-7429-0106-2
| + | |
- | |страницы = 54
| + | |
- | }}</ref>, так и часть секулярных библеистов и историков, а также некоторые из еврейских исследователей<ref>Так, Джекоб Ньюзнер ([[:en:Jacob Neusner|Jacob Neusner]]) в книге ''Jews and Christians: The Myth of a Common Tradition'', London: SCM, 1991, представляет Иисуса как основателя совершенно новой религиозной системы.</ref>. В рамках данного понимания проблемы представлены различные точки зрения, по-разному трактующие то, в чём именно проявляется упомянутая выше несовместимость.
| + | |
- | | + | |
- | * Точка, зрения, выраженная, в частности, в книгах Э. П. Сандерса<ref name="sand"/> и Н. Т. Райта, согласно которой причиной конфликта было «''не столкновение абстрактных религиозных или нравственных ценностей и учений, а эсхатологические убеждения и намерения Иисуса''»<ref name="wright">Н. Т. Райт ([[:en:N. T. Wright|N. T. Wright]]), ''Иисус и победа Бога'', М.:ББИ, 1996, стр. 339—342</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Деяниях Апостолов ====
| + | |
- | | + | |
- | Помимо Евангелий, слово «фарисей» употребляется в Новом Завете лишь в одном из Посланий Павла (см. [[Фарисеи#Апостол Павел|ниже]]) и книге Деяний Апостолов, где рассказывается, что:
| + | |
- | | + | |
- | * Фарисей [[Гамалиил]] выступил на суде [[Синедрион]]а в защиту [[апостолы|апостолов]]: {{НЗ2|отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками|Деян|5:34|—38}};
| + | |
- | * Некоторые уверовавшие из числа фарисеев считали, что обращённых язычников следует {{НЗ2|обрезывать и заповедывать соблюдать закон Моисеев|Деян|15:5}};
| + | |
- | * Павел, представ перед судом Синедриона, назвал себя фарисеем, которого судят «''за чаяние воскресения мёртвых''». Эти слова вызвали распрю между саддукеями и фарисеями; последние встали на сторону Павла, говоря: {{НЗ2|ничего худого мы не находим в этом человеке|Деян|23:6|—9}};
| + | |
- | * Представ перед царём [[Ирод Агриппа I|Иродом Агриппой]], Павел также утверждает, что {{НЗ2|жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению|Деян|26:5}}.
| + | |
- | | + | |
- | === Апостол Павел ===
| + | |
- | {{main|Апостол Павел}}
| + | |
- | | + | |
- | В [[Послание к Филиппийцам|Послании к Филиппийцам]], чья подлинность признается подавляющим большинством исследователей, Павел говорит о себе:
| + | |
- | {{НЗ|Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою|Фил|3:4|-7}}
| + | |
| | | |
- | Похожие слова содержатся и в [[Послание к Галатам|Послании к Галатам]] (также признаваемом большинством подлинным и, возможно, самым ранним из Посланий), где Павел сообщает, что {{НЗ2|жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий|Гал|1:13|—14}}.
| + | Сравнение различных новозаветных книг между собой и с другими имеющимися источниками, в том числе талмудическими текстами и трудами Иосифа Флавия и еврейских историков, является одним из важных инструментов исследования истории и учения фарисейского иудаизма. Многие исследователи полагают, что сам Иисус разделял фарисейскую идеологию, и его разногласия с фарисеями были лишь в частностях, а его критика фарисеев немногим отличается от тех критических замечаний, которые можно найти и в Талмуде. |
- | Фарисейское воспитание Павла (Савла) и его участие в первых преследованиях христиан подтверждаются и Деяниями Апостолов (см. выше; в книге Деяний, Савл одобряет побиение камнями [[мученик|первомученика]] [[Стефан Первомученик|Стефан]]а).
| + | {{main|Фарисеи в Новом Завете}} |
- | После обращения, Павел посвящает свою жизнь распространению христианства среди язычников («апостол язычников»).
| + | |
- | При этом он отвергает представление некоторых из апостолов и «уверовавших из фарисеев» о том, что обратившиеся язычники должны быть обрезаны и начать соблюдать закон Моисеев.
| + | |
- | Осуждению подобной практики посвящено, в частности, Послание к Галатам.
| + | |
- | Позиция Павла, по сообщению Деяний, принимается [[Иерусалимский собор|Иерусалимским апостольским собором]].
| + | |
- | От христиан из иудеев Павел не требует отказа от соблюдения отеческих преданий, но, судя по всему, и не считает такое соблюдение обязательным (см., в частности, {{Библия|Гал|6:15}}, {{Библия|1Кор|8:8}}), в чём очевидно расходится с фарисейской традицией.
| + | |
- | Многие исследователи видят в позиции Павла отвержение «''синкретизма христианства с фарисейским иудаизмом''»<ref name="dunn">{{книга
| + | |
- | |автор= Джеймс Д. Данн | + | |
- | |заглавие = Единство и многообразие в Новом Завете
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = М.
| + | |
- | |год = 1999
| + | |
- | |издательство = ББИ
| + | |
- | |isbn = 5-89647-014-2
| + | |
- | |страницы = [http://www.biblicalstudies.ru/Books/Dann3.html 101—105]
| + | |
- | }}</ref>. | + | |
| | | |
- | == Сноски и источники == | + | == Сноски == |
| {{примечания|2|height=200}} | | {{примечания|2|height=200}} |
| | | |
| == См. также == | | == См. также == |
- | | + | * [[Устная Тора]] |
| * [[Саддукеи]] | | * [[Саддукеи]] |
| * [[Ессеи]] | | * [[Ессеи]] |
- | * [[Зелоты]]
| |
| | | |
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
| | | |
- | * {{ЭЕЭ|14252|Фарисеи}} | + | * Иосиф Флавий, [http://lib.ru/POEEAST/FLAWIJ/flavii_voina.txt Иудейская война] (также [http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/index.html здесь] с комментариями). |
- | | + | |
| {{ЭСБЕ}} | | {{ЭСБЕ}} |
- | | + | {{ElevenCopyRight|14252|Фарисеи}} |
| + | [[Категория:Эпоха Второго Храма]] |
| [[Категория:История иудаизма]] | | [[Категория:История иудаизма]] |
| [[Категория:Устный Закон]] | | [[Категория:Устный Закон]] |
- | [[Категория:Талмуд]] | + | [[Категория:Мишна]] |
- | [[Категория:Течения в иудаизме]] | + | [[Категория:Иудейские течения в период Второго Xрама]] |
| + | {{checked_final}} |
После разрушения Храма и в средние века — секта аскетов; с начала 19 в. — принятое в Эрец-Исраэль обозначение последователей Элияху бен Шломо Залмана (так называемого Виленского Гаона), противников хасидизма.
Название «фарисеи» возникло в начале II века до н. э. Слово «прушим» является производным от корня ивр. פרש, имеющего значение «отделяться», «обособляться», и означает «отделившиеся».
Некоторые учёные полагают, что изначально это было прозвище (в смысле "отступники", "еретики"), данное им их противниками саддукеями, но впоследствии оно приобрело уважительный оттенок.
Бо́льшая часть сведений о фарисеях, равно как и об их идейно-политических противниках саддукеях, содержится в сочинениях Иосифа Флавия, у законоучителей Талмуда и в Новом завете. Иосиф Флавий, сочинения которого предназначались для грекоязычного читателя, говорит о фарисеях как об одной из трех, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских «сект» или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своем изложении Иосиф уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами». Законоучители Талмуда по большей части излагают галахические дискуссии фарисеев.
Традиционная еврейская трактовка видит в прушим (фарисеях) прямых наследников традиции толкования Торы, восходящей к Моше, и поэтому не ставит вопрос об истоках их учения.
Однако из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, однако настаивали, чтобы эти толкования были записаны (примером таких кодифицированных толкований служит саддукейская «Книга наказаний»). Фарисеи категорически отвергли это требование («hалахот не записывают в книгу») и потому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний»[2].
В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы
Теологические разногласия между «школами» были связаны с проблемой свободы выбора. В отличие от ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, и саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, фарисеи считали, что все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека[3]. Бог любит свои создания и требует от человека исполнять данный ему закон. Бог вложил в человека два противоположных импульса — благой и дурной — и, заповедав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни.
«Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем» [4]. Отсюда вытекали разногласия в сфере эсхатологии: в противоположность саддукеям, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия ("грядущего мира"). В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.
Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят»). Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами».
О первом столкновении фарисеев с домом Хасмонеев Иосиф Флавий и Талмуд единогласно рассказывают следующее. Вернувшись после победоносных войн в Иерусалим, Иоанн пригласил к себе на пир выдающихся фарисеев, о которых один из саддукеев говорил ему, что они настроены против него, и, оказав им большие почести, старался вызвать их на откровенность. Все рассыпались в восторженных похвалах ему, но один из них сказал Гиркану: если ты действительно хочешь быть праведным, откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся царской короной[5]. Причиной к этому послужили слухи, которые набрасывали тень на легальность рождения Гиркана. Возмущённый первосвященник тут же предал оскорбителя суду его товарищей. Те присудили его к ударам плетью и к заточению. «За простое оскорбление, говорит Флавий, они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более, что фарисеи были вообще мягкосердечны при назначении наказания». Саддукеи воспользовались снисходительным приговором, как доказательством, что оскорбление нанесено было с ведома и согласия всех фарисеев и довели дело до полного разрыва между Гирканом и его прежними советниками.
По воззрению фарисеев сан первосвященника и царская власть действительно не могли и не должны были соединяться в одном лице. Соединение духовной и светской власти в одном лице противоречило и Моисееву закону, и историческим традициям.
Самое счастливое время для фарисеев было девятилетнее царствование вдовы Янная, Соломеи-Александры, когда действительным правителем государства был брат царицы, мудрый и энергичный фарисей Симеон бен Шетах. Полный внешний мир и разделение властей (первосвященником был тогда старший сын царицы, Гиркан II) примирили фарисеев с домом Маккавеев. После смерти Соломеи началась борьба за престолонаследие между её сыновьями, которые кончили тем, что пригласили римского полководца Помпея в качестве третейского судьи, а последний, пользуясь этим, подчинил Иудею верховной власти Рима. Фарисеи также послали депутацию к Помпею с просьбой избавить народ от обоих воюющих между собою братьев и утвердить в Иудее республику, под покровительством Рима. Это объясняется тем, что фарисеи мирную и спокойную жизнь по закону Моисея всегда ставили выше политической самостоятельности.
Идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, и фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма.
Сравнение различных новозаветных книг между собой и с другими имеющимися источниками, в том числе талмудическими текстами и трудами Иосифа Флавия и еврейских историков, является одним из важных инструментов исследования истории и учения фарисейского иудаизма. Многие исследователи полагают, что сам Иисус разделял фарисейскую идеологию, и его разногласия с фарисеями были лишь в частностях, а его критика фарисеев немногим отличается от тех критических замечаний, которые можно найти и в Талмуде.