м |
|
(38 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | | + | #redirect [[:ej:Кровавый навет на евреев]] |
- | | + | |
- | {{Антисемитизм}}
| + | |
- | [[Файл:Legend of the Jew calling the Devil from a Vessel of Blood.png|thumb|left|150px|Иллюстрация издания [[1560 год]]а ''Boaistuau’s Histoires Prodigieuses''. Иудей вызывает [[дьявол]]а из человеческой крови]] | + | |
- | '''«Крова́вый наве́т на евре́ев»''' — обвинение [[Евреи|евреев]] в убийстве иноверцев (главным образом [[христиане|христиан]]) для использования их крови в ритуальных целях.
| + | |
- | | + | |
- | Открытое обвинение евреев и ранних христиан в принесении человеческих жертв с целью использования их крови в ритуальных целях впервые возникло в [[Римская империя|Римской империи]] в начале нашей эры.<!-- НЕНЕЙТРАЛЬНО Эллинистические писатели, враждебно относившиеся к евреям и их религии, направляли против них свои измышления, как, например, в писаниях [[Апион]]а (I в. н. э.), жителя [[Александрия|Александрии]] (ср. [[Иосиф Флавий]], Апион 2:89-102).--> В античном мире эти обвинения не получили существенного распространения в широких массах, зато уверенность в ритуальном использовании евреями человеческой крови прочно укоренилась в сознании христиан.
| + | |
- | | + | |
- | Широкое распространение подобные обвинения получили в Англии, начиная с [[XII век]]а. В России первым мучеником-христианином, якобы погибшим от иудеев, считается святой [[Евстратий Печерский]] (1097 год). С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, включая также и современность.
| + | |
- | | + | |
- | == Практика иудаизма в отношении крови и жертвоприношений ==
| + | |
- | Описания пыток и человеческих жертвоприношений в предполагаемых ритуальных убийствах противоречат многим фактическим положениям иудаизма. Прежде всего, запрет на убийство содержится в [[десять заповедей|десяти заповедях]] [[Тора|Торы]]. Кроме того, использование крови (человеческой или любой другой) в приготовлении пищи строго запрещено [[кашрут]]ом. Кровь и любые другие выделения человеческого организма являются ритуально нечистыми ({{Библия|Лев|15}}). Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена ({{Библия|Лев|17:12|-13}}). Согласно [[Лев.|Книге Левит]], кровь жертвенного животного может быть использованна лишь на [[Жертвенник всесожжения|жертвеннике]] [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] (который ко времени приписываемых событий уже не существовал сотни лет). Наконец, люди не могут считаться кошерными, поскольку не имеют раздвоенных копыт.
| + | |
- | | + | |
- | В то время как [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношения животных]] действительно практиковались в древнем [[иудаизм]]е, [[ТаНаХ]] ([[Ветхий Завет]]) и [[Галаха]] изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников [[Ханаан]]а от евреев ({{Библия|Втор|12:31}}, {{Библия|2Цар|16:3}}). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах ({{Библия|Исх|34:15}}, {{Библия|Лев|20:2}}, {{Библия|Втор|18:12}}, {{Библия|Иер|7:31}}). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников ([[коэны|коэнов]]) в одной комнате с человеческим трупом ({{Библия|Лев|21:11}}). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на [[кладбище]] по сей день.
| + | |
- | | + | |
- | == Мнение противоположной стороны ==
| + | |
- | В [[2006 год]]у [[Ариэль Тоафф]] — профессор израильского Бар-Иланского университета ,специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства» (''Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali''), в которой утверждается, что ритуальные убийства в Средневековой Италии могли быть совершены иудейской сектой. По его словам, «''среди общины ашкенази того времени существовали экстремистские группы, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их''».
| + | |
- | | + | |
- | По мнению критиков, тот факт, что гипотеза Тоаффа построена на показаниях, добытых под пытками, сводит к нулю все его дальнейшие построения. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в кнессете. Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты, и он лишь утверждал, что материалы инквизиции не позволяют утверждать, что все подобные процессы были сфальсифицированы. <ref>[http://www.booknik.ru/context/?id=16653 Зеленина Г. Дайте нам красного, красного этого… // Booknik.ru, 4 апреля 2007]</ref><ref>[http://www.interfax-religion.ru/catholicism/?act=news&div=16609 Раввин, автор нашумевшей книги о ритуальных убийствах христиан, утверждает, что все описанное в ней — правда // Интерфакс-религия, 13 февраля 2007]</ref>. По мнению Тоафа на допросах арестованные евреи говорили вещи, которые не могли быть известны христианским следователям и быть записаны ими самими.{{fact}}
| + | |
- | | + | |
- | == Позиция католической церкви ==
| + | |
- | Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным. Иногда церковь противостояла расправе и погромам, однако чаще делались лишь номинальные попытки их остановить. В отдельных же случаях церковь прямо поощряла нападки на евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Папа [[Иннокентий IV]] в [[1247 год]]у издал [[Булла|буллу]], отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество».<ref name="dubn">{{книга
| + | |
- | |автор = [[Дубнов, Семён Маркович]].
| + | |
- | |часть = Глава 4. Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215-1394 гг.)
