Эфиопские евреи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Караимы» с помощью HotCat)
(Перенаправление на ej:Эфиопские евреи)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Эфиопские евреи]]
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{Неадекватная}}
+
-
 
+
-
[[Изображение:Ethiop-falasha.png|thumb|350px|Примерная территория фалаша в Эфиопии]]
+
-
[[Изображение:Women at kotel.jpg|thumb|250px|Эфиопские женщины у [[Стена Плача|Стены Плача]] в [[Иерусалим]]е]]
+
-
'''Эфиопские евреи''' (''фалаша'' (на языке [[геэз]]) — «пришельцы», «выходцы»; самоназвание ''бета Исраэль'' — «дом Израиля») — [[этнолингвистические группы евреев|этнолингвистическая группа]] (община) евреев, которая до массовой [[Алия (репатриация в Израиль)|алии]] в [[Израиль]] (начало 1980-х гг.) проживала в основном в северной и северо-западной [[Эфиопия|Эфиопии]]. К этому периоду община насчитывала около 45 тыс. человек.
+
-
 
+
-
Эфиопские евреи населяли области вокруг [[озеро Тана|озера Тана]] и к северу от него (например, горы Сымен). Во 2-й половине XX в. они жили примерно в 500 собственных селениях в областях Сымен (Семиен), Дембиа, Секелт и Волкает, главным образом в провинции [[Гондар]] ([[Административное деление Эфиопии|ныне]] [[регион Амхара]], зона Северный Гондэр). Эфиопские евреи также проживали в провинции Тыграй, в исторических областях Ласта и Куара и в городах [[Гондэр]] (в отдельном квартале) и [[Аддис-Абеба]]. Основным их занятием было земледелие (большинство — арендаторы), а также различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело. Многие работали в городах на строительстве. В сущности бета-исраэль были главным образом ремесленниками, особенно в северо-западной Эфиопии. Эфиопские евреи исповедовали разновидность неталмудического иудаизма (ср. [[Караимы (религиозная группа)|Караимы]]).
+
-
 
+
-
== Язык ==
+
-
Изначальными языками эфиопских евреев были близкие [[агавские языки]] — [[кайла]] и квара (диалект языка [[кемант]]). От первого остались лишь записи исследователей, второй частично сохранялся ещё ко времени переселения фалаша в [[Израиль]], где им сейчас владеют пожилые переселенцы. В Эфиопии все фалаша говорили на [[амхарский язык|амхарском]] — языке окружающего населения и официальном языке Эфиопии, и большинство только на нём. Незначительная часть говорила на языке [[тиграй]]. Богослужебным языком фалаша является [[геэз]]. В Израиле многие переходят на [[иврит]], хотя в целом его знание одно из самых низких среди евреев-переселенцев из других стран.
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
 
+
-
Время поселения эфиопских евреев в Эфиопии не установлено. Согласно эфиопской легенде, одинаково признаваемой как местными христианами, так и эфиопскими евреями, основателем правившей в Эфиопии «Соломоновой династии» был ''нгусэ негэст'' («царь царей») [[Менелик I]], сын царя [[Соломон]]а и [[царица Савская|царицы Савской]] Меакеды. Когда Менелик после помазания на царство в Иерусалимском храме отбыл на родину ([[Саба]] располагалась на юге [[Аравийский полуостров|Аравийского полуострова]], а в Эфиопии находились лишь её колонии), его сопровождали [[Азария]], сын первосвященника [[Цадок|Цадока]], и 12 старейшин с семьями. Эфиопские евреи считают себя потомками этих знатных людей [[Иерусалим]]а.
+
-
 
+
-
Согласно научным теориям, разделяемым большей частью этнографов и историков, эфиопские евреи — кушитского происхождения и принадлежат к группе племён [[агау]], составлявшей часть автохтонного населения северной Эфиопии до того, как туда в 1 тысячелетии до н. э. переселились из Южной Аравии семитские племена.
+
-
 
+
-
По одной теории, еврейская религия распространялась среди племён агау евреями — жителями Южной Аравии, хотя она могла дойти до них и через [[Египет]], или даже благодаря евреям, осевшим в Эфиопии и со временем ассимилировавшимся среди местного населения. Эфиопские хроники свидетельствуют, что [[иудаизм]] был широко распространён ещё до обращения в [[христианство]] (IV—V вв.) [[Аксум]]ского царства в северной Эфиопии. Считается, что вследствие этого начались гонения на последователей иудаизма, которым пришлось покинуть прибрежный регион и отступить в горные районы к северу от оз. Тана, где они сосредоточились и сохраняли политическую независимость под предводительством собственных правителей. Пленные евреи, приведённые в 525 г. после похода аксумского царя Калеба против [[химьяр]]итского царя Юсуфа Зу Нуваса, были поселены в исторической области [[Сымен]] и укрепили приверженность местного населения к иудаизму. Считается, что таким образом, вероятно, сформировалась община бета-исраэль, которая в сущности была остатками населения, сохранившегося с дохристианского периода древнего эфиопского царства Аксум.
+
-
 
+
-
Согласно другой теории, община бета-исраэль происходит не от местного населения, принявшего в первые века нашей эры еврейскую религию, а является результатом своеобразного развития одной из ветвей эфиопского христианства, испытавшей большее влияние иудаизма, чем основное течение коптской монофиситской церкви в целом.
+
-
 
+
-
Христианские начётчики в Эфиопии считают их выходцами из Иерусалима при Тите, сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают о своём появлении в Эфиопии распространённую в ней и Аравии легенду о [[Соломон]]е и Савской царице. По антропологическому типу, одежде, языку фалаша ничем не отличаются от других абиссинцев, особенно хамитского племени агау; еврейского языка они не знают, [[Ветхий Завет]] имеют в том же древнеэфиопском переводе на язык геез, который употребляется в христианской эфиопской церкви и который, очевидно, ими от неё заимствован, равно как и многие несвойственные еврейству христианские особенности и книги. Имя иудеев (айхуд) им почти неизвестно; себя они называют иногда бета-Израэль — «дом Израилев». Несомненно, что фалаша — туземное хамитское племя, обращённое в иудейство; но кем и когда? Незнакомство с [[Талмуд]]ом, с праздниками [[Пурим]] и [[Ханука]] и с некоторыми сравнительно поздними обычаями, существование жертвоприношений как бы указывают на глубокую древность; с другой стороны, полная зависимость от христианской церкви в библейском тексте, доходящая до незнакомства со священной тетраграммой JHWH, делает вопрос крайне запутанным. Вероятно, получив иудейство от выходцев из Южной Аравии ещё в древности, фалаша, отрезанные от сношений с еврейским миром, подпали под влияние господствующей церкви; к тому же их число иногда увеличивалось отпадением от христианства целых областей, которые сохраняли кое-что из своих прежних верований и этим влияли на них. Живут фалаша на высотах Самиена, в дикой Куаре, в Дембее, у оз. Цана и в окрестностях Гондара. История. Получив иудейство из Аравии, они, подобно своим соотечественникам, получившим оттуда же христианство, составили особое государство с центром в Самиене. Борьбою двух государств, вероятно, объясняется смутное время Эфиопии VII—XII в.
+
-
 
+
-
[[Изображение:V05p329001 Falashas.jpg|thumb|left|200px|The Beta Yisrael village of [[Balankab]]. From H. A. Stern, ''Wanderings Among the Falashas in Abyssinia'' London, 1862; reprinted in the 1901—1906 [[Jewish Encyclopedia]], now in the public domain.]]
+
-
Летописи и предания рассказывают о погроме Аксумского царства со стороны иудействующей царицы Эсато-Гудит, или Тердаэ-Габац. Испанский еврей IX в. Элдад-Гадани говорит о могущественном еврейском царстве 4-х колен в земле [[Куш]] у р. Самбатион и Собатион (может быть — Собат), управляемом царём Узиилом, который располагает 480 тыс. солдат. Вениамин Тудельский в XII в. говорит лишь о независимых евреях на укреплённых эфиопских горах.
+
-
 
+
-
Новая амхарская абиссинская династия, начавшаяся Икуно-Амлаком и выдававшая себя за Соломонову, начала упорную борьбу с фалаша, которые к тому времени успели распространить иудейство по областям Вагаре, Цаламту и Цагадэ. Амда-Сион воевал против них в 1331 г.; Исаак (1414—29) разбил в Марабе, Варабе и Дамбее иудейских князей и выстроил церкви. При Зара-Якобе «наместники Цаламта и Самена оставили христианскую веру, приняли иудейство, истребили многих амхарцев, разбили царское войско и сожгли все церкви» (хроника Зара-Якоба). При Баэда-Марьяме они были умиротворены и наказаны Марком, правителем Бегамедра, и принуждены платить дань. Общая опасность при нашествии Граня заставила фалаша и их княжескую чету, Гедеона и Юдифь, быть верными вассалами Клавдия; они даже дали убежище царице и митрополиту. При Мине опять началась вражда. В 1559 г. царь неудачно ходил против князя фалаша Радаэта. Последний с братом Халевом, надеясь на неприступность своих амб, отказал Сарца-Денгелю в дани. Царю удалось, несмотря на страшные лишения, с помощью артиллерии овладеть амбами. Через несколько лет князья фалаша Гошан и Гедеон, совершив опустошительный набег на Вагару, вызвали новый поход царя и новый погром самиенских высот. При Сисиннии отношения были ещё более враждебны вследствие иезуитской ревности царя к распространению папизма.
+
-
 
+
-
В 1615 г. князь фалаша Гедеон, освободив из плена Лже-Якова и дав ему солдат для продолжения борьбы с царём, подал повод к походу последнего в Самиен, разрушению крепости Мезирабы и взятию амб Хоши и За-Аанкасэ. Гедеон должен был просить мира на условии выдачи Лже-Якова. В 1624 г. Сисинний окончательно разгромил фалаша; Гедеон был убит; лишь небольшая часть его подданных спаслась под начальством Финеаса. Фалаша Дамбеи, напуганные жестокостями Сисинния, приняли папизм. После Сисинния княжество фалаша снова возродилось, хотя в меньшем объёме. Брюс в 1770 г. говорит о князьях Гедеоне и Юдифи, располагавших 50 тыс. вооружённых; резиденцией их была уже не амба Гидеон, а гора Миссикат. В XIX в. княжества уже не было, и Рюппелю во время его путешествия в Самиене показывали развалины резиденции. Потомки князей жили ещё в конце XIX в.; один из них, [[авва]] Гедеон, пользовался в 70 годах известностью и среди христиан.
+
-
 
+
-
[[Изображение:Ethiopian Jewish woman.jpg|thumb|left|200px|A Jewish woman of Ethiopia, from a sketch in Lefebure’s ''Voyage en Abyssinie''.]]
+
-
При Феодоре II и фанатичном Иоанне IV фалаша сделались объектом протестантских миссий и туземных насильственных обращений. Ещё англиканский иерусалимский епископ Гобат посылал в Абиссинию миссионеров; им разрешено было учить фалаша Евангелию, но крестить было предоставлено туземному духовенству. Дело миссий пошло успешно, но остановлено свыше вследствие происков католиков и европейских евреев и стараний туземного духовенства. Если в присутствии Феодора II происходили частые прения о вере, то Иоанн пошёл ещё дальше: при нём были запрещены нехристианские религии немонофизитские исповедания. Священники в сопровождении солдат насильно крестили магометан и Фалаша; их загоняли в реки солдаты, стоявшие на берегу с заряженными ружьями.
+
-
 
+
-
При императоре [[Менелик II|Менелике]] фалаша пользовались полной свободой вероисповедания; иногда их беспокоили протестантские миссионеры, но они не находили поддержки со стороны правительства, понимающего, что крещение фалаша является лишь ширмой для иноверной пропаганды среди членов господствующей церкви. Под давлением миссий и временных гонений среди Фалаша в 60-х годах появились мессианские чаяния. Какие-то фанатики, [[авва]] Сирах и авва Мазари, убеждали фалаша идти в Палестину на встречу Мессии. Большинство последовавших за ними погибло, не дойдя до моря. В 1862 г. фалаша из Дженди послали к «иерусалимскому первосвященнику» послание на эфиопском языке, жалуясь на свою отчужденность, на отсутствие y них пророков и спрашивая, скоро ли наступит час избавления Израиля. Письмо попало в руки Гобата и только кружным путём, долго спустя, дошло до еврейской общины, которая оставила его без ответа, считая Фалаша караимами. В 1867 г. парижская ''Alliance Israélite'' командировала Галеви для ознакомления с вероучением фалаша и, если они окажутся иудеями, для заведения с ними сношений. Богатые результаты экспедиции погибли при осаде Парижа, и Галеви удалось лишь познакомить с ними в краткой статье о своём путешествии и в изданном им сборнике молитв фалаша.
+
-
 
+
-
В 1895 г. петербургские [[Караимы (этнос)|караимы]] пытались завести сношения с фалаша, адресовав к ним через Леонтьева письмо со сведениями о себе и рядом вопросов. Письмо вследствие политических неурядиц не дошло по назначению; ответ на него дал Mondon-de-Vedaillet в 1896 г. Заинтересованные караимы пытались завязать сношения с фалаша через своих египетских единоверцев; те отправили к ним письмо через коптского патриарха, но ответа пока не получили. Обычаи и быт фалаша составляют в еврействе особую секту, наряду с караимами и самарянами.
+
-
[[Файл:Falasha makstyle.jpg|thumb|Израильский солдат из эфиопской общины]]
+
-
В 1977-1993 годах абсолютное большинство эфиопских [[евреи|евреев]] переселилось в [[Израиль]] (операции «[[Операция Моисей|Моисей]]» и «[[Операция «Соломон»|Соломон]]»). Лишь отдельные семьи и разрозненные группы (например, евреи Куары, их [[алия (репатриация)|алия]] началась в 1998-99 гг.) пока остаются в Эфиопии. По оценочным данным во 2-й половине [[1999]] г. в стране проживали около 2300 человек, имевших право на [[алия (репатриация)|алию]] согласно [[Закон о возвращении|Закону о возвращении]]; к тому же в стране живёт от тридцати тысяч до ста тысяч обращённых в [[христианство]] монофиситского толка эфиопских евреев и их потомков, так называемых фалашмура, значительная часть которых стремится вернуться к [[иудаизм|иудаизму]] и переехать в [[Израиль]].
+
-
 
+
-
== Религиозные особенности ==
+
-
 
+
-
Внешне эфиопские евреи мало отличаются от местного населения Эфиопии — амхара, хотя в самой общине нет однородного типа. Из-за смеси хамитских и семитских элементов у эфиопских евреев наблюдается большая разница в цвете кожи и в чертах лица, иногда напоминающего африканский тип (агау), а иногда семитский тип (весьма сходный с типом восточных евреев). В общине сохранилось представление, что более темнокожие, с явными африканскими чертами эфиопские евреи — бария — являются потомками рабов, принявших веру бета Исраэль. Группа бария, которая обозначает одновременно и статус, и происхождение, противопоставляется группе чуа («красные»), которые, согласно традиции, придя из Эрец-Исраэль, якобы посмуглели из-за африканских климатических условий (народное поверье эфиопских евреев утверждает, что после переселения в Израиль кожа «настоящих» евреев вновь побелеет). Чуа обычно не вступают в браки с бария. Имеется также немногочисленная группа смешанного происхождения («красно-чёрные»), которая появилась в результате отношений между мужчинами чуа и рабынями бария.
+
-
 
+
-
Фундаментом этнического самосознания бета Исраэль являлась религиозная система, совмещающая ветхозаветно-иудейские, христианские и панэфиопские верования и обряды. В XX в. после отмирания института монашества (мужского и женского) у бета Исраэль священнослужители (кессох, или кахенат) стали главными духовными лидерами общины. Они проводили литургические обряды, совершали жертвоприношения, проводили обряд обрезания, руководили жизнью общины. В связи с низким уровнем грамотности у эфиопских евреев кессох были основными хранителями ритуала и религиозно-исторической традиции. Если ранее другие священнослужители также осуществляли религиозную службу, то после XII в. почти все они исчезли. Однако дабатарох (чтецы, помощники кессох) сохранились, главным образом в качестве писцов и религиозно-магических целителей, а также учителей в сельских религиозных школах.
+
-
 
+
-
Они — одни из немногих народов, исповедующих иудейство, не принадлежа к европеоидной расе. К упомянутым выше особенностям их религиозного быта следует прибавить, что посты их и праздники в основном те же, что у других евреев, но в месяце Элуле они постятся ещё 10 дней в память прор. Йэрмияhу, а в 11-ю луну — 10 дней в память Эстэр. Пятидесятницу, как праздник жатвы, празднуют не только 12-го Сивана, но и 12-го Кислева, когда приносят начатки плодов и творят милостыню. Закон о чистоте соблюдают строго; не допускают к себе иноверцев; субботу чтут весьма тщательно. Влияние христианства сказывается в культе. У фалаша не синагоги, а храмы (масгид — «место поклонения») с причтом из священников, диаконов и дабтара и с Пятикнижием на престоле. Служба совершается с каждением и потрясанием систрами; писание читается на эфиопском языке и переводится на местный диалект, на котором поются и гимны. В храм входит лишь причт; народ стоит на дворе. Священники носят белые тюрбаны, как и христианское духовенство. Они могут вступать в брак даже после поставления. Кроме белого духовенства, существуют монахи, живущие особняком и сами себе приготовляющие пищу и одежду. Они не допускают к себе мирян. Некоторые уверяют, что они евнухи. Наиболее уважаемый из них считается духовным главой секты, живёт в области Куара и называется «абуна». У монахов 9 ежедневных служб (при пении петуха — две, при восходе солнца, около полудня, в 3, 4 и 5 час., при закате солнца и в полночь). Состарившись, монахи, как говорят, бросаются в пропасть или в воду, ссылаясь на книгу Еноха, по которой съеденные зверями и птицами не будут осуждены. Некоторые обряды напоминают христианские таинства крещения, покаяния и причащения. Начётчики из фалаша объясняют погружение младенца в воду на 40-й (девочки — на 80-й) день, при наречении имени — очищением матери, а вкушение после ежегодной исповеди хлеба — умилостивительной жертвой за грехи; при объяснении исповеди ссылаются на кн. Левит V, 5. Монашество оправдывают безбрачием Илии и трёх отроков. Влиянию христианства можно приписать призывание ангелов и наименование 12 патриархов апостолами. Фалаша пользуются и христианскими книгами, опуская лишь не подходящее к их мировоззрению или давая ему своё толкование. У них в большом ходу апокрифы и гностические писания; есть и небольшая литература, напоминающая мидраши. Имеются, между прочим, книги о патриархах и пророках, составленные по образцу христианских житий и даже носящих то же заглавие — «подвиги». Подобно эфиопским христианам, они установили ежемесячное повторение больших праздников. Молитвы их поэтичны и трогательны. В одной из них говорится о кончине мира: будет смятение, голод, жажда и мор; явится Элияhу и будет проповедовать 53 года; потом исполнят своё время небо и земля, светила упадут, явится Бог и повелит архангелу Михаэлю трубить на Синае и Сионе; мёртвые воскреснут, праведные будут отделены от грешных. Кроме молитв и каждений, существуют и настоящие животные жертвоприношения.
+
-
 
+
-
== Этнические особенности ==
+
-
Эфиопские евреи традиционно занимаются земледелием и ремёслами, но не торговлей. Питаются фалаша печениями из тиефа и дагуссы, едят дурру, лук и чеснок; никогда не употребляют сырого мяса, которое в большом ходу у их соседей. Многожёнство не распространено; вступают в брак в зрелом возрасте. Воспитанием занимаются священники и дабтара; оно состоит в чтении и заучивании псалмов, в толковании Библии. Положение женщин почётное: нет ни покрывал, ни гаремов, супруги вместе ходят на работу. Кладбища — вне селений, надгробные камни — без надписей; в честь умерших совершается тризна («tazkar» — «поминки»).
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Абхазские негры]]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Metz, «Zur Geschichte der F.» («Moriatschrift f. Gesch. Wissensch. d. Judemthums», 1878, 1879);
+
-
* Flad, «Kurze Schilderung d. bisher unbekannten a bess. Juden» (Базель, 1869);
+
-
* Luzzato, «Mémoire sur les juifs d’Abyssinie» («Archives Israélites», 1852—53);
+
-
* Halevy, «Excursion chez les F.» («Bullet. Soc. Geograph.», 1869);
+
-
* «Prières des F.» (1877);
+
-
* Trumpp, «Götting. Gel. Anzeigen» (1878);
+
-
* Маркон, «Старые и новые сведения об абисс. евреях» (сбор. «Будущности»). Письмо Ф. в Иерусалим издано Зотанбером в «Journ. Asiat.» (1867).
+
-
 
+
-
* Flad, «A short description of the Falasha with an outline of the elements and vocabulary» (Базель, 1866);
+
-
* Halevy, «Essai sur la langue Agau. Le dialecte des Falashas» («Actes de la Soc. Philol.», III, 1873).
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|15132|Эфиопские евреи}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Народы Северо-Восточной Африки]]
+
-
[[Категория:Еврейские суб-этносы]]
+
-
[[Категория:Народы Эфиопии]]
+
-
[[Категория:История евреев Эфиопии| ]]
+
-
[[Категория:Иудаизм в Эфиопии]]
+
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
-
[[Категория:Караимы]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{Link FA|fr}}
+
-
 
+
-
[[am:ቤተ እስራኤል]]
+
-
[[ar:فلاشا]]
+
-
[[bg:Бета израел]]
+
-
[[ca:Falashas]]
+
-
[[cs:Židé v Etiopii]]
+
-
[[da:Beta Esrael]]
+
-
[[de:Äthiopische Juden]]
+
-
[[en:Beta Israel]]
+
-
[[eo:Beta Israel]]
+
-
[[es:Beta Israel]]
+
-
[[et:Falašid]]
+
-
[[fa:فلاشا]]
+
-
[[fi:Beta Israel]]
+
-
[[fr:Falashas]]
+
-
[[he:ביתא ישראל]]
+
-
[[it:Falascia]]
+
-
[[ja:ベタ・イスラエル]]
+
-
[[lad:Beta Israel]]
+
-
[[lmo:Beta Israel]]
+
-
[[lv:Falaši]]
+
-
[[nl:Beta Israël]]
+
-
[[nn:Etiopisk jødedom]]
+
-
[[pl:Felaszowie]]
+
-
[[pt:Beta Israel]]
+
-
[[sv:Beta Israel]]
+
-
[[tr:Beta Israel]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 01:49, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Эфиопские евреи
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация