Bilderling (Обсуждение | вклад) |
|
(36 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | Рабби '''Шнеур-Залман''' из [[ Ляды (Витебская область)|Ляд]] (Шнеер; אלטער רבי, ''Алтер Ребе'' — Старый ребе; [[1745]], местечко [[Лиозно]], [[Польша]], ныне [[Беларусь]], — [[1813]], село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне [[Курская область]], [[Россия]]; похоронен в городе [[Гадяч]], [[Полтавская область|Полтавской губернии]], ныне [[Украина]]) — [[раввин]], основатель направления [[хасидизм]]а — [[Хабад]].
| + | #redirect [[:ej:Шнеур Залман из Ляд]] |
- | {{История иудаизма|=Шнеур-Залман|1745|68}}
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Родился 18-го [[элул]]а 5505 г. ([[1745]]). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.
| + | |
- | | + | |
- | В 5520 г. ([[1760]]) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием. <br />
| + | |
- | В 5524 г. ([[1764]]) впервые отправился в [[Межирич]]. В 5527 г. ([[1767]]) занял должность [[магид]]а в [[Лиозно]]. <br />
| + | |
- | В 5530 г. ([[1770]]) начал писать свою книгу [[Шулхан Арух арав]]. <br />
| + | |
- | В 5532 г. ([[1772]]) основал хасидское учение [[ХаБаД]]. Призывал евреев, живших в районе [[Витебск]]а, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. ([[1773]]—[[1778]]) основал и занимался укреплением [[йешива|йешивы]] в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»). <br />
| + | |
- | В 5534 г. ([[1774]]) вместе с р.[[Менахем Мендель из Витебска|Мэнахэм-Мэндлом]] отправился в [[Вильно]], чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияhу. [[Виленский Гаон]] отказался принять их. <br />
| + | |
- | В 5537 г. ([[1777]]) сопровождает р.[[Менахем Мендель из Витебска|Мэнахэм-Мэндела]], отправившегося в [[Эрэц-Исраэль]], и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского. <br />
| + | |
- | В 5543 г. ([[1783]]) принимает участие в знаменитом диспуте в [[Минск]]е и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. ([[1791]]) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение. <br />
| + | |
- | В 5554 г. ([[1794]]) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы»); в 5557 г. ([[1797]]) — книгу «Тания». <br />
| + | |
- | В 5559 г. ([[1798]]), на следующий день после окончания праздника [[Сукот]], был арестован. 19-го [[кислев]]а того же года вышел на свободу.
| + | |
- | | + | |
- | В 5561 г. ([[1800]]), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в [[Петербург]]. 11-го ава 5561 г. ([[1801]]) вернулся из Петербурга в Ляды ([[Могилевская губерния]]).
| + | |
- | | + | |
- | В конце месяца ав 5572 г. ([[1812]]) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул [[Ляды]]. 12-го тевета 5573 г. ([[1813]]) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. [[Гадяч]] (Полтавская обл.).
| + | |
- | | + | |
- | После смерти своего учителя [[Магид из Межерича|Магида из Межерича]] вернулся в [[Белоруссия|Белоруссию]] и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги [[Тания]] (Ликутей Амарим) и [[Шулхан Арух арав]] (свод еврейских законов в духе хасидского учения) — книги, которые легли в основу [[хасидизм]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Учение ==
| + | |
- | Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы – рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).
| + | |
- | | + | |
- | Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме "Из плоти моей Б-га узрю"[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая "поистине есть частица Б-жества свыше". В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.
| + | |
- | | + | |
- | Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Б-га к человеку, а затем от человека к Б-гу.
| + | |
- | | + | |
- | Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Б-ге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот – эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что "человек был сотворен по образу и подобию Б-жию". Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Б-гу, – таков обратный метод.
| + | |
- | | + | |
- | Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Б-гом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Б-га и, равно как и два других слагаемых этого учения, Б-г и человек, Тора во всех свои.х аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами – благодаря им реализуются отношения человека к Б-гу и достигается unio mystica – доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.
| + | |
- | | + | |
- | (Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm "Философия Хабада"] р. Нисана Миндела)
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14872|Шнеур Залман из Ляд}}
| + | |
- | | + | |
- | {{rabbi-stub}}
| + | |
- | [[Категория:Главы Хабада]]
| + | |
- | [[Категория:Хабад]]
| + | |
- | [[Категория:Кодификаторы еврейского закона]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Российской империи]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Белоруссии]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидские цадики]]
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Schneur Salman]]
| + | |
- | [[en:Shneur Zalman of Liadi]]
| + | |
- | [[es:Schneur Zalman de Liadí]]
| + | |
- | [[fr:Shneur Zalman de Liadi]]
| + | |
- | [[he:שניאור זלמן מלאדי]]
| + | |
- | [[it:Shneur Zalman]]
| + | |
- | [[pt:Shneur Zalman de Liadi]]
| + | |
- | [[yi:שניאור זלמן פון לאדי]]
| + | |