Апостол Павел

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
(Перенаправление на ej:Апостол Павел)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Неадекватная}}
+
#redirect [[:ej:Апостол Павел]]
-
 
+
-
[[Файл:Paulus St Gallen.jpg|thumb|220px|Апостол Павел: из рукописи Посланий Павла начала IX века (Библиотека земли [[Вюртемберг]], [[Штутгарт]], HB II 54). Одно из самых ранних изображений Павла в европейском искусстве.]]
+
-
[[Файл:Peter_and_Paul_icon_Belozersk.jpg|Апостолы Пётр и Павел, XIII век (Русский Музей)|thumb|220px]]
+
-
 
+
-
'''Апостол Павел''' (Савл, Саул, {{lang-he|שאול}} — Шауль) (предп. [[5]]/[[15]], [[Тарс]] — [[64]]/[[67]], [[Рим]]) — «[[Апостолы|апостол]] [[Язычество|язычников]]» ({{Библия|Рим|11:13}}), не входивший в число [[Двенадцать апостолов|Двенадцати апостолов]] и участвовавший в юности в преследовании [[Христианство|христиан]]. Пережитый Павлом опыт встречи с [[Воскресение Иисуса Христа|воскресшим]] [[Иисус Христос|Иисусом Христом]] привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории [[Малая Азия|Малой Азии]] и [[Балканский полуостров|Балканского полуострова]]. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть [[Новый Завет|Нового Завета]] и являются одними из главных текстов христианского [[Богословие|богословия]].
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
 
+
-
Главными источниками сведений о жизни и [[Проповедь|проповеди]] Павла являются книги Нового Завета: [[Деяния святых Апостолов]] и Послания Павла. Аутентичные послания являются [[Источниковедение|первичными источниками]], содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на [[риторика|риторику]] письма и характер возвещения [[Евангелие|Евангелия]] ([[Проповедь#Провозглашение (керигма)|керигмы]])<ref>Данн, стр. 64—66.</ref>.
+
-
 
+
-
Деяния Апостолов, датируемые большинством исследователей концом 70-х — первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» ({{Библия|Деян|16:10}}-{{Библия2|Деян|16:17|17}}, {{Библия2|Деян|20:5}}-{{Библия2|Деян|21:8|8}}, {{Библия2|Деян|27:1}}-{{Библия2|Деян|28:16|16}} — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который [[Лука (евангелист)|Лука]] или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у [[Античность|античных]] авторов, [[Археология|археологические]] находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью [[Деяния святых Апостолов]]<ref>Левинская, стр. 13—55.</ref>.
+
-
 
+
-
Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными<ref>Краткое резюме точек зрения на авторство приводимых в Деяниях речей дано в Talbert, C.H. 'Again: Paul’s Visits to Jerusalem', ''Novum Testamentum,'', 9, 1967, pp. 26—40 (p. 37).</ref>. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл—Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46—61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.
+
-
 
+
-
О Павле несколько раз упоминается в [[Раннехристианская литература|писаниях]] [[Апостольские мужи|мужей апостольских]]<ref>1-е Послание [[Климент I (папа римский)|Климента]] 5:5, 47:1; Послания [[Игнатий Антиохийский|Игнатия]] к Эфесянам 12:2 и Римлянам 4:3; Послание [[Поликарп Смирнский|Поликарпа]] 3:2 и 9:1.</ref>. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда [[Апокриф#Апокрифы Нового Завета|новозаветных апокрифов]], но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся [[Деяния Павла]], [[Псевдо-Клементины]], [[Деяния Петра и Павла]], [[Апокалипсис Павла]], апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с [[Луций Анней Сенека|Сенекой]]) и др.
+
-
 
+
-
== Жизнь ==
+
-
=== Происхождение ===
+
-
 
+
-
Павел — [[Евреи|еврей]] [[Средиземное море|средиземноморской]] [[диаспора|диаспоры]], родившийся в [[Тарс]]е<ref>Известно лишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).</ref>, главном городе [[Киликия|Киликии]] и одном из крупнейших центров [[эллинизм|эллинистической]] культуры. Еврейское имя Павла — Савл ({{lang-grc|Σαῦλος}}, эллинизированная форма имени Саул, {{lang-he|שאול}})<ref>В Посланиях имя Савл нигде не упоминается.</ref>. Павел происходил из [[Колена Израилевы|колена Вениаминова]]<ref>Рим 11:1, Фил 3:5.</ref>, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя [[Саул]]а.
+
-
 
+
-
==== Семья и воспитание ====
+
-
 
+
-
[[Файл:Apostle Paul.jpg|left|250px|thumb|Статуя Св. Апостола Павла у Базилики в городе Эгер]]
+
-
 
+
-
Отец Павла был [[фарисей|фарисеем]] (Деян 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия<ref>Фил 3:5; Гал 1:14; Деян 23:6, 26:5.</ref>. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство<ref>Деян 16:37—38, 22:25—29, 23:27. В Посланиях упоминаний об этом нет.</ref>, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций [[Римская империя|Римской империи]] обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Савла римского имени {{lang-lat|Paulus}} (в греческой транскрипции {{lang-grc|Παῦλος}}), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» ([[1-е к Коринфянам|1 Кор]] 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.
+
-
 
+
-
В Деян 22:3 Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в [[Иерусалим]]е] при ногах [[Гамалиил]]а, тщательно наставленный в отеческом законе». Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно<ref>Доводы против ученичества у Гамалиила, равно как и римского гражданства Павла и ряда других фактов, не находящих подтверждения в Посланиях, приводятся, в частности, в Roetzel, C. ''Paul: The Man and the Myth'', Columbia: University of South Carolina, 1998. В фарисействе времён Павла шли постоянные споры между последователями раввинов [[Гиллель|Гиллеля]] и [[Шаммай|Шаммая]]. Гамалиил принадлежал к более «мягкой» школе Гиллеля, в то время как рисуемый Деяниями и Посланиями образ Павла-фарисея явно ближе к «суровым» шаммаитам (Райт, стр. 26-37). Это может служить доводом против свидетельства Деяний об учении у Гамалиила или, по крайней мере, говорить о расхождении в убеждениях между Савлом и его учителем.</ref>, то Павел обучался [[Тора|Торе]] и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, [[раввин]]а Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла<ref>Например, Рим 4:3—25, Гал 3:8—14 и 2 Кор 3:7—18 можно рассматривать как примеры [[мидраш]]а. Об использовании в Новом Завете пяти приёмов еврейской [[Экзегеза|экзегезы]] ([[таргум]], мидраш, [[пешер]], типология и [[аллегория]]) см. Данн, стр. 122—32; Толкование Нового Завета, стр. 239—264.</ref>, причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на [[Древнееврейский язык|древнееврейском]], а её греческий перевод, [[Септуагинта]]. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).
+
-
 
+
-
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1 Кор 9:13—15).
+
-
 
+
-
В 1 Кор 7:8 Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете не сказано. Однако, поскольку для правоверного иудея было странным и даже позорным оставаться холостым, вполне возможно, что Павел был женат, но рано овдовел.
+
-
 
+
-
Согласно преданию, святые мученицы [[Зинаида Тарсийская]] и Филонила являются родственницами (по некоторым данным - родными сёстрами) апостола Павла.<ref>http://sumyhram.narod.ru/zinaida.html</ref>
+
-
 
+
-
==== Связи с эллинизмом ====
+
-
 
+
-
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, [[риторика|риторики]]. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом [[идиома]]тическом греческом языке<ref>Родным языком большинства евреев диаспоры был греческий. Тем не менее, многие комментаторы трактуют слова Павла о себе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) в том смысле, что Павла с детства учили говорить по-еврейски и/или [[Арамейский язык|арамейски]], так что греческий был для него не родным, а вторым языком (Радостная Весть, стр. 410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708; Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах», говоривших по-гречески, и евреях-«евреях», даже в диаспоре сохранявших в качестве повседневного языка арамейский (или еврейский), см. раздел [[Апостол Павел#Участие в преследовании христиан|''Участие в преследовании христиан'']].</ref>. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке<ref>Книга Raphael Lataster "Was the New Testament Really Written in Greek?". В книге кроме разбора игры слов, стихосложений Пешитто, уделяется внимание разночтению греческих манускриптов, могущих появиться только, если предположить первенство арамейского оригинала НЗ [http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm] частичный перевод этой книги [http://dionisiy-drev.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4+%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F].</ref>. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь [[Александрия|Александрии]] и [[Афины|Афинам]]<ref>В частности, в Тарсе во времена Павла находилась школа известного [[стоицизм|стоического]] философа Нестора, бывшего какое-то время наставником императора [[Тиберий|Тиберия]].</ref>. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
+
-
 
+
-
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики<ref>Ауни, стр. 181—222. Масштабные исследования использования форм и приёмов греко-римской риторики в Новом Завете были инициированы книгой Betz, H. D. ''Galatians: A Commentary on Paul’s Letter to the Churches in Galatia'', Philadelphia: Fortress, 1979.</ref>. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста<ref>В частности, в 1 Кор 15:33 Павел цитирует комедиографа [[Менандр (комедиограф)|Менандра]] («Таис», фр. 218), в [[Послание к Титу|Послании к Титу]] 1:12 — сочинение [[Эпименид]]а «Об оракулах», а в речи перед афинянами (Деян 17:28) приводит строчку из [[дидактическая литература|дидактической]] поэмы [[Арат из Сол|Арата]] «Явления». Конечно, отсюда вовсе не следует, что Павел читал эти сочинения, но всё же очевидна некоторая степень его знакомства с эллинистической культурой.</ref>. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния [[Кибела|малоазийских мистериальных культов]]<ref>Критический разбор исследований на эту тему см., например, в Metzger, B. M. 'Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity', In: ''Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian'', Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. 'The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology', ''Novum Testamentum'', 29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в: Мецгер, стр. 265—266.</ref>.
+
-
 
+
-
=== Участие в преследовании христиан ===
+
-
 
+
-
Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе [[Иисус]]а<ref>При первом упоминании в Деян 7:58 Савл назван юношей. Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет.</ref>. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же [[Песах|пасхальные]] дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
+
-
 
+
-
В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю [[Христианская церковь|христианскую церковь]]; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан<ref>1 Кор 15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.</ref>.
+
-
 
+
-
==== Убийство Стефана ====
+
-
[[Файл:Rembrandt Harmensz. van Rijn 150.jpg|thumb|350px|left|Каменование св. Стефана. [[Рембрандт]], 1625 г. (Музей изящных искусств, [[Лион]]). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 7:58) изображён Савл.]]
+
-
{{main|Стефан Первомученик}}
+
-
Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями [[мученик|первомученика]] [[Стефан Первомученик|Стефана]]. Проповедника Стефана привлекли к суду за [[богохульство]] представители [[синагога|синагог]] «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9)<ref>Левинская, стр. 212—215.</ref>, одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.<ref>Левинская, стр. 247—248. Некоторые исследователи сомневаются в историчности свидетельства Луки об участии Савла именно в расправе над Стефаном и последовавших гонениях на христиан в Иерусалиме. В частности, A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лука хотел представить читателю Павла, и так как известно было, что Павел участвовал в преследованиях церкви, Лука ввёл его в повествование о первом акте преследований (убийстве Стефана) и так называемом „великом гонении“ (Деян 8:1)» (Hultgren, A. 'Paul's Pre-Christian Persecutions of the Church: Their Purpose, Locale, and Nature', ''Journal of Biblical Literature'', 95, 1976, pp. 97—111).</ref>.
+
-
 
+
-
==== Причины и характер преследований ====
+
-
 
+
-
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:
+
-
 
+
-
* ''Проповедь [[распятие (казнь)|распятого]] [[Мессия|Мессии]]''. «...мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн<ref>{{lang-grc|σκάνδαλον}} — «скандал», соблазн; камень преткновения; то, что сбивает с верного пути.</ref>...» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В [[Послание к Галатам|Гал]] 3:13 Павел цитирует [[Второзаконие]] 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе»<ref>Распятие — разновидность повешения; дерево — [[метонимия]] деревянного креста. Когда в Ветхом Завете говорится о повешении, не всегда можно с однозначностью сказать, идёт ли речь о повешении в современном смысле слова или о распятии (см., например, рассказ о том, как [[Иисус Навин]] повесил пять аморрейских царей на пяти деревьях ([[Книга Иисуса Навина|''Иисус Навин'']] 10:26)). Крест несколько раз назван древом в Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этот образ получил распространение под влиянием интерпретации [[Второзаконие|Втор]] 21:23 Павлом. Символика дерева-креста очень широко распространена в христианской литературе.</ref>. Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию<ref>Представления о страдающем и гибнущем Мессии в ортодоксальном [[иудаизм]]е того времени не было. Толкование [[Муж скорбей|53-й главы]] [[Книга пророка Исаии|книги]] пророка [[Исайя|Исайи]] как пророчества об [[Искупительная жертва|искупительной жертве]] Мессии впервые появилось именно в христианстве. Правда, важным исключением из этих утверждений может быть [[Ессеи|Кумранская община]]. О развитии внутри иудаизма представления о страдающем Мессии, основанного на толковании [[Исайя|Ис]] 53, см. Fishbane, M. ''Midrash and Messianism: Some Theologies of Suffering and Salvation'', In: Schaefer, P., Cohen, M. (eds) ''Toward the Millennium: Messianic Expectations from the Bible to Waco'', Leiden: Brill, 1998, pp. 57-121. Автор возводит эту (в основном, средневековую) традицию к [[Кумранские рукописи|свиткам Мёртвого Моря]].</ref>.
+
-
 
+
-
* ''Критика [[Иерусалимский Храм|храмового]] [[культ]]а''. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед [[Синедрион]]ом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.
+
-
 
+
-
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином ([[2-е к Коринфянам|2 Кор]] 11:23—24)<ref>Похожие дисциплинарные наказания за неповиновение религиозным властям предписываются [[Мишна|Мишной]] (''Санхедрин'' 1:2, 9:5), составленной позднее, но, возможно, отражающей практику времён Павла. Ср. также предсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) о том, что его последователей будут бить в синагогах.</ref>. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах<ref>На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев», остававшихся строгими приверженцами храмового культа. Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним [[Иаков (апостол от 70)|Иаковом]] иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства. См. Данн, стр. 294-301. Впрочем, в последнее время общепринятая теория о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев» была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G. ''Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church'', Minneapolis: Fortress, 1992.</ref>, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое [[Саддукеи|саддукейское]] священство. В Деян 9:1—2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из [[Дамаск]]а.
+
-
 
+
-
=== После обращения ===
+
-
[[Файл:Caravaggio-The Conversion on the Way to Damascus.jpg|thumb|[[Караваджо]].
+
-
 
+
-
Обращение Савла по дороге в Дамаск. 1601. Церковь [[Санта-Мария-дель-Пополо]]. [[Рим]]]]
+
-
 
+
-
Как повествует книга Деяний, на пути в [[Дамаск]] он неожиданным образом услышал неведомый голос "Савл! Савл! Что ты гонишь меня?" и на три дня ослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17-18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с [[Петр (апостол)|апостолом Петром]] ([[Послание к Галатам|Гал]]1:17-18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся [[Варнава]] и [[Марк (апостол)|Марк]] ([[Деяния апостолов|Деян.]]12:24).
+
-
 
+
-
Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (''фарисейской ереси'') за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва [[Апостольский собор|Апостольского собора]]([[Деяния апостолов|Деян.]]15:1-6). 
+
-
[[Файл:Павел сжигает книги.jpg|right|thumb|Ефесяне сжигают колдовские книги после проповеди апостола Павла]]
+
-
 
+
-
Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения ([[Послание к Галатам|Гал]] 2:11-14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах ([[Филиппы]], [[Фессалоники]], [[Афины]], [[Коринф]]) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является [[Послание к Римлянам]], написанное в [[58 год]]у в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.
+
-
 
+
-
Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в [[Палестина|Палестине]], [[Греция|Греции]], [[Малая Азия|Малой Азии]], [[Италия|Италии]] и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в [[Троада|Троаде]] апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа<ref>[http://www.pravoslavie.ru/put/2414.htm Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла]</ref><ref>[http://www.rus-sky.com/history/library/barsov/9.htm М.Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению [[деяния святых апостолов]]</ref>.
+
-
 
+
-
За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в [[Рим]]е при [[Нерон]]е в [[64]] году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору [[Константин Великий|Константину]] разыскать это место и построить там церковь [[Сан-Паоло-фуори-ле-Мура]].
+
-
 
+
-
Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — ([[12 июля]] н. ст.), католики [[29 июня]], как двух наиболее почитаемых [[апостолы|апостолов]], называемых ''первоверховными святыми апостолами'' за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
+
-
 
+
-
== Обнаружение останков апостола Павла ==
+
-
В день памяти апостола Павла [[29 июня]] [[2009]] года, папа римский [[Бенедикт XVI]] рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма [[Сан-Паоло-фуори-ле-Мура]]. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «...мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты [[Радиоуглеродный анализ|исследованию с использованием углерода-14]] экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», - заявил [[понтифик]] на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». [[Понтифик]] пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
+
-
 
+
-
== Послания апостола Павла ==
+
-
 
+
-
{| class="standard" cellpadding=3
+
-
! Русское                    !! Латинское                      !! Рус.    !! Полн.  !! Мин.!! Язык оригинала
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Римлянам]]    || Epistula ad Romanos            || Рим    || Rom    || Ro  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[1-е к Коринфянам]]      || Epistula I ad Corinthios        || [[1Кор]]|| 1 Cor  || 1C  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[2-е к Коринфянам]]      || Epistula II ad Corinthios      || 2Кор    || 2 Cor  || 2C  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Галатам]]    || Epistula ad Galatas            || Гал    || Gal    || G  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Ефесянам]]    || Epistula ad Ephesios            || Еф      || Eph    || E  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Филиппийцам]] || Epistula ad Philippenses        || Фил    || Phil    || Phi || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Колоссянам]]  || Epistula ad Colossenses        || Кол    || Col    || C  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[1-е к Фессалоникийцам]]  || Epistula I ad Thessalonicenses  || 1Фес    || 1 Thess || 1Th || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[2-е к Фессалоникийцам]]  || Epistula II ad Thessalonicenses || 2Фес    || 2 Thess || 2Th || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[1-е к Тимофею]]          || Epistula I ad Timotheum        || 1Тим    || 1 Tim  || 1T  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[2-е к Тимофею]]          || Epistula II ad Timotheum        || 2Тим    || 2 Tim  || 2T  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Титу]]        || Epistula ad Titum              || Тит    || Tit    || T  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Филимону]]    || Epistula ad Philemonem          || Флм    || Philem  || P  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Евреям]]      || Epistula ad Hebraeos            || Евр    || Heb    || H  || Греческий
+
-
|}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
{{commonscat|Saint Paul}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Дэвид Ауни
+
-
|заглавие = Новый Завет и его литературное окружение
+
-
|оригинал =
+
-
|место = СПб.
+
-
|год = 2000
+
-
|издательство = РБО
+
-
|isbn = 5-85524-110-6
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Ален Бадью
+
-
|заглавие = Апостол Павел. Обоснование универсализма
+
-
|оригинал =
+
-
|место = СПб.
+
-
|год = 1999
+
-
|издательство = Университетская книга
+
-
|isbn = 5-85133-062-7
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Рудольф Бультман
+
-
|заглавие = Избранное: Вера и понимание
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 2004
+
-
|издательство = РОССПЭН
+
-
|isbn = 5-8243-0493-9
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Джеймс Д. Данн
+
-
|заглавие = Единство и многообразие в Новом Завете
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 1999
+
-
|издательство = ББИ
+
-
|isbn = 5-89647-014-2
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Епископ Кассиан (Безобразов)
+
-
|заглавие = Христос и первое христианское поколение
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 2003
+
-
|издательство = ПСТБИ
+
-
|isbn = 5-7429-0106-2
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= И. А. Левинская
+
-
|заглавие = Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 1999
+
-
|издательство = ББИ
+
-
|isbn = 5-89647-033-9
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Брюс М. Мецгер
+
-
|заглавие = Новый Завет: контекст, формирование, содержание
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 2006
+
-
|издательство = ББИ
+
-
|isbn = 5-89647-149-1
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор=
+
-
|заглавие = Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание с историко-филологическими примечаниями
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 2006
+
-
|издательство = РБО
+
-
|isbn = 5-85524-323-0
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Н. Т. Райт
+
-
|заглавие = Что на самом деле сказал апостол Павел
+
-
|оригинал =
+
-
|место = М.
+
-
|год = 2004
+
-
|издательство = ББИ
+
-
|isbn = 5-89647-085-1
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III
+
-
|заглавие = Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета
+
-
|оригинал =
+
-
|место = СПб.
+
-
|год = 2001
+
-
|издательство = Библия для всех
+
-
|isbn = 5-7454-0545-7
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор=
+
-
|заглавие = Толкование Нового Завета: сборник эссе о принципах и методах
+
-
|оригинал =
+
-
|место = СПб.
+
-
|год = 2004
+
-
|издательство = Библия для всех
+
-
|isbn = 5-7454-0835-9
+
-
}}
+
-
 
+
-
* {{книга
+
-
|автор= Макрей Дж.
+
-
|заглавие = Жизнь и учение апостола Павла
+
-
|оригинал =
+
-
|место = Черкассы.
+
-
|год = 2009
+
-
|издательство = Коллоквиум
+
-
|isbn = 978-966-8957-13-0
+
-
}}
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания|2|height=200}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.carelinks.net/languages/russian/bbb7-11.htm Павел и Христос: Ссылки Павла на Евангелия]
+
-
* http://www.people.freenet.de/biblische_lehre : «Das Evangelium des Apostels Paulus» (нем.) und «Die Dienstabschnitte des Apostels Paulus» (русск. и нем.)
+
-
* [http://www.temples.ru/names.php?ID=291 Церкви и часовни России, освященные во имя святых апостолов Петра и Павла]
+
-
* [http://mk.ru/science/309848.html Мощи апостола Павла идентифицированы]
+
-
 
+
-
{{DEFAULTSORT:Павел, апостол}}
+
-
 
+
-
[[Category:Христианство]]
+
-
 
+
-
{{Link FA|el}}
+
-
{{Link FA|ml}}
+
-
 
+
-
[[an:San Pablo]]
+
-
[[ar:بولس الطرسوسي]]
+
-
[[arc:ܦܘܠܘܣ ܫܠܝܚܐ]]
+
-
[[arz:القديس بولس]]
+
-
[[az:Həvari Pavel]]
+
-
[[bat-smg:Apaštals Paulios]]
+
-
[[be:Павел, апостал]]
+
-
[[bg:Павел (апостол)]]
+
-
[[br:Paol Tars]]
+
-
[[bs:Sveti Pavao]]
+
-
[[ca:Pau de Tars]]
+
-
[[cs:Pavel z Tarsu]]
+
-
[[cy:Yr Apostol Paul]]
+
-
[[da:Paulus (Bibelen)]]
+
-
[[de:Paulus von Tarsus]]
+
-
[[el:Απόστολος Παύλος]]
+
-
[[en:Paul of Tarsus]]
+
-
[[eo:Sankta Paŭlo]]
+
-
[[es:Pablo de Tarso]]
+
-
[[et:Paulus]]
+
-
[[eu:San Paulo]]
+
-
[[fa:پولس]]
+
-
[[fi:Paavali]]
+
-
[[fr:Paul de Tarse]]
+
-
[[fy:Paulus (apostel)]]
+
-
[[ga:Naomh Pól]]
+
-
[[gan:聖·保羅]]
+
-
[[gl:Paulo de Tarso]]
+
-
[[hak:Pó-lò]]
+
-
[[he:פאולוס]]
+
-
[[hif:Saint Paul]]
+
-
[[hr:Sveti Pavao]]
+
-
[[hu:Pál apostol]]
+
-
[[hy:Պողոս առաքյալ]]
+
-
[[id:Paulus dari Tarsus]]
+
-
[[is:Páll postuli]]
+
-
[[it:Paolo di Tarso]]
+
-
[[ja:パウロ]]
+
-
[[ka:პავლე]]
+
-
[[ko:파울로스]]
+
-
[[la:Paulus]]
+
-
[[ln:Polo ya Tarsu]]
+
-
[[lt:Apaštalas Paulius]]
+
-
[[lv:Svētais Pāvils]]
+
-
[[mk:Апостол Павле]]
+
-
[[ml:പൗലോസ് അപ്പസ്തോലന്‍]]
+
-
[[mn:Павел]]
+
-
[[ms:Paulus]]
+
-
[[mt:Pawlu minn Tarsu]]
+
-
[[nl:Paulus (apostel)]]
+
-
[[nn:Paulus]]
+
-
[[no:Apostelen Paulus]]
+
-
[[oc:Pau de Tars]]
+
-
[[pl:Paweł z Tarsu]]
+
-
[[pt:Paulo de Tarso]]
+
-
[[ro:Pavel (apostol)]]
+
-
[[scn:Pàulu di Tarsu]]
+
-
[[sco:Saunt Paul]]
+
-
[[sh:Sveti Pavle]]
+
-
[[simple:Paul the Apostle]]
+
-
[[sk:Apoštol Pavol]]
+
-
[[sl:Sveti Pavel]]
+
-
[[sq:Shën Pali]]
+
-
[[sr:Апостол Павле]]
+
-
[[sv:Paulus]]
+
-
[[sw:Mtakatifu Paulo]]
+
-
[[ta:புனித பவுல்]]
+
-
[[th:พอลแห่งทาซัส]]
+
-
[[tl:Pablo ang Alagad]]
+
-
[[tr:Pavlus]]
+
-
[[uk:Павло (апостол)]]
+
-
[[vec:San Pagoło]]
+
-
[[vi:Sứ đồ Phao-lô]]
+
-
[[war:Pablo nga Apostoles]]
+
-
[[yo:Paul of Tarsus]]
+
-
[[zh:保羅]]
+
-
[[zh-min-nan:Paulos]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 22:02, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Апостол Павел
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация