Майкапар, Самуил Моисеевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{Музыкант |Имя = Самуил Моисеевич Майкапар |Подпись = |Фото = Samue…») |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | |ТИП СТАТЬИ=2 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | {{Музыкант | ||
|Имя = Самуил Моисеевич Майкапар | |Имя = Самуил Моисеевич Майкапар | ||
|Подпись = | |Подпись = | ||
Строка 35: | Строка 50: | ||
В [[1885 год]]у переехал в Петербург и поступил в [[Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова|консерваторию]], где учился как пианист у [[Беньямино Чези]], [[Демянский, Владимир Васильевич|Владимира Демянского]] и И. Вейса, а также в классе композиции [[Соловьёв, Николай Феопемптович|Николая Соловьёва]]. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году). | В [[1885 год]]у переехал в Петербург и поступил в [[Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова|консерваторию]], где учился как пианист у [[Беньямино Чези]], [[Демянский, Владимир Васильевич|Владимира Демянского]] и И. Вейса, а также в классе композиции [[Соловьёв, Николай Феопемптович|Николая Соловьёва]]. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году). | ||
- | + | В 1894–98 гг. совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. Преподавал в Москве (1898–1901), Твери (1901–1903), Лейпциге(1903–1910). Вернулся в Россию по инициативе А. Глазунова, директора Петербургской консерватории, где в 1910–28 гг. вел класс фортепиано (профессор с 1917 г.) и воспитал около 40 профессиональных пианистов. | |
С 1898 по 1901 год выступал в концертах с [[Ауэр, Леопольд Семёнович|Леопольдом Ауэром]] и [[Гржимали, Иван Войтехович|Иваном Гржимали]]. В 1901 основал музыкальную школу в [[Тверь|Твери]]. С [[1903]] по [[1910]], живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. | С 1898 по 1901 год выступал в концертах с [[Ауэр, Леопольд Семёнович|Леопольдом Ауэром]] и [[Гржимали, Иван Войтехович|Иваном Гржимали]]. В 1901 основал музыкальную школу в [[Тверь|Твери]]. С [[1903]] по [[1910]], живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. | ||
Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого [[Танеев, Сергей Иванович|С. И. Танеевым]] московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат [[Бетховен]]а (впервые в 1927 году). | Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого [[Танеев, Сергей Иванович|С. И. Танеевым]] московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат [[Бетховен]]а (впервые в 1927 году). | ||
+ | |||
+ | После революции числился в «консерваторах», главным образом за нежелание одобрить навязанные консерватории реформы (в том числе «отсев» абитуриентов непролетарского происхождения), и в 1928 г. был вынужден уволиться. | ||
+ | |||
+ | == Творческие успехи == | ||
+ | Мастерство и дарование Майкапара — пианиста и композитора — были отмечены [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|А. Рубинштейном]], Э. Григом, [[Энгель, Иоэль|И. Энгелем]]. Значителен вклад Майкапара в создание музыки для детей и юношества; им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки», «Театр марионеток» и др.). Большей частью программного содержания, они написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке. | ||
+ | |||
+ | Майкапар — автор книг: «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития» (1900; 2-е издание — 1915), «Значение творчества Бетховена для нашей современности» (1927), «Годы учения» (1938, первоначальное название «Почему и как я стал музыкантом») — одно из редких в мировой литературе произведений для юных читателей о начале пути концертирующего музыканта. | ||
== Литература == | == Литература == | ||
Строка 47: | Строка 69: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | [[Категория:Караимы]] | |
- | + | [[Категория:Композиторы по алфавиту]] | |
- | + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | |||
[[en:Samuel Maykapar]] | [[en:Samuel Maykapar]] | ||
[[fr:Samouïl Maïkapar]] | [[fr:Samouïl Maïkapar]] | ||
- | [[ja:サムイル・マイカパル]]{{WikiCopyRight}} | + | [[ja:サムイル・マイカパル]] |
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12574|МАЙКАПАР Самуил Моисеевич}} | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 22:12, 15 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Самуил Моисеевич Майкапар | |
Файл:SamuelMaykapar.jpg | |
Дата рождения |
18 декабря 1867 |
---|---|
Место рождения |
Херсон, Российская империя |
Дата смерти |
8 мая 1938 |
Место смерти |
Ленинград, СССР |
Профессии |
композитор, преподаватель Петроградской консерватории |
Инструменты |
фортепиано |
Жанры |
классическая музыка |
Сотрудничество |
София Майкапар |
Самуи́л Моисе́евич Майкапа́р (18 декабря 1867, Херсон — 8 мая 1938, Ленинград) — известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. Дед Александра Майкапара. По происхождению — караим.
Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).
Биография
Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).
В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).
В 1894–98 гг. совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. Преподавал в Москве (1898–1901), Твери (1901–1903), Лейпциге(1903–1910). Вернулся в Россию по инициативе А. Глазунова, директора Петербургской консерватории, где в 1910–28 гг. вел класс фортепиано (профессор с 1917 г.) и воспитал около 40 профессиональных пианистов.
С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.
Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).
После революции числился в «консерваторах», главным образом за нежелание одобрить навязанные консерватории реформы (в том числе «отсев» абитуриентов непролетарского происхождения), и в 1928 г. был вынужден уволиться.
Творческие успехи
Мастерство и дарование Майкапара — пианиста и композитора — были отмечены А. Рубинштейном, Э. Григом, И. Энгелем. Значителен вклад Майкапара в создание музыки для детей и юношества; им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки», «Театр марионеток» и др.). Большей частью программного содержания, они написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке.
Майкапар — автор книг: «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития» (1900; 2-е издание — 1915), «Значение творчества Бетховена для нашей современности» (1927), «Годы учения» (1938, первоначальное название «Почему и как я стал музыкантом») — одно из редких в мировой литературе произведений для юных читателей о начале пути концертирующего музыканта.
Литература
- Александр Майкапар. «Мой дед — Самуил Майкапар» // «Музыкальная Жизнь». — № 12. — 1994.
|
|
---|---|
Художники | Мангуби, Марина Анатольевна • Коджак, Азарий Юфудович • Минаш, Евгения Семеновна |
Газзаны | Султанский, Исаак Мордехаевич • Султанский, Иосиф Исаакович • Леви-Бабович, Тобия Сима • Ельяшевич, Борис Саадьевич • Шапшал, Сергей Маркович • Малецкий, Финеес Аронович • Тирияки, Виктор Захарович |
Общественно-культурные деятели | Эгиз, Ксения Борисовна • • Казас, Борис Ильич • Казас, Илья Ильич • • Мардкович, Александр Маркович • Султанский, Мордехай Иосифович • Фиркович, Авраам Самуилович |
Государственные деятели | Пампулов, Самуил Моисеевич • Крым, Соломон Самойлович • Кефели, Сима Иосифович • Дуван, Семён Эзрович |
ja:サムイル・マイカパル
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАЙКАПАР Самуил Моисеевич в ЭЕЭ