|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Гозенпуд, Абрам Акимович]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}'''Абрам Акимович Гозенпуд''' (10 (23) июня [[1908]], [[Киев]] — [[2 июня]] [[2004]], [[Санкт-Петербург]]) — российский литературовед и музыковед, доктор искусствоведения; кандидат искусствоведения (1946) — диссертация "Шекспир и музыка". Доктор философских наук (1963) - диссертация "Музыкальный театр в России". Автор около пятисот разнообразных исследований в области музыки и литературы, в том числе - классическая семитомная история русского оперного театра).<ref>[http://www.vekperevoda.com/1900/gozenpud.htm Сайт «Век перевода»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Брат композитора [[Гозенпуд, Матвей Акимович|Матвея Акимовича Гозенпуда]].
| + | |
- | | + | |
- | В интервью Абрам Акимович рассказывал, что его отец обратился с вопросом к самому [[Толстой, Лев Николаевич|Л.Н. Толстому]] о воспитании детей:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Отец обратился с письмом к Толстому в 1910 году, за три месяца до кончины Льва Николаевича. Мне было два года. Речь шла не обо мне, а о моих старших братьях. Один из них стал впоследствии инженером-химиком, а другой (он, кстати, открыл мне путь к музыке) — пианистом и композитором, профессором Киевской консерватории.
| + | |
- | Отец спрашивал о высшем образовании детей, ведь для евреев существовала [[процентная норма]]. Конечно, он мог бы отвезти нас за границу, но это казалось ему невозможным. Толстой ответил очень своеобразно: высшее образование есть не что иное, как средство эксплуатации трудящихся, рабочих. Поэтому лучше обучить детей ремеслу, а еще лучше, чтобы они стали крестьянами — это евреи-то! Письмо было напечатано через много лет после смерти Толстого<ref>[http://ptzh.theatre.ru/2002/28/53/ Диалог с небожителем]</ref>.</blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | В 1930 окончил литературный факультет Киевского института народного образования.
| + | |
- | | + | |
- | С 1934 года преподавал в высших учебных заведениях Киева и занимался литературными переводами – большей частью, на украинский язык. С началом войны, в 1941 году пешком ушел из Киева, опасаясь прихода фашистских войск. Сразу после войны, в 1946 - преподаватель в учебных заведениях Киева и Свердловска. Постоянно
| + | |
- | выступал в периодической печати как театральный критик. Вскоре перебрался в Москву.
| + | |
- | | + | |
- | 1948-1949 гг. - заведовал литературной частью московского [[Малый театр|Малого театра]] и кабинетом музыкальных театров [[Всероссийское Театральное Общество|ВТО]]<ref>[http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/balet_encicl/page-22-balet_encicl.html Театральная энциклопедия]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | После войны началась кампания борьбы с космополитизмом. Пришлось скрываться. А собственные труды скрывать за псевдонимом Акимов.
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Несколько лет ему пришлось жить фактически на полулегальном положении в Москве, где его приютили и защищали от произвола великие [[Москвин, Иван Михайлович|Москвин]] и [[Качалов, Василий Иванович|Качалов]], затем - после очередного доноса - вновь очутился в Киеве, откуда под угрозой скорого ареста сумел бежать в Ленинград. Там он преподавал в Театральном институте, занимался исследованиями в архивах и библиотеках, в том числе, в [[Пушкинский дом|Пушкинском доме]], где защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук.<ref>[http://www.vekperevoda.com/1900/gozenpud.htm Сайт «Век перевода»]</ref> </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | С 1953 старший научный сотрудник сектора музыки н.-и. отдела в [[ЛГИТМиК]]е (с 1979 проф.-консультант)<ref>[http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/balet_encicl/page-22-balet_encicl.html Театральная энциклопедия]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Был знаком с [[Ахматова, Анна Андреевна|А.А. Ахматовой]], [[Шостакович, Дмитрий Дмитриевич|Д.Д. Шостаковичем]] и многими другими выдающимися деятелями культуры-ленинградцами.
| + | |
- | | + | |
- | Абрам Акимович Гозенпуд - автор работ по истории русского и зарубежного театра и музыки, переводов на русский и украинский языки произведений Шекспира, Шиллера, Китса, Байрона, Гауптмана, Хольберга и др., либретто комической оперы «Укрощение строптивой» [[Шебалин, Виссарион Яковлевич|В. Я. Шебалина]]. В его творческом наследии - десятки монографий, в том числе - семитомная история русского оперного театра. Его перу принадлежат огромное количество рецензий и различных публикаций в СМИ, труды о русской и зарубежной драматургии, монографические работы о воплощении музыки в произведениях Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, биографии великих певцов Ивана Ершова и Федора Шаляпина<ref>[http://new.fontanka.ru/2004/06/02/78614/ Некролог]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В 1958 году в Ленинграде была издана книга Конрада Фердинанда Мейера, составленная и отредактированная Гозенпудом, - в ней отыскались и несколько его поэтических переводов (в довоенные годы Гозенпуд тоже много переводил, но в основном на украинский язык).<ref>[http://www.vekperevoda.com/1900/gozenpud.htm Сайт «Век перевода»]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Творческое наследие ==
| + | |
- | | + | |
- | * Оперная драматургия Чайковского. Очерки (на украинском языке). Киев, 1940;
| + | |
- | * Лермонтов и искусство (на украинской языке). Киев, 1941;
| + | |
- | * Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. М., 1954;
| + | |
- | * Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М., 1957;
| + | |
- | * Поэтические переводы классической поэзии (см. [http://www.vekperevoda.com/1900/gozenpud.htm Переводы на русский язык стихов [[Мейер, Конрад Фердинанд|Конрада Фердинанда Мейера]]])
| + | |
- | * Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Очерк. Л., 1959;
| + | |
- | * Русский советский оперный театр (1917—1941). Очерки истории. Л., 1963;
| + | |
- | * Оперный словарь. М. — Л., 1965;
| + | |
- | * Пути и перепутья. Английская и французская драматургия XX века. Л. Искусство 1967г.
| + | |
- | * Русский оперный театр XX века (1836—1856). Л., 1969;
| + | |
- | * Русский оперный театр XIX века (1857—1872). Л., 1971;
| + | |
- | * Достоевский и музыка. Л., 1971; Избранные статьи. Л., 1971.
| + | |
- | * Русский оперный театр XIX века. 1873—1889.— Л., 1973
| + | |
- | * Русский оперный 1890 — 1904. Л., 1974.
| + | |
- | * Русский оперный театр между двумя революциями. 1905—1917. — Л.: Музгиз, 1975
| + | |
- | * Достоевский и музыкально-театральное искусство. Советский композитор, 1981
| + | |
- | * Иван Ершов: Жизнь и сценическая деятельноть. Советский композитор, 1986 (второе издание, дополненное – 1999)
| + | |
- | * Краткий Оперный словарь. Рік видання: 1989. Сторінок: 296.
| + | |
- | * Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. Советский композитор, 1992 г.
| + | |
- | * И. С. Тургенев: исследование. СПб. Композитор, 1994.
| + | |
- | * И. С. Тургенев и музыка
| + | |
- | * Темы и идеи оперного творчества Н. А. Римского-Корсакова
| + | |
- | * Достоевский и музыкально-театральное искусство
| + | |
- | * Леош Яначек и русская культура
| + | |
- | * Рихард Вагнер и русская культура.
| + | |
- | * Оперный словарь. — СПб., 2005
| + | |
- | * Статья [http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-3392.htm О СЦЕНИЧНОСТИ И ТЕАТРАЛЬНОЙ СУДЬБЕ «БОРИСА ГОДУНОВА»]
| + | |
- | * Статья [http://www.classic-music.ru/ruslan.html «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА — опера М. Глинки»]
| + | |
- | * Статья [http://www.classic-music.ru/petushok.html «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК — опера Н. А. Римского-Корсакова»]
| + | |
- | * Статья [http://www.classic-music.ru/melnik.html «МЕЛЬНИК — КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ — опера М. Соколовского»]
| + | |
- | * Читать [http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-200-.htm «ПУШКИН И РУССКАЯ ОПЕРНАЯ КЛАССИКА»]
| + | |
- | | + | |
- | Из последнего интервью: <blockquote>
| + | |
- | Да, у меня есть давно написанные, но не изданные произведения. О Михаиле Чехове, о Давыдове, воспоминания о Тарханове. Лежит машинописная работа о Булгакове. Готов труд «Пушкин и Моцарт». Издадут ли?<ref>[http://ptzh.theatre.ru/2002/28/53/ Петербургский театральный журнал, Май 2002 г.]</ref></blockquote>
| + | |
- | {{rq|infobox}}
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/balet_encicl/page-22-balet_encicl.html Театральная энциклопедия]
| + | |
- | * [http://ptzh.theatre.ru/2002/28/53/ Петербургский театральный журнал, Май 2002 г.]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Музыкальные критики России]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Родившиеся 10 июня]]
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Умершие 2 июня]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Литературоведы СССР]]{{WikiCopyRight}}
| + | |