MastiBot (Обсуждение | вклад)м |
|
(18 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{значения}}
| + | #REDIRECT [[Авраам (праотец)]] |
- | :''Об Аврааме в исламской традиции см. [[Ибрахим]]''
| + | |
- | {{Библейский персонаж
| + | |
- | | Имя =Авраам
| + | |
- | | Оригинальное написание =אַבְרָהָם
| + | |
- | | Толкование имени = «отец множества племён»
| + | |
- | | Тип = Пятикнижие
| + | |
- | | Пол = муж.
| + | |
- | | Период жизни =
| + | |
- | | Портрет =Rembrandt Harmensz. van Rijn 035.jpg
| + | |
- | | Размер изображения =250px
| + | |
- | | Подпись = «Жертвоприношение Авраамом Исаака»
| + | |
- | | Описание = [[Рембрандт]], [[Эрмитаж]]
| + | |
- | | Имя на других языках=
| + | |
- | | Греческое написание =Ἀβραάμ
| + | |
- | | Латинское написание =Abraham
| + | |
- | | В иных культурах = {{lang-ar|ابراهيم}} ([[Ибрахим|Ибрахи́м]])
| + | |
- | | Местность = [[Месопотамия]], [[Ханаан]]
| + | |
- | | Занятие =
| + | |
- | | Происхождение =
| + | |
- | | Упоминания =
| + | |
- | | Отец = [[Фарра]] (''Терах'')
| + | |
- | | Мать =
| + | |
- | | Супруг =[[Сарра]], [[Агарь]] (''Хагар''), [[Хеттура]] (''Кетура'')
| + | |
- | | Дети =[[Измаил (в Библии)|Измаил]] (''Ишмаэль''), [[Исаак]] (''Ицхак'')
| + | |
- | | Место погребения = [[Пещера Махпела]], [[Хеврон]]
| + | |
- | | Связанные понятия = [[Еврей]], [[Авраамические религии]], [[Авраамово лоно]], [[Авраамов завет]]
| + | |
- | | Связанные события = [[Обрезание]], [[Жертвоприношение Исаака]]
| + | |
- | | Характерные черты = милосердие, гостеприимство
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Авраа́м''' ({{lang-he|אַבְרָהָם}}, ''Авраа́м'', {{lang-grc|Ἀβραάμ}}, {{lang-lat|Abraham}}, {{lang-ar|ابراهيم}}, ''[[Ибрахим|Ибрахи́м]]'') — родоначальник многих народов ({{Библия|Быт|17:4}}). Является первым из трёх Библейских [[Праотец|патриархов]] эпохи после Потопа. Согласно [[Пятикнижие|Пятикнижию]] первый [[еврей]] <ref>{{Библия|Быт|14:13}}</ref> и родоначальник всего еврейского народа <ref>Статья [http://www.pravenc.ru/text/62850.html «Авраам»] в [http://www.pravenc.ru Православной энциклопедии]</ref>. Потомок [[Евер]]а (Эвера), правнука [[Сим]]а (Шема), первого сына [[Ной|Ноя]].
| + | |
- | | + | |
- | == В Священных Писаниях ==
| + | |
- | === В Ветхом Завете ===
| + | |
- | Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в [[Быт.|книге Бытие]] ({{Библия2|Быт|11:26}}-{{Библия2|Быт|25:10}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Месопотамии ====
| + | |
- | Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе [[Ур]] (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной [[Месопотамия|Месопотамии]]. Там он женился на [[Сара|Саре]] (Сарай), которой позже Бог дал имя [[Сарра]] (Сара). Отец Авраама [[Фарра]] (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника [[Лот (в Библии)|Лота]], направился в [[Ханаан]] (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе [[Харран]]е (Северная Месопотамия) Фарра умер.
| + | |
- | | + | |
- | Живя среди [[язычество|языческого]] мира, Авраам стал проповедовать веру в [[Монотеизм|Единого Бога]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Переселение в Ханаан ({{Библия|Быт|12:1|-9}}) ====
| + | |
- | [[Файл:Molnár Ábrahám kiköltözése 1850.jpg|280px|thumb|Переселение Авраама. Картина [[Венгрия|венгерского]] художника [[Молнар, Йожеф|Йожефа Молнара]], [[1850]].]]
| + | |
- | Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные|Быт|12:1|-3}}
| + | |
- | | + | |
- | На 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника [[Лот (Библия)|Лота]], переправился через [[Евфрат]] на территорию [[Ханаан]]а. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«''ха-иври''» ([[еврей]]) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».
| + | |
- | | + | |
- | Неподалёку от [[Сихем]]а (Шхема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.<ref>{{Библия|Быт|12:7}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== Голод в Ханаане. Спуск в Египет ({{Библия|Быт|12:10|-20}}) ====
| + | |
- | Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в [[Древний Египет|Египет]], взяв с собой и Лота. В Египте Авраам выдал Сару за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить Аврама ради того, чтобы завладеть его женой. В результате, фараон взял Сару в свой дворец. {{ВЗ2|И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды|Быт|12:16}}.
| + | |
- | | + | |
- | Но впоследствии фараон был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму:
| + | |
- | {{ВЗ|Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.|Быт|12:17|-20}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Возвращение в Ханаан и отделение Лота ({{Библия|Быт|13}}) ====
| + | |
- | [[Файл:LotAndAberham.jpg|thumb|||200p|Отделение Лота]]
| + | |
- | Вернувшись в Ханаан, Аврам и [[Лот (Библия)|Лот]] со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, {{ВЗ2|непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе|Быт|13:6}} Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в [[Хеврон]]е, а Лот в [[Иордан|прииорданской]] области, в городе [[Содом]]е.
| + | |
- | | + | |
- | После этих событий Бог явился Авраму снова, вновь подтвердив своё обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной».<ref>{{Библия|Быт|13:14|-17}}</ref> Аврам поселился в дубраве [[аморреи|аморрея]] Мамре в Хевроне.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Пленение Лота и его освобождение Аврамом ({{Библия|Быт|14}}) ====
| + | |
- | Авраму сообщили, что на Содом напало объединённое войско [[Кедорлаомер]]а, царя [[Элам]]ского, и союзных с ним царей, которые разграбили и увезли в плен жителей, среди которых оказался и его племянник Лот. Аврам немедленно вооружил своих людей, числом 318 человек ({{Библия|Быт|14:14}}), погнался за грабителями, разгромил войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомлян с их добром.
| + | |
- | | + | |
- | Возвратившись из похода, Аврам получил благословение [[Мелхиседек]]а (Малки-Цедека), царя Салима (Шалема) (по-видимому, древнейшее название [[Иерусалим]]а) и «священника Бога Всевышнего».
| + | |
- | | + | |
- | Когда царь Содома предложил ему забрать всю добычу себе, Аврам отказался взять «''даже нитки и ремня от обуви…''» чтобы никто не мог сказать: «''я обогатил Аврама''» ({{Библия|Быт|14:22|-24}}).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Союз с Богом, заключённый «меж рассечённых частей» ({{Библия|Быт|15}}) ====
| + | |
- | После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля {{ВЗ2|от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата|Быт|15:18}}, причём на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.
| + | |
- | | + | |
- | Тогда же Бог возвестил Авраму пророчество о предстоящем египетском рабстве:
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом <...> в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.|Быт|15:13|-16}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Агарь. Рождение Измаила ({{Библия|Быт|16}}) ====
| + | |
- | | + | |
- | Брак Аврама с Сарой долгое время оставался [[бесплодие|бесплодным]]. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку [[Агарь]] (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец [[Измаил (в Библии)|Измаил]] (Ишмаэль) — родоначальник [[арабы|арабских племён]] ({{Библия|Быт|16}}).
| + | |
- | | + | |
- | После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего:
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. …вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил …он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.|Быт|16:10|-12}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Завет обрезания ({{Библия|Быт|17}}) ====
| + | |
- | {{main|Обрезание}}
| + | |
- | В возрасте 99 лет Бог снова явился Авраму, возвестив ему, что отныне его имя Авраам и в знак завета Аврааму и его потомкам следует совершать обрезание крайней плоти:
| + | |
- | {{ВЗ|ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться ''Аврамом'', но будет тебе имя: ''Авраам'', ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их <...> и дам тебе и потомкам твоим после тебя <...> всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. <...> Сей есть завет Мой <...> : да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола|Быт|17:4|-12}}
| + | |
- | | + | |
- | Также Бог возвестил, что имя Сары (Сарай) отныне станет Сарра (Сара) и пообещал, что через год у неё родится сын, [[Исаак]] (Ицхак), которому суждено великое будущее:
| + | |
- | {{ВЗ|Сару, жену твою, не называй ''Сарою'', но да будет имя ей: ''Сарра''; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. <...> именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.|Быт|17:15|-21}}
| + | |
- | | + | |
- | Авраам, не медля, в тот же день исполнил повеление Господа:
| + | |
- | {{ВЗ|И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет|Быт|17:23|-25}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры ({{Библия|Быт|18}}, {{Библия2|Быт|19}}) ====
| + | |
- | [[Файл:Domenico Tiepolo Abraham 1773.jpg|thumb||250px|left|Авраам. Картина Джованни Доменико Тьеполо, 1773.]]
| + | |
- | Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении [[Исаак]]а. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить [[Содом и Гоморра|Содом и Гоморру]] за преступления их жителей.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Авраам и Сарра в Граре ({{Библия|Быт|20}}) ====
| + | |
- | После повествования о разрушении [[Содом и Гоморра|Содома и Гоморры]] Библия сообщает о том, что Авраам направился к [[филистимляне|филистимской]] границе. Здесь Аврааму снова угрожала опасность лишиться жены, которая была взята царём города Грар [[Авимелех]]ом в свой гарем. Вскоре, однако, Авимелех был вынужден отпустить Сарру по велению Бога.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Рождение Исаака ({{Библия|Быт|21:1|-8}}) ====
| + | |
- | Через год, когда Сарре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился, наконец, долгожданный сын, [[Исаак]] (Ицхак), который был предназначен Богом продолжать род Авраама.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Изгнание Измаила ({{Библия|Быт|21:9|-21}}) ====
| + | |
- | Авраам поселился в [[Беер-Шева|Вирсавии]] (Беер-Шеве). Спустя 13 лет после рождения Исаака, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с Измаилом в пустыню.
| + | |
- | {{ВЗ|И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.|Быт|21:9|-10}}
| + | |
- | После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.
| + | |
- | [[Файл:Guercino Abramo ripudia Agar.jpg|200px|right|thumb|Изгнание Агари Авраамом. Картина [[Гверчино]]]]
| + | |
- | Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «''подняла вопль, и заплакала''» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. {{ВЗ2|и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока|Быт|21:19}}.
| + | |
- | {{ВЗ|И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.|Быт|21:20|-21}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Союз Авраама с Авимелехом ({{Библия|Быт|21:22|-34}}) ====
| + | |
- | Некоторое время спустя, правитель той земли Авимелех предложил Аврааму союз:
| + | |
- | {{ВЗ|поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землёю, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь. <...> И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии.|Быт|21:23|-32}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Жертвоприношение Исаака ({{Библия|Быт|22:1|-19}}) ====
| + | |
- | {{main|Жертвоприношение Исаака}}
| + | |
- | После всех этих событий Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака «во всесожжение» на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. В самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на [[жертвенник]]е и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел воззвал к нему с неба:
| + | |
- | {{ВЗ|Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.|Быт|22:11|-12}}
| + | |
- | Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:
| + | |
- | {{ВЗ|благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.|Быт|22:16|-18}}
| + | |
- | | + | |
- | После этих событий Авраам вернулся в [[Беер-Шева|Вирсавию]] (Беер-Шеву).
| + | |
- | | + | |
- | ==== Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела ({{Библия|Быт|23}}) ====
| + | |
- | Сарра умерла в возрасте 127 лет в [[Кирьят-Арба|Кириаф-Арбе]] (Кирьят-Арбе), возле [[Хеврон]]а и была похороненна Авраамом в купленной у [[хетты|хеттийца]] [[Ефрон]]а (Эфрона) [[пещера Махпела|пещере Махпела]] («двойная пещера») в Хевроне.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Женитьба Исаака на Ревекке ({{Библия|Быт|24}}) ====
| + | |
- | Состарившись, Авраам посылает своего верного слугу к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с [[ханаан]]еями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась [[Ревекка]] (Ривка), дочь племянника Авраама, [[Вафуил]]а (Бетуэля).
| + | |
- | | + | |
- | После обстоятельных переговоров с отцом Ревекки и её братом [[Лаван]]ом, караван вместе с Ревеккой отправился в обратный путь.
| + | |
- | {{ВЗ|И ввел её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.|Быт|24:67}}
| + | |
- | | + | |
- | ==== Последние годы жизни и погребение Авраама ({{Библия|Быт|25:1|-11}}) ====
| + | |
- | В глубокой старости Авраам женился на [[Хеттура|Хеттуре]] (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его [[Измаил (в Библии)|Измаил]] , сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» ({{Библия|Быт|17:5}}).
| + | |
- | | + | |
- | Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в [[Пещера Махпела|пещере Махпела]] в [[Хеврон]]е.
| + | |
- | | + | |
- | === В Новом Завете ===
| + | |
- | [[Файл:CottonGenesisFragment26vAbrahamAndAngels.JPG|thumb|200px|<center>Авраам и три ангела («[[Хлопковый Генезис]]», V-VI века)<center>]]
| + | |
- | В [[Новый Завет|Новом Завете]] Авраам наряду с [[Моисей|Моисеем]] наиболее часто упоминаемый ветхозаветный праведник. [[Родословие Иисуса]] возводится к прародителю всех евреев Аврааму: {{НЗ2|Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова|Мф|1:1}}. В рождении Иисуса христианская традиция видит исполнение обетования Аврааму о том, что в семени его (которое, по слову [[апостол Павел|апостола Павла]], есть Христос ({{Библия|Гал|3:16}})) благословятся все народы земли ({{Библия|Быт|22:18}}).
| + | |
- | | + | |
- | В [[Евангелие от Иоанна|Евангелии от Иоанна]], а затем в христианской [[христианское богословие|богословской традиции]] упоминания Авраама используются для обоснования божественности [[Иисус Христос|Иисуса Христа]]. В главе 8 описан спор Иисуса с [[фарисеи|фарисеями]], сомневающимися, что тот послан от Бога. Фарисеи именуют себя ''«семенем Авраамовым»'' ({{Библия|Ин|8:33}}) и утверждают, что не нуждаются в «освобождении» через познание истины, которую, по его собственным словам, несёт Христос. Иисус признаёт их телесное происхождение от Авраама ({{Библия|Ин|8:37}}), но отрицает духовное: фарисеи не исполняют заветов патриарха, собираясь убить человека, возвещающего слово Бога ({{Библия|Ин|8:39}}); из-за этого они не имеют права именоваться детьми Авраамовыми, их отец — [[диавол]], чьи «похоти» они и исполняют ({{Библия|Ин|8:44}}). Разгневанные фарисеи считают Иисуса [[Одержимость|одержимым бесом]] ({{Библия|Ин|8:48}}) и обвиняют его в том, что он «славит сам себя» и ставит себя выше давно умершего и пользующегося всеобщим почтением патриарха Авраама ({{Библия|Ин|8:53}}). На это Иисус отвечает: {{НЗ2|Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался|Ин|8:56}} — то есть, по богословскому толкованию, знал о грядущем пришествии Христа-[[Мессия|Мессии]] <ref name="">http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1507 Толковая Библия А.П. Лопухина</ref>. Фарисеи недоумевают, поняв эти слова так, что Иисус, которому «нет ещё пятидесяти лет», будто бы жил одновременно с Авраамом ({{Библия|Ин|8:57}}). На это Иисус говорит: {{НЗ2|Прежде нежели был Авраам, я есмь|Ин|8:58}}, утверждая тем самым, что он [[Логос|существовал вечно]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Meister des Codex Aureus Epternacensis (detail).jpg|thumb|left|200px|<center>Лазарь на лоне авраамовом</center>]]
| + | |
- | [[Авраамово лоно]] упоминается в [[Притча о богаче и Лазаре|притче о «''Богаче и Лазаре''»]], рассказанной Иисусом Христом ({{Библия|Лк|16:22}}). После этого происходит диалог Авраама и богача, который просит послать в его дом Лазаря, чтобы тот предупредил его братьев о наказании грешников:
| + | |
- | {{НЗ|Авраам сказал ему: ''у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их''. Он же сказал: ''нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются.'' Тогда [Авраам] сказал ему: ''если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.''|Лк|16:29|-31}}
| + | |
- | | + | |
- | В эпизоде с [[мытарь|мытарем]] [[Закхей|Закхеем]] [[евангелист Лука]] описывает осуждение Иисуса за то, что он зашёл в дом мытаря, которого считали человеком грешным. Закхей раскаивается и Христос говорит ему: {{НЗ2|ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама|Лк|19:9}}.