| + | |
- | |заглавие = Краткая история евреев
| + | |
- | |ссылка = http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov34.htm
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |издание =
| + | |
- | |место =
| + | |
- | |издательство = Феникс
| + | |
- | |год = 2000
| + | |
- | |страницы =
| + | |
- | |страниц = 576
| + | |
- | |том=2
| + | |
- | |isbn = 5-222-01292-1
| + | |
- | |тираж = 10000
| + | |
- | }}</ref> Папа [[Бенедикт XIV (папа римский)| Бенедикт XIV]] разрешил почитание [[Андрел фон Ринн|Андрела фон Ринна]] в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые. С другой стороны папа [[Григорий X (папа римский)|Григорий X]] отверг все обвинения кровавого навета.<ref name="gregx">{{cite web | url=http://www.fordham.edu/halsall/source/g10-jews.html | title=Medieval Sourcebook: Gregory X: Letter on Jews, (1271-76) - Against the Blood Libel | author=[[:en:Pope Gregory X|Pope Gregory X]] ([[Григорий X (папа римский)]]) | accessdate=2007-05-07 }}</ref> В настоящее время католическая церковь безоговорочно считает подобные обвинения евреев кровавым наветом, в связи с чем культ [[Симон Трентский|Симона Трентского]] был отменён Вторым Ватиканским Собором.
| + | |
- | | + | |
- | == Случаи обвинений в убийствах, объявленных ритуальными ==
| + | |
- | Начиная с I века н. э. и вплоть до наших дней, зафиксировано множество случаев убийств, объявленных ритуальными, и связанных с ними судебных расправ над евреями. Ниже приведены некоторые из них.
| + | |
- | | + | |
- | {| class="wikitable"
| + | |
- | |-
| + | |
- | ! Год !! Город (страна) !! Описание !! Имя жертв !! Обвинители !!Последстия
| + | |
- | |-
| + | |
- | |I век н. э.|| [[Иерусалим]] ([[Израиль]]), [[Греция]]||Греческий автор Апион утверждал, что евреи приносят в жертву греков во Втором храме.|| <center>-</center> ||[[Апион]]||<center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |415||[[Константинополь]] ([[Византийская империя]])||Сократ Константинопольский писал, что евреи привязывают детей к кресту и секут их до смерти<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/syriabloodlibel.html Blood libel in Syria]</ref>|| <center>-</center> ||[[Сократ Схоластик]]||<center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1144||[[Норвич]] ([[Англия]])||Праздник [[Песах]], первое обвинение евреев в ритуальных убийствах в Европе. Мальчик был найден мёртвым в колодце и евреи города Норвич были обвинены в совершении ритуального убийства. На этом был создан новый культ с возведением Уильяма в ранг мученика и толпами паломников, несущими пожертвования к местной церкви.|| <center>[[Уильям из Норвича]]</center> || <center>-</center> ||В 1189 году на еврейских депутатов, пришедших на коронацию Ричарда Львиное Сердце, напала толпа. Затем прокатилась волна погромов в Лондоне и по всей Англии. Позже, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии без права возвращения вплоть до 1655 года
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1171||[[Блуа]] ([[Франция]])||Еврейское население обвинено в ритуальных убийствах|| <center>-</center> ||<center>-</center> ||Казнь через сожжение 31 еврея (по подсчётам некоторых, 40) <ref>[http://www.chabad.org/library/article.asp?AID=112387 The Martyrs of Blois]</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1250|| [[Бельгия]]||Самое раннее обвинение евреев в ритуальном убийстве зафиксировано в ''Bonum Universale de Apibus'' ii. 29, § 23. Также обвинение в использовании христианской крови в обрядах.||<center>-</center>||Проповедник [[:en:Thomas of Cantimpré|Томас Кантимпрский]] (из монастыря у ''Cambray'') писал: ''«Вполне очевидно, что евреи во всех провинциях ежегодно кидают жребий, община какого города разошлёт христианскую кровь остальным общинам». / [[Николас Донин]]''|| <center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1255|| [[Англия]]||Тело мальчика, залитое грязью, было найдено 29 августа в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин (или Коппин). Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Копин, как сказано, дал показания, что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне.||<center>Восьмилетний мальчик Хью, сын Беатриссы</center>||Суд и король Англии''|| Пять недель спустя, в начале октября, король Англии [[Генрих III (король Англии)| Генрих III]] отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству франсисканцев (Jacobs, "Jewish Ideals, « pp. 192—224). См. [[:en:Little Saint Hugh of Lincoln|Little Saint Hugh of Lincoln]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1267||[[Пфорцгейм]] ([[Германия]])||Рыбак обнаружил труп девочки. В убийстве были обвинены евреи. Обвинение строилось на свидетельских показания дочери „дурной“ женщины, которая, по её словам, продала этого ребёнка евреям. Судебного расследования не было, и вероятно, что означенная „дурная женщина“ и была убийцей. Этот случай описан в [[Нюрнберг|нюрнбергской]] „книге памяти“ о синагогальных поэмах — Зигмунд Зальфельд ([[:en:Siegmund Salfeld|Siegmund Salfeld]]), ''Das Martyrologium des Nürnberger Memorbuches'' (1898), pp. 15, 128—130).||<center>Неизвестная 7-летняя девочка</center>||Суд Германии|| <center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1270||[[Вайсенбург]] ([[Эльзас]])||В Вайсенбурге против евреев было выдвинуто обвинение в подвешивании ребёнка за ногу (тело ребёнка было найдено в реке Лотер), и выцеживании его крови через взрезанные артерии.||<center>Неизвестный ребенок</center>||<center>-</center>|| <center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1286||[[Обервезель]] ([[Германия]])|| В городе [[Обервезель]] происходит „сверхъестественное чудо“, свидетельствующее против евреев. Тело ребенка якобы доплыло вверх по течению реки [[Рейн]] аж до города [[Бахарах]], „излучая сияние“ и „распространяя целительную энергию“. Император Рудольф I, к которому евреи обратились за помощью, публично постановил, что действия против евреев незаконны, и что труп Вернера должен был быть сожжён, а пепел рассеян по ветру.||<center>11-летний мальчик Вернер</center>||<center>-</center>||Евреи Обервезеля и прилегающих местностей были подвергнуты жесточайшим репрессиям в 1286-89 годах
| + | |
- | |-
| + | |
- | |около 1400||[[Берн]] ([[Швейцария]])||В летописи Конрада Юстингера ([[:en:Konrad Justinger|Konrad Justinger]]) от [[1423]] упомянуто, что в Берне в [[1294]] евреи замучили и убили мальчика. Историческую невозможность этой широко распространявшейся истории утверждал Джакоб Стаммер, бернский пастор в [[1888]].<ref>Katholische Schweizer-Blätter (Lucerne, 1888)</ref>||<center>мальчик Рудольф</center>||Конрад Юстингер, летописец ([[:en:Konrad Justinger|Konrad Justinger]])|| <center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1462||[[Ринн]], [[Тироль]] ([[Австрия]])||По версии властей, мальчик по имени Адреас Окснер (также известен как Андрел фон Ринн) был, куплен еврейскими торговцами, а затем жестоко убит в близлежащем лесу, а его кровь тщательно собрана в сосуды. ||<center>Андрел фон Ринн (Адреас Окснер)</center>||<center>-</center>|| К началу XVII века эта история с выпусканием крови была возведена в местный культ. Табличка с надписью на церкви Ринна, датированная 1575 годом, была искажена экстравагантными подробностями, типа того, что деньги, заплаченные за мальчика его крёстному отцу, превратились в листья, и что на его могиле зацвела лилия. Культ продолжался до тех пор, пока епископ [[Инсбрук]]а его официально не запретил в [[1994]].<ref>[http://www.fordham.edu/halsall/source/rinn.html])</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1475||[[Тренто]] ([[Италия]])||После исчезновения двухлетнего мальчика, его отец указал, что его похитили и убили местные евреи.||<center>двухлетний мальчик Симон</center>||<center>-</center>||Пятнадцать местных евреев были приговорены к смерти и сожжены. Симон был возведён в ранг святых и канонизирован [[Сикст V (папа римский)|папой Сикстом V]] в [[1588 год]]у. Симон был деканонизирован и его культ отменён в [[1965]] как клеветнический и противоречащий позиции католической церкви по вопросу Кровавого Навета.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1491||[[Испания]]||Группа евреев была обвинена в убийстве четырёхлетнего мальчика (по материалам дела, мальчик был убит двумя евреями и тремя бывшими евреями (перешедшими в христианство))||<center>Кристофер из Толедо, известный также как Кристофер из Ла-Гардии или „Святое Дитя из Ла-Гардии“</center>||<center>-</center>|| Всего по этому делу было казнено восемь человек. Джеймс Рестон пишет, что всё это было инсцинировано [[Испанская инквизиция|испанской инквизицией]] как повод для [[Изгнание евреев из Испании|изгнания евреев из Испании]],<ref>Reston, James: „Dogs of God: Columbus, the Inquisition, and the defeat of the Moors“, page 207. Doubleday, 2005. ISBN 0-385-50848-4</ref> Кристофер был канонизирован [[Пий VII (папа римский)|папой Пием VII]] в [[1805 год]]у. Позже этот канон был отменён, хотя его и сейчас охотно используют как аргумент в пользу правдивости обвинений.
| + | |
- | См.[[:en:Holy Child of La Guardia|Holy Child of La Guardia]].
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1494||[[Трнава|Тирнау]] ([[Венгрия]])(венг: Nagyszombat, сегодняшнее название — [[Трнава]], [[Словакия]]||Под пытками были получены абсолютно нелепые, даже невозможные показания от женщин и детей, которые, будучи обвинёнными, предпочли смерть как путь избавления от пыток, и согласившимися подтвердить всё, что от них требовали. Они даже сказали, что у евреев-мужчин бывают менструации, и что в качестве средства облегчения им приходится пить христианскую кровь.||<center>-</center>||<center>-</center>|| <center>Обвинённые были казнены</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1529||[[Пезинок|Базин]] ([[Венгрия]]) (Bösing, сегодняшнее название [[Пезинок]], [[Словакия]])||Девятилетний мальчик умер от потери крови, страдая от страшных мучений.||<center>Неизвестный ребенок</center>||граф Вольф из Базина|| <center>Тридцать евреев признались в преступлении и были публично сожжены. Правда была позже раскрыта, когда этого ребёнка обнаружили живым и невредимым в [[Вена|Вене]]. Его похитил обвинитель, граф Вольф из Базина, отделавшийся таким путём от своих еврейских кредиторов в Базине.</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1690||Польско-Литовское Содружество||[[Русская православная церковь]] возвела в ранг святых шестилетнего мальчика из деревни Зверки. В соответствии с составленным его житием, мальчика похитили из дома в период еврейского праздника [[Песах]], когда родителей не было дома. Шутко, еврей из [[Белосток]]а, был обвинён в том, что привёз ребёнка в Белосток, колол его острыми предметами, и собирал его кровь в течение девяти дней, потом доставил тело ребёнка обратно в Зверки и там бросил в поле. Ребёнка канонизировали в [[1820 год]]у. ||<center>[[Гавриил Белостокский]]</center>||<center>-</center>||В наше время его [[мощи]] являются предметом поклонения паломников. 27 июля, [[1997 год]]а, в [[День всех святых]], белорусское телевидение показало фильм, утверждающий правдивость этой истории <ref>[http://www.vestnik.com/issues/97/0902/win/stonov.htm Является ли это новым в постсоветском обществе или это забытое старое?] — Леонид Стонов, директор Международного Общества по Правам Человека, президент Американской Ассоциации Евреев из бывшего СССР.</ref> Возрождение этого культа в [[Белоруссия|Белоруссии]] было квалифицировано в международном отчёте по правам человека и религиозных свобод как опасное проявление антисемитизма<ref>[http://www.4humanrights.org/by/eng/reports/relig2003.shtml Belarus. International Religious Freedom Report 2003] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights and Labor</ref><ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2004/37195.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2004] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref><ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2005/51542.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2005] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref><ref>[http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71370.htm Belarus. International Religious Freedom Report 2006] Released by the Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor</ref><ref>[http://www.foreignaffairs.house.gov/archives/108/91075d.pdf Annual Report on International Religious Freedom 2004] and were passed to the [[:en:UNHCR|UNHCR]] ([[Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев]])</ref><ref>http://www.unhcr.org/home/RSDCOI/450fb0b128.html</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1840||[[Дамаск]] ([[Сирия]])||Были убиты католический монах по имени отец Томас и его слуга. Все соответствующие признания были получены под пытками. [[Дамасское дело]]||<center>отец Томас и его слуга</center>||<center>-</center>|| <center>-</center>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1840||[[Родос (остров)|Родос]]||Евреи с острова [[Родос (остров)|Родос]], находившегося под властью [[Османская империя|Османской империи]], были обвинены в убийстве [[Греки|греческого]] христианского мальчика.||<center>Неизвестный мальчик</center>||Клеветническое обвинение проходило при поддержке местного губернатора и европейских консулов в Родосе.||Несколько евреев было арестовано и замучено, а вся еврейская часть острова была заблокирована на 12 дней. Расследование, проведённое Оттоманским губернатором, показало невиновность евреев
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1878||[[Сачхер]] ([[Грузия]])||В апреле [[1878 год]]а в городе Сачхере в [[Грузия|Грузии]] грузинская девочка исчезла, а потом была найдена мёртвой. В убийстве была обвинена группа из 9 евреев из соседнего села. Судебный процесс проходил в окружном суде в [[Кутаиси]], благодаря чему история стала известна как „Кутаисское дело“. В обвинительном заключении и затем в речах прокурора убийство не квалифицировалось как ритуальное, хотя указывалось на то, что обвиняемые — евреи. Подсудимых защищали адвокаты Л. Куперник и П. Александров.||<center>Сарра Модебадзе</center>||Суд Грузии||13 марта 1879 года обвиняемые евреи были оправданы.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1882||Тисаэслар ([[Венгрия]])||Евреи деревни были обвинены в ритуальном убийстве четырнадцатилетней христианской девочки||<center>Эстер Солимоси, 14-летняя христианская девочка</center>||<center>-</center>||Этот случай был одной из основных причин роста антисемитизма в стране. В итоге, обвиняемые были оправданы.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1899||[[Богемия]]||Бездомный еврей Леопольд Хилснер (Hulsner) был обвинён в убийстве девятнадцатилетней христианки||<center>Анежка Грузова</center>||Суд Богемии||Хилснер был приговорён к смерти. Позже на него „повесили“ ещё одно нераскрытое убийство, также христианской женщины. В 1901 году его приговорили к пожизненному заключению. Знаменитый чешский философ и социолог, будущий президент [[Чехословакия|Чехословакии]], профессор [[Масарик, Томаш Гарриг|Томаш Масарик]] возглавил защиту Хилснера. Позже его за это раскритиковали чешские средства массовой информации. В марте 1918 Хилснер был помилован австрийским императором [[Карл I (австрийский император)|Карлом I]]. Однако оправдан он не был.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1910||[[Шираз]] ([[Иран]])||Еврей был обвинён в убийстве мусульманской девочки.||<center>Неизвестная девочка</center>||<center>-</center>||Местное еврейское сообщество подверглось погрому, в результате погибло 12, ранено 50 человек.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1911||[[Киев]], ([[Украина]], [[Россия]])||[[Дело Бейлиса]]: киевский приказчик кирпичного завода Мендель Бейлис был обвинён в убийстве христианского мальчика через выпускание крови из проколов в теле.||<center>13-летний ученик Киево-Софийского духовного училища Андрей Ющинский</center>||Суд Российской империи||В [[1913]] он оправдан судом присяжных.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |1946||[[Кельце]] ([[Польша]])||Погром в польском городе Кельце в [[1946 год]]у против уцелевших жертв [[Холокост]]а был вызван обвинением местных евреев в ритуальных убийствах.||<center>-</center>||<center>-</center>||Количество жертв — 37.
