|
|
(49 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Израиль как еврейское и демократическое государство]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Израиль как еврейское и демократическое государство''' - отсутствие противоречия в том, что Израиль является государством, выражающим национальные чаяния еврейского народа, и при этом сохраняет свою демократическую суть.
| + | |
- | | + | |
- | ==Суть конфликта==
| + | |
- | Государство Израиль было создано именно как еврейское государство. Это декларировали и создатели Израиля, и именно такая формулировка признана решением ООН 1947 году, поддержанном всеми демократическими государствами Запада. Таким образом, все демократии Запада легитимизировали Израиль именно как еврейское государство, и термин "еврейское государство" как синоним понятия Государства Израиль употребляется до сих пор во многих западных СМИ.
| + | |
- | | + | |
- | При этом Израиль по внутреннему устройству является демократическим государством, и именно таким хочет видеть его абсолютное большинство еврейского народа и еврейского населения страны.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, Израиль является одновременно и еврейским, и демократическим государством. Однако вопрос о том, являются ли эти вещи противоположностями и есть ли здесь противоречия, является предметом обсуждения как в израильском обществе, так и в мировом общественном мнении. Эти споры чрезвычайно обострились в связи с требованием Израиля к Палестинской автономии признать Израиль еврейским государством.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые критики {{Требует_дополнения}} считают, что чем более Израиль будет настаивать на своей еврейской сущности, тем менее демократичным он будет становиться. И наоборот, чем более он будет демократическим, тем менее он будет еврейским.
| + | |
- | | + | |
- | Такого подхода, т.е. считая противоречием "еврейское" и "демократическое", придерживаются политики как на левом спектре политической палитры, т.е. антирелигиозные политики, например {{Требует_дополнения}}, и также политики ультраортодоксального сектора, например {{Требует_дополнения}}.
| + | |
- | | + | |
- | Другой подход говорит о том, что никакого противоречия здесь нет в принципе. И еврейское и демократическое являются дополняющими друг друга вещами, поскольку демократия – это способ внутреннего управления государством, а еврейское – это его ценности и цели существования.
| + | |
- | | + | |
- | ==Критики==
| + | |
- | Одним из критиков невозможности одновременного совмещения двух подходов является профессор Тель-Авивского университета [[Шломо Занд]].
| + | |
- | | + | |
- | В частности, он утверждает: <blockquote>"Я против того, чтобы Израиль был еврейским государством... Государство Израиль должно принадлежать всем гражданам Израиля, оно не может быть страной евреев".<ref>[http://www.newsland.ru/News/Detail/id/482750/ Шломо Занд: еврейский народ был "изобретен" в XIX веке]</ref></blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | По мнению Занда, Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».<ref>[http://maof.rjews.net/aspect/35-column/25123-2010-04-29-12-31-14 Шломо Занд и попытка этноидентоцида еврейского народа]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==Что означает "еврейское государство"==
| + | |
- | С точки зрения еврейской традиции, понятие "еврейское государство" нигде в традиции не формализовано. Поэтому как религиозные круги, так и нерелигиозные не могут опираться в определении понятия "еврейское государство" на какую бы то ни было четкую формулировку, имеющуюся в традиции, и не могут выступать против нее, поскольку такой формулировки не существует.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому все обсуждения вопроса о том, является ли Израиль еврейским государством, стоят не на платформе четких определений, а на основе достаточно расплывчатых определений, которые принимаются или декларируются теми или иными участниками обсуждения.
| + | |
- | | + | |
- | ===Спор внутри иудаизма===
| + | |
- | Внутри иудаизма существуют два основных подхода к пониманию того, что такое еврейское государство.
| + | |
- | | + | |
- | ===="Кошерное государство"====
| + | |
- | С точки зрения большой части ультраортодоксальных авторитетов, понятие "еврейское государство" строится по тем же понятиям, как и еврейская еда, еврейская одежда или еврейские праздники. Т.е. это то, что соответствует законам [[Галаха|Галахи]].
| + | |
- | | + | |
- | Так же, как еда, которая не является кошерной, не может быть названа еврейской едой, так и государство, если оно не является кошерным, с их точки зрения не может называться еврейским государством. С точки зрения многих [[харедим]], кошерное государство – это то государство, управляемое религиозными лидерами не нарушающее религиозные заповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Надо отметить, что Израиль управляется не религиозными лидерами, а демократическим образом через парламент. Но при этом государство Израиль не нарушает заповеди, или, по крайней мере, очень стремится их не нарушать. Например, суббота является выходным днем, а в армии совершенно обязателен кашрут. Солдат, нарушивший правила кашрута в армии, будет посажен на гауптвахту. Государственные чиновники, независимо от того, являются они сами религиозными или нерелигиозными, не имеют права по служебным обязанностям нарушать субботу, например лететь в этот день на самолете. Государство никогда не проводит мероприятий, нарушающих еврейскую традицию, и т.д.
| + | |
- | | + | |
- | Отдельным и очень спорным вопросом является вопрос передачи арабам территорий, которое имело место при [[Размежевание|изгнании евреев из Гуш-Катифа]]. С точки зрения многих религиозных людей, это нарушает заповеди, поскольку существует заповедь еврейскому народу владеть страной Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Однако и этот вопрос спорный, и разные религиозные авторитеты высказывались в этом вопросе по-разному. Таким образом, даже с этой точки зрения нельзя считать Израиль некошерным государством, поскольку оно, в основном, всегда или почти всегда не нарушает религиозные законы.
| + | |
- | | + | |
- | ====Религиозно-сионистский подход====
| + | |
- | Согласно религиозно-сионистскому подходу, ненарушение заповедей государством, безусловно, очень важно, но суть понятия "еврейское государство" не сводится только к нему. И уж тем более, не к тому, чтобы государством управляли религиозные авторитеты, что, с точки зрения религиозного сионизма, вообще не должно быть.
| + | |
- | | + | |
- | Понятие "еврейское государство", с точки зрения религиозного сионизма, означает государство, созданное волей еврейского народа, реализующее национальные чаяния еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | И в этом смысле, даже, например, заведомо неправильно действующее еврейское государство, как, например, государство в древности - в те эпохи, когда цари были идолопоклонниками и нарушали заповеди, или государство Маккавеев, в котором царь занимал пост первосвященника, что запрещено Галахой, – тем не менее, являются, конечно, еврейскими государствами.
| + | |
- | | + | |
- | ==Ссылки==
| + | |
- | | + | |
- | ==Примечания==
| + | |
- | {{reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Палестино-израильский конфликт]]
| + | |
- | [[Категория:Израиль]]
| + | |