| + | |
- | | + | |
- | Авраама упоминает [[Иоанн Креститель]] в своей [[проповедь|проповеди]] покаяния: {{НЗ2|Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму|Лк|3:8}}. Иоанн этими словами напоминает своим соотечественникам, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама не спасёт их от Божьего гнева если они не принесут покаяние. О том, что {{НЗ2|не все дети Авраама, которые от семени его|Рим|9:7}}, пишет и [[апостол Павел]].
| + | |
- | | + | |
- | В послании к христианской общине [[Галатия|Галатии]], состоявшей из бывших язычников, Павел говорит, что {{НЗ2|Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы|Гал|3:8}}. Авраамово благословение распространяется на язычников через Иисуса Христа ({{Библия|Гал|3:14}}). По слову Павла, обетования были даны Аврааму и семени его, {{НЗ2|которое есть Христос… если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники|Гал|3:16|-29}}. Опираясь на ветхозаветный рассказ об Аврааме, вера которого вменилась ему в праведность ({{Библия|Быт|15:6}}) до получения [[Обрезание|завета обрезания]], Павел в [[Послание к римлянам|Послании к Римлянам]] ставит праведность веры выше праведности закона:
| + | |
- | {{НЗ|<small>И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании. Ибо не законом [даровано] Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы [было] по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам</small>|Рим|4:11|-17}}
| + | |
- | | + | |
- | В то же время, в [[Послание Иакова|Послании апостола Иакова]] именно на примере Авраама доказывается, что «''вера без дел мертва''»:
| + | |
- | {{НЗ|<small>Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?</small>|Иак|2:21|-24}}
| + | |
- | | + | |
- | === В Коране ===
| + | |
- | {{main|Ибрахим}}
| + | |
- | [[Файл:Узоры шираз 61.jpg|thumb|right|Фреска с изображением [[Ибрахим]]а, которого останавливает ангел, не давая ему принести в жертву своего сына в музее Хафт Танан (Семь могил) в [[Шираз]]е]]
| + | |
- | В [[Коран]]е Авраам выступает под именем Ибрахим, в его честь названа [[Ибрахим (сура)|14-я сура]] Корана, ниспосланная в [[Мекка|Мекке]] (кроме мединских аятов 28 и 29) после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Она получила своё название из-за упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима к [[Аллах]]у. В исламе Ибрахим один из самых величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране сказано: «''Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом''» (4:125).
| + | |
- | | + | |
- | Рассказ Корана об Ибрахиме своими деталями частично повторяет библейское повествование (бесплодие Сарры, посягательство на неё египетского царя, рождение сына от служанки Агарь и т. п.). Особенно подробно Коран описывает борьбу Ибрахима с идолопоклонством халдейских племён (21:63-67). За эту проповедь он был ввергнут в огонь по приказу царя Н`Амруда, но Аллах сделал для него огонь прохладным (21:69).
| + | |
- | | + | |
- | История жертвоприношения [[Ибрахим]]ом (Авраамом) своего сына излагается и в Коране, но лишь в немногих стихах (37, 100—106):
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: «''О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?''» Сын ответил: «''О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым''». Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз]… Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему [сына] на большую жертву.{{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Сын Ибрахима в этом эпизоде в Коране по имени не назван, но в мусульманской традиции [[Исмаил (ислам)|Исмаил]] ([[Измаил (в Библии)|Измаил]]), а не [[Исаак]] был «''дабиих Алла''» — жертвой, выбранной [[Аллах]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | == Традиционные предания ==
| + | |
- | === В еврейской традиции ===
| + | |
- | | + | |
- | В еврейских преданиях ([[мидраш]]ах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «''Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои''». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца [[Фарра|Фарры]] (Тераха).
| + | |
- | | + | |
- | «Земля Мория», упоминаемая в истории [[жертвоприношение Исаака|жертвоприношения Исаака]], отождествляется в еврейской традиции с [[Храмовая гора|горой Мория]] в [[Иерусалим]]е, на которой [[Соломон]] построил [[Иерусалимский храм|Храм]].<ref>{{Библия|2Пар|3:1}}</ref> Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские источники<ref>«[[Кузари]]», р. [[Иегуда Галеви]], 4, 25</ref> приписывают авторству Авраама книгу «[[Сефер Йецира]]» ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником [[Каббала|Каббалы]].
| + | |
- | | + | |
- | === В христианской традиции ===
| + | |
- | [[Файл:Kievskaya psaltir avraam 01.jpg|150px|right|thumb|<center>Изображение Авраама из [[Киевская Псалтирь|Киевской Псалтири]], [[1397 год]]]]
| + | |
- | Образ патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности, как в [[Ветхий Завет|Ветхом]], так и в [[Новый Завет|Новом Завете]]. По мнению [[Иоанн Златоуст|Иоанна Златоуста]], Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников.<ref>[[Иоанн Златоуст]]. ''Беседы на книгу Бытия''.</ref> [[Августин Блаженный]] писал, что обещание Бога Аврааму об умножении потомства и его благословении ({{Библия|Быт|12:1|-3}}) относится ко всему человечеству, на которое должно снизойти благословение Божие.<ref>[[Августин Блаженный|Августин]]. «О Граде Божием». XVI 15</ref> В преподнесённых Аврааму [[Мельхиседек]]ом хлебе и вине ({{Библия|Быт|14:18}}) [[Отцы Церкви]] видели прообраз [[евхаристия|евхаристии]].<ref>[[Иоанн Златоуст]]. ''Беседы на Книгу Бытия'' (Беседа 35); [[Феодорит Кирский]]. ''Толкования на Книгу Бытия'' (Вопрос 65)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | [[Григорий Нисский]] в своём сочинении «''Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму''» рассматривает глас ангела к Аврааму во время жертвоприношения Исаака как одно из доказательств [[Троица|троичности]] Бога:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | …кто же беседовавший с Авраамом? Ужели Отец? Но не скажешь, что Отец есть чей-нибудь ангел. Следовательно, Единородный Сын, о Котором говорит пророк: {{ВЗ2|Нарицается имя Его велика совета Ангел|Ис|9:6}}.<ref>[http://www.pagez.ru/lsn/0501.php Григорий Нисский. ''Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму'']</ref>
| + | |
- | </small>{{конец цитаты|источник=Григорий Нисский. ''Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму''}}
| + | |
- | | + | |
- | В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению [[Отцы Церкви|Отцов Церкви]] [[Иисус Христос|Иисус]] сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: {{НЗ2|Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался|Ин|8:56}}. Это мнение содержится уже в трудах [[Ириней Лионский|Иринея Лионского]]<ref>Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56</ref> ([[II век]]), [[Григорий Богослов|Григория Богослова]]<ref>[http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/slova/45.htm Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху]</ref> ([[IV век]]) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли [[Бог Отец|Бога Отца]], несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом [[Животворящий Крест|Креста]], а его путь на гору — [[Крестный путь|крестным путём]] на [[Голгофа|Голгофу]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Abraham Sacrifice (icon).jpeg|thumb|left|190px|<center>''Жертвоприношение Исаака'' <br />([[икона]], конец [[XVIII век]]а)]]
| + | |
- | Святитель [[Иоанн Златоуст]], комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | <small>Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.
| + | |
- | </small>{{конец цитаты|источник=Иоанн Златоуст. ''Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)''}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | === В античной традиции ===
| + | |
- | Согласно [[Николай Дамасский|Николаю Дамасскому]], Авраам был царём [[Дамаск]]а, явившимся из земли [[халдеи|халдеев]]. Затем он переселился в [[Ханаан]].<ref>[[Николай Дамасский]]. История, фр.19 Якоби</ref>
| + | |
- | | + | |
- | По преданиям Авраам занимался естественными науками, знал [[астрономия|астрономию]], [[химия|химию]] и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди [[финикия]]н и даже [[Древний Египет|египтян]].<ref>[[Филон Александрийский]], opp. II, 13; [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские Древности]]» I, 8:2</ref> Некоторые считают Авраама изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений.<ref>Isidor Orig. I, 3</ref>; другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг.<ref>Epiph. haer. 39, 5; Origen Horn. in Luc. 35</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В мусульманской традиции ===
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | В мусульманской традиции [[Исмаил (ислам)|Исмаил]] ([[Измаил (в Библии)|Измаил]]), а не [[Исаак]] был «''дабиих Алла''» — жертвой, выбранной [[Аллах]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | == В религиозной традиции ==
| + | |
- | === В иудаизме ===
| + | |
- | Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник [[евреи|еврейского народа]], но и как провозвестник [[монотеизм]]а, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. [[Авраамические религии]], а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна [[Адам]]у, Ноаху ([[Ной|Ною]]) и его потомкам Шему ([[Сим]]у) и Эверу ([[Евер]]у). Тем самым, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с [[Мелхиседек]]ом, царём Салима, {{ВЗ2|священником Бога Всевышнего|Быт|14:18}}. Таким образом, Авраам был не одинок — у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в Единого Бога.
| + | |
- | | + | |
- | Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженности этой вере небольшой группе людей — сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже — нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по [[Ханаан]]у, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.
| + | |
- | | + | |
- | В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является [[жертвоприношение Исаака]]. [[иудаизм|Еврейская традиция]] рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.
| + | |
- | | + | |
- | [[Мишна]]<ref>[[Мишна]], Таанит 2:4</ref> свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. [[Талмуд]]<ref>[[Талмуд]], Мегила 31а</ref> предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день [[Рош ха-Шана]] и объясняет обычай трубить в [[шофар]] (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.<ref>[[Талмуд]], Рош ха-Шана 16а)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. ''брит''), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:
| + | |
- | # избранность потомков Авраама по линии его сына [[Исаак]]а; | + | |
- | # обещание дать землю [[Ханаан]]скую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
| + | |
- | # повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.
| + | |
- | | + | |
- | Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным ({{Библия|Быт|17:1}}), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей [[Содом]]а, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить [[Пещера Патриархов|пещеру Махпела]] в подарок.
| + | |
- | | + | |
- | === В христианстве ===
| + | |
- | ==== Почитание в Православии ====
| + | |
- | [[Файл:AbrahamIcon.JPG|thumb|<center>''Авраам'' <br />(икона середины XVII века)]]
| + | |
- | Православная церковь почитает Авраама в [[лик святости|лике]] [[праведные|праведных]] и совершает его память дважды в год: 9 октября (по [[Юлианский календарь|Юлианскому календарю]]) вместе с его племянником [[Лот (в Библии)|Лотом]] и в «''Неделю [[праотцы|праотцев]]''» во второе воскресение перед [[Рождество Христово|Рождеством Христовым]].
| + | |
- | | + | |
- | Имя Авраама и связанные с ним ветхозаветные образы часто встречаются в православной гимнографии. Наиболее распространено в песнопениях упоминание ''лона Авраамова'', которое встречается уже в древней [[литургия|литургии]] апостола [[Иаков (апостол от 70)|Иакова]]: «''Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…''».<ref>[[Анафора]] литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182</ref> Само имя Авраама в молитвах выступает как составная часть обращения к Богу: «''Господи вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного…''».<ref>Часослов, молитва Манасии</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Православная церковь использует ветхозаветные тексты, повествующие о жизнии Авраама в качестве [[паремия|паремий]]:
| + | |
- | * рассказ о явлении Аврааму Бога в образе трёх путников под [[Мамврийский дуб|Мамврийским дубом]] читается за богослужением в день памяти священника [[Захария (священник)|Захарии]] и его жены [[Праведная Елизавета|Елизаветы]]
| + | |
- | * рассказ о жертвоприношении Исаака читается на [[вечерня|вечерни]] пятницы пятой недели [[Великий пост|Великого поста]] и [[Великая суббота|Великой субботы]].<ref>[http://biblia.org.ua/help/parimii1.html Ветхозаветные чтения Сырной седмицы и Святого Великого поста]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Выражение «отец множества племён» ({{Библия|Быт|17:5}}) трактуется в том смысле, что Авраам через [[Иисус Христос|Иисуса]] стал отцом христианским народам. В 318 домочадцах Авраама ({{Библия|Быт|14:14}}) составители богослужебного чина Православной церкви видели прообраз числа участников [[Первый Никейский собор|Первого Вселенского собора]]<ref>Библейский отрывок о числе домочадцев Авраама читается в день памяти отцов Первого Вселенского собора — см. Триодь Цветная. Л. 201об.</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Явление Аврааму Бога в образе трёх путников ({{Библия|Быт|18}}) рассматривается [[Православие|Православной церковью]] как символ [[Святая Троица|троичного Божества]], что и отразилось на [[Троица (иконопись)|иконах Троицы]]. Этот иконописный сюжет получил название «''Гостеприимство Авраама''» (традиционно на иконе изображается сам Авраам, закалывающий тельца, иногда может присутствовать изображение его жены, слушающей речь ангелов).
| + | |
- | | + | |
- | ==== В Католической церкви ====
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | === В исламе ===
| + | |
- | {{main|Ибрахим}}
| + | |
- | Мусульмане считают Ибрахима строителем [[Кааба|Каабы]]. Он построил её в Мекке вместе со своим сыном Исмаилом на том же месте, где она стояла во времена [[Адам]]а. По окончании строительства Ибрахим научил Исмаила обрядам [[хадж]]а и сделал его хранителем Каабы.
| + | |
- | | + | |
- | Умер Ибрахим в Иерусалиме в возрасте 175 лет. Мусульмане построили над пещерой Махпела, в которой похоронен Авраам, [[мечеть]] и оберегают её, как одну из величайших святынь.
| + | |
- | | + | |
- | == Легенды и фольклор ==
| + | |
- | === Славянские апокрифы ===
| + | |
- | В славянской литературе предания об Аврааме нашли своё отражение в двух переводных [[апокриф]]ах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.
| + | |
- | | + | |
- | * [[Откровение Авраама]] — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии [[идол]]ов, которых делает его отец [[Фарра]] и приходит к мысли о [[Бог]]е, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного [[пост]]а, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму [[ангел]] Иоиль ведет его на гору [[Хорив]]. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению [[дьявол]]а Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и [[Эдем]], в котором находятся [[Адам]], [[Ева]] и [[Азазель|Азазил]].
| + | |
- | | + | |
- | * [[Смерть Авраама]] (''Завещание Авраама'') — [[архангел Михаил]] является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон [[Исаак]]а. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и [[архангел]] вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел [[Адам]], плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где [[Авель]] совершает суд, а [[Енох]] по книгам отыскивает [[грех]]и, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что [[Бог]], до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти [[Сарра|Сарры]], о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с [[Библия|Библией]].
| + | |
- | В русском переводе данные апокрифы известны с [[XIV век]]а (''Сильвестровский сборник''), а также были включены в состав [[Палея|Палеи]].<ref>[http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3686 Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Мусульманские предания ===
| + | |
- | | + | |
- | Мусульмане утверждают, что Авраам был в [[Мекка|Мекке]] и основал там вместе с Измаилом святилище [[Кааба|Каабу]] (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание. См. подробности о всех легендах об А. в книге Беера «Leben Abrahams». Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отождествляют Авраама с Брамою, другие с Зороастром, ещё другие, наподобие древнего Филона Александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлечённых понятий.<ref>Бернштейн «Ursprung der Sagen von A., Isaak uno Iacob» (Берлин, 1871)</ref>
| + | |
- | Критически-историческое освещение преданий об Аврааме у <ref>А. Гейгер «Urschrift etc» (Бреслау, 1857)</ref><ref>Гициг «Geschichte des Volks Israel» (Лейпциг, 1869)</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Исторический фон ==
| + | |
- | | + | |
- | Мир, в котором жил Авраам, был просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Авраам не был выходцем из среды неотёсанных и неграмотных кочевников-скотоводов. Он был жителем большого города, одного из тех центров культуры и торговли, которые явились продуктом цивилизации, уже в те времена весьма древней и развитой: [[Ур|Ур Халдейский]], [[Вавилон]], [[Древний Египет|Египет]]… Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве. Идеи Авраама, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и он должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа.
| + | |
- | | + | |
- | === Переселение в Ханаан ===
| + | |
- | По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в [[XIX век до н. э.|XIX]]—[[XVIII век до н. э.|XVIII]] веках до н. э. интенсивную иммиграцию западно-семитских племён, называемых [[амореи|амореями]] или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама ([[Фарра]] (Терах), [[Нахор]], [[Серух]]), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка [[Евер]] (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом ''иври'' — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму ({{Библия|Быт|14:13}}), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через [[Евфрат]] на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом ''иври'' и наименованием ''хабиру'', ''хапиру'' или ''апиру'', которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.<ref name="ЭЕЭ" /><ref>Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам [[Дьяконов, Игорь Михайлович|И. М. Дьяконова]], ''иврим'' и ''хапиру'' «''не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.''» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово ''иври'' также никак не связано с ''хапиру'', восходящим к аккадскому глаголу habaru («''быть изгнанным''»).</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ''Иврим'' были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи [[Исаак]] и [[Иаков]] — не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на [[XXI век до н. э.|XXI]]—[[XX век до н. э.|XX]] века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении [[3Цар.|Третьей книги Царств]] ({{Библия|3Цар|6:1}}), согласно которому между [[Исход]]ом из Египта и началом постройки [[Соломон]]ом Храма прошло 480 лет. Опираясь на [[библейская хронология|внутрибиблейскую хронологию]], можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около [[2091 год до н. э.|2091 года до н. э.]] Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, [[археология|археологи]] не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.
| + | |
- | | + | |
- | Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около [[1740 год до н. э.|1740 года до н. э.]], в период подавления [[Самсуилуна#Восстание на юге|восстания]] против вавилонского правителя [[Самсуилуна|Самсу-илуны]], в котором участвовал и Ур. В [[1739 год до н. э.|1739 году до н. э.]] город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «''Уром Халдейским''» ({{Библия|Быт|11:31}}) является анахронизмом, так как [[халдеи]] появились в [[Вавилония|Вавилонии]] лишь в [[1100 год до н. э.|1100]]—[[1000 год до н. э.|1000]] гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии [[Набонид]]а ([[556 год до н. э.|556]]—[[539 год до н. э.|539]] гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.
| + | |
- | | + | |
- | === Союз «''меж рассечённых частей''» ===
| + | |
- | В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом ({{Библия|Быт|15:9|—18}}) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается [[идиома|идиомой]] «''разрубить Завет''». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской [[Катна|Катны]] ([[XV век до н. э.]]), а также в аморейских текстах из [[Мари]], где заключение союза описывается выражением «''убить ослёнка''».
| + | |
- | | + | |
- | === Датировка времени написания ===
| + | |
- | Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после [[X век до н. э.|X в. до н. э.]]).<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|10045|Авраам}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Имена ===
| + | |
- | [[Файл:Stamp Ia.jpg|left|106x164px|thumb|Авраам и Исаак на почтовой марке Израиля]]
| + | |
- | [[Имя личное|Личные имена]] ''Аврам'' и ''[[Авраам (имя)|Авраам]]'' впервые встречаются в датируемых [[3 тысячелетие до н. э.|3]]—[[2 тысячелетие до н. э.|2]] тысячелетиями до н. э. месопотамских [[клинопись|клинописных]] табличках, [[Древний Египет|египетских]] текстах, а также в текстах, найденных в [[Сирия|сирийской]] [[Эбла|Эбле]]. [[Этимология]] имени ''Аврам'' точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени ''Ав(и)рам''. Полученное Аврамом после заключения завета ({{Библия|Быт|17:5}}) имя ''Авраам'' означает «отец множества» (народов). В отличие от имён [[Исаак]]а, [[Иаков]]а-Израиля и его [[Двенадцать колен Израилевых|сыновей]], имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.
| + | |
- | | + | |
- | Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским ([[Талмуд]], Бава-Батра 91а) — [[Аматлея]], вероятно [[Аматсула]] — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | == В философии ==
| + | |
- | | + | |
- | История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения [[мораль]]ных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов [[новое время|нового]] и [[новейшее время|новейшего времени]], так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. [[Иммануил Кант]], чья [[этика]] декларирует полную автономность морали «''в силу чистого практического разума''» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам ''должен'' был дать на приказ принести в жертву своего сына:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.<ref>Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» [[Паскаль, Блез|Паскаля]]: «''Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых''» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).</ref>
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
| + | |
- | | + | |
- | [[Кьеркегор, Сёрен Аби|Сёрен Кьеркегор]], посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»<ref name="">[http://psylib.org.ua/books/kerks01/index.htm «Страх и трепет»]. Как и большинство других произведений сторонника [[ирония|иронического]] метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «''диалектическая лирика''».</ref>, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «''перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое''». Кьеркегор говорит о «''[[телеология|телеологическом]] упразднении этического''», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «''Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее''» (т.е. всеобщие моральные нормы); «''существует абсолютный долг перед Богом''», по сравнению с которым «''этическое оказывается сведенным к относительному''». Авраам — «''рыцарь веры''», верующий «''силой абсурда''». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «''верил в противоречие''» — в то, что он «''состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни''».
| + | |
- | | + | |
- | Развивая идеи Кьеркегора, [[Жан-Поль Сартр]] в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:
| + | |
- | {{начало цитаты}}
| + | |
- | Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к [[квиетизм]]у, к бездействию. Это — тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность.<ref name="sartre">[http://scepsis.ru/library/id_545.html «Экзистенциализм — это гуманизм»].</ref>
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | | + | |
- | == В искусстве и литературе ==
| + | |
- | [[Файл:North door of iconostasis v.1.jpg|thumb|250px|||<center>''[[Лоно Авраамово]]'': Авраам, [[Исаак]] и [[Иаков]] изображены сидящими за столом, с душами праведников, представленных в виде младенцев. (Фрагмент серверных врат иконостаса, XVII век, [[Нижний Новгород]])</center>]]
| + | |
- | {{planned|dedicatedto=Образ Авраама в искусстве}}
| + | |
- | | + | |
- | === В изобразительном искусстве ===
| + | |
- | === В литературе ===
| + | |
- | * [[Бито, Ласло|Ласло Бито]]. «Авраам и Исаак» ([[1998]]).
| + | |
- | | + | |
- | ==== В русской литературе ====
| + | |
- | * [http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7444 «Исаак и Авраам»] [[Бродский, Иосиф Александрович|И. Бродский]]
| + | |
- | | + | |
- | === В музыке ===
| + | |
- | === В кинематографе ===
| + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{источник/ЭСБЕбк}}
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | * {{книга
| + | |
- | |автор= И. Р. Тантлевский
| + | |
- | |заглавие = История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |год = 2005
| + | |
- | |издательство = Издательство С.-Петербургского Университета
| + | |
- | |isbn = 5-288-03735-3
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{Навигация
| + | |
- | |Тема = Авраам
| + | |
- | |Портал =
| + | |
- | |Викисловарь =
| + | |
- | |Викиучебник =
| + | |
- | |Викицитатник =
| + | |
- | |Викитека = Жития святых (Димитрий Ростовский)/Октябрь/9#Житие святого праведного Авраама
| + | |
- | |Викивиды =
| + | |
- | |Викиновости =
| + | |
- | |Викисклад = Category:Abraham
| + | |
- | |Метавики =
| + | |
- | |Проект =
| + | |
- | |Родовод = 79267
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|10045|Авраам}}
| + | |
- | * Статья [http://www.pravenc.ru/text/62850.html «Авраам»] в [http://www.pravenc.ru Православной энциклопедии]
| + | |
- | * Статья [http://www.newadvent.org/cathen/01051a.htm «Авраам»] в [http://www.newadvent.org/cathen Католической энциклопедии]
| + | |
- | * [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Смерть Авраама (Завещание Авраама)] — ветхозаветный апокриф об Аврааме
| + | |
- | * Стихотворение И.А.Бунина [http://licocoil.wordpress.com/2009/03/02/%d0%b1%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%b2%d1%80%d0%b0%d0%b0%d0%bc/«Авраам»] в [http://licocoil.wordpress.com Личной библиотеке]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm «Две истории сотворения мира»], П.Полонский
| + | |
- | * Глава [http://www.judaicaru.org/limudim/limudim_2_2.html Авраам] из книги р. А. Штейнзальца «Библейские образы»
| + | |
- | * Тема [http://www.judaicaru.org/limudim/avraam.html Авраам] для самостоятельного изучения по программе «Лимудим»
| + | |
- | | + | |
- | {{Авраам}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Род от Адама}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейские пророки|Пятикнижие}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Праотцы]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии на марках]]
| + | |
- | | + | |
- | [[af:Abraham]]
| + | |
- | [[an:Abraán]]
| + | |
- | [[ar:إبراهيم]]
| + | |
- | [[arz:ابراهيم]]
| + | |
- | [[az:İbrahim peyğəmbər]]
| + | |
- | [[bat-smg:Abrauoms]]
| + | |
- | [[bg:Авраам]]
| + | |
- | [[bo:ཨབ་ར་ཧམ།]]
| + | |
- | [[bs:Abraham (prorok)]]
| + | |
- | [[ca:Abraham]]
| + | |
- | [[ceb:Abraham]]
| + | |
- | [[cs:Abrahám]]
| + | |
- | [[cy:Abraham]]
| + | |
- | [[da:Abraham]]
| + | |
- | [[de:Abraham]]
| + | |
- | [[ee:Abraham]]
| + | |
- | [[el:Αβραάμ]]
| + | |
- | [[en:Abraham]]
| + | |
- | [[eo:Abraham]]
| + | |
- | [[es:Abraham]]
| + | |
- | [[et:Aabraham]]
| + | |
- | [[fa:ابراهیم]]
| + | |
- | [[fi:Abraham]]
| + | |
- | [[fr:Abraham]]
| + | |
- | [[gan:阿卜拿咸]]
| + | |
- | [[gl:Abraham]]
| + | |
- | [[he:אברהם]]
| + | |
- | [[hi:इब्राहिम]]
| + | |
- | [[hif:Abraham]]
| + | |
- | [[hr:Abraham]]
| + | |
- | [[hu:Ábrahám (Biblia)]]
| + | |
- | [[ia:Abraham]]
| + | |
- | [[id:Abraham]]
| + | |
- | [[ig:Abraham]]
| + | |
- | [[is:Abraham]]
| + | |
- | [[it:Abramo]]
| + | |
- | [[ja:アブラハム]]
| + | |
- | [[ka:აბრაამი]]
| + | |
- | [[kab:Brahim]]
| + | |
- | [[kn:ಅಬ್ರಹಮ್]]
| + | |
- | [[ko:아브라함]]
| + | |
- | [[ku:Îbrahîm]]
| + | |
- | [[la:Abraham]]
| + | |
- | [[lmo:Abram]]
| + | |
- | [[ln:Abrahama]]
| + | |
- | [[lt:Abraomas]]
| + | |
- | [[lv:Ābrams]]
| + | |
- | [[mk:Авраам]]
| + | |
- | [[ml:അബ്രഹാം]]
| + | |
- | [[ms:Abraham]]
| + | |
- | [[nl:Abraham]]
| + | |
- | [[nn:Patriarken Abraham]]
| + | |
- | [[no:Abraham (bibelsk person)]]
| + | |
- | [[oc:Abraam]]
| + | |
- | [[pl:Abraham]]
| + | |
- | [[pt:Abraão]]
| + | |
- | [[ro:Avraam]]
| + | |
- | [[sh:Abraham]]
| + | |
- | [[simple:Abraham]]
| + | |
- | [[sk:Abrahám (biblická postava)]]
| + | |
- | [[sl:Abraham]]
| + | |
- | [[sq:Abrahami]]
| + | |
- | [[sr:Аврам]]
| + | |
- | [[sv:Abraham (patriark)]]
| + | |
- | [[sw:Abrahamu]]
| + | |
- | [[ta:ஆபிரகாம்]]
| + | |
- | [[th:อับราฮัม]]
| + | |
- | [[tl:Abraham]]
| + | |
- | [[tr:İbrahim (peygamber)]]
| + | |
- | [[uk:Авраам]]
| + | |
- | [[vi:Abraham]]
| + | |
- | [[war:Abraham]]
| + | |
- | [[yi:אברהם אבינו]]
| + | |
- | [[yo:Abrahamu]]
| + | |
- | [[zh:亞伯拉罕]]
| + | |
- | [[zh-min-nan:Abraham]]
| + | |