Святотатство
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ast-al (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
|||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{О_статье | |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=2 | |
- | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= | |
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | }} | ||
- | + | '''Святотатство''' — оскорбление, осквернение святыни. | |
- | + | Русский термин «святотатство» адекватен двум смежным, однако разным понятиям на [[Иврит Язык|иврите]] חִלּוּל הַשֵּׁם (хилул hа-Шем, `осквернение имени [Бога]`) и חִלּוּל הַקֹּדֶשׁ (хилул hа-кодеш, `осквернение святыни`). | |
- | + | К первой категории относятся произнесение вслух имени [[Бог|Бога]] (см. также [[Тетраграмматон]]), богохульство и кощунство, которые караются побитием камнями. Согласно [[Библия|Библии]], осквернение святыни влечет за собой [[Карет|карет]]. Это наказание грозит всякому, кто умышленно оскверняет святость [[Храм|Храма]] (а ранее — [[Скиния|скинии]]) или нарушает установленные правила храмового ритуала, в частности, правила убоя жертвенного животного и принесения жертв (см. [[Жертвоприношение]]); к святотатству относятся также принесение жертв в недозволенное время или в недозволенном месте, вступление непосвященных в святилище, употребление в пищу храмовых приношений теми, кто ритуально нечист (см. [[Ритуальная Чистота|Ритуальная чистота]]) или не обладает священническим статусом (Лев. 17:1–9; 19:5–8; 22:1–16). | |
- | + | Священник (см. [[Кохен]]) оскверняет свою священническую должность, если он совершает службу, имея телесные недостатки, либо в период траура, либо если он вступил в недозволенный священнику брак, например, с разведенной женщиной (Лев. 21). Святотатством считалось также использование или копирование предметов и принадлежностей культа, например, воскуряемых в Храме фимиамов для неритуальных целей (Исх. 30:32). Непреднамеренное пользование священными предметами (меила) — это также преступление, оно искупается жертвой и штрафом в пользу Храма в размере стоимости предмета плюс пятая часть ущерба (Лев. 5:14 и далее). | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | В [[Талмуд|Талмуде]] содержится трактат Меила, в котором обсуждаются святотатства, невозможные после разрушения Храма. Понятие святотатство продолжает существовать применительно к осквернению святынь еврейского культа — [[Сефер-Тора|Сефер-Торы]], [[Тфиллин|тфиллин]], [[Цицит|цицит]], священных книг, [[Синагога|синагоги]] и синагогального имущества. Раввинистический принцип гласит: маалин ба-кодеш ве-эйн моридин — `следует увеличивать святость, а не преуменьшать`. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | [[Мишна]] возбраняет продажу синагоги под бани или мастерские для выделывания кож; в бывшей синагоге нельзя сушить фрукты или сети или использовать ее как проходное помещение. Священные книги, не годные более к употреблению, должны быть захоронены из уважения к имени Бога, упоминаемому в них (см. [[Гениза]]). Нельзя использовать саван или тело умершего, если только это не в целях спасения жизни (см. [[Пиккуах Нефеш|Пиккуах-нефеш]]). Следует с величайшим уважением относиться к [[Кладбище|кладбищам]]. Согласно [[Маймонид|Маймониду]], ученый, отзывающийся без должного уважения о сложных местах в Торе, также совершает святотатство. | |
- | + | ||
- | + | Согласно израильскому закону от 1967 г. об охране [[Святые Места В Эрец-Исраэль|святых мест]] иудаизма и других религий, осквернение святых мест или нанесение им какого-либо другого ущерба карается семилетним тюремным заключением. | |
+ | |||
+ | == В русской традиции == | ||
+ | |||
+ | Термин "святотатство" связан с церковнославянским «татьба» — «воровство», и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года. | ||
+ | |||
+ | В современном русском словоупотреблении, понятие святотатства сблизилось (если не стало синонимом) с понятиями кощунства и [[богохульство|богохульства]] - язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни и/или религиозным обрядам. Кощунник, согласно Библии - насмешник, ругатель, осквернитель ([[Книга Притч|Притчи]] 3:34, 9.7-8 19:25-29, 21:11-24; 22:10, 24:9; [[Пророк Исайя|Исайя]] 28:22; [[Пророк Осия|Осия]] 7:5). | ||
+ | |||
+ | Однако изначально эти понятия строго различались. ''Святотатство'', или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1662 года оно одновременно стало рассматриваться как преступление против религии. ''Кощунство'' по ст. 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Объектом кощунства могли быть церковные правила и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом ''богохуления'', относившегося уже к числу тяжких преступлений. | ||
+ | |||
+ | == Литература == | ||
- | + | * ''И. Фойницкий''. «Посягательства на личность и имущество» | |
- | + | * ''Белогриц-Котляревский, Леонид Сергеевич''. «Особые виды воровства-кражи по русскому праву» | |
- | + | {{ElevenCopyRight|13725|СВЯТОТАТСТВО}} | |
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | [[Категория:Иудаизм]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + |
Текущая версия на 08:28, 13 января 2012
Регулярная исправленная статья | |
Святотатство — оскорбление, осквернение святыни.
Русский термин «святотатство» адекватен двум смежным, однако разным понятиям на иврите חִלּוּל הַשֵּׁם (хилул hа-Шем, `осквернение имени [Бога]`) и חִלּוּל הַקֹּדֶשׁ (хилул hа-кодеш, `осквернение святыни`).
К первой категории относятся произнесение вслух имени Бога (см. также Тетраграмматон), богохульство и кощунство, которые караются побитием камнями. Согласно Библии, осквернение святыни влечет за собой карет. Это наказание грозит всякому, кто умышленно оскверняет святость Храма (а ранее — скинии) или нарушает установленные правила храмового ритуала, в частности, правила убоя жертвенного животного и принесения жертв (см. Жертвоприношение); к святотатству относятся также принесение жертв в недозволенное время или в недозволенном месте, вступление непосвященных в святилище, употребление в пищу храмовых приношений теми, кто ритуально нечист (см. Ритуальная чистота) или не обладает священническим статусом (Лев. 17:1–9; 19:5–8; 22:1–16).
Священник (см. Кохен) оскверняет свою священническую должность, если он совершает службу, имея телесные недостатки, либо в период траура, либо если он вступил в недозволенный священнику брак, например, с разведенной женщиной (Лев. 21). Святотатством считалось также использование или копирование предметов и принадлежностей культа, например, воскуряемых в Храме фимиамов для неритуальных целей (Исх. 30:32). Непреднамеренное пользование священными предметами (меила) — это также преступление, оно искупается жертвой и штрафом в пользу Храма в размере стоимости предмета плюс пятая часть ущерба (Лев. 5:14 и далее).
В Талмуде содержится трактат Меила, в котором обсуждаются святотатства, невозможные после разрушения Храма. Понятие святотатство продолжает существовать применительно к осквернению святынь еврейского культа — Сефер-Торы, тфиллин, цицит, священных книг, синагоги и синагогального имущества. Раввинистический принцип гласит: маалин ба-кодеш ве-эйн моридин — `следует увеличивать святость, а не преуменьшать`.
Мишна возбраняет продажу синагоги под бани или мастерские для выделывания кож; в бывшей синагоге нельзя сушить фрукты или сети или использовать ее как проходное помещение. Священные книги, не годные более к употреблению, должны быть захоронены из уважения к имени Бога, упоминаемому в них (см. Гениза). Нельзя использовать саван или тело умершего, если только это не в целях спасения жизни (см. Пиккуах-нефеш). Следует с величайшим уважением относиться к кладбищам. Согласно Маймониду, ученый, отзывающийся без должного уважения о сложных местах в Торе, также совершает святотатство.
Согласно израильскому закону от 1967 г. об охране святых мест иудаизма и других религий, осквернение святых мест или нанесение им какого-либо другого ущерба карается семилетним тюремным заключением.
В русской традиции
Термин "святотатство" связан с церковнославянским «татьба» — «воровство», и первоначально означал имущественное преступление, направленное на священную или освящённую собственность церкви. Он сохранял это значение в русском праве до 1917 года.
В современном русском словоупотреблении, понятие святотатства сблизилось (если не стало синонимом) с понятиями кощунства и богохульства - язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни и/или религиозным обрядам. Кощунник, согласно Библии - насмешник, ругатель, осквернитель (Притчи 3:34, 9.7-8 19:25-29, 21:11-24; 22:10, 24:9; Исайя 28:22; Осия 7:5).
Однако изначально эти понятия строго различались. Святотатство, или «церковная татьба», долгое время вообще рассматривалось как обычное корыстное преступление, и только с 1662 года оно одновременно стало рассматриваться как преступление против религии. Кощунство по ст. 182 Уложения о наказаниях определялось как «язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства». Объектом кощунства могли быть церковные правила и обряды, но не сама вера, оскорбление которой считалось предметом богохуления, относившегося уже к числу тяжких преступлений.
Литература
- И. Фойницкий. «Посягательства на личность и имущество»
- Белогриц-Котляревский, Леонид Сергеевич. «Особые виды воровства-кражи по русскому праву»
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СВЯТОТАТСТВО в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.