Литваки
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Категория:Еврейские этносы» на «Категория:Еврейские суб-этносы») |
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Литаки» с помощью HotCat) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 44: | Строка 44: | ||
[[Категория:Течения в иудаизме]] | [[Категория:Течения в иудаизме]] | ||
[[Категория:Литва]] | [[Категория:Литва]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Литаки]] |
+ | |||
[[be-x-old:Літвакі]] | [[be-x-old:Літвакі]] | ||
Строка 56: | Строка 57: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{checked}} |
Текущая версия на 01:02, 8 апреля 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Литваки́ (от идиш ליטװאַק — ли́твак или ли́твэк) — территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев и исторически связанное с ними ортодоксальное течение в иудаизме.
Содержание |
Отличительные особенности
Язык
Литваки как территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев являлись носителями северо-восточного диалекта идиша, обыкновенно в разговорной речи именуемого «литовским» (идиш ליטװיש, ли́твиш). Этот диалект был исторически распространён на территории большей части современной Белоруссии, Литвы, Латвии, в некоторых прилегающих районах России, Украины и Польши. Этот ареал распространения северо-восточного диалекта идиша в еврейских источниках соответственно именуется «Литвой» (идиш ליטע, ли́тэ), а его символическая столица — Вильно — «Литовским Иерусалимом» (ашкеназский иврит и идиш: Ерушола́им д'Лита).
Традиции
Как этнолингвистическая подгруппа, евреи-литваки помимо собственного диалекта идиша и соответствующего ему произношения древнееврейского языка, обладали также некоторыми отличительными особенностями традиционной кухни и приписываемых им черт характера.
В северных областях ареала проживания ашкеназских евреев (т.е. в еврейской Литве, см. выше) хасидизм в период своего расцвета не получил широкого распространения, главным образом благодаря влиянию Виленского Гаона (в литовской традиции: рабби Элийоhу бен Шлеймэ Залменa), сторонников которого в противопоставлении к приверженцам хасидизма называли миснагдим («протестующие»). Впоследствии литваками стали называть всех миснагдим (последователей Виленского Гаона, противников хасидизма) вне зависимости от их местонахождения.
История
С середины ХIХ века последователями Виленского Гаона была развита собственная система религиозного образования, центрами которой стали ешивы Мира, Воложина и Поневежа, называемые обыкновенно ешивами (или ешиботами) литовского толка или направления. Уже в начале ХХ века филиалы этих учебных заведений начали появляться в Америке, а после разрушения традиционных центров религиозного образования литовских евреев и сами ешивы были воссозданы в США (штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси) и Израиле (Иерусалим и Бней-Брак). Эти ешивы объединяет традиционная литовская методика обучения, разработанная в конце ХIХ — начале ХХ века.
Помимо собственно литовского течения в ортодоксальном иудаизме, среди литваков получили значительное распространение и хасидские династии специфически литвакского происхождения — Хабад (любавического и нежинского толка) и Карлинская-Столинская, а также некоторые другие.
Связанные фамилии
Ашкеназская фамилия Литвак (вариант: Литваков) обыкновенно давалась носителям северо-восточного еврейского диалекта, живущим вне его исторического ареала (чаще всего на Украине).
Литература
- Dov Levin, Adam Teller, The Litvaks: A Short History of the Jews of Lithuania, Berghahn Books, 2001.
- Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas, Leonidas Donskis, The Vanished World of Lithuanian Jews, Rodopi, 2004.
- Dovid Katz, Lithuanian Jewish Culture. Вильнюс: Baltos lankos, 2004.
Ссылки
be-x-old:Літвакіlt:Litvakai pl:Litwacy
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.