|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''Дов-Бер из Межерича''' (известен также как '''Магид из Межерича''', [[1704]]—[[1772]]) — второй лидер [[хасидизм|хасидского движения]]. Наследник [[Баал Шем-Тов|Баала Шем-Това]].
| + | #REDIRECT [[Дов Бер из Межерича]] |
- | | + | |
- | {{История иудаизма|=Дов Бер|1704|68}}
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Родился около 1710 года в местечке Лукач возле [[Ровно]] в [[Речь Посполита|Речи Посполитой]]. Отца звали Аврум. По семейному преданию, происходил из потомков царя [[Давид]]а. Работал [[меламед]]ом, случайно познакомился с рабби [[Баал Шем-Тов|Баалом Шем-Товом]] и стал вскоре его ярым последователем. Через год после смерти учителя был избран единогласно его наследником, однако перевёл свою резиденцию из [[Меджибож]]а в [[Межерич]]. В отличие от учителя, не практиковал объездов еврейских местечек, а предпочитал, чтобы все желающие приезжали к нему. Умер в [[1772]] в [[Аннополь|Аннополе]], где и похоронен.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Магида движение распалось. Наиболее выдающиеся ученики Магида стали лидерами движения в следующем поколении. Наиболее знаменитые среди них: р. [[Элимелех из Лежайска]] (основатель польской ветви), р. [[Леви Ицхак из Бердичева]] (основатель Волынской ветви), р. [[Менахем Мендель из Витебска]] и создатель [[Хабад]]а: р.[[Шнеур Залман из Ляд]] (основатели восточно белорусской и литовской ветви), р. [[Аарон из Карлина]] — основатель западно-белорусской ветви.
| + | |
- | | + | |
- | == Подробнее ==
| + | |
- | По обыкновению, Дов-Бер предался изучению [[Талмуд]]а и сделал в нём значительные успехи. Его натура влекла его к [[мистика|мистическому]]: он долго занимался [[Каббала|Каббалой]], и с большим ещё успехом, нежели Талмудом. Выработав в себе определенные убеждения, он, подобно всем страстным натурам того времени, сделался ревностным поклонником практической Каббалы [[Лурия, Ицхак|Исаака Лурия]]. Это скорбное, меланхолическое учение, смотревшее на человека как на сосуд зла, пороков и нечистоты, вечно стращавшее муками ада, требовавшее от своих приверженцев презрения ко всему земному, постоянных очищений от грехов постом и молитвою, истязания плоти и душевного сокрушения, — это учение оказало решительное влияние на характер Дов-Бера. Оно сделало его замкнутым, суровым и мрачным. Беспрестанный пост (иногда «от субботы до субботы») изнурил его организм и сделал его крайне болезненным. Жил он очень бедно и кормился с семейством только скудными заработками от [[проповедник|проповедничества]]. Он обладал и даром слова и умел горячо и увлекательно говорить. Прозвище «[[Магид (проповедник)|магид]]» осталось за ним на всю жизнь.
| + | |
- | : Бер был уже в пожилых летах, когда слава [[Бешт]]а как чудотворца и проповедника нового учения проникла из Подолии в Волынь (около 1750 г.). Проповедник-каббалист сначала не хотел верить всем слухам. В противоположность [[Бешт]]у, который любил жизнь странствований и приключений, шумную жизнь в толпе и мог уживаться лучше всего именно с простым людом, Дов-Бер был человек кабинетный, любил уединение и постоянное углубление в книги и свысока смотрел на невежественную толпу, снующую на базаре житейской суеты в погоне за греховными земными благами. Первая встреча Дов-Бера с [[Бешт]]ом произошла между 1755 и 1760 годами - то ли с целью испытать его или полечиться у него, или же ради того и другого вместе. [[Бешт]] разъяснил ученому-проповеднику истинное значение некоторых пунктов практической [[Каббала|Каббалы]] и, наконец, поведал ему своё собственное учение, в котором действительно было нечто новое и поразительное для человека, считавшего долгом вечно изнурять себя, истязать свое тело и в мрачном настроении сокрушаться о грехах. Он принял учение [[Бешт]]а и вскоре, переработав это учение в себе и внеся в него свои элементы, стал проповедовать его миру.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Бешта проповедник из Межерича сделался верховным главою многочисленного ордена [[хасид]]ов. Его признала таковым не столько вся хасидская масса, но и товарищи его, непосредственные ученики Бешта.
| + | |
- | : Сделавшись верховным главою хасидов, Дов-Бер сделал своей резиденцией [[Межерич]], в котором почти безвыездно прожил больше 12 лет. В противоположность Бешту, который вел по большей части кочевую жизнь, то и дело разъезжая по городам, местечкам и деревням, Дов-Бер вел совершенно оседлый, отчасти даже [[келья|келейный]] образ жизни.
| + | |
- | Главное значение деятельности [[рабби]] Дов-Бера заключается в роли учителя, непосредственно подготовившего целое поколение деятелей [[хасидизм]]а и [[цадик]]ов, впоследствии приобретших громкую известность. В отличие от [[Бешт]]а, которого истые [[раввин]]ы не уважали за слишком простой нрав и «неучёность», Дов-Бер при жизни пользовался в раввинском мире репутацией отличного [[талмуд]]иста и каббалиста, — что в связи со славою верховного главы хасидов привлекало к нему массу ученого люда.
| + | |
- | : Институт [[эмиссар]]ов, игравших очень важную роль в истории первоначального [[хасидизм]]а, было всецело изобретением Дов-Бера. Не будучи в состоянии, вследствие своей болезни, сам разъезжать и распространят учение, Бер рассылал людей энергичных и горячо к нему привязанных в разные города с целью [[вербовка|вербовки]] последователей и привлечения массы посетителей в Межерич. Результатом такой [[агитация|агитации]] было то, что отовсюду стекались массы людей.
| + | |
- | | + | |
- | Вот как рассказывают о его жизни. Всю неделю Дов-Бер не выходил из комнаты, куда могли войти к нему только его ближайшие ученики, а по субботам он появлялся на общей молитве в одеждах белого цвета, даже в ботинках из белой кожи, потому что по Каббале белый цвет является символом милости. После молитвы Дов-Бер устраивал общую [[трапеза|трапезу]] для всех желающих, а затем он просил каждого из присутствующих сказать какой-либо отрывок из Торы. Эти отрывки, взятые из различных мест, он связывал в своей проповеди в одно целое, и всякий гость находил в том месте проповеди, которое касалось выбранного им отрывка, ответ на те проблемы, что беспокоили его и требовали умного совета.
| + | |
- | : В последние годы своей жизни рабби Дов-Бер сильно болел и подолгу находился в постели. В декабре 1772 года он скончался, оставив после себя сына — известного впоследствии цадика [[Авраам Малах|Авраама Малаха]] — и многочисленных учеников, которым предстояло ещё играть немаловажную роль в дальнейшей истории хасидизма.
| + | |
- | | + | |
- | Подобно Бешту, Дов-Бер сам писал очень мало, по крайней мере не излагал письменно своих воззрений в систематическом порядке, а только дал своим ученикам устную систему, представив им облечь её в литературную форму. Обыкновенно он читал свои вдохновенные проповеди по субботним вечерам, а наиболее ревностные из его учеников или слушателей записывали впоследствии существенное содержание этих проповедей. Около 1781 года в [[Корец]]е учеником и родственником Дов-Бера, [[Соломон из Луцка|Соломоном из Луцка]], была выпущена книга под заглавием '''«Возвещающий слова свои Яакову»''' или '''«Собрание изречений»'''. Книга эта служит главным сводом воззрений второго хасидского главы.
| + | |
- | | + | |
- | == Изречения ==
| + | |
- | * Прежде чем вечером лечь спать, вспомните всё, что вы сделали за день. Но учтите: когда человек разбирает часы прожитой жизни и видит, что не провёл в праздности ни одной минуты, его сердце начинает переполняться гордостью — и тогда на Небесах берут все добрые дела этого человека, лепят из них снежок и бросают в бездну.
| + | |
- | * Всякий раз когда произносишь речь, остановись, не дойдя до конца.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | [http://www.moshiach.ru/study/people/magid.html «Магид из Межерича»]
| + | |
- | | + | |
- | [http://chassidus.ru/library/wiesel/magid.htm Магид из Межерича] Эли Визель, "Рассыпанные искры"
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Пинхас из Кореца]]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Лавский В. В. Хасидская мудрость — М.:Алетейа, Х24 1999. — 280с.
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидские цадики]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Украины]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | {{Rabbi-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Dow Bär von Mesritsch]]
| + | |
- | [[en:Dov Ber of Mezeritch]]
| + | |
- | [[fr:Dov Baer de Mezeritch]]
| + | |
- | [[he:דב בער ממזריטש]]
| + | |
- | [[it:Dovber di Mezeritch]]
| + | |
- | [[pl:Dow-Ber z Międzyrzeca]]
| + | |
- | [[yi:דוב בער פון מעזריטש]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |