Смерть Авраама (апокриф)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 30: | Строка 30: | ||
* [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Текст апокрифа] | * [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Текст апокрифа] | ||
- | |||
- | [[ | + | [[Категория:Апокрифы]] |
- | + | ||
- | + | {{checked_final}} | |
- | + |
Текущая версия на 19:35, 18 августа 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Смерть Авраама — апокриф, находящийся в тесной связи со второй частью «Откровения Авраама». Заглавие соответствует только началу и концу памятника; большая же часть представляет собой рассказ о вознесении Авраама на небо.
По повелению Божьему архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама возвестить ему наступление смерти. Радушно принятый ничего не подозревающим хозяином, архангел не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия, действительно, открывается Аврааму посредством сна, который видит Исаак (с главы его снято находившееся на ней солнце). До смерти Авраам пожелал видеть все дела Божии, и архангел вознёс его на небо. Прежде всего, он увидел двое ворот: широкие, через которые люди идут на пагубу, и узкие, ведущие в жизнь. Между ними сидит Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие. Плакать ему приходится в семь раз больше, чем смеяться. Затем Авраам вместе с архангелом отправляется на судное место, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведёт запись.
Далее Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, и при этом выказывает такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее идёт, по-видимому, вставочный короткий рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама.
В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней.
О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией.
Апокриф этот существует в нескольких русских и южно-славянских списках. В числе произведений, которые Н. С. Тихонравов предполагал поместить в III томе «Памятников отречённой русской литературы», он был в списке XIII в., но напечатанный в I томе того же издания текст восходит лишь к XVI веку. Греческий текст отличается значительно в подробностях. По данным языка можно сказать, что перевод сделан на славянском юге, в глубокой древности. Весь памятник проникнут чрезвычайным уважением к Аврааму, Это объясняется тем, что первоисточник апокрифа был, несомненно, еврейский, хотя в сохранившихся еврейских легендах об Аврааме подобного сказания нет.