Миснагдим
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Mliris (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен») |
||
(13 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье | |
+ | |ТИП СТАТЬИ=2 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |ТЕМА= | ||
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
- | Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость. | + | '''Миснагдим''', ''митнагди́м'', ''миснагиды'' ({{lang-he|מִתְנַגְדִים}}, в [[ашкеназы|ашкеназском]] произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — название, которое дали приверженцы [[Хасидизм|хасидизма]] его противникам из среды раввинов и руководителей еврейских общин. Деятельность этих кругов, первоначально носившая преимущественно полемический характер, и их религиозное мышление вылились в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение. |
+ | |||
+ | == История == | ||
+ | |||
+ | Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит [[Виленский гаон|Виленскому Гаону]] [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залману]], благодаря которому [[Литва]] стала центром митнагдим ([[литваки|литваков]]). | ||
+ | |||
+ | Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для [[Виленский гаон|Элияху бен Шломо Залмана]] и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость. | ||
+ | |||
+ | Ожесточенный конфликт между приверженцами хасидизма и митнагдим в конце 18 в. – начале 19 в. вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления [[Херем|херема]] хасидам и обоюдные доносы властям, а затем сменился неофициальным примирением, вызванным главным образом общей борьбой против приверженцев [[Хаскала|Хаскалы]], а также экономическими соображениями (см. [[Коробочный Сбор|Коробочный сбор]]). | ||
+ | |||
+ | == В настоящее время == | ||
+ | |||
+ | Ныне сохраняется коренное различие между функциями главы хасидской общины (см. [[Цаддик]]) как посредника между своими приверженцами и Богом и раввина митнагдим как руководителя и духовного наставника своей общины. [[Каббала]] и мистические учения, сравнительно широко распространенные в хасидизме, изучаются среди митнагдим лишь узким кругом ученых. В области [[Литургия|литургии]] хасиды следуют молитвенному порядку и вариантам, которые установил [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак Лурия]], они основываются преимущественно на сефардском образце (см. [[Сефарды]]), в то время как митнагдим сохранили восточноевропейскую форму ашкеназского богослужения (см. [[Ашкеназы]]). | ||
+ | |||
+ | Митнагдим придают огромное значение обязанности изучения [[Талмуд|Талмуда]]. С этой целью стараниями учеников и последователей Виленского Гаона (например, [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Хаима бен Ицхака Воложинера]]) с начала 19 в. была создана сеть [[Иешива|иешив]] в Белоруссии и Литве. | ||
+ | |||
+ | Наиболее известны из них в [[Воложин|Воложине]], [[Мир|Мире]], Тельшах (см. [[Тельшяй]]) и Вильне (см. [[Вильнюс]]), выпускниками которых были выдающиеся раввины и ученые-талмудисты России и Восточной Европы ([[Берлин, Нафтали Цви Иехуда|Нафтали Цви Иехуда Берлин]], [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]], И. Б. и Х. Соловейчик [см. [[Соловейчик|Соловейчик, семья]]], [[Исраэль Меир hа-Коhен|Исраэль Меир hа-Коhен]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Коhен|А. И. Кук]], [[Гродзенский, Хаим Озер|Х. О. Гродзенский]] и др.). С начала 1880-х гг. возникли также иешивы движения [[Мусар]] (см. также [[Салантер, Исраэль|И. Салантер]]) в Ковно (ныне [[Каунас]]; см. [[Слободская Иешива|Слободская иешива]]), Новогрудке и других местах. Некоторые из этих иешив действуют поныне, главным образом в Израиле, где известны как «литовские». Наиболее авторитетна Поневежская иешива в [[Бней-Брак|Бней-Браке]], возглавлявшаяся с 1952 г. признанным лидером митнагдим раввином Э. Шахом (1894–2001). Руководители и учащиеся иешив политически солидаризируются с несионистскими религиозными партиями: ашкеназы — с [[Дегел hа-Тора|Дегел hа-Тора]] и частично с [[Агуддат Исраэль]], сефарды — с [[Шас]]. | ||
- | |||
[[Категория:Течения в иудаизме]] | [[Категория:Течения в иудаизме]] | ||
+ | [[Категория:Литваки]] | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | {{ElevenCopyRight|12787|МИТНАГДИМ}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 17:44, 5 декабря 2012
Регулярная исправленная статья | |
Миснагдим, митнагди́м, миснагиды (ивр. מִתְנַגְדִים, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — название, которое дали приверженцы хасидизма его противникам из среды раввинов и руководителей еврейских общин. Деятельность этих кругов, первоначально носившая преимущественно полемический характер, и их религиозное мышление вылились в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.
История
Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, благодаря которому Литва стала центром митнагдим (литваков).
Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость.
Ожесточенный конфликт между приверженцами хасидизма и митнагдим в конце 18 в. – начале 19 в. вылился в резкую полемику, публикацию памфлетов, в объявления херема хасидам и обоюдные доносы властям, а затем сменился неофициальным примирением, вызванным главным образом общей борьбой против приверженцев Хаскалы, а также экономическими соображениями (см. Коробочный сбор).
В настоящее время
Ныне сохраняется коренное различие между функциями главы хасидской общины (см. Цаддик) как посредника между своими приверженцами и Богом и раввина митнагдим как руководителя и духовного наставника своей общины. Каббала и мистические учения, сравнительно широко распространенные в хасидизме, изучаются среди митнагдим лишь узким кругом ученых. В области литургии хасиды следуют молитвенному порядку и вариантам, которые установил Ицхак Лурия, они основываются преимущественно на сефардском образце (см. Сефарды), в то время как митнагдим сохранили восточноевропейскую форму ашкеназского богослужения (см. Ашкеназы).
Митнагдим придают огромное значение обязанности изучения Талмуда. С этой целью стараниями учеников и последователей Виленского Гаона (например, Хаима бен Ицхака Воложинера) с начала 19 в. была создана сеть иешив в Белоруссии и Литве.
Наиболее известны из них в Воложине, Мире, Тельшах (см. Тельшяй) и Вильне (см. Вильнюс), выпускниками которых были выдающиеся раввины и ученые-талмудисты России и Восточной Европы (Нафтали Цви Иехуда Берлин, Х. Берлин, И. Б. и Х. Соловейчик [см. Соловейчик, семья], Исраэль Меир hа-Коhен, А. И. Кук, Х. О. Гродзенский и др.). С начала 1880-х гг. возникли также иешивы движения Мусар (см. также И. Салантер) в Ковно (ныне Каунас; см. Слободская иешива), Новогрудке и других местах. Некоторые из этих иешив действуют поныне, главным образом в Израиле, где известны как «литовские». Наиболее авторитетна Поневежская иешива в Бней-Браке, возглавлявшаяся с 1952 г. признанным лидером митнагдим раввином Э. Шахом (1894–2001). Руководители и учащиеся иешив политически солидаризируются с несионистскими религиозными партиями: ашкеназы — с Дегел hа-Тора и частично с Агуддат Исраэль, сефарды — с Шас.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.