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | О некоторых из этих случаев, а также их последствиях смотрите статьи:
| + | |
- | * {{main|Погром в Кельце (1946)}}
| + | |
- | * {{main|Дело Бейлиса}}
| + | |
- | * {{main|Погром в Ширазе (1910)}}
| + | |
- | * {{main|Дело Хилснера}}
| + | |
- | * {{main|Кровавый навет в Тисаэсларе}}
| + | |
- | * {{main|Кровавый навет в Родосе}}
| + | |
- | * {{main|Дамасское дело}}
| + | |
- | * {{main|Гавриил Белостокский}}
| + | |
- | * {{main|Симон Трентский}}
| + | |
- | <gallery>
| + | |
- | Файл:Ритуальное убийство.jpg|Убийство Симона Трентского. Гравюра XV в.
| + | |
- | Файл:Ритуальное убийство2.jpg|То же. Картина неизвестного художника XVIII в. в костеле в Збруче (Галиция)
| + | |
- | Файл:Хилснер.jpg|Ритуальное убийство Агнесы Грузовой (дело Хилснера). Литография, около 1900
| + | |
- | File:1910s antisemitic flier Andrei Yushchinsky.jpg|Агитация времен "Дела Бейлиса". Фотография мертвого Андрюши Ющинского с подписью: "Христиане, берегите своих детей! 17-го марта начинается жидовский пейсах!" Газета "Двуглавый орел", 11.03.1912</gallery>
| + | |
- | | + | |
- | === Кровавый навет в СССР ===
| + | |
- | Согласно докладу заместителя председателя [[КГБ]] Ивашутина,<ref name="lokshin" />
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | 10 сентября 1958 года в городе [[Плунге]] Литовской ССР, ткачиха фабрики «Лину-Аудиняй» Иоцене Паулине, 29 лет, среди соседей распространила слух, что будто бы один еврей пытался похитить ее семилетнего сына и якобы похитил и унес к себе домой девочку. <br />
| + | |
- | | + | |
- | Эти слухи быстро распространились на базаре среди крестьян. Около дома, где живет Иоцене, образовалась толпа. Находившаяся в толпе жительница дер. Мошеву, Плунгесского района, Друнгелене Юлия, 33 лет, утверждала, что будто бы она лично видела, как еврей нес девочку к себе домой, а второго ребенка тащил за руку. <br />
| + | |
- | | + | |
- | По требованию матери и других граждан сын Иоцене указал на дом еврея Грольмана, куда якобы была унесена похищенная девочка. <br />
| + | |
- | | + | |
- | Возбужденные граждане, примерно 600 человек, окружили дом Грольмана и произвели обыск в сараях и подвалах. По требованию толпы прибывшие на место работники милиции сделали обыск квартиры Грольмана. Никакой посторонней девочки в квартире не оказалось. Одновременно часть толпы осмотрела квартиру еврея Шварцбура, камнями и палкой были разбиты стекла в окнах его квартиры, раздавались выкрики: «Бей евреев!» <br />
| + | |
- | | + | |
- | Ввиду распространившихся слухов, что работники милиции якобы подкуплены евреями и прячут «похищенную», по предложению работников милиции группе граждан было показано помещение милиции, но возбужденная толпа не расходилась.
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | В Плунге были переброшены силы [[КГБ]] и милиции и был восстановлен порядок. 13 человек были осуждены на 15 суток ареста за «мелкое [[хулиганство]]». Друнгелене призналась, что историю о похищении детей она выдумала.
| + | |
- | | + | |
- | Настоящий международный скандал вызвала напечатанная в 1960 году в [[Дагестан|дагестанской]] газете «Коммунист» статья, где, между прочим, говорилось: «…Евреи согласно своей религии верят, что нужно раз в год пить мусульманскую кровь. Некоторые евреи покупают от 5 до 10 гр. мусульманской крови, которую смешивают с водой в большой бочке и продают как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина». Властям пришлось организовать ответную пропагандистскую кампанию за границей, уволить проштрафившегося редактора газеты и даже поместить опровержение.<ref name="lokshin">[http://www.lechaim.ru/ARHIV/139/lokshin.htm Из истории кровавого навета в Советском Союзе]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Случаи кровавого навета в наши дни ===
| + | |
- | | + | |
- | ==== В арабо-мусульманских странах ====
| + | |
- | | + | |
- | В средствах массовой информации, спонсируемых арабскими и мусульманскими источниками, а также на соответствующих сайтах в Интернете евреи неоднократно обвинялись в ритуальных убийствах. Выходят книги с подобным содержанием. (См. [[:en: Arabs and anti-Semitism|арабы и антисемитизм]].)
| + | |
- | | + | |
- | * ''Маца сионизма'' — книга, написанная министром обороны Сирии [[:en:Mustafa Tlass|Мустафой Тлассом]] в [[1986 год]]у. В книге обсуждаются две темы: возобновление обвинений против евреев в [[Дамаское дело|Дамаском деле]] 1840 года и [[Протоколы сионских мудрецов|„Протоколы сионских мудрецов“]].<ref>Frankel, Jonathan. ''The Damascus Affair: Ritual Murder, Politics, and the Jews in 1840'', pp. 418, 421. Cambridge University Press, 1997. ISBN 978-0-521-48396-4</ref>
| + | |
- | | + | |
- | :* 21 октября 2002 года, издаваемая в Лондоне арабоязычная газета ''[[:en:Al-Hayat|Al-Hayat]]'' сообщила, что эта книга издаётся восьмой раз и готовится издание на английском, французском и итальянском языках.
| + | |
- | | + | |
- | :* В [[2001]] египетская киностудия выпустила фильм под названием ''„Всадник без лошади“'', частично по мотивам книги Тласса. В 1991 на заседании [[ООН]] на эту книгу ссылался сирийский делегат.
| + | |
- | | + | |
- | * Многочисленные [[Сирия|сирийские]] правительственные организации, включая дамаскую полицию, Департамент Музеев и Антиквариата, министерство безопасности, министерство культуры выпустили телевизионную серию ''Ash-Shatat'' („Диаспора“.) Эта серия фильмов была передана по сирийскому и ливанскому телевидению в конце 2003 года и передавалась по спутниковому каналу ''Al-Manar'', принадлежащему [[Хезболла|Хизболле]]. Эта серия базируется на издании „Протоколов сионских мудрецов“ и демострирует евреев как ведущих конспиративную работу с целью управления миром, представляет евреев как убийц христианских детей, пьющих их кровь и использующих кровь для приготовления мацы. <ref>[http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/rsd/rsddocview.html?tbl=RSDCOI&id=4226d98c19&count=1 U.S. Department of State Country Report on Human Rights Practices 2004 — Syria] February 2005</ref> <ref>[http://www.usembassy.ma/reports/antisemitismfr.htm L’antisémitisme dans la région du Proche-Orient et de l’Afrique du Nord] (US Embassy in Morrocco)</ref> <ref>[http://domino.un.org/unispal.nsf/85255db800470aa485255d8b004e349a/3911b1e58df0bb7485256e4d0057a10c!OpenDocument Written statement submitted by the Association for World Education, a non-governmental organization on the Roster] RACISM, RACIAL DISCRIMINATION, XENOPHOBIA AND ALL FORMS OF DISCRIMINATION. QUESTION OF VIOLATION OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS IN ANY PART OF THE WORLD. PROMOTION AND PROTECTION OF HUMAN RIGHTS. UN COMMISSION ON HUMAN RIGHTS. 60th session. E/CN.4/2004/NGO/5. 10 February 2004</ref>
| + | |
- | | + | |
- | * 20 декабря 2005 года дискуссия среди иранских политических аналистов была передана по каналу Jaam-e Jam 2 иранского телевидения. По англоязычному каналу ''[[:en:Tehran Times|Tehran Times]]'' выступил доктор Хасан Ханизаде, автор книги „История евреев“, где обвинил евреев в двух ужасных преступлениях XIX века в Европе:
| + | |
- | | + | |
- | : <blockquote>В 1883, около 150 французских школьников были жестоко убиты в пригороде Парижа перед еврейским праздником ''Песах''. Более поздние исследования показали, что их убили евреи и брали их кровь… Аналогичное происшествие имело место в Лондоне, когда много английских школьников были убиты еврейскими раввинами…»<ref>[http://memri.org/bin/articles.cgi?Page=archives&Area=sd&ID=SP105305 Iranian TV Blood Libel]</ref><ref>{{cite news
| + | |
- | |author = Steven Stalinsky
| + | |
- | |url = http://www.nysun.com/article/30846?page_no=2
| + | |
- | |title = Passover and the Blood Libel
| + | |
- | |work = The New York Sun
| + | |
- | |publisher = The New York Sun, One SL, LLC
| + | |
- | |page = Foreign, page 6
| + | |
- | |date = 2006-04-12
| + | |
- | |accessdate = 2007-01-14
| + | |
- | }}</ref></blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | * Король [[Саудовская Аравия|Саудовской Аравии]] [[Фейсал ибн Абдель Азиз аль-Сауд|Фейсал]] сделал обвинения в адрес пакистанских евреев в ритуальных убийствах. <ref name = "Berger">{{cite book
| + | |
- | | last = Gerber
| + | |
- | | first = Gane S.
| + | |
- | | editor = David Berger ed.
| + | |
- | | title = History and hate: the dimensions of anti-Semitism
| + | |
- | | year = 1986
| + | |
- | | publisher = [[:en:Jewish Publication Society of America|Jewish Publication Society]]
| + | |
- | | location = [[:en:Philadelphia, PA|Philadelphia, PA]]
| + | |
- | | isbn = 0-8276-0267-7
| + | |
- | | oclc = 13327957
| + | |
- | | id = 0-8276-0267-7
| + | |
- | | pages = pg. 88
| + | |
- | | chapter = Anti-Semitism and the Muslim World
| + | |
- | | quote =
| + | |
- | }}
| + | |
- | </ref>
| + | |
- | | + | |
- | * В 2002 году саудовская газета напечатала статью, где утверждалось, что евреи используют кровь в блюде [[:en:homentash|хоменташн]] — печениях треугольной формы, подаваемых на стол в еврейский праздник [[Пурим]]<ref>[http://www.freerepublic.com/focus/fr/645831/posts?page=2 Saudi Government Daily: Jews Use Teenagers' Blood for 'Purim' Pastries] (Saudi Government Daily) March 13, 2002 (Translated my MEM-RI. Special Dispatch No. 354)</ref>. История празднования Пурим описана в [[Есфирь|«Книге Эсфирь»]], действие в ней происходило в античной [[Персия|Персии]], нынешнее название: [[Иран]].
| + | |
- | | + | |
- | * Появившаяся в Иране в 2004 году история рассказывает о еврейских врачах, похищающих органы [[Палестинец|палестинских]] детей в больницах [[Израиль|Израиля]].<ref>[http://www.cnsnews.com/ViewForeignBureaus.asp?Page=\ForeignBureaus\archive\200412\FOR20041223c.html Israel Is 'Stealing Palestinian Children’s Eyes,' Iranian TV Series Says] by Susan Jones (CNSNews) December 23, 2004</ref>
| + | |
- | | + | |
- | '''Некоторые арабские писатели осуждают кровавый навет.''' Египетская газета Al-Ahram опубликовала серию статьей Осама Аль-База (Osam Al-Baz), старшего советника президента Египта [[Мубарак, Хосни|Хосни Мубарака]]. Среди всего прочего, Осам Аль-Баз разъясняет историю возникновения кровавого навета. Он сказал, что арабы и мусульмане никогда не были антисемитами, но признался, что некоторые арабские писатели и СМИ осуществляют нападки на евреев «на основе расистских домыслов и мифов, созданных в Европе». Он убеждал людей не поддаваться таким «мифам», как кровавый навет.<ref>[http://weekly.ahram.org.eg/2003/619/focus.htm Al-Ahram Weekly Online, January 2-8, 2003 (Issue No. 619)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==== В России ====
| + | |
- | | + | |
- | * В начале января 2005 года 20 представителей [[Государственная дума|Государственной думы]] России обратились в генеральную прокуратуру с требованием «официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных объединений, основанных на морали „[[Шулхан арух|Шулхан аруха]]“, как экстремистских». Все еврейские группы названы экстремистскими, антихристианскими и негуманными, практикующими вплоть до ритуальных убийств"<ref>[http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/2671 Текст «Письма 5000»]</ref>. Ссылаясь на предыдущие постановления российского суда, который обвинял евреев в ритуальных убийствах, они писали «Многочисленные факты проявления такого религиозного экстремизма были доказаны в судах». Обвинение включало традиционные тезисы, такие как «весь сегодняшний демократический мир находится под финансовым и политическим контролем мирового еврейства — и мы не хотим, чтобы наша Россия оказалась среди таких несвободных стран». Требование было опубликовано в открытом письме генеральному прокурору в консервативной газете правого толка «Русь православная». Эта группа состояла из членов [[Либерально-демократическая партия России|ЛДПР]], Коммунистической партии и партии [[Родина (политическая партия)|«Родина»]], с более чем 500 подписей, в связи с чем воззвание известно как «[[Письмо 5000|Письмо пятисот]]».<ref>http://xeno.sova-center.ru/45A29F2/5295297?pub_copy=on</ref> <ref>[http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=14]</ref> Среди подписавшихся были редакторы националистических газет и журналисты.
| + | |
- | * [[Гибель детей в Красноярске]] — смерть группы школьников в [[Красноярск]]е в [[2005 год]]у. Пять мальчиков в возрасте 9-12 лет пропали в конце апреля 2005 года. В мае обгоревшие останки тел были обнаружены в городском коллекторе. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «убийство». По состоянию на сентябрь 2007 года следственными органами не выявлено подозреваемых, срок расследования продлён до 18 ноября 2007 года. Русский националист [[Назаров, Михаил Викторович|Михаил Назаров]] утверждал, что дети были убиты членами иудейской секты с ритуальными целями.<ref>[http://regnum.ru/news/454284.html ОТРИЦАНИЕ: «В убийстве красноярских детей обвинили евреев и вспомнили дело Бейлиса» (Regnum, May 12, 2005)]</ref><ref>[http://www.rusidea.org/index.php?a=2001 ОБВИНЕНИЕ: «…убийства пятерых детей в Красноярске, чьи тела были найдены обезкровленными. Наш адвокат В. А. Соломатов вскрыл много фактов намеренного утаивания информации и искажения сути дела, ритуальный характер которого несомненен. Благодаря нашим усилиям, адвокату Соломатову и порядочным журналистам дело уже получило большую огласку и не только в Красноярске…». (Изд. «Русская идея» — «Жить без страха иудейска!», выпуск: июнь 2007)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Культурное влияние ==
| + | |
- | | + | |
- | Феномен упоминается в произведениях искусства:
| + | |
- | | + | |
- | * [[Джеффри Чосер]]: «Кентерберийские рассказы»
| + | |
- | * [[Высоцкий, Владимир Семёнович|В. Высоцкий]]: «Антисемиты»
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | === Источники, опровергающие реальность кровавого навета ===
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/12241 Статья «Кровавый навет»] в [[Краткая еврейская энциклопедия|Краткой еврейской энциклопедии]]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/10_239.htm Статья «Кровавый навет»] в энциклопедии «Еврейский мир»
| + | |
- | * [http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Navet.htm К теме о Кровавом Навете на евреев.] Исчерпывающая подборка книг и статей на данную тему: Герман Л. Штрак «Кровь в верованиях и суевериях человечества»; Морис Самюэл «Кровавый навет — странная история дела Бейлиса»; «Дело Бейлиса» Стенографический Отчет; А. С. Тагер «Царская Россия и дело Бейлиса»; Владимир Бонч-Бруевич «Знамение времени»; В. Г. Короленко «К Русскому Обществу»; Белла Корченова «Живая совесть русского народа» (о В. Г. Короленко); Семен РЕЗНИК (Вашингтон) «Убийство Ющинского и дело Бейлиса, Короленко»; «Потревоженная тень Александра Меня»; Владимир Даль. «Редчайшая редкость» (кто был действительным автором «Записки о ритуальных убийствах», приписываемой Владимиру Далю (1801—1872).); Василий Шульгин «Дело Бейлиса» Из книги «Годы»; В. А. Маклаков «Убийство А. Ющинского» (Речь защитника в Деле Бейлиса); Л. Троцкий «Под знаком Дела Бейлиса»; Д. А. Хвольсон «О некоторых средневековых обвинениях против евреев» и пр.
| + | |
- | * [http://www.krotov.info/lib_sec/17_r/rez/reznik.html Семен Резник, Растление ненавистью (Кровавый навет в России)]
| + | |
- | * [http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=739&c_id=10051 Прикладная конфликтология для журналистов]. Глава: Обвинения в ритуальных жертвоприношениях и иных антиобщественных действиях
| + | |
- | * [http://www.krotov.info/history/20/1910/1913koro.html Владимир Короленко. Дело Бейлиса]
| + | |
- | * [http://www.krotov.info/history/20/1910/1912beylis_dorfman.htm Кровавый навет: опыт деконструкции] [[Михаэль Дорфман]]
| + | |
- | * {{ref-en}} [http://www.snopes.com/religion/blood.htm Urban Legends Reference Pages: Religion (Blood Feast)]
| + | |
- | * [http://www.messcom.org.ua/2006/04/29/antysem/ Православные легенды на службе антисемитизма]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=26067 Рецензия на книгу Ури Мильштейна "Кровавый навет в Дир-Яссине.]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/context/?id=9768&type=BigContext Статья о кровавом навете «Ловля детей на мацу: истоки и дискуссии».]
| + | |
- | | + | |
- | === Мнения сторонников реальности ритуальных убийств ===
| + | |
- | * [http://www.hrono.ru/religia/ritual_ubi.html Ритуальные убийства]
| + | |
- | * [http://libereya.ru/biblus/dal/index.htm «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их»](приписывается [[Даль, Владимир Иванович|В. И. Далю]], однако С. Резник опровергает авторство В. И. Даля и считает автором данного текста В. В. Скрипицына[http://www.krotov.info/lib_sec/17_r/rez/reznik2.html]).
| + | |
- | * [http://www.church.by/resource/Dir0262/Dir0263/Page0288.html Святой Гавриил (официальный портал Белорусского Экзархата]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | | + | |
- | * Кацис Л. Ф. Кровавый навет и русская мысль: Историко-теологическое исследование дела Бейлиса. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2006. — 496 с ISBN 5-93273-216-4
| + | |
- | * {{ref-en}} Ezekiel Leikin. The Beilis Transcripts. The Anti-Semitic Trial that Shook the World. ISBN 0-87668-179-8
| + | |
- | * {{ref-en}} R. Po-chia Hsia. The Myth of Ritual Murder: Jews and Magic in Reformation Germany. — New Haven: Yale UP, 1988. ISBN 0-300-04120-9 (cloth), ISBN 0-300-04746-0 (pbk.)
| + | |
- | * {{ref-en}} Alan Dundes. The Blood Libel Legend: A Casebook in Anti-Semitic Folklore. — University of Wisconsin Press, 1991, P. 336—376 ISBN 978-0-299-13114-2
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Антисемитизм]]
| + | |
- | [[Категория:Кровавый навет| ]]
| + | |
- | [[Категория:Предрассудки]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Link FA|de}}
| + | |
- | {{Link FA|he}}
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Ritualmordlegende]]
| + | |
- | [[en:Blood libel against Jews]]
| + | |
- | [[es:Libelo de sangre contra los judíos]]
| + | |
- | [[fr:Accusation de crime rituel contre les Juifs]]
| + | |
- | [[he:עלילת דם]]
| + | |
- | [[it:Accusa del sangue]]
| + | |
- | [[ja:血の中傷]